Интенсивность цифрового опыта и возрастные особенности когнитивных процессов

Авторы

  • Галина Шукова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v6i27.726

Ключевые слова:

когнитивные процессы, зрительное восприятие, переработка информации, цифровой опыт, возрастные особенности, информационные технологии

Аннотация

Рассматривается проблема влияния информационных технологий на организацию когнитивных процессов у людей разного возраста. Почеркивается, что отсутствие специализированного инструментария для изучения влияния цифровых технологий на процессы познания является фактором, ограничивающим возможности не только психологического исследования, но и организации социальной практики образования. Разработан дизайн эксперимента для проверки гипотезы о различиях в перцептивных (зрительное восприятие) и когнитивных (обработка зрительно предъявленной информации) процессах у испытуемых, обладающих разным цифровым опытом. Существенной характеристикой данной схемы является то, что информация предъявляется в разной форме (цифровой и печатной) и разной степени структурированности. В эксперименте участвовали российские школьники, студенты и взрослые – научные работники (N = 86). Полученные данные позволяют говорить о возрастных различиях во временных характеристиках и величине объема зрительного восприятия; о возрастных различиях в интерпретации неопределенной и сложно организованной зрительной стимуляции; об отсутствии связей между интенсивностью цифрового опыта и характером информационных предпочтений испытуемых групп «Студенты» и «Взрослые», с одной стороны, и количественными и качественными параметрами перцептивных и когнитивных процессов, с другой.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Галина Шукова

Шукова Галина Валерьевна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: shookova@yandex.ru

Литература

Bagana Е. Anxiety, impulsiveness and time perception among secondary and high school students. Procedia, 2012, No. 33, 890–894.

Bennett S. The ‘digital natives’ debate: A critical review of the evidence. British Journal of Educational Technology, 2008, 39(5), 775–786.

Bullen M. Digital learners not digital natives. La Cuestión Universitaria, 2011, No. 7, 60–68.

Egorov A.Yu. Nekhimicheskie addiktsii. St. Petersburg: Rech, 2007. (in Russian )

Feldstein D.I. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya, 2011, 1(26), 45–54. (in Russian)

Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. Moscow: Institut psikhoterapii, 2005. (in Russian)

Friedl J. Media preferences of digital natives’ internal communication: A pilot study. Public Relations Review, 2011, 37(1), 84–86.Gershenzon-Chegodaeva N.M. Breigel'. Moscow, 1983. (in Russian)Gil S., Droit-Volet S. How do emotional facial expressions influence our perception of time? In: S. Masmoudi, D. Yan Dai, A. Naceur (Eds.), Attention, Representation, and Human Performance: Integration of Cognition, Emotion and Motivation. London: Psychology Press, 2011.Harding T. Digital Natives and Digital Immigrants. Retrieved on February 3, 2011. http://ccnmtl.columbia.edu/enhanced/primers/digital_natives.html.

Howard Giles (Ed.). The Handbook of Intergroup Communication. New York, 2012.

Ivanitsky A.M., Korsakov I.A. Fiziologiya cheloveka, 1987, 13(1), 23–27. (in Russian)

Koutropoulos A. Digital Natives: Ten Years After. Journal of Online Teaching and Learning, 2011, 7(4). http://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/3.0/us.

Kozlov V.I. In: A.I.Mirakyan i sovremennaya psikhologiya vospriyatiya: materialy nauch. konf., Moskva, 30 noyabrya – 1 dekabrya 2010. Moscow: Psychological Institute RAO; Obninsk: IG SOTSIN, 2010. pp. 90–149. (in Russian)

Malygin V.L., Iskandirova A.S., Khomeriki N.S., Smirnova E.A., Antonenko A.A. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S.Korsakova, 2011, No. 8, 86–92. (in Russian)

Margaryan A. Are digital natives a myth or reality? University students’ use of digital technologies. Computers and Education, 2011, 56(2), 429–440.

Martsinkovskaya T.D. Mir psikhologii, 2010, No. 3, 90–102. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Sovremennaya sotsial'naya psikhologiya: teoreticheskie podkhody i prikladnye issledovaniya, 2011, No. 4, 37–49. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012. No. 5(26), 7. http://psystudy.ru. (in Russian, abstr. in English)

Mirakyan A.I. Kontury transtsendental'noi psikhologii (kniga 1). Moscow, 1999. (in Russian)

Ottsy i deti: pokolencheskii analiz sovremennoi Rossii. Moscow, 2005. (in Russian)

Pishchik V.I. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo, 2011, No. 2, 80–88. (in Russian)

Prasad S. Viewpoint and the Recognition of People From Their Movements. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2009, 35(1), 39–49.

Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants, Part I: From On the Horizon. MCB University Press, 2001a. 9(5), 1–6. http://www.marcprensky.com.

Prensky М. Digital Natives, Digital Immigrants, Part II: Do They Really Think Differently? MCB University Press, 2001b, 9(6), 1–9. http://www.marcprensky.com.

Prensky M. From Digital Natives to Digital Wisdom: Hopeful Essays for 21st Century Learning. Corwin, 2012.

Rumyantseva T.V. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie: diagnostika otnoshenii v pare. St. Petersburg, 2006. (in Russian)

Sarah R. Digital immigrants fare better than digital natives due to social reliance. British Journal of Educational Technology, 2011. 42(6), 931–938.Schmidt L., Hawkins P. Children of the tech revolution. Sydney Morning Herald, 2008, July 15. http:// theage.com.au.

Semashkin A.A. In: V.I. Panov (Ed.), Ekopsikhologicheskieissledovaniya-2: k 15-letiyu laboratorii ekopsikhologii razvitiya: monograficheskii sbornik. Moscow: Psychological Institute RAO; St. Petersburg: Nestor Istoriya , 2011. pp. 331–342. (in Russian)

Semenov V.E. Vestnik politicheskoi psikhologii, 2004, No. 1, 56. (In Russian)

Shipitsyna L.M. Voprosy psikhologii, 2011, No. 3, 33–41. (in Russian)

Sosnin V.A. Psikhologicheskii zhurnal, 2009, No. 4, 102–105. (in Russian)

Thomas M. Deconstructing Digital Natives: Young People, Technology and the New Literacies. New York: Routledge, 2011a.

Thomas M. (Ed.). Deconstructing digital natives. New York, 2011b.

Utkin A. The Prime Russian Magazine, 2012, 6(15), 15–16. (in Russian)

Voiskounsky A.E. Psikhologicheskii zhurnal, 2004, 25(1), 90–100. http://psyfactor.org. (in Russian)

Voiskounsky A.E. (Ed.). Internet-zavisimost': psikhologicheskaya dinamika i tendentsii razvitiya. Moscow, 2009. (in Russian)

Voiskounsky A.E. Voprosy psikhologii, 2010, No. 6, 133–143. (in Russian)

Voiskounsky A.E. In: Materialy V s'ezda RPO. Moscow: RPO, 2012. Vol. 3, pp. 407–408. (in Russian)

Zhuravlev A.L. Psikhologicheskii zhurnal, 2010, No. 4, 3–20. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 283

Опубликован

28.02.2013

Как цитировать

Шукова, Г. (2013). Интенсивность цифрового опыта и возрастные особенности когнитивных процессов. Психологические исследования, 6(27). https://doi.org/10.54359/ps.v6i27.726

Выпуск

Раздел

Статьи