Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Импакт-фактор ПИ

Журнал “Психологические исследования” занимает 1 место по величине двухлетнего импакт-фактора и 1 место по величине пятилетнего импакт-фактора. Данные Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) за 2013 год.

психолисслед.рф

Для доступа к сайту журнала вы можете использовать кириллическое имя домена: психолисслед.рф

Почтовый сервис

Вы можете отправить информацию о журнальном материале по электронной почте.

Воспользуйтесь иконкой e-mail рядом с названием статьи либо в правом верхнем углу страницы и отправьте письмо любому адресату.



Ведущая к материалу ссылка включается в текст письма автоматически.

Журнал "Психологические исследования". Текущий выпуск

Елисеенко А.С., Поддьяков А.Н. Динамика приобретения и применения знаний при решении комплексной проблемы по управлению новой системой

Рассматривается процесс решения комплексной проблемы человеком при взаимодействии с новой сложной системой (виртуальной фабрикой, смоделированной посредством компьютерного динамического сценария) в аспекте сопоставления динамики процессов приобретения знаний о системе и их применения. Сравниваются результаты успешных и неуспешных участников по объективным показателям (прибылям-убыткам, осуществляемым действиям по сбору информации о системе и управлению ею, движениям глаз по рабочему полю) и по субъективным оценкам характеристик задачи и хода ее решения. Регистрация движений глаз проводилась в контексте классификации действий испытуемого на: а) ориентировочные (работа с информационными табло) и б) исполнительные (работа с пультами управления). Постулировалось, что о приобретении знаний о системе свидетельствуют зрительные фиксации на информационных табло, а о применении знаний – зрительные фиксации на исполнительных табло и команды по изменению параметров на них. Показано, что на начальных этапах решения комплексной проблемы по управлению новой системой успешные участники в большей степени ставили познавательные цели, касающиеся системы, чем практические (получить прибыль), а неуспешные – в большей степени ставили практические, чем познавательные. Проявление в системе значимых новых факторов приводило у успешных участников к активизации познавательных целей и к снижению уровня практических целей, у неуспешных – к общему снижению уровня и познавательных, и практических целей. В заключение ставится проблема диагностики не оцениваемых обычными компьютерными сценариями компетентностей «архитекторов» сред и правил при решении комплексных проблем.

Читать полностью >>

Балашова Е.Ю. Временная перспектива нейропсихологической диагностики: путь к будущему через сложное настоящее

Автор статьи обсуждает широкий круг вопросов, связанных с современным состоянием и перспективами развития нейропсихологической диагностики. Нейропсихологическая диагностика является очень востребованной в различных областях здравоохранения и образования; она обладает большими возможностями в реализации синдромного факторного анализа нарушений психических функций, в определении локализации и латерализации поражений мозга. Вместе с тем сегодня нейропсихологическая диагностика сталкивается с рядом серьезных проблем методического и методологического характера. Эти проблемы касаются качества и доступности для специалистов используемых в диагностических процедурах классических стимульных материалов и их современных модификаций, отсутствия достаточного объема нормативных показателей. Особое внимание уделяется обсуждению достоинств и недостатков отсутствия четкой регламентации процедурных аспектов нейропсихологической диагностики, а также необходимости соотнесения информации, полученной при применении традиционных качественных методов, и современных скрининговых методик оценки психических функций. В статье представлен подробный анализ всех перечисленных проблем.

Читать полностью >>

Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. О психологических исследованиях асоциальной креативности

Рассмотрены накопленные к настоящему моменту в зарубежной и отечественной психологии знания о феномене асоциальной креативности и факторах, способствующих ее проявлению в девиантном поведении. Приведены формы поведения, в которых может реализоваться и реализуется творческий потенциал асоциальной направленности. Описаны два вида асоциальной креативности, выделяемые зарубежными авторами: негативная и вредоносная. Основанием для выделения данных видов является интенциальность нанесения вреда. Представлены подходы к пониманию и изучению творческого потенциала, используемого для нанесения вреда. Рассмотрена функциональная модель креативности и ее применение для создания мер и решений по противодействию террористическим актам. Выделены ситуационные и личностные характеристики, знание о которых помогает прогнозированию и профилактике реализации креативного потенциала в агрессивном поведении. Осуществляется анализ методов исследования асоциальной креативности. Выделяются перспективные направления дальнейшего изучения вредоносной креативности, реализуемой в разного вида девиантном поведении. Делается вывод о необходимости исследования взаимодействия личностных и ситуационных характеристик, провоцирующих применение творческих способностей во вред другим.

Читать полностью >>

Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш., Гульдан В.В. Способы заботы о здоровье и соматические жалобы в норме: роль представлений и роль действий

Поведение, связанное со здоровьем, традиционно рассматривается как один из ключевых факторов здоровья и болезни, а убеждения (установки) – как важный источник намерения изменить это поведение. Цель данной работы – сопоставление вклада убеждений в отношении разных способов заботы о здоровье и собственно действий в субъективное здоровье человека. Предполагалось, что поведение опосредствует связь убеждений и здоровья (модерация). В частности, убеждения в важности регулярных обследований связаны с лучшим здоровьем только у тех, кто это делает. 113 взрослых респондентов оценивали 21 способ заботы о здоровье – насколько они верят в их важность и делают ли регулярно. Затем оценивалось восемь субъективных индикаторов здоровья и болезни: частота и длительность простудных заболеваний, частота, тяжесть и длительность обострений хронических соматических заболеваний, субъективная оценка физического здоровья, субъективные соматические жалобы и их предъявление окружающим. Согласно полученным данным, легче воплощаются в поведении убеждения, если они требуют меньшей активности, более просты, связаны с актуальными симптомами и  менее поддерживаются социально (например, нетрадиционная медицина). Конкретные активные способы заботы о здоровье (физические упражнения, закаливание) связаны с лучшей оценкой своего здоровья, независимо от убеждений в их важности. Убеждения в важности регулярных процедур мониторинга и проверки здоровья связаны с меньшими жалобами лишь у тех, кто следует этим убеждениям. Однако выявлены и другие формы опосредствования: в частности, по ряду показателей «группу риска» попадают те, кто считает нечто важным, но не делает этого: в частности, убеждения в важности щадящего режима и приема витаминов связаны с более частым предъявлением жалоб лишь у тех, кто этого не делает.

Читать полностью >>

Аянян А.Н., Голубева А.Н., Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности

Раскрываются особенности становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности, основными характеристиками которой являются множественность социокультурных контекстов, постоянная изменчивость окружающего мира и его неопределенность. Показывается необходимость формирования новой методологии, отражающей новые социокультурные реалии. Показывается, что современная теоретическая парадигма должна быть гибким и многоаспектным конструктом, в который входят гармонично связанные между собой подходы к интерпретации материала, полученного при изучении разных сторон окружающей действительности и в разных условиях. Они могут дополнять и частично перекрывать друг друга, как бы поворачиваясь к окружающему разными сторонами. При этом эпистемологическая парадигма сочетается с социальной, но не детерминируется ею. Исследовательская парадигма определяет набор методов, задающих дизайн исследования. Ценность этих конструктов определяется гармоничным сочетанием в их содержании постоянства и изменчивости. Их важной характеристикой является гибкость и соотнесенность и с транзитивной действительностью, и друг с другом. Раскрываются основные характеристики транзитивности – глобализация, трансформация ценностей и установок, непрерывность процесса социализации, расширение информационного пространства. Показывается, что вариативность развития человека и сохранение собственной идентичности связаны с его способностью ориентироваться не на одну, а на несколько стратегий поведения или сочетать их. При этом главным критерием является возможность сохранения конгруэнтности образа Я и образа мира. Новый веер возможностей социального конструирования открывает для человека и социализация в информационном пространстве. Особенности идентичности в условиях социальной транзитивности проявляются в возрастании роли этнической идентичности, уменьшении значения гражданской и лингвистической идентичности и увеличении ролевой составляющей, а также выраженная тенденция к персонализации, проявляющаяся уже в дошкольном возрасте. Показаны сложности и риски формирования гражданской и социокультурной идентичности, связанные с тем, что ситуация транзитивности может рассматриваться как сложная жизненная ситуация.

Читать полностью >>

Гусельцева М.С. Теоретико-методологические основы гармонизации процессов социализации, индивидуализации и идентичности личности в условиях транзитивного общества

С позиции культурно-аналитического подхода показано, что для изучения специфики процессов социализации, индивидуализации и идентичности личности в условиях транзитивного общества психологическая наука нуждается в разработке адекватной современности модели культуры, в конструировании методологии и терминологии, позволяющих исследовать новые, становящиеся и неочевидные для прежней исследовательской оптики реальности. Социализация в транзитивном обществе отличается не только рядом особенностей и свойств, непосредственно связанных с изменениями культуры и образа жизни, но и является сложным конструктом, предполагающим аналитический подход: выделение в данном конструкте разных ситуативных граней и дополнительную терминологическую дифференциацию изучаемой социально-психологической реальности. Современная социализация подрастающих поколений подразумевает способности к конструированию идентичности и активному освоению жизненной среды; опору не только на культурное наследие и прогрессивные цивилизационные тренды, но и освобождение от контрпродуктивных социальных представлений и исторических традиций. Важную роль здесь играет соотнесение процессов социализации с культурно-историческим контекстом, а именно с учетом ресурсов модернизации (личностных, национальных, общекультурных), если понимать под модернизацией трансформацию общества и личности в современность. Рисками сложности и разнообразия процессов социализации в транзитивном обществе становится тот факт, что социализированность личности на одном уровне культуры и в пределах одной социальной группы может сосуществовать или вступать в противоречие с несоциализированностью личности на иных уровнях культуры и в других социальных группах. Проблемой для психологического изучения особенностей социализации детей и подростков, а также феноменов ресоциализации в трансформирующемся обществе остается постижение механизмов перехода маргинальных социокультурных движений или субкультур в магистральные линии развития культуры. В этой связи изучение феноменов социализации требует дополнения историко-эволюционных методологических стратегий субъектно-аналитическими (выводя на передний план изменения субъективности в исторической динамике общества), а историко-генетического подхода культурно-аналитическим, учитывающим прежде всего тенденции неочевидных интеллектуальных и социокультурных движений.

Читать полностью >>

Федунина Н.Ю., Банников Г.С., Вихристюк О.В., Баженова М.Д. Мониторинг ранних проявлений тревожно-депрессивных нарушений у учителей и студентов педагогического вуза: структурные и динамические аспекты

Статья посвящена проблеме психологического здоровья в образовательной сфере. Представлены результаты проведения мониторинга ранних проявлений тревожно-депрессивных нарушений у учителей и студентов педагогического вуза г. Москвы. Выборку составили 61 учитель и 107 студентов. Исследовались 1) психопатологические проявления личности; 2) психосоматический профиль; 3) психоэмоциональные характеристики; 4) индивидуальные стратегии совладания со стрессовыми ситуациями. В ходе мониторинга были использованы следующие методики: опросник «Способы совладающего поведения» (WCQ), Опросник склонности к агрессии Басса–Перри, Индекс хорошего самочувствия (WHO-5), Опросник личностных расстройств (PDQ-IV), симптоматический опросник «Клиническая шкала самоотчета (SCL-90-R)». Обнаружены схожие паттерны патохарактерологических проявлений и копинг-стратегий у педагогов и студентов и значимо более выраженная тревожно-депрессивная симптоматика у педагогов. Показано, что начало профессиональной деятельности (работа вожатыми в детском оздоровительном лагере) сопряжена с существенным сближением уровня тревожно-депрессивных проявлений в обеих группах, а также с выраженной динамикой индивидуальных способов совладания со стрессом. В соответствии с полученными результатами, выдвигаются предложения о ряде возможных направлений профилактики профессионального выгорания у опытных учителей и молодых специалистов.

Читать полностью >>

Эйдельман Г.Н., Сергиенко Е.А. Роль субъективных факторов в психологическом благополучии молодежи в ситуации профессионального самоопределения

В данной работе изучалась проблема психологического благополучия молодежи в ситуации профессионального самоопределения в современных условиях. В исследовании приняли участие 273 жителя Москвы и Московской области в возрасте 20–30 лет, находящиеся в ситуации профессионального самоопределения. Психологическое благополучие изучалось с помощью «шкалы психологического благополучия» К.Рифф. В качестве субъективных факторов рассматривалось восприятие себя, мира, отношение к своему возрасту, жизненная позиция, сопоставление себя с идеалом. В данной работе представлены результаты факторного и регрессионного анализа. Выявлено, что в период профессионального самоопределения в среде молодежи основной психологической потребностью, повышающей психологическое благополучие, является связанность с другими людьми, которая компенсирует недостаточность профессиональной компетенции. Субъективная картина мира рассматривается в качестве компонента ресурсной системы человека. Представлены результаты факторного и регрессионного анализа, позволившие выявить как объективные, так и субъективные факторы влияния на психологическое благополучие. Доказано, что субъективные факторы обусловливают психологическое благополучие в период профессионального самоопределения в большей степени, чем социальные и экономические факторы. При этом роль субъективных факторов, отражающих степень достижения идеала, существенней, чем роль субъективной оценки себя и мира. Выявлено, что в зависимости от сферы психологического благополучия изменяется совокупность предикторов и степень обусловленности влияния. Фиксируется разнонаправленное влияние на различные сферы психологического благополучия таких субъективных факторов, как степень достижения идеала в образе Я и толерантность. Отмечается, что такие субъективные факторы, как отношение к себе, другим и сопоставление себя с идеалом, являются самомотиваторами в повышении психологического благополучия.

Читать полностью >>

Шукова Г.В. Современные исследовательские тенденции в области психологии восприятия

В современной психологии восприятия выявлены нарастающие тенденции к формированию онтологических исследовательских подходов. Интенсивные методологические поиски ведутся в двух направлениях: в отношении предмета исследования и в отношении объекта исследования. Показано, что онтологизация предмета психологического перцептивного исследования имеет своей целью выявление природных принципов организации психической реальности. Трансформация предмета перцептивного исследования в сторону акцентирования его бытийности является эффективным средством повышения онтологической корректности психологического знания в плане соответствия данных психологической науки изучаемой ею жизни, открывает все более глубокие и сущностные уровни организации психической реальности. С привлечением обширного эмпирического материала проиллюстрирован возникший в современной психологии восприятия интерес к фундаментальному исследованию «новой» перцептивной реальности как одному из вариантов развития современного научного познания. Актуальная задача поиска возможностей анализа активности индивида в естественных условиях получила свое решение в области психологии восприятия в виде формирования особого исследовательского направления, в котором в качестве объектов фундаментального психологического исследования используются «естественные процессы». Строгое изучение реальных стимулов позволяет увидеть новые – не фиксировавшиеся ранее – перцептивные закономерности и тем самым поставить новые исследовательские задачи в отношении целостности восприятия и его природной сообразности.

Читать полностью >>

Краснова О.В., Полева Н.С. Сравнительное исследование социокультурной идентичности в подростковом и зрелом возрасте

Показано, что основные проблемы в исследованиях социокультурной идентичности подростков и пожилых людей связаны с изучением содержания и структуры идентичности, ее основных компонентов, а также с исследованием факторов, которые влияют на формирование идентичности. Подчеркивается, что основным фактором, влияющим на конструирование подростковой идентичности, является транзитивность современного мира. Показано, что многоаспектность, комплексный характер и баланс идентичностей являются общими характеристиками идентичности в подростковом и зрелом возрасте, что способствует позитивной социализации подростков и людей преклонного возраста. Раскрываются особенности нарративной идентичности и нарративного способа построения идентичности в подростковом и зрелом возрасте. Показана роль временной перспективы в конструировании и достижении целостности идентичности подростков и пожилых людей. Особое внимание уделяется влиянию социального пространства на формирование идентичности, при этом социальное пространство определяется в терминах конструкта психологического хронотопа и субъективного отношения к его компонентам. Сделаны выводы о связи развития личности и формирования идентичности в подростковом и зрелом возрасте с такими континуумами социального пространства, как «автономность – зависимость» и «активность – пассивность». Продемонстрированы основные закономерности формирования идентичности и их связь с возрастными и индивидуальными особенностями, задачами развития на данном возрастном этапе и влиянием факторов макро- и микросоциального пространства. В выводах особо подчеркивается значимость переживаний (социальных и индивидуальных), которые рассматриваются как основной механизм, позволяющий связать различные аспекты идентичности в единую целостность, обеспечить баланс процессов социализации–индивидуализации и баланс объективных и субъективных компонентов психологического хронотопа.

Читать полностью >>

Алексеева О.С., Ржанова И.Е. Влияние пола и порядка рождения на различия в родительском отношении к детям

Представлено исследование связи пола и порядка рождения сиблингов с различным отношением родителей к детям. Всего в исследовании приняли участие 302 семьи с двумя детьми (N = 1208). Особенности отцовского и материнского отношения к детям оценивались при помощи методики «Взаимодействие родителя с ребенком». Методика позволяет получить как родительские, так и детские оценки родительско-детских отношений. Анализ родительских оценок позволил выявить, что отцы демонстрируют более высокий уровень мягкости в отношении дочерей по сравнению с сыновьями. Оба родителя больше контролируют младших детей вне зависимости от их пола. Анализ опросников, заполненных детьми, показал, что существуют различия в зависимости от пола по показателю отцовского негативного контроля: отцы, по оценке детей, больше контролируют и меньше принимают сыновей, чем дочерей. Отцы чаще, чем матери, демонстрируют различное отношение к детям. Было показано, что отцы больше всего выделяют младших дочерей в разнополых парах. С младшими девочками у отцов складываются более доверительные отношения, они более непоследовательны в своем воспитании, больше контролируют, а с другой стороны, больше прощают своим дочерям. Младшие девочки из разнополых пар получили более высокие оценки по шкале позитивного отношения с отцом, чем другие дети.

Читать полностью >>

Егорова М.С., Ситникова М.А., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. «Темные» черты личности в оценках положительных и отрицательных персонажей фильмов

Проверялось предположение о том, что неклиническая психопатия, в отличие от макиавеллизма и неклинического нарциссизма, является компонентом образа положительного героя, поэтому, оценивая положительных персонажей по показателям Темной триады, респонденты будут атрибутировать им более низкий уровень макиавеллизма и нарциссизма и более высокий уровень психопатии, чем себе. Участники исследования (n = 72, 63% – женщины, возраст 16–69 лет, M = 27,8; SD = 9,11) заполняли опросники, позволяющие оценить Темную триаду (SD3), Большую пятерку (Краткий портретный опросник Большой пятерки) и толерантность к неопределенности (Краткий портретный опросник). Вначале респондент оценивал самого себя, а затем заполнял те же опросники за четырех персонажей двух фильмов («Ворошиловский стрелок» и «Левиафан»). При выборе персонажей учитывалась моральная оценка персонажа (положительный – отрицательный) и удалось ли им достичь своих целей (успешный – неуспешный). В инструкции подчеркивалось, что при оценке персонажей от респондента ожидается не его видение данного персонажа фильма, а его представление о том, как этот персонаж ответил бы сам, если бы был абсолютно честен. Полученное соотношение самооценок и оценок персонажей по чертам Темной триады демонстрируют, как и ожидалось, более высокие значения Темной триады у отрицательных персонажей. Нарциссизм и макиавеллизм положительных персонажей ниже, чем самооценки респондентов и оценки отрицательных персонажей по этим же чертам. Соотношение самооценки и оценок по психопатии другое. Наиболее низкая психопатия обнаружена в том случае, когда респондент оценивает себя самого. Оценка психопатии положительных персонажей выше, чем самооценка, а оценка психопатии отрицательных персонажей – еще выше. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилось: образ положительного персонажа предполагает относительно высокий уровень психопатии. При сравнении показателей Большой пятерки и толерантности к неопределенности у положительных персонажей выявлены более высокие показатели Доброжелательности и Сознательности и более низкие показатели толерантности к неопределенности, Экстраверсии и Открытости опыту.

Читать полностью >>