Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

психолисслед.рф

Для доступа к сайту журнала вы можете использовать кириллическое имя домена: психолисслед.рф

Почтовый сервис

Вы можете отправить информацию о журнальном материале по электронной почте.

Воспользуйтесь иконкой e-mail рядом с названием статьи либо в правом верхнем углу страницы и отправьте письмо любому адресату.



Ведущая к материалу ссылка включается в текст письма автоматически.

Журнал "Психологические исследования". Текущий выпуск

Гусельцева М.С. Эстетическая парадигма и трансформации повседневности: методологические аспекты

Обсуждаются методологические возможности эстетической парадигмы при изучении трансформаций субъективности и идентичности в современной культуре. Эстетическая парадигма используется в психологических исследованиях в широком и в узком смысле: в первом случае психология расширяет свои эпистемологические горизонты на общенаучном уровне методологии науки посредством привлечения инструментария истории искусства и искусствознания; во втором – фокус внимания на конкретно-научном уровне методологии науки направлен на роль искусства в социализации и становлении идентичности человека. Эстетическая парадигма рассматривается как структурирование мыслительного пространства, с одной стороны, соединяющее методологию трансдисциплинарного анализа с феноменологией актуальных для психологии проблем (таких как повседневность, современность, трансформации ценностей, конструирование идентичности в изменяющихся и множественных социокультурных контекстах и т.п.), а с другой – помещающее эту проблематику в особые исследовательские ракурсы искусства и искусствознания. В контексте психологических исследований вводится и обосновывается возникший на стыке истории повседневности и визуальной антропологи конструкт «режимы видимости». Показано, что искусство создает в культуре не только новые ценности и жизненные стили, но и новые оптики (способы видения) и визуальные практики. Взятая в своем историко-генетическом ракурсе эстетическая парадигма позволяет выделить разные типы эстетики, как сменяющие друг друга в истории, так и сосуществующие в современности. Рассматриваемая с функциональных позиций эстетическая парадигма решает задачи построения идентичности в ситуации разрыва традиций и распада повседневного жизненного мира. Эстетика создает пространство возвышенной жизни, где человек обнаруживает ресурсы для построения новой идентичности. Эстетическая парадигма транслирует ценности культуры, интегрирует чувственный опыт и преодолевает линейное мышление. Она характеризуется латентным конструктивизмом, осмысленным в эстетике постмодерна, выражающимся в выстраивании жизни как произведения и особой контекстуальной сензитивности, порождающей новые социокультурные движения.

Читать полностью >>

Марцинковская Т.Д. Язык искусства и язык науки: парадоксы сближения

Раскрываются три парадокса, связанные с анализом связи языков науки и искусства. Парадокс первый – показывающий, что часто язык науки более эмоционально насыщен, чем язык искусства. Парадокс второй – доказывающий, что часто обоснование принципиально новых открытий в науке происходит при помощи языка искусства или вместе с ним. Парадокс третий – показывающий, что художники при объяснении своих озарений используют язык науки. Приводятся примеры, раскрывающие эмоциональную насыщенность научных текстов и рациональность при изложении своих произведений художниками. Описываются варианты использованиями учеными языка искусства, а художниками – научных понятий. Так, в картинах художников подтверждаются результаты научных наблюдений ученых, данные о факторах, определяющих развитие восприятия живописи и музыки. С другой стороны, художники активно использовали открытия ученых для обоснования новых видов искусства. Доказывается, что все эти парадоксы связаны не столько с ограниченностью языков науки или искусства, сколько с тем, что ученые и художники стремятся не только совершить открытие, но и донести его до широкого круга людей. Показываются связь и различия языков внутри искусства и науки, раскрывается специфика языков в разных областях искусства и науки. Доказывается также, что стремление расширить круг людей, принимающих и понимающих автора, может связываться и с расширением языка конкретного вида науки или искусства. Язык конкретного вида искусства или области науки всегда ограничен, но для решения новых задач и описания новых открытий необходим выход за рамки своего языка, переход в междисциплинарную область, язык должен заимствовать некоторые коды, структуру, набор внутренних форм у другого языка и переструктурировать их под новую задачу. Анализ такого универсального кода, связывающего языки науки и искусства, может стать новым направлением в исследовании языков науки и искусства.

Читать полностью >>

Марков А.В. К истории русской психологии восприятия: рецепция кинематографа в раннем символизме

Критика ассоциативного мышления была развернута ранним символизмом, стремившимся реабилитировать созерцание и переживание вечности. Наивная реабилитация была невозможна, и хотя позднейший символизм отрицал выразительные возможности кинематографа, ранний символизм оценил кинематограф как медиум созерцания, альтернативный романной организации мотиваций и действий. При этом так как неясно, кто созерцает, камера или зритель, воспринять кино удалось только внутри лирической поэтики, в которой идеал сам себя созерцает и возможно переключение от идеала к действующему лицу без смены аспекта. Наследие русской поэзии, в которой созерцание уникальных природных явлений могло противопоставляться созерцанию множественности мира, оказалось лучшей подготовкой к пониманию кинематографического медиа. Ранний русский символист Иван Коневской создал первый экфрасис фильма, под видом сюжетного стихотворения, и оспорил эстетическую программу Метерлинка, противопоставив ей эффекты кинематографического восприятия уникальных вещей. Тем самым в русском символизме были созданы новые представления о различии ассоциативного мышления и воображения: ассоциативное мышление стало считаться аксиологическим, настаивающим на ценности первых впечатлений, тогда как воображение сближалось с созерцанием, в котором аксиология оказывается лишь одним из аспектов в образном ряду, тогда как созерцается самопознание духа, а не следствия его присутствия. Тем самым символизм утвердил новую критическую норму созерцания, которую нужно учитывать при анализе русской идеалистической философии того времени, и внес свой вклад в дальнейшее развитие психологии восприятия, завершившейся проектами Шпета и Выготского.

Читать полностью >>

Полева Н.С. Искусство как язык и как коммуникация

Предпринимается попытка проследить преемственность в развитии идей Государственной академии художественных наук (ГАХН) и выявить те направления ее исследований, которые оказались наиболее значимыми во временной перспективе. Одним из таких направлений является исследование языка искусства. Анализ основных идей работ Н.И.Жинкина ГАХНовского периода и его работ второй половины XX в. доказывают преемственность в развитии проблем языка, «выражения», формирования смыслов и значений, их передачи в процессе коммуникации. Основное внимание в статье уделяется анализу концепта языка внутренней речи Н.И.Жинкина и концепту автокоммуникации Ю.М.Лотмана, которые рассматриваются как направления исследований языка в контексте преемственности идей ГАХН. Разные методологические подходы ученых приводят их к комплементарным выводам – язык искусства возникает на основе натурального языка и обладает характеристиками, сходными с основными чертами языка внутренней речи и языка автокоммуникативной системы. При этом искусство является одновременно и речью, и кодом (Жинкин), сообщением и кодом (Лотман) и использует всегда два канала коммуникации – в системе «Я – ОН» и в системе «Я – Я». У Жинкина это «двойная речь» – «предметно-схемный код внутренней речи и экспрессивная речь». Закономерности функционирования художественного текста являются, согласно Лотману, закономерностями функционирования искусства и культуры, коммуникация в которых строится одновременно по двум каналам с большей или меньшей тенденцией к одному из них. Автокоммуникация является важным фактом не только психологии, но и культуры в целом. В канале автокоммуникации (в культуре и индивидуальном сознании) обеспечивается генерирование новых кодов, значений и смыслов и модификация уже сложившихся. «Я – Я» как канал коммуникации во времени рассматривается, наряду с переживаниями, в качестве механизма, обеспечивающего сохранение целостности индивидуальной и социокультурной идентичности, а также гармонизацию составляющих индивидуальных и групповых психологических хронотопов через восстановление «связи времен».

Читать полностью >>

Хорошилов Д.А. Искусство и социальная психология: от экспериментальной эстетики к эстетической парадигме

Раскрывается значение искусства и эстетики в истории социальной психологии. Проблематика художественного восприятия интересовала уже Г.Т.Фехнера, В.Вундта, Т.Липпса, которые заложили основы психологической эстетики. Из бесконечности интерпретаций искусства, сформулированных в современной эстетике, нами выбирается за основу антропологическое определение К.Гирца, согласно которому искусство – это символическое выражение культурного опыта, чье значение подлежит «расшифровке» в контексте повседневной жизни и социального воображения. Такое определение позволяет рассмотреть искусство в оптиках психологии социального познания и психологии повседневности. Показывается, что все известные парадигмы и теории социального познания ХХ столетия (психоаналитическая, необихевиористская, нейрокогнитивная, интеракционистская и конструкционистская) так или иначе аппелировали к эстетике. В современной эпистемологической ситуации плюрализма и полипарадигмальности становится возможным говорить о сближении научного и художественного познания, что предсказывалось ранее в эстетических и психологических концепциях Л.С.Выготского и Г.Г.Шпета, а также в работах ГАХН 1920-х гг., задолго до эпохи постмодернизма. Формула Г.Шпета, согласно которой искусство – «не только коррелят и добавление к объективному знанию, служащее расширению нашего культурного кругозора», но еще и средство восстановления единства культурного бытия [Шпет, 2006, с. 34], становится центральной для эстетической парадигмы, чьи сторонники обращаются к языкам искусства как способам репрезентации трансформаций социального познания в транзитивном обществе. Эстетическая парадигма – запоздалый ответ на давнее предложение А.Варбурга создать историю психологии человеческого выражения, которая объединит усилия различных наук и искусства на пути к целостному пониманию человека. Именно открытость художественного произведения (как, впрочем, и любой научной концепции) для интерпретаций, провозглашаемая эстетической парадигмой вслед за У.Эко, оказывается созвучной неопределенности актуального исторического момента.

Читать полностью >>

Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Эвдемонистический подход к катарсису трагического в живописи

Проанализировано явление катарсиса, возникающее при восприятии трагического в искусстве. Опираясь на эвдемонистическое понимание катарсиса и прослеживая культурно-исторические аспекты проблемы, авторы показывают, что катарсис как эстетическое и психологическое явление возник в Античности для облегчения принятия необходимости умирания Я для возрождения в новой жизни, и лишь позднее был интерпретирован Аристотелем как духовное очищение. Анализ современных интерпретаций катарсиса показывает, что их основой становится эвдемонистический подход. Принимая за основу культурно-исторический подход в психологии искусства, авторы на примере экспрессионистической живописи и ее ранних истоков (М.Грюневальд, Э.Мунк, Э.Шиле, П.Пикассо) подробно анализируют катарсис, возникающий при восприятии трагических произведений живописи. Показано, что эвдемонистический подход к сущности катарсиса позволяет осуществить рефлексию тех сложных чувств, которые вызывают живописные произведения, изображающие страх безысходности и отчаяния. Восприятие трагедии в произведении живописи ставит перед зрителем вопрос «Во имя чего?». Психологические функции катарсиса трагического для зрителя – принятие неизбежного, принятие личной ответственности за творимое в мире зло, поиск смысла, борьба с отчаянием, сопротивление хаосу, злу и разрушению. Авторы показывают, что трагическое в искусстве, в том числе живописи, создает эстетическое пространство, проникающее в жизненное пространство зрителя и создающее возможность расширения смыслового горизонта и духовного обновления. В эстетическом пространстве трагического произведения живописи частные обстоятельства жизни человека амплифицируются, обретая общечеловеческий смысл и ценностное измерение.

Читать полностью >>

Гусельцева М.С. Трансформации современности в зеркале искусства: новые горизонты эпистемологических поворотов

Визуальный поворот рассматривается в качестве интегрирующей методологической стратегии, посредством которой могут быть проанализированы текущие трансформации современности, а также объединен опыт психологии и искусствознания в изучении изменений субъективности человека. Визуальность – одна из ключевых характеристик нашей эпохи. Повседневная жизнь переполнена визуальной информацией, на смену доминированию языка пришло мощное воздействие образа в контексте информационной культуры. Под влиянием визуального поворота образы стали изучаться как многослойные, медиальные, связанные со смыслом, выступающие источниками смыслопорождения и продуктами символизации. Постепенно они превратились в доминирующую структуру современной культуры, где изменение образовательных технологий, реклама, пропаганда, разного рода воздействия на психику с целью повлиять на поведение имели в своей основе визуальные практики. В анализе особенностей современной социализации подрастающих поколений на передний план выходят процессы, в ходе которых воплощенные в тех или иных феноменах культуры образы становятся внутренними образами субъекта. Неявные и не всегда очевидные для современников трансформации культурно-психологической реальности, ускользающие от теоретического осмысления, отразились в визуализациях, более четко маркирующих смену представлений и парадигм. В ракурсе искусствоведения и наук о культуре – двадцатый век начался с авангарда и закончился постмодернизмом. Осмысление психологией авангардистских направлений в искусстве ХХ в. способно поведать о тех изменениях психики, трансформациях культуры и субъективности, которые происходят с человеком и в настоящее время. Ключевым определением этих изменений сделалось представление о транзитивности повседневной жизни и текучести сознания.

Читать полностью >>

Тан Ф. Межпоколенческие конфликты в Китае и подходы к их урегулированию, применяемые представителями разных возрастных когорт

Продолжающаяся глобализация и интернационализация региональных и местных рынков и рабочих мест порождают проблемы межкультурных и межпоколенческих конфликтов, так как рабочие места становятся все более разнообразными с точки зрения представленности поколений и культур. В силу растущего глобального влияния Китая и динамики населения, подходы к изучению межпоколенческих различий и источников конфликтов, свойственные западным культурам, возможно, нуждаются в модификации, чтобы лучше учитывать, каким образом факторы социальной иерархии, возрастной динамики и сыновней почтительности взаимодействуют в незападных контекстах. Для таких стран, как Китай, растущие деловые и торговые связи часто приводят к конфликтам или недопониманию на рабочем месте, поскольку люди из разных поколений и культур взаимодействуют в разных контекстах. В то же время предприятия не располагают достаточными данными для разработки эффективной политики и учебных программ по смягчению возможных конфликтов. Настоящее исследование направлено на устранение этого пробела путем использования полуструктурированного вопросника на основе сценариев конфликта для изучения подходов 73 молодых и пожилых китайских специалистов к урегулированию межпоколенческих конфликтов на работе. Результаты показывают, что в то время как пожилые китайские участники предпочитают избегать источников конфликтов или подходить к ним более конфронтационным образом, их молодые коллеги предпочитают активные подходы, направленные на сотрудничество и разрешение конфликта . Полученные результаты также свидетельствуют о том, что молодые респонденты в меньшей степени ограничены возрастными иерархическими соображениями, когда сталкиваются с потенциальными источниками конфликтов, в которых участвуют пожилые люди.

Читать полностью >>

Лукьянченко Н.В. Семейная идентичность женщин из неполных семей

В современном социуме, где приветствуются ценности свободы, и одновременно высока ориентация на поиск нормативного способа жизнедеятельности, исследования идентичности являются средством общественного самопонимания. В проблематике идентичности семья, приобретающая множественные формы, представляет собой интересный объект для исследовательского внимания. Идентичность членов различных семейных групп должна отражать самоконцептуализации их устройства, детерминированные отношением к их социальному статусу. Неполная семья в настоящее время имеет противоречивый социальный статус. Исследования неполных семей в гуманитарных науках в большинстве своем посвящены проблемам воспитания и социализации. И практически не рассматривается то, как взрослый член неполной семьи идентифицирует себя в своем семейном статусе. В соответствии с этим проведено исследование семейной идентичности женщин из неполных семей. Семейная идентичность понимается как субъективный образ принадлежности к семейной группе, отражающий характеристики группы и своего функционирования в ней в структурном, эмоционально-оценочном и когнитивном аспектах. Составляющие семейной идентичности выявлялись посредством диагностического комплекса, включающего идеографические методики. Выявлены следующие особенности семейной идентичности женщин из неполных семей: идентификация семьи, прежде всего, как себя с ребёнком с возможной перспективой увеличения её состава, уверенное самоопределение в семейной иерархии при пассивной позиции в системе взаимодействия; высокая эмоциональная значимость себя и низкая, вплоть до отвержения значимость «супруга», что вступает в противоречие с его декларируемой желательностью, восприятие своей семьи как сплочённой, доброй в отношениях и скромной в своих проявлениях группы, себя – как заботливого, доброго, целеустремлённого члена семьи. И себе, и семье могут приписываться негативные характеристики. Такой характер семейной идентичности определяется ее дефицитарным социальным статусом, служит его субъективным «оправданием» и в то же время его поддерживает.

Читать полностью >>

Корниенко Д.С., Руднова Н.А. Особенности использования социальных сетей в связи с прокрастинацией и саморегуляцией

Социальные сети является неотъемлемой составляющей современной жизни, но при этом они становятся факторами снижения достижений, в частности, академических. При анализе личностных факторов, влияющих на увлечение социальными сетями, рассматриваются саморегуляция и прокрастинация, представляющая личностную черту, проявляющуюся в откладывании работы и других дел на потом. Существует множество свидетельств о негативной роли прокрастинации в академических достижениях и, как следствие, повышении тревожности и уровня переживания стресса. Дискуссионным остается вопрос о том, в каких отношениях находятся саморегуляция и прокрастинация, так как обе характеристики связаны со снижением результативности деятельности. В исследовании анализируются личностные факторы, формирующие зависимое от социальной сети поведение, – прокрастинация и саморегуляция как предикторы интенсивности и навязчивости в использовании социальных сетей. Выборку исследования составили 321 человек, являющиеся пользователями социальной сети «ВКонтакте», в возрасте от 17 до 60 лет. Характеристики использования социальной сети были диагностированы с помощью Шкалы интенсивности использования и Шкалы навязчивого использования. Также были измерены особенности прокрастинации и саморегуляции. На основании корреляционного и регрессионного анализа было получено, что пол и прокрастинация являются значимыми факторами для интенсивности и навязчивости использования социальной сети. Кроме того, были уточнены половые различия в использовании социальной сети. Данное исследование показывает, что женщины являются более увлеченными социальной сетью, а при более высоком уровне откладывания (прокрастинации) могут проявляться и негативные эффекты (межличностные, эмоциональные, деловые проблемы) увлеченности социальной сетью.

Читать полностью >>

Щукина М.А., Яковлева И.В., Крайнюков С.В., Тютюнник Е.И., Бондарева М.О., Аверьянова О.Ю. Особенности визуальной самопрезентации участников деловой коммуникации в виртуальной образовательной среде

Описывается исследование, посвященное выявлению имплицитных представлений и реализуемых стратегий в области визуальной самопрезентации пользователей в коммуникативном пространстве деловой виртуальной сети учреждения высшего образования. В первой части для выявления специфики самопрезентации студентов и преподавателей / сотрудников в контексте деловой коммуникации применялся контент-анализ изображений на личных страницах учебного портала (n = 1107, 86 преподавателей, 21 сотрудника и 1000 студентов). Во второй части исследования для оценки категориальных структур сознания, актуализирующихся при восприятии изображений на учебном портале, применялась методика специализированного семантического дифференциала, для разработки которого использовались метод личностных конструктов Дж.Келли и экспертная оценка 35 студентов и 15 преподавателей. Оценка изображений по разработанной методике осуществлена при участии 300 респондентов (250 студентов и 50 преподавателей). Произведенные исследовательские процедуры позволяют заключить, что большинство пользователей портала используют стиль самопрезентации, адекватный деловому характеру учебного взаимодействия в образовательной сети. Это преимущественный выбор фото с хорошей резкостью и освещенностью, изображающих одного человека на нейтральном однотонном фоне размером по пояс или бюст в ракурсе анфас или три четверти, смотрящего на зрителя с улыбкой / полуулыбкой, и без дополнительных аксессуаров. Вместе с тем выделены особенности самопрезентации части пользователей (преимущественно из числа студентов), игнорирующих или не понимающих деловой контекст коммуникации в образовательной среде. Они выбирают игровую, защитную, сексуализированную или искаженную форму самопрезентации, характерную для коммуникации в социальных сетях. На уровне представлений и ожиданий к презентации партнеров по коммуникации выявлено позитивное отношение как преподавателей, так и студентов к деловому и информативному стилю предъявляемых изображений. При этом студенты, в отличие от преподавателей, более положительно воспринимают неформальные и символизированные изображения с выраженной эмоциональной экспрессией.

Читать полностью >>

Дружилов С.А. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты

Рассматриваются проблемы засорения информационной среды ложной и вредоносной информацией, а также целенаправленного ее распространения через социальные сети. Проводится анализ представлений о негативных информационно-психологических воздействиях на личность, а также возможностей реализации этих воздействий в современных условиях. Информационное воздействие влияет на поведение человека через психику, изменяя компоненты сознания. Анализируемой в статье формой негативного информационного воздействия является манипуляция. Ее мишени – сознание, картина мира, мировоззрение, жизненная позиция человека. Способы достижения результатов: искажение информации; дезинформация; персонификация; фильтрация; индивидуализация воздействия. Рассматриваются основные механизмы искажения информации. Создание и распространение «фальшивых новостей» предстает как способ манипулирования сознанием. При персонификации результаты поиска по запросу пользователя выстраиваются на основе анализа его местоположения, истории поисков и приверженностей. Пользователю предъявляется только та информация, которая согласуется с прошлыми его точками зрения. Фильтрующие алгоритмы делают из потока новостной информации персонифицированную ленту новостей пользователя; посредством информационных фильтров пользователь изолируется в собственном информационном «коконе». Возникает эффект эхо-камеры, закрепляющий присущее человеку мировоззрение и искажающий картину действительности. Информационные технологии позволяют индивидуализировать психологическое воздействие на человека с использованием персонификации данных о нем. Основу персонификации составляют «цифровые следы», оставляемые пользователем в электронных базах Интернета. В составе информационного загрязнения выделяется: 1) избыточная информация; 2) дезинформация. Информационные загрязнения могут быть не только побочным продуктом, но и создаваться осознанно и целенаправленно. Это ложная, сфабрикованная, пропагандистская информация. Усиление давления информационных технологий на личность повышает значимость информационной экологии в защите человека от информации, загрязняющей информационную среду.

Читать полностью >>