Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Импакт-фактор ПИ

Журнал “Психологические исследования” занимает 1 место по величине двухлетнего импакт-фактора и 1 место по величине пятилетнего импакт-фактора. Данные Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) за 2013 год.

психолисслед.рф

Для доступа к сайту журнала вы можете использовать кириллическое имя домена: психолисслед.рф

Почтовый сервис

Вы можете отправить информацию о журнальном материале по электронной почте.

Воспользуйтесь иконкой e-mail рядом с названием статьи либо в правом верхнем углу страницы и отправьте письмо любому адресату.



Ведущая к материалу ссылка включается в текст письма автоматически.

Журнал "Психологические исследования". Текущий выпуск

 


Psikhologicheskie Issledovaniya

Journal Editorial Board
Статус публикуемых в журнале статей
 

Уважаемые читатели! Текущий выпуск журнала публикуется. Обращаем ваше внимание на то, что до окончания этого процесса в публикуемые материалы могут вноситься изменения.

 

Зирко А.В., Орлов А.Б. Вокалотерапия: перспектива эмпирического исследования

Рассматриваются основные направления вокалотерапии и вокальных практик в психотерапии. Выделяются вокальные практики, реализуемые внутри определенных психотерапевтических направлений: терапии экспрессивными искусствами, процессуальной терапии, онтотерапии и др. Отмечены отдельные вокалотерапевтические практики: музыковокалотерапия, вокаломузыкотерапия, вокалопсихотерапия, трансперсональная голосовая терапия и др. Рассматриваются возможные модели вокалотерапии: медицинская как способ воздействия на организм и личность больного и психологическая как средство самовыражения клиента, обнаружения его аутентичности и целостности. Обсуждаются методы и техники вокалотерапии: техники групповой вокало- и музыкотерапии в психиатрических и соматических клиниках, вокализации в измененном состоянии сознания, техники вокального удержания, свободного ассоциативного пения, скандирования, медитации, релаксационные и дыхательные техники. Упоминаются методики, используемые в немногочисленных исследованиях в данной области: наблюдение, анкетирование, самоотчеты, психофизиологические методы. Рассматривается процесс становления внутреннего Я и формирования внешнего Я. Модель соотносится с возможностью поиска аутентичного голоса. Описаны способы самоотождествления человека. Выдвигается предположение об отражении процессов самоотождествления в звучании голоса, описана предположительная специфика его звучания. Предлагается модель процесса вокалотерапии в поиске аутентичного голоса внутреннего Я. Описана классификация типов вокализаций. Типы вокализаций соотносятся со звучанием голосов внешнего и внутреннего Я. Выделены их субъективные маркеры. Вокализации соотносятся с внутренними инстанциями личности, которые проявляются в психотерапии и жизни: внутренним клиентом, внутренним терапевтом и внутренним наблюдателем. Предполагается, что если в вербальной терапии происходит постепенный переход от внутреннего наблюдателя к внутреннему клиенту и внутреннему терапевту, то в вокалотерапии – от импрессивных и неаутентичных вокализаций сначала ко всему спектру вокализаций, а затем к экспрессивным и аутентичным вокализациям. Представлена возможная перспектива проведения эмпирического исследования. Даны критерии, с помощью которых вокализирующие и слушатели могут оценивать процесс и результат вокализаций.

Читать полностью >>

Зелянина А.Н., Падун М.А. К проблеме посттравматического личностного роста: современное состояние и перспективы

Представлены результаты теоретического анализа феномена посттравматического личностного роста: определено понятие посттравматического личностного роста, проанализированы теории, объясняющие механизмы роста, а также выявлены предикторы данного явления. Установлено, что под посттравматическим личностным ростом понимается субъективный опыт позитивного психологического изменения после воздействия на человека стрессора, угрожающего жизни. Позитивные изменения, которые описываются людьми, переживающими ПТЛР, представлены пятью факторами: отношение к другим; новые возможности; сила личности; духовные изменения; повышение ценности жизни. Описаны две основные теории посттравматического личностного роста. Сделан вывод о том, что представления остаются односторонними, поскольку данные теории в качестве пускового механизма посттравматического личностного роста рассматривают исключительно когнитивные процессы, происходящие после травмы. Вместе с тем анализ опубликованных данных показал, что в качестве предикторов посттравматического личностного роста целесообразно также рассматривать социально-демографические характеристики, показатели здоровья, индивидуально-психологические характеристики, предикторы, связанные с травматическим событием, а центральное место должно отводиться когнитивным процессам и структурам, которые позволяют оценить событие в индивидуальном ключе не только как угрожающее, но и как источник роста. Установлено, что показатели посттравматического личностного роста сопряжены как с общими, так и со специфическими для разных видов травм факторами. Большое значение имеют также данные о сопряженности выраженного посттравматического стресса и роста. Выявлено, что посттравматический стресс и посттравматический личностный рост сосуществуют в одном человеке, и есть мнение, что выраженный стресс является предиктором роста на отдаленных этапах переживания травмы, а не наоборот.

Читать полностью >>

Гребенникова О.В., Хузеева Г.Р., Кончаловская М.М., Аянян А.Н. Социальные представления и ценностные ориентации в картине мира современных подростков: мозаика противоречий

Рассматривается картина мира современных подростков в нестабильной социальной ситуации, через актуализацию социальных представлений и ценностных ориентаций. Социальные представления могут выступать в качестве когнитивного компонента картины мира, которые рождаются в обыденном повседневном мышлении с целью помочь человеку осмыслить и проинтерпретировать окружающую социальную реальность. Ценностные ориентации и эмоции составляют аффективный компонент картины мира и проявляются в межличностных взаимоотношениях. В современном мире одной из важнейших ценностей становится успех, а представление об успехе отражает место подростка среди других людей, оценку своих действий, поведения и взаимоотношений с другими людьми. Представлены результаты исследования места и характера социальных представлений в картине мира старших подростков в ситуации транзитивности современного общества. Полученные материалы доказывают, что социальные представления об окружающем в картине мира современной молодежи крайне не структурированы и противоречивы, имеют невысокую степень их связанности в разных сферах действительности между собой, что существенно осложняет конструирование картины мира. Эмоциональные переживания подростков и молодежи более гармоничны. Они показывают не только наиболее аффективно заряженные образы в картине мира, но и противоречия между отношением к себе в мире и отношением к миру. Выявлена высокая степень значимости ценностей самостоятельности и достижения для всех подростков, что свидетельствует о высокой мотивации к автономии и личному признанию. Профессиональная направленность и пространственные характеристики проживания не только отражаются в содержании картины мира подростков, но и в некоторой степени определяют направление ее развития. Обнаружено отсутствие гармоничной взаимосвязи между представлениями о себе и представлениями о мире в целом, что затрудняет формирование персонифицированной картины мира.

Читать полностью >>

Чернов Д.Н., Фролова С.В., Шаль Л.Г., Эрнандес-Хименес М.С. Особенности межличностных отношений как фактор становления языковой компетенции в среднем школьном возрасте в норме и при патологии

Проведено исследование особенностей межличностных отношений как фактора становления языковой компетенции в среднем школьном возрасте в норме и при патологии. Для изучения языковой компетенции использовались тесты на знание лексики, грамматики, фонетики русского языка, на знание английского языка. С целью исследования чувства языка разработана методика на основе текста «Случай с Оливером» Р.М.Фрумкиной. Текст содержит слова, в которых корневые морфемы заменены на бессмысленные звукосочетания, но сохранены грамматические связи с другими словами. Оценивалась семантическая и грамматическая точность переводов на русский язык. Межличностные отношения ребенка оценивались с помощью методики «Фильм-тест» Р.Жиля и метода социометрии. Нормативную выборку составили 26 детей в возрасте 12–13 лет, обучающихся в одном классе общеобразовательной школы. В экспериментальную выборку включены 18 детей с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция» того же возраста, обучающихся в одном классе. В отличие от группы нормы, у детей с отклонениями в развитии наблюдается низкий уровень языковой компетенции и слабая структурная связанность различных ее компонентов, некритичность к собственной речевой деятельности, негативное эмоциональное отношение к языковым занятиям. Педагог не воспринимается как помощник в преодолении возникших трудностей. Напротив, любознательность, ориентация на взаимодействие с учителем – положительно, а конфликтность и стремление к одиночеству – отрицательно связаны с показателями языковой компетенции и отношения к ситуации языкового обучения в группе нормы. Излишне тесные взаимоотношения детей из экспериментальной группы с родителями создают неблагоприятные условия для их погружения в процесс обучения. В норме позитивные взаимоотношения в учебной группе и принятие ребенка ее членами создают социально-психологические условия для оптимизации языкового обучения. Результаты указывают на дефицит социально-психологической работы с детьми с отклонениями в развитии, способствующей созданию оптимальных обучающих условий.

Читать полностью >>

Перменова Д.С. Вербальный компонент речевого поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Обсуждается понятие речевого поведения детей с задержкой психического развития и различные точки зрения на данный феномен. Рассматривается вопрос понимания речевого поведения в отечественной и современной психологии. Отдельно обращается внимание на специфику речевого поведения детей с задержкой психического развития. Также выделяется структура речевого поведения, состоящая из шести компонентов: вербального, смыслового (когнитивного), эмоционального, этического (нравственного), мотивационного, прогностического. Теоретические обоснования, послужившие выделению данной структуры, приводятся также в статье и соотносятся с авторской. Целью исследования является выявление иерархии вербальных направленностей в речевом поведении детей с задержкой психического развития. Поэтому в проведенном специальном исследовании особое внимание уделяется вербальному компоненту речевого поведения детей с задержкой психического развития. Методом исследования послужили предварительная беседа, свободное письмо, которое обрабатывалось методом контент-анализа. Вербальный компонент анализировался с позиции разнообразия вербальных тем. Особое внимание обращается  на частоту использования каждой вербальной темы в речи как лексико-грамматической характеристики, и на значимость этих тем для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Помимо этого, выделены основные вербальные направленности, отражающие систему ценностных ориентаций, картину мира и взаимоотношения детей с задержкой психического развития. В результатах выделены и проанализированы основные тенденции в речевом поведении детей с задержкой психического развития. В статье делается попытка объяснить полученные результаты с точки зрения современной культуры и общности детей с задержкой психического развития.

Читать полностью >>

Резазадех З., Баянова Л.Ф. Обусловленность психических состояний моральной нормативностью

Представлены результаты эмпирического исследования влияния моральной нормативности на психические состояния человека. Проблема детерминации состояний остается во многом неопределенной. Практически отсутствуют исследования, в которых отражались бы факты обусловленности психических состояний соответствием или несоответствием поведения субъекта принятым в культуре нормам и правилам. Цель исследования заключалась в выявлении влияния нормативности как свойства личности на переживание им психических состояний. В работе использованы методики, выявляющие профиль психических состояний и моральную нормативность. Для измерения психических состояний использована методика «Рельеф психического состояния», разработанная А.О.Прохоровым; для определения моральной нормативности применен многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», содержащий шкалу «Моральная нормативность». Выборка респондентов составляет 266 человек в возрасте от 19 до 25 лет. Показатели влияния установлены с помощью расчета однофакторного дисперсионного анализа. Результаты исследования показывают, что степень соответствия личности моральным нормам оказывает влияние на ряд его психических состояний, связанных с психическими процессами, переживаниями и поведением. Так, моральная нормативность влияет на протекание психических процессов, что проявляется в чувствительности к внешним воздействиям, четкости и осознанности восприятия, протекании эмоциональных и волевых процессов. Обнаружено влияние моральной нормативности на все факторы по шкале «Переживание». В психических состояниях, регулирующих поведение, моральная нормативность влияет на контроль поведения, адекватность, обдуманность, напряженность, устойчивость. Обнаружено, что чем выше моральная нормативность, тем менее спонтанны состояния в тех или иных поведенческих проявлениях личности. Влияние моральной нормативности на состояния, связанные с физиологическими реакциями, не обнаружено.

Читать полностью >>

Балева М.В., Ковалева Г.В., Гасимова В.А. Эффекты показателей групповой идентичности на проявления ингрупповой прототипизации и межгрупповой стереотипизации

Исследуются эффекты показателей групповой идентичности на ингрупповой фаворитизм и межгрупповую стереотипизацию при восприятии искусственных социальных групп. В качестве показателей групповой идентичности рассматриваются аффилиативные параметры самоидентификации (групповое членство и отнесение ингруппы к категориям большинства ‒ меньшинства), а также мотивационный компонент (уровень субъективной значимости информации о целевых группах). Ингрупповой фаворитизм измеряется через показатель прототипизации ‒ преимущественное приписывание «своей» группе характеристик более широкой социальной общности, объединяющей в своем составе ингруппу и аутгруппу. Стереотипизация определяется как склонность к описанию единичных представителей целевых групп в терминах обобщающих черт, а не конкретного поведения. Исследование проводилось на выборках из 206 и 103 студентов в возрасте от 17 до 22 лет. Информация о социальных группах предъявлялась в виде текста, стилизованного под статью из СМИ. По прочтении текста испытуемых просили идентифицировать себя с одной из групп, а также охарактеризовать типичных представителей данных групп через набор личностных характеристик и описание поведения. Процедура была организована в логике квазиэкспериментального дизайна, для обработки данных применялся дисперсионный анализ. Полученные факты подтверждают выдвинутую Г.Тежфелом теорию минимальных групп и свидетельствуют о том, что ингрупповой фаворитизм и межгрупповая стереотипизация наблюдаются в условиях произвольного и объективно не мотивированного выбора группового членства. Обнаружено, что субъективное отнесение ингруппы к большинству, а также повышенная субъективная значимость информации о целевых группах являются факторами усиления ингрупповой прототипизации (фаворитизма), но не затрагивают процессы межгрупповой стереотипизаци.

Читать полностью >>

Гришина Н.В., Костромина С.Н. Психология личности: переосмысление традиционных подходов в контексте вызовов современности

В XXI веке изменения реальности становятся новыми вызовами для психологической науки, побуждая к пересмотру сложившихся представлений и инициируя дискуссии о содержании и базовых понятиях даже таких традиционных областей, как психология личности. Анализ тематики наиболее релевантных научных мероприятий 2016 г. (31-й Всемирный психологический конгресс, 2-я Всемирная конференция по личности, 18-я Европейская конференция по личности) показал, что, несмотря на появление таких новых направлений, как нейробиологические исследования личности, поведенческая генетика, изучение повседневности, рост числа качественных исследований, доминирующими остаются исследования, выполненные в рамках структурно-функционального подхода и акцентирующие внимание на личностных чертах, работы в области разработки методических решений и средств измерения и оценки личности. Однако присутствует и тенденция к переосмыслению традиционных подходов, как базовых понятий психологии личности, так и ее методологических оснований, что свидетельствует о назревшей потребности в современной психологии личности. Анализ публикаций в ведущих российских психологических журналах также демонстрирует сохраняющееся преобладание работ, основанных на структурно-функциональном подходе; вместе с тем не снижается интерес и к теоретическому обсуждению и уточнению понятия личности. В отечественной психологии XXI века все настойчивее звучит призыв к поискам новых подходов. В первую очередь это относится именно к психологии личности, как российской («изменяющийся индивид в изменяющемся мире»), так и зарубежной («изучать реальных людей в реальном мире»). Как следствие в отечественной психологии наблюдается смещение интересов в область изучения человека в пространстве вызовов неопределенности и сложности современного мира, что рассматривается как актуальная задача психологической науки. Одним из релевантных теоретических и методологических подходов является экзистенциальный подход. Разработка его базовых понятий в контексте вызовов реальности может рассматриваться как перспективный вектор развития современной психологии личности.

Читать полностью >>

Марцинковская Т.Д., Турушева Ю.Б. Нарратив как методология исследования личности в ситуации транзитивности

Раскрывается понятие социально-психологической транзитивности, связанное с множественностью, неопределенностью и изменчивостью. Показывается связь социальных и психологических аспектов транзитивности. Доказывается необходимость разработки нового подхода к построению категориального строя психологии, перехода от матричного к сетевому принципу соотношения между категориями. Проводится аналогия между неопределенностью в гуманитарных и естественных науках, доказывается плодотворность использования понятия психологический хронотоп для исследования психологии личности в транзитивном мире. Сложная структура психологического хронотопа раскрывает соотношение между социальными и персональными пространствами и временами. При этом анализ возможных вариантов развития личности соотносится не только с тремя пространственными координатами, но и с тремя временами. Предлагается выделять в большом пространственном временном континууме хронотопа жизни малые хронотопы, характеризующие отдельные периоды жизни людей. Показывается положительное и отрицательное значение гетерохронности, важность гармонии между объективными и субъективными аспектами психологического хронотопа, которое возможно внутри одной социальной (субкультурной) группы людей, представленной в виде социальной сети. Раскрывается понятие внутренней формы психологического хронотопа, показывается роль «остранения», выхода за пределы собственной жизни, помогающая осознанию себя и смысла своего существования. Доказывается ведущая роль автобиографического нарратива в изучении личности и в процессе рефлексии людьми смысла своей жизни. Приводятся различные подходы к пониманию нарратива и его связи с «травмой идентичности», личностным кризисом и потерей / обретением смысла. Показывается, что именно в языке происходит окончательное формирование смысла, а новая смысловая структура ведет к перестройке личности. Хотя нарратив повествует об уникальном опыте, он всегда направлен на адресата, позволяя «вписать» личностный смысл в общекультурное поле. Доказывается, что освоение нарративной формы позволяет человеку понять, что неопределенность является частью нашей жизни, и быть готовым к вызову неопределенности.

Читать полностью >>

Зайцева Ю.Е. Стратегии и стили конструирования идентичности в автобиографических Я-нарративах

Автобиографический Я-нарратив является базовым средством в современной культуре и основным социально-когнитивным механизмом психической деятельности по конструированию личной идентичности. Полученный нами эмпирический материал показывает, как меняются стратегии конструирования идентичности под влиянием факторов возраста, культурно-исторического периода формирования личности автора текста, а также дискурсивного контекста автобиографирования, задающего схему организации повествования во времени (из прошлого в будущее, из настоящего в прошлое и будущее, из будущего в прошлое). Под стратегией конструирования идентичности (самотождественности) нами понимается способ согласования жизненных событий во времени и в пространстве жизненных усилий субъекта и способ их смысловой атрибуции его ценностно-мотивационным, стилевым или устойчивым индивидуальным особенностям. Выборку исследования автобиографических Я-нарративов составили: 62 текста из корпуса автобиографических сочинений из БФ СИ РАН, представителей трех поколений в возрасте от 13 до 80 лет; автобиографические эссе трех типов: свободная автобиография; тематическая автобиография («Моя жизнь» и «Моя жизнь через N лет»), тематическая автобиография («Моя жизнь из 2026 года»); 43 автобиографических интервью и автобиографических эссе «Краткая история жизни» (25 человек в возрасте 18–25 лет и 18 человек в возрасте 35–55 лет). Также на этой выборке диагностировался стиль идентичности (по М.Берзонскому, ISI-5). 454 человека в возрасте от 17 до 62 лет для выявления субъективной метафоры временной перспективы жизненного пути (16 метафор, шкала Лайкерта). Обнаружено, что тематическая согласованность (по Хабермас, Блак) Я-нарратива увеличивается с возрастом, более характерна для поколения BB, чем поколений X и Y, усиливается при смещении позиции нарратора в будущее (рассказ из будущего). Обнаружены дискурсивные маркеры автобиографического времени: метрики личной (внутренней) и социальной (внешней) хронографии в Я-нарративах различного типа согласованности. Выявлены особенности интеграции Я-определяющих воспоминаний и ориентации на будущее у людей различных возрастных групп, стилей идентичности. Обсуждаются стилевые особенности конструирования идентичности в эпоху постмодерна.

Читать полностью >>

Аванесян М.О. Организация времени в автобиографическом нарративе

Автобиографическое время принято рассматривать как один из структурообразующих компонентов истории жизни. Цель исследования состояла в определении основных способов организации автобиографического времени в кратких автобиографиях. Были проанализированы автобиографии 39 человек в возрасте от 17 до 52 лет. Эмпирические данные показали, что разные временные модальности (прошлое, настоящее, будущее) не существуют отдельно друг от друга, а создаются во взаимодействии, благодаря чему выстраивается временная перспектива. Прошлое связывается с настоящим через открытые временные периоды, циклические события, неосуществленные события («если бы тогда я… то сейчас я…», «если бы не… то…»), перемещение начала временных координат из прошлого в точку настоящего. Кроме того активное присутствие «Я» автора, которое проявляется в его объяснениях, оценках, нарушении последовательности событий и т.д., также усиливает модальность актуального настоящего. Настоящее и будущее связываются с прошлым как его последствия (каузально). Будущее может быть связано с настоящим по принципу контраста («иное, чем настоящее») или, наоборот, через продление настоящего состояния в будущее (сохранение статус-кво). Выдвинута гипотеза, что особенности репрезентации событий в автобиографическом тексте могут влиять на восприятие событий читателем (ускорения или растянутости течения времени). Несмотря на то, что периодизация жизни часто нормативно задана, в психическом пространстве человека прошлое, настоящее и будущее являются чрезвычайно субъективированными. Культурная когнитивная схема «прошлое-настоящее-будущее» является основой сегментации жизни, но при этом важен и обратный ход – интеграция различных составляющих жизненного опыта в целостный жизненный путь личности.

Читать полностью >>

Щукина М.А. Внутренняя картина опыта саморазвития

Статья выполнена в русле нового самостоятельного направления психологической науки и практики – психологии саморазвития, призванной раскрыть возможности человека по самоорганизации и самоуправлению с помощью имеющихся у него психических ресурсов для раскрытия и реализации его личностного и интеллектуального потенциала. Описано исследование, посвященное реконструкции внутренней картины этапов проживания опыта саморазвития личности. Отмечается нереализованность потенциала качественных методов современной психологической науки для воссоздания системы представлений личности о себе в процессе самоуправляемого изменения изнутри этого процесса. Представлен качественный анализ самоописания респондентами (n = 35) опыта саморазвития – сознательного и целенаправленного построения или изменения «Я» на жизненном пути. Реконструирована внутренняя картина организации и реализации работы над собой. Выделены основные этапы прохождения процесса саморазвития: 1) осознание и негативная оценка исходной ситуации в системе «Я» или «Я в ситуации» (проблемная ситуация); 2) состояние лиминальности: предельности негативных переживаний, осознания невозможности мириться с ними; 3) принятие решения о самоизменении, сопровождающееся осознанием направления и смысла грядущего изменения; 4) выработка плана действий – подбор приемов и средств для самоизменения; 5) реализация разработанного плана с указанием на значимость поддержки ближайшего социального окружения, элементов внутренней борьбы и предпринимаемых усилий по ее преодолению и последовательной реализации проекта самоизменения; 6) оценка результатов саморазвития с преобладанием констатации позитивности произведенных изменений; 7) состояние ресурсности приобретенного опыта для дальнейшего жизненного пути. Представлены феноменологические иллюстрации названных этапов из протоколов респондентов.

Читать полностью >>