Факторы психологической устойчивости к жизненным трудностям обучающихся среднего профессионального образования

Авторы

  • Алексей Олейников

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.496

Ключевые слова:

психологическая устойчивость, психологическое благополучие, эмоционально-когнитивное оценивание, жизненные трудности, среднее профессиональное образование

Аннотация

Затронута проблема психологической устойчивости к жизненным трудностям обучающихся среднего профессионального образования и ее формирования в образовательном процессе. Целью данного исследования является выявление факторов психологической устойчивости к жизненным трудностям обучающихся среднего профессионального образования, позволяющих определить на их основе направления последующей развивающей психолого-педагогической работы. Приводятся результаты эмпирического исследования психологической устойчивости к жизненным трудностям обучающихся профессиональных лицеев Пскова (N = 342). В результате факторизации показателей индивидуально-личностных особенностей в структуре психологической устойчивости, эмоционально-когнитивного оценивания жизненных трудностей, психологического благополучия было выделено три группы факторов психологической устойчивости к жизненным трудностям обучающихся среднего профессионального образования: факторы снижения – «Недостаток осмысленности и целеустремленности», «Трудности в обучении», «Зависимость»; факторы неоднозначного влияния – «Обостренное переживание негативных состояний», «Конформность и позитивный фон настроения»; факторы развития – «Целеустремленность и нравственная устойчивость», «Обостренное восприятие жизненных трудностей и социальных проблем», «Межличностная вовлеченность и адекватность взаимодействия».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Алексей Олейников

Олейников Алексей Владимирович. Старший преподаватель, кафедра специальной педагогики и психологии, факультет психологии, Псковский государственный университет, ул. Советская, д. 21, 180000 Псков, Россия. E-mail: a.v.oleynikov@yandex.ru

Литература

Arshinova V.V. PhD dissertation (Psychology). Moscow state university, Moscow, 2007. (in Russian)

Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 2001. (in Russian)

Butko E.Ya. Professional'noe obrazovanie, 2003, No. 10. (in Russian)

Fedosenko E.V. PhD dissertation. LGU im. A.S.Pushkina, St. Petersburg, 2007. (in Russian)

Gorkovaya I.A., Bakanova A.A., Malikova T.V., Timoshenko R.A., Krasnov A.E. Tekhnologii psikhologicheskoi pomoshchi v krizisnykh i chrezvychainykh situatsiyakh. St. Petersburg: Ros. gos. ped. universitet im. A.I.Gertsena, 2008. (in Russian)

Grigoreva A.N. PhD dissertation (Sociology). Ur. gos. universitet, Ekaterinburg, 2005. (in Russian)

Ivanov N.Ya., Lichko A.E. Patokharakterologicheskii diagnosticheskii oprosnik dlya podrostkov. Moscow: Folium, 1995. (in Russian)

Ivanova S.P. In: E.I. Sereda (Eds.), Psikhologicheskaya ustoichivost' molodezhi k negativnym sotsial'nym vliyaniyam. Pskov: Gimenei, 2010. pp. 116–149.(in Russian)

Kirsh B., Regush L.A. (Eds.). Zhiznennye problemy i sposoby ikh razresheniya shkol'nikami 12–18 let. St. Petersburg: Ros. gos. ped. universitet im. A.I.Gertsena, 2000. (in Russian)

Krupnik E.P., Lebedeva E.N. Psikhologicheskii zhurnal, 2000, No. 6, 11–23. (in Russian)

Kulikov L.V. In: Psikhogigiena lichnosti: Voprosy psikhologicheskoi ustoichivosti i psikhoprofilaktiki. St. Petersburg: Piter, 2004. pp. 87–115.(in Russian)

Masten A.S., Powell J.L. A resilience framework for research, policy and practice. In.: S.S. Luthar (Ed.), Resilience and vulnerability: Adaptation in the context of childhood adversities. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. pp. 1–28.

Oleinikov A.V. In: Psikhologo-pedagogicheskie problemy deviantnogo povedeniya lichnosti: issledovaniya, profilaktika, preodolenie: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Pskov: Pskovsk. gos. universitet, 2015. pp. 133–145. (in Russian)

Oleinikov A.V. In: Molodezh' v sovremennom obshchestve: problemy i resheniya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Pskov: Pskovsk. gos. ped. universitet im. S.M.Kirova, 2010. pp. 72–75. (in Russian)

Oleinikov A.V. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I.Gertsena, 2013, No. 160, 246–252. (in Russian)

Rutter M. Resilience as a dynamic concept. Development and Psychopathology, 2012, Vol. 24, 335–344.

Sereda E.I. (Ed.). Psikhologicheskaya ustoichivost' molodezhi k negativnym sotsial'nym vliyaniyam. Pskov: Gimenei, 2010. (in Russian)

Shipitsyna L.M., Kazakova E.I. (Eds.). Kompleksnoe soprovozhdenie i korrektsiya razvitiya detei-sirot: sotsial'no-emotsional'nye problemy. St. Petersburg: Institut spets. pedagogiki i psikhologii, 2000. (in Russian)

Soldatova G.U. In: G.U. Soldatova, L.A. Shaigerova (Eds.), Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti. Moscow: Smysl, 2008.(in Russian)

Tugade M.M., Fredrickson B.L., Barrett L.F. Psychological resilience and positive emotional granularity: Examining the benefits of positive emotions on coping and health. Journal of Personality, 2004, 72(6), 1161–1190.

Число просмотров

Просмотров: 214

Опубликован

28.02.2016

Как цитировать

Олейников, А. (2016). Факторы психологической устойчивости к жизненным трудностям обучающихся среднего профессионального образования. Психологические исследования, 9(45). https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.496

Выпуск

Раздел

Статьи