Процессы интерпретации и различения школьниками синтаксических конструкций

Авторы

  • Елена Божович

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i35.615

Ключевые слова:

языковая компетенция, речевой опыт, знания о языке, языковая интуиция, нестандартная задача, синтаксическая структура, интерпретация

Аннотация

Представлены результаты исследования способов различения и интерпретации школьниками предложений, разных по синтаксической структуре и близких или тождественных по содержанию. Исследование проводилось в русле авторской концепции развития языковой компетенции как психологической системы. Эта система включает три подсистемы: речевой опыт субъекта, знания о языке, усвоенные в обучении, языковую интуицию («чувство языка»). Основной метод эмпирической части настоящей работы – индивидуальный эксперимент, проведенный по авторской методике. Выборка испытуемых – 336 учеников VII–X классов. Выявлены четыре способа решения школьниками этих задач, в каждом из которых выделяются различные варианты. Способы решения задач различаются в зависимости от: а) ориентации испытуемых на те или иные признаки предложения и /или их соотношения, б) соотношение усвоенных в школе знаний о языке и содержания речевого опыта ребенка, в) наличия / отсутствия связи между языковой и другими компетенциями носителя языка.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Елена Божович

Божович Елена Дмитриевна. Кандидат психологических наук, зав. лабораторией психологии учения, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; профессор, кафедра педагогической психологии, Московский городскогой психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, д. 29, 127051 Москва, Россия. E-mail: elenabozhovich@inbox.ru

Литература

Bozhovich E.D. Uchitelyu o yazykovoi kompetentsii shkol'nikov. Moscow: MODEK, 2002. (in Russian)

Bozhovich E.D. Obraztsy v obuchenii: ikh dostoinstva i nedostatki. Moscow: Kanon +, 2008. (in Russian)

Chomsky N. Sintaksicheskie struktury. Novoe v lingvistike. Vyp. II, Moscow: Inostrannaya literatura, 1962. pp. 412–527. (in Russian)

Chomsky N. Aspekty teorii sintaksisa. Moscow: Mosk. gos. univ., 1972. (in Russian)

Granik G.G., Bondarenko S.M., Kontsevaya L.A. Doroga k knige: psikhologi – uchitelyam literatury. Moscow: Obrazovanie, 1996. (in Russian)

Kudina G.N. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 1998, No. 3–4, 85–93. (in Russian)

Melik-Pashaev A.A. Novye issledovaniya v psikhologii, 1981, No. 2, 49–52. (in Russian)

Shapoval S.A. In: E.D. Bozhovich (Ed.), Pozitsiya sub'ekta ucheniya kak psikhologicheskaya sistema. Moscow: Pamyatniki istoricheskoi mysli, 2013. pp. 74–90. (in Russian)

Shmelev A.G. Vvedenie v eksperimental'nuyu psikhosemantiku: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya i psikhodiagnosticheskie vozmozhnosti. Moscow: Mosk. gos. univ., 1983. (in Russian)

Shvedova N.Yu. In: N.Yu. Shvedova, N.D. Arutyunova, A.V. Bondarko, V.V. Ivanov, V.V. Lopatin, I.S. Ulukhanov, F.P. Filin (Eds.), Russkaya grammatika. Sintaksis. Moscow: Nauka, 1980. Vol. 2, pp. 83. (in Russian)

Vygotsky L.S. Obuchenie i razvitie v doshkol'nom vozraste. Izbr. psikhol. proizv. Moscow: APN RSFSR, 1956. pp. 426–437. (in Russian)

Vygotsky L.S. O psikhologicheskikh sistemakh. Moscow: Pedagogika, 1982. Vol. 1, pp. 109–131. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 176

Опубликован

28.06.2014

Как цитировать

Божович, Е. (2014). Процессы интерпретации и различения школьниками синтаксических конструкций. Психологические исследования, 7(35). https://doi.org/10.54359/ps.v7i35.615

Выпуск

Раздел

Статьи