Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

психолисслед.рф

Для доступа к сайту журнала вы можете использовать кириллическое имя домена: психолисслед.рф

Почтовый сервис

Вы можете отправить информацию о журнальном материале по электронной почте.

Воспользуйтесь иконкой e-mail рядом с названием статьи либо в правом верхнем углу страницы и отправьте письмо любому адресату.



Ведущая к материалу ссылка включается в текст письма автоматически.

Журнал "Психологические исследования". Текущий выпуск

 


Psikhologicheskie Issledovaniya

Journal Editorial Board
 

2018 Том 11 No. 59 :: In Press

Уважаемые читатели! Текущий выпуск журнала публикуется. Обращаем ваше внимание на то, что до окончания этого процесса в публикуемые материалы могут вноситься изменения.

 

 

Гусельцева М.С. Трансформации современности в зеркале искусства: новые горизонты эпистемологических поворотов

Визуальный поворот рассматривается в качестве интегрирующей методологической стратегии, посредством которой могут быть проанализированы текущие трансформации современности, а также объединен опыт психологии и искусствознания в изучении изменений субъективности человека. Визуальность – одна из ключевых характеристик нашей эпохи. Повседневная жизнь переполнена визуальной информацией, на смену доминированию языка пришло мощное воздействие образа в контексте информационной культуры. Под влиянием визуального поворота образы стали изучаться как многослойные, медиальные, связанные со смыслом, выступающие источниками смыслопорождения и продуктами символизации. Постепенно они превратились в доминирующую структуру современной культуры, где изменение образовательных технологий, реклама, пропаганда, разного рода воздействия на психику с целью повлиять на поведение имели в своей основе визуальные практики. В анализе особенностей современной социализации подрастающих поколений на передний план выходят процессы, в ходе которых воплощенные в тех или иных феноменах культуры образы становятся внутренними образами субъекта. Неявные и не всегда очевидные для современников трансформации культурно-психологической реальности, ускользающие от теоретического осмысления, отразились в визуализациях, более четко маркирующих смену представлений и парадигм. В ракурсе искусствоведения и наук о культуре – двадцатый век начался с авангарда и закончился постмодернизмом. Осмысление психологией авангардистских направлений в искусстве ХХ в. способно поведать о тех изменениях психики, трансформациях культуры и субъективности, которые происходят с человеком и в настоящее время. Ключевым определением этих изменений сделалось представление о транзитивности повседневной жизни и текучести сознания.

Читать полностью >>

Марков А.В. К истории русской психологии восприятия: рецепция кинематографа в раннем символизме

Критика ассоциативного мышления была развернута ранним символизмом, стремившимся реабилитировать созерцание и переживание вечности. Наивная реабилитация была невозможна, и хотя позднейший символизм отрицал выразительные возможности кинематографа, ранний символизм оценил кинематограф как медиум созерцания, альтернативный романной организации мотиваций и действий. При этом так как неясно, кто созерцает, камера или зритель, воспринять кино удалось только внутри лирической поэтики, в которой идеал сам себя созерцает и возможно переключение от идеала к действующему лицу без смены аспекта. Наследие русской поэзии, в которой созерцание уникальных природных явлений могло противопоставляться созерцанию множественности мира, оказалось лучшей подготовкой к пониманию кинематографического медиа. Ранний русский символист Иван Коневской создал первый экфрасис фильма, под видом сюжетного стихотворения, и оспорил эстетическую программу Метерлинка, противопоставив ей эффекты кинематографического восприятия уникальных вещей. Тем самым в русском символизме были созданы новые представления о различии ассоциативного мышления и воображения: ассоциативное мышление стало считаться аксиологическим, настаивающим на ценности первых впечатлений, тогда как воображение сближалось с созерцанием, в котором аксиология оказывается лишь одним из аспектов в образном ряду, тогда как созерцается самопознание духа, а не следствия его присутствия. Тем самым символизм утвердил новую критическую норму созерцания, которую нужно учитывать при анализе русской идеалистической философии того времени, и внес свой вклад в дальнейшее развитие психологии восприятия, завершившейся проектами Шпета и Выготского.

Читать полностью >>

Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Эвдемонистический подход к катарсису трагического в живописи

Проанализировано явление катарсиса, возникающее при восприятии трагического в искусстве. Опираясь на эвдемонистическое понимание катарсиса и прослеживая культурно-исторические аспекты проблемы, авторы показывают, что катарсис как эстетическое и психологическое явление возник в Античности для облегчения принятия необходимости умирания Я для возрождения в новой жизни, и лишь позднее был интерпретирован Аристотелем как духовное очищение. Анализ современных интерпретаций катарсиса показывает, что их основой становится эвдемонистический подход. Принимая за основу культурно-исторический подход в психологии искусства, авторы на примере экспрессионистической живописи и ее ранних истоков (М.Грюневальд, Э.Мунк, Э.Шиле, П.Пикассо) подробно анализируют катарсис, возникающий при восприятии трагических произведений живописи. Показано, что эвдемонистический подход к сущности катарсиса позволяет осуществить рефлексию тех сложных чувств, которые вызывают живописные произведения, изображающие страх безысходности и отчаяния. Восприятие трагедии в произведении живописи ставит перед зрителем вопрос «Во имя чего?». Психологические функции катарсиса трагического для зрителя – принятие неизбежного, принятие личной ответственности за творимое в мире зло, поиск смысла, борьба с отчаянием, сопротивление хаосу, злу и разрушению. Авторы показывают, что трагическое в искусстве, в том числе живописи, создает эстетическое пространство, проникающее в жизненное пространство зрителя и создающее возможность расширения смыслового горизонта и духовного обновления. В эстетическом пространстве трагического произведения живописи частные обстоятельства жизни человека амплифицируются, обретая общечеловеческий смысл и ценностное измерение.

Читать полностью >>

Выпуск 2018 Том 11 No. 58