Акмеологическая компетентность личности в профессиональной деятельности педагога

Авторы

  • Елена Бородулина
  • Алла Портнова
  • Елена Каган

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v5i25.747

Ключевые слова:

акмеологическая компетентность, структурная модель, педагог, профессиональная деятельность, успешность профессиональной деятельности

Аннотация

Изучается структура и уровень развития личностной и профессиональной компетентности педагога образовательного учреждения. Разработана иерархическая структурная модель акмеологической компетентности педагога. В качестве основных компонентов акмеологической компетентности выделяются: мотивационный, инструментально-операционный, перцептивно-регулятивный, рефлексивно-оценочный. В эмпирическом исследовании участвовали 99 педагогов различной квалификации. Адекватность разработанной модели подтверждают статистически значимые различия между группами, контрастными по интегральному показателю акмеологической компетентности. Представленная модель позволяет измерять и прогнозировать уровень развития акмеологической компетентности профессионального педагога.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Елена Бородулина

Бородулина Елена Михайловна. Магистр психологических наук, педагог-психолог, муниципальное образовательное учреждение (МОУ) «Центр диагностики и консультирования», проспект Советский, д. 37, 650099 Кемерово, Россия. E-mail: mirraelena@mail.ru

Алла Портнова

Портнова Алла Георгиевна. Кандидат психологических наук, доцент (ученое звание); доцент кафедры общей психологии и психологии развития, социально-психологический факультет, Кемеровский государственный университет, ул. Красная, д. 6, 650043 Кемерово, Россия. E-mail: allport@yandex.ru

Елена Каган

Каган Елена Сергеевна. Кандидат технических наук, доцент (ученое звание); доцент кафедры автоматизации исследований и технической кибернетики, математический факультет, Кемеровский государственный университет, ул. Красная, д. 6, 650043 Кемерово, Россия. Область интересов: прикладная статистика, моделирование социально-экономических процессов. E-mail: kaganes@mail.ru

Литература

Artemov Yu.S. PhD dissertation (Psychology). Ros. akad. gos. sluzhby, Moscow, 2001. (in Russian)

Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya. Moscow: Flinta, 1998. (in Russian)

Borodulina E.M. Master’s thesis (Psychology). Kemer. gos. univ., Kemerovo, 2011. (in Russian)

Borodulina E.M. Model' akmeologicheskoi kompetentnosti deyatel'nosti pedagoga. Saarbrücken: LAP, 2012. (in Russian)

Borodulina E.M., Portnova A.G., Kagan E.S. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika, psikhologiya, 2012, No. 1, 341–344. (in Russian)

Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya. Moscow: Pedagogika, 1986. (in Russian)

Derkach A.A. Metodologo-prikladnye osnovy akmeologicheskikh issledovanii. Moscow: RAGS, 2000. (in Russian)

Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya. St. Petersburg: Piter, 2003. (in Russian)

Eliseev O.P. Praktikum po psikhologii lichnosti. St. Petersburg: Piter, 2001. (in Russian)

El'konin D.B. Psikhologiya obucheniya mladshego shkol'nika. Moscow: Znanie, 1974. (in Russian)

Ganzen V.A. Sistemnye opisaniya v psikhologii. Leningrad: Leningr. gos. universitet, 1984. (in Russian)

Kalina N.F., Lazukin A.V. Zhurnal prakticheskogo psikhologa, 1998, No. 1, 14–22. (in Russian)

Kholodnaya M.A., Gel'fman E.G. In: Tsennostnye osnovaniya psikhologicheskoi nauki i psikhologiya tsennostei. Moscow: IP RAN, 2008. pp. 236–261. (in Russian)

Krylov A.A., Manichev S.A. (Eds.). Praktikum po obshchei, eksperimental'noi i prikladnoi psikhologii. St. Petersburg: Piter, 2003. (in Russian)

Kuz'mina N.V. (Golovko-Garshina N.V.) Predmet akmeologii. St. Petersburg: Politekhnika, 2002. (in Russian)

Lobashev V.D. Innovatsii v obrazovanii, 2008, No. 3, 45–56. (in Russian)

Markova A.K. Akmeologiya, 2003, No. 3, 47–50. (in Russian)

Markova A.K., Nikonova A.Ya. Voprosy psikhologii, 1987, No. 5, 40–47. (in Russian)

Moskalenko O.V. Akmeologiya professional'noi kar'ery lichnosti. Moscow: RAGS, 2007. (in Russian)

Nikitina N.N. Stanovlenie kul'tury professional'no-lichnostnogo samoopredeleniya uchitelya. Moscow: Prometei, 2002. (in Russian)

Polyakov S.D. Pedagogicheskaya innovatika: ot idei do praktiki. Moscow: Ped. poisk, 2007. (in Russian)

Raigorodskii D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Samara: Bakhrakh-M, 2002. (in Russian)

Rean A.A. (Ed.). Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti. St. Petersburg: Praim-Evroznak, 2002. (in Russian)

Rean A.A., Bordovskaya N.V., Rozum S.I. Psikhologiya i pedagogika. St. Petersburg: Piter, 2002. (in Russian)

Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psikhologa. Moscow: Vlados, 1999. Vol. 1–2. (in Russian)

Rubtsov V.V. Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya, 2000, No. 2, 70–78. (in Russian)

Saaty T. Prinyatie reshenii. Metod analiza ierarkhii. Moscow: Radio i svyaz', 1993. (in Russian)

Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. Moscow: Akademiya, 2002. (in Russian)

Stepanova E.I. Psikhologiya vzroslykh – osnova akmeologii. St. Petersburg: S.-Peterb. akmeol. akad., 1995. (in Russian)

Tyumaseva Z.I., Bogdanov E.I., Shcherbak N.I. Slovar'-spravochnik sovremennogo obshchego obrazovaniya: akmeologicheskie, valeologicheskie i ekologicheskie tainy. St. Petersburg: Piter, 2004. (in Russian)

Vodop'yanova N.E. Psikhodiagnostika stressa. St. Petersburg: Piter, 2009. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 377

Опубликован

26.10.2012

Как цитировать

Бородулина, Е., Портнова, А., & Каган, Е. (2012). Акмеологическая компетентность личности в профессиональной деятельности педагога. Психологические исследования, 5(25). https://doi.org/10.54359/ps.v5i25.747

Выпуск

Раздел

Статьи