Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом

Авторы

  • Елена Белова
  • Елена Щебланова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v4i16.855

Ключевые слова:

социометрический статус, общение, творческий потенциал, дошкольный возраст, дошкольник

Аннотация

Представлены результаты исследования социометрического статуса и общения детей дошкольного возраста, обладающих высоким творческим потенциалом. При обследовании 110 дошкольников выделены две группы детей, контрастные по уровню творческого потенциала (по 24 ребенка в каждой группе). Обнаружены значимые различия между творчески одарёнными детьми и их ровесниками по характеристикам положения в группе детского сада и общительности с детьми и воспитателями. Дети с высокими творческими способностями в среднем имеют более высокий социометрический статус, чем их сверстники: их чаще выбирают как партнёров по игре, у них больше взаимных выборов. Представлены данные анализа соотношения показателей социального и творческого развития дошкольников.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Елена Белова

Белова Елена Сергеевна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: elenasbelova@mail.ru

Елена Щебланова

Щебланова Елена Игоревна. Доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: elenacheblanova@mail.ru

Литература

Babaeva Yu.D. Osobennosti razvitiya emotsional'noi sfery odarennykh detei i podrostkov // Odarennyi rebenok. 2003. N 1. S. 6–24.[in Russian]

Belova E.S. Odarennost' malysha: raskryt', ponyat', podderzhat'. 3-e izd. M.: Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta: Flinta, 2004. [in Russian]

Belova E.S., Zadorina E.N., Shumakova N.B., Scheblanova E.I. Osobennosti emotsional'no-lichnostnogo razvitiya doshkol'nikov s vysokim tvorcheskim potentsialom // Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya. 2008. T. 1, N 1. S. 45–55. [in Russian]

Clark B. Growing up gifted. 5th ed. Upper Saddle River. New Jersey: Merrill, 1997.

Freeman J. Gifted children growing up. London: Cassell, 1991.

Gallagher J. Teaching the gifted children. Boston: Allyn & Bacon, 1985.

Kirk S. Educational exceptional children. Boston: Houghton Miffin, 1972.

Kolominskii Ya.L. Psikhologiya detskogo kollektiva: sistema lichnykh vzaimootnoshenii. Minsk: Narodnaya asveta, 1984. [in Russian]

Kontseptsii sotsializatsii i individualizatsii v sovremennoi psikhologii: kollektivnaya monografiya / pod red. T.D.Marsinkovskoi. M.; Obninsk: IG-SOTsIN, 2010. [in Russian]

Matyushkin A.M. Kontseptsiya tvorcheskoi odarennosti // Voprosy psikhologii. 1989. N 6. S. 29–33. [in Russian]

Mezhlichnostnye otnosheniya rebenka ot rozhdeniya do semi let / рod red. E.O.Smirnovoi. M.: Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta; Voronezh: MODEK, 2001. [in Russian]

Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya. 10-e izd. M.: Akademiya, 2006. [in Russian]

Neihart M. et al (Eds). The social and emotional development of gifted children. What do we know? Washington: Prufrock Press, 2002.

Obshchenie detei v detskom sadu i v sem'e / рod red. T.A.Repinoi, R.B.Sterkinoi. M.: Pedagogika, 1990. [in Russian]

Psikhologiya odarennosti detei i podrostkov / рod red. N.S.Leitesa. M.: Akademiya, 1996. [in Russian]

Rabochaya kontseptsiya odarennosti / рod red. D.B.Bogoyavlenskoi, V.D.Shadrikova i dr; Ministerstvo obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii. 2-e izd. M., 2003. [in Russian]

Repina T.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya kharakteristika gruppy detskogo sada. M.: Pedagogika, 1988. [in Russian]

Scheblanova E.I. Odarennost' kak psikhologicheskaya sistema: struktura i dinamika v shkol'nom vozraste: аvtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk. M., 2006. [in Russian]

Scheblanova E.I. Psikhologicheskaya diagnostika odarennosti shkol'nikov: problemy, metody, rezul'taty issledovanii i praktiki. M.; Voronezh, 2004. [in Russian]

Sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodicheskii kompleks / pod red. T.D.Martsinkovskoi. M.: Izd-vo Mosk. ped. gos. un-ta, 2009. [in Russian]

Torrance E.P. Caropreso E.J. Assessment of preschool giftedness: intelligence and creativity. Harrisburg: Pensylvanian Depatment of Education, 1999.

Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking. Norms-technical manual. Lexington: Personnel press, 1974.

Yaglovskaya E.K. Vzaimootnosheniya umstvenno odarennykh doshkol'nikov v gruppe //Voprosy psikhologii. 1998. N 3. S. 61–66. [in Russian]

Число просмотров

Просмотров: 233

Опубликован

25.04.2011

Как цитировать

Белова, Е., & Щебланова, Е. (2011). Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом. Психологические исследования, 4(16). https://doi.org/10.54359/ps.v4i16.855

Выпуск

Раздел

Статьи