Психология обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности

Авторы

  • Александр Поддьяков

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.558

Ключевые слова:

обучение, новизна, сложность, неопределенность, решение комплексных проблем, помощь, противодействие

Аннотация

Рассматриваются особенности обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности. Вводится различение: а) способностей самостоятельно учиться в новых, только возникающих областях; б) способностей обучаться под чужим руководством, подчиняясь и следуя установленным извне требованиям и целям. Также вводится различение соответствующих педагогических способностей. Дан анализ подготовки обучаемых к уникальным ситуациям и трудностям. В заключительной части статьи показано, что помощь и помехи обучению со стороны других субъектов являются факторами, влияющими на сложность и непредсказуемость развития.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Александр Поддьяков

Поддьяков Александр Николаевич. Доктор психологических наук, профессор, департамент психологии, факультет социальных наук, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия; главный научный сотрудник, Центр прогнозирования и проектирования образовательных систем «Федеральный институт развития образования», Москва, Россия. E-mail: apoddiakov@hse.ru

Литература

Asmolov A.G. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovanie mirov. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996. (in Russian)

Asmolov A.G. Optika prosveshcheniya. Moscow: Prosveshchenie, 2012. (in Russian)

Ball G.A. Teoriya uchebnykh zadach. Moscow: Pedagogika, 1990. (in Russian)

Benson C. Theculturalpsychologyofself: place, morality and art in human worlds. London and New York: Routledge, Taylor and Francis Group, 2001.

Brushlinskii A.V. Sub'ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996. (in Russian)

De Geus A.P. Planning as learning. Harvard Business Review, 1988, 66(2), 70–74. https://hbr.org/1988/03/planning-as-learning/ar/1.

Dörner D. Logika neudachi: strategicheskoe myshlenie v slozhnykh situatsiyakh. Moscow: Smysl, 1997. (in Russian)

Frensch P.A., Funke J. (Eds.). Complex problem solving: The European perspective. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1995.

Funke J. Complex problem solving. In: N.M. Seel (Ed.), Encyclopedia of the sciences of learning. Springer, 2012. pp. 682–685.

Funke U. Using complex problem solving tasks in personnel selection and training. In: P.A. Frensch, J. Funke (Eds.), Complex problem solving: The European perspective. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1995. pp. 219–240.

Goode N., Beckmann J.F. You need to know: There is a causal relationship between structural knowledge and control performance in complex problem solving tasks. Intelligence, 2010, 38, 345–352. doi:10.1016/j.intell.2010.01.001

Güss C.D., Tuason M.T., Gerhard C. Cross-national comparisons of complex problem-solving strategies in two microworlds. Cognitive Science, 2010, 34(3), 489–520. doi: 10.1111/j.1551-6709.2009.01087.x

Kaplan B.S., Ruzin N.K., Stolyar A.A. Metody obucheniya matematike. Minsk: Narodnaya Asveta, 1981. (in Russian)

Karpenko L.A. Kratkii psikhologicheskii slovar'. Rostov na Donu: Feniks, 1998.

Klein G. Naturalistic decision making. Human factors: The journal of the human factors and ergonomics society, 2008, 50(3), 456–460.

Kline М. How to learn about teaching: An evolutionary framework for the study of teaching behavior in humans and other animals. Behavioral and brain sciences (in press). http://journals.cambridge.org/BBSJournal/Call/Kline_preprint2014.

Knauff M., Wolf A.G. Complex cognition: the science of human reasoning, problem-solving, and decision-making. Cognitive Processesing, 2010, 11 (2), 99-102.

Korotkova A.V. PhD dissertation (Psychology). Moscow State University, Moscow, 2005. (in Russian)

Krichevets A.N. Adaptivnost' i apriornost'. Moscow: RPO, 1998. (in Russian)

Krichevets A.N. Voprosy psikhologii, 1999, No. 1, 32–41. (in Russian)

Kuz'minov Ya. Voprosy obrazovaniya, 2004, No. 1, 5–30. (in Russian)

Lyaudis V.Ya. Pedagogicheskaya psikhologiya. In: Pedagogicheskaya psikhologiya. Psikholog-praktik v sfere obrazovaniya: Sbornik programm uchebnykh distsiplin. Moscow: RPO, 1998. P. 7–17. (in Russian)

Nalbandyan Z. «Troyanskii kon'» probralsya v shkolu. England, 24 April 2014, 418(16), 2. (in Russian)http://angliya.com/2014/04/22/troyanskii-kon'-probralsya-v-shkolu.

Osman M. Controlling uncertainty: A review of human behavior in complex dynamic environments. Psychological Bulletin, 2010, 136(1), 65–86. doi: 10.1037/a0017815

Penrouz R. Novyi um korolya: o komp'yuterakh, myshlenii i zakonakh fiziki. Moscow: Editorial URSS, 2003. (in Russian)

Plesnevich G.S. In: Entsiklopediya kibernetiki. Kiev: Gl. redaktsiya USE, 1974. pp. 87–89.

Poddiakov A.N. Komplikologiya: sozdanie razvivayushchikh, diagnostiruyushchikh i destruktivnykh trudnostei. Moscow: Vysshaya shkola ekonomiki, 2014. (in Russian)

Poddiakov A.N. Psikhologiya konkurentsii v obuchenii. Moscow: Vysshaya shkola ekonomiki, 2006.

Poddiakov A.N. PhD dissertation (Psychology). Moscow state university, Moscow, 2001. (in Russian) http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.zip.

Radaev V.V. Sotsiologiya rynkov: k formirovaniyu novogo napravleniya. Moscow: Vysshaya shkola ekonomiki, 2003. (in Russian)

Reshetova Z.A. Psikhologicheskie osnovy professional'nogo obucheniya. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1985. (in Russian)

Smirnov S.D. Pedagogika i psikhologiya vysshego obrazovaniya. Moscow: Akademiya, 2001. (in Russian)

Teplov B.M. In: Izbrannye trudy. Moscow: Pedagogika, 1985. Vol. 1, pp. 223–305. (in Russian)

Ushakov D.V. In: Psikhologiya tvorchestva: shkola Ya.A. Ponomareva. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2006. pp. 19–143. (in Russian)

Valsiner J. Culture and human development. London: Sage, 2000.

Vasil'ev I.A. PhD dissertation (Psychology). Moscow state university, Moscow, 1998. (in Russian)

Zhuravlev A.L., Ushakov D.V. Psikhologicheskii zhurnal, 2012, (33)2, 127–132. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 341

Опубликован

23.04.2015

Как цитировать

Поддьяков, А. (2015). Психология обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности. Психологические исследования, 8(40). https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.558

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)