Толерантность как компонент коммуникативной компетентности педагогов

Авторы

  • Маргарита Акимова
  • Ольга Галстян

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v3i11.913

Ключевые слова:

коммуникативная компетентность, толерантность, эмпатия, общительность, эмоциональное выгорание, коммуникативный тренинг

Аннотация

Исследуется эффективность коммуникативного тренинга, направленного на развитие коммуникативной компетентности и толерантности педагогов. Использовались 4 диагностических методики, измеряющие уровни толерантности и сопряжённых с ней личностных черт. В исследовании приняли участие педагоги профессионального лицея, составившие экспериментальную и контрольную группы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что взаимодействие педагогов и психолога в форме коммуникативного тренинга является мощным фактором развития толерантности и сопряжённых с ней коммуникативных качеств – эмпатии, общительности, умения регулировать своё эмоциональное состояние.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Маргарита Акимова

Акимова Маргарита Константиновна. Доктор психологических наук, профессор; заведующая кафедрой общих закономерностей развития психики, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования; Москва, Россия. E-mail: m.k.akimova@rambler.ru

Ольга Галстян

Галстян Ольга Александровна. Кандидат психологических наук, старший преподаватель, Московский государственный областной гуманитарный институт, Орехово-Зуево, Россия. Контакты с авторами Почтовый адрес: 125009 Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, Психологический институт РАО, Акимовой М.К.

Литература

Abakumova I.V., Ermakov P.N. O stanovlenii tolerantnoi lichnosti v politkul'turnom obrazovanii // Voprosy psikhologii. 2003. N 3. S. 78–83. [in Russian]

Asmolov A.G. O smyslakh ponyatiya «tolerantnost'». Vek tolerantnosti: nauchno-publitsisticheskii vestnik. M.: Izd-vo MGU, 2001. Vyp. 1–2. [in Russian]

Astashova N.A. Problema vospitaniya tolerantnosti v sisteme obrazovatel'nykh uchrezhdenii. Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnykh otnoshenii (teoriya i praktika): sb. nauch.-metodicheskikh statei. M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: MODEK, 2003. 368 s. [in Russian]

Bezyuleva G.V., Shelamova G.M. Tolerantnost': vzglyad, poisk, reshenie. M.: Verbum, 2003. 168 s. [in Russian]

Galstyan O.A. Korrektsionno-obuchayushchaya programma povysheniya urovnya kommunikativnoi kompetentnosti pedagoga: posobie dlya psikhologov i pedagogov. Orekhovo-Zuevo: MGOPI, 2007. 85 s. [in Russian]

Il'ina A.I. Obshchitel'nost' i temperament u shkol'nikov. Perm', 1961. 119 s. [in Russian]

Kleptsova E.Yu. Terpimoe otnoshenie k rebenku: psikhologicheskoe soderzhanie, diagnostika, korrektsiya: uchebnoe posobie. M.: Akademicheskii proekt, 2005. 192 s. [in Russian]

Kochergina Z.A. Sovremennye diskussii po probleme tolerantnosti // Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnykh otnoshenii (teoriya i praktika): sbornik nauchno-metodicheskikh statei. M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: MODEK, 2003. 368 s. [in Russian]

Krupnov A.I. Issledovanie psikhofiziologicheskogo aspekta individual'nykh proyavlenii obshchitel'nosti cheloveka // Psikhologicheskii zhurnal. 1984. T. 5, N 5. S. 84–93. [in Russian]

Olport G. Stanovlenie lichnosti: izbrannye trudy. M.: Smysl, 2002. 462 s. [in Russian]

Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti / pod red. G.U.Soldatovoi, L.A.Shaigerovoi. M.: Smysl, 2008. 172 s. [in Russian]

Rogers C. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 1961. 321 p.

Strakhov I.V. Psikhologicheskie osnovy pedagogicheskogo takta. Saratov. 1972. 187 s. [in Russian]

Zhemchugova L.V. Svyaz' dinamicheskikh kachestv aktivnosti obshchitel'nosti so svoistvami nervnoi sistemy i temperamenta. Psikhologiya i psikhofiziologiya individual'nykh razlichii v aktivnosti i samoregulyatsii povedeniya cheloveka: sbornik trudov. Sverdlovsk: Sverdlovskii pedinstitut, 1980. S. 35–44. [in Russian]

Число просмотров

Просмотров: 216

Опубликован

29.06.2010

Как цитировать

Акимова, М., & Галстян, О. (2010). Толерантность как компонент коммуникативной компетентности педагогов. Психологические исследования, 3(11). https://doi.org/10.54359/ps.v3i11.913

Выпуск

Раздел

Статьи