Взаимосвязь типа родительского отношения и речевого развития младших школьников в семьях с разным социоэкономическим статусом

Авторы

  • Дмитрий Чернов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v4i15.869

Ключевые слова:

младший школьный возраст, речь, социоэкономический статус, родительское отношение, язык

Аннотация

Излагаются результаты эмпирического исследования взаимосвязи типа родительского отношения и уровня речевого развития детей младшего школьного возраста в зависимости от социоэкономического статуса их семей. Выборка состояла из 84 семей (диады «мать – ребенок»), разделенных на группы с низким, средним и высоким социоэкономическим статусом. Обнаружена прямая связь между уровнем развития речи ребенка и социоэкономическим статусом семьи. В семьях со средним социоэкономическим статусом сознательное использование родителями авторитарного гиперсоциализирующего типа родительского отношения в сочетании со стремлением к кооперативному взаимодействию является условием высокого уровня речевого развития ребенка. Не обнаружено значимых взаимосвязей между особенностями родительского отношения и уровнем речевого развития младших школьников из групп с низким и высоким социоэкономическим статусом. Результаты могут быть использованы для организации целенаправленной консультативно-профилактической и коррекционной работы с детьми и их родителями с целью улучшения у детей знаний нормативных правил функционирования русского языка.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Дмитрий Чернов

Чернов Дмитрий Николаевич. Кандидат психологических наук, доцент (ученое звание), доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, факультет медицинской психологии, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: chernov_dima@mail.ru

Литература

Bates E., Bretherton I., Snyder L. From first words to grammar: Individual differences and dissociable mechanisms. New York: Cambridge University Press, 1988.

Bronfenbrenner U., Ceci S. Nature-nurture reconceptualizes in developmental perspective: A bioecological model // Psychological Review. 1994. Vol. 101. N34. P. 568–586.

Cambell T.F., Dollaghan C.A., Rockette H.E., Paradise J.L., Feldman H.M., Shriberg L.D., Sabao D.L., Kurs-Lasky M. Risk factors for speech delay of unknown origin in 3-year-old children // Child Development. 2003. Vol. 74. P. 346–357.

Chernov D.N. Issledovanie sredovykh faktorov, vliyayushchikh na rechevoe razvitie bliznetsov 7–9 let // Shkola zdorov'ya. 2004. N 4. S. 49–55. [in Russian]

Chernov D.N. Sredovye faktory rechevogo razvitiya detei mladshego shkol'nogo vozrasta / Teoreticheskie i prikladnye aspekty psikhologii razvitiya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Kemerovo, 15–16 fevr. 2007 g. Kemerovo: Kuzbasvuzizdat, 2007. S. 188–191. [in Russian]

Chernov D.N. Vliyanie stilya detsko-roditel'skikh otnoshenii na obuchenie mladshikh shkol'nikov // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2009. N 1. S. 74–84. [in Russian]

Eidemiller Yu.G., Yustitskis V.V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i. SPb.: Piter, 2000. [in Russian]

El'konin D.B. Detskaya psikhologiya. M.: Uchpedgiz, 1960. [in Russian]

Hoff E. The specificity of environmental influence: socioeconomic status affects early vocabulary development via maternal speech // Child Development. 2003. Vol. 74. P. 1368–1378.

Hoff-Ginsberg E. The relation of birth order and socioeconomic status to children’s language experience and language development // Applied Psycholinguistics. 1998. Vol. 19. P. 603–629.

Kerig P.K. Semeinyi kontekst: udovletvorennost' supruzhestvom, roditel'skii stil' i rechevoe povedenie s det'mi // Voprosy psikhologii. 1990. N 1. S. 158–164. [in Russian]

Lalaeva R.I., Serebryakova N.V. Korrektsiya obshchego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov (formirovanie leksiki i grammaticheskogo stroya). SPb.: Soyuz, 1999. [in Russian]

Liders A.G. Psikhologicheskoe obsledovanie sem'i. M.: Akademiya, 2006. [in Russian]

Mikhailova N.B. Adaptirovannyi variant Geidel'bergskogo testa rechevogo razvitiya detei // Psikhologicheskii zhurnal. 1990. N 6. S. 105–112. [in Russian]

Pan B.A., Rowe M.L., Singer J.D., Snow C.E. Maternal correlates of growth in toddler vocabulary production in low-income families // Child Development. 2005. Vol. 76. P. 763–782.

Ravich-Shcherbo I.V., Chernov D.N. Psikhogeneticheskoe issledovanie individual'nykh osobennostei rechi v mladshem shkol'nom vozraste // Zhurnal prikladnoi psikhologii, 2005. N 1. S. 21–29. [in Russian]

Ravich-Shcherbo I.V., Maryutina T.M., Grigorenko E.L. Psikhogenetika. M.: Aspekt Press, 2000. [in Russian]

Rowe D.C., Jacobson K.C., Van den Oord J.C.G. Genetic and environmental influences on vocabulary IQ: Parental education level as moderator // Child Development. 1999. Vol. 70. P. 1151–1162.

Stromswold R. The heritability of language: A review and metaanalysis of twin, adoption, and linkage studies // Language. 2001. Vol. 77. P. 647–723.

Smirnova E.O., Bykova M.V. Opyt issledovaniya struktury i dinamiki roditel'skogo otnosheniya // Voprosy psikhologii. 2000. N 3. S. 3–14. [in Russian]

Trefilova T.N. K istorii izucheniya ontogeneza rechi v rossiiskoi psikhologii (80-e gody XX v. – 20-e gody XX v.) // Voprosy psikhologii. 1997. N 5. S. 101–117. [in Russian]

Trefilova T.N. Osobennosti rechevogo razvitiya u detei iz mnogodetnykh semei: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M., 1998. [in Russian]

Ushakova T.N. Rech': istoki i printsipy razvitiya. M.: PER SE, 2004. [in Russian]

Varga A.Ya. Struktura i tipy roditel'skogo otnosheniya: dis. ... kand. psikhol. nauk: M., 1986. [in Russian]

Varga A.Ya., Stolin V.V. Test-oprosnik roditel'skogo otnosheniya / Praktikum po psikhodiagnostike. Konkretnye psikhologicheskie metodiki. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1989. S. 107–113. [in Russian]

Zimnyaya I.A. Lingvopsikhologiya rechevoi deyatel'nosti. M.: Mosk. psikhol.-sots. in-t; Voronezh: MODEK, 2001. [in Russian]

Число просмотров

Просмотров: 218

Опубликован

16.02.2011

Как цитировать

Чернов, Д. (2011). Взаимосвязь типа родительского отношения и речевого развития младших школьников в семьях с разным социоэкономическим статусом. Психологические исследования, 4(15). https://doi.org/10.54359/ps.v4i15.869

Выпуск

Раздел

Статьи