«Неакадемические» способности: роль и ресурсные функции в совладающем поведении субъекта

Авторы

  • Светлана Хазова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i49.425

Ключевые слова:

неакадемические способности, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, чувство юмора, совладающее (копинг) поведение, трудная жизненная ситуация, ресурсные функции

Аннотация

Статья посвящена анализу роли «неакадемических» способностей (эмоционального, социального интеллекта и чувства юмора как способности понимать и продуцировать смешное) в совладающем поведении субъекта. На основании эмпирических исследований делается вывод об их влиянии на расширение репертуара стратегий совладающего поведения, повышение его гибкости, а также на восприятие и концептуализацию трудной ситуации с точки зрения приобретения опыта и личностного роста.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Светлана Хазова

Хазова Светлана Абдурахмановна. Доктор психологических наук, профессор, кафедра специальной педагогики и психологии, Институт педагогики и психологии, Костромской государственный университет, пос. Новый, д. 1, 156000 Кострома, Россия. E-mail: hazova_svetlana@mail.ru

Литература

Feingold A., Mazella R. Рsychometric intelligence and verbal humor ability. Personality and Individual Differences, 1991, 12(5), 427–435.

Hazova S.A. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika, 2012,18(1), 192–197. (in Russian)

Hazova S.A. Mental'nye resursy sub'ekta: fenomenologiya i dinamika. Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2013. (in Russian)

Holodnaya M.A., Aleksapol'skii A.A. Psihologicheskii zhurnal, 2010, 31(4), 59–68. (in Russian)

Holodnaya M.A. In: A.L. Zhuravlev, T.L. Kryukova, E.A. Sergienko (Eds.), Sovladayushee povedenie: sovremennoe sostoyanie i perspektivy. Moscow: Institut psihologii RAN, 2008, 84–96. (in Russian)

Ivanova E.M., Mitina O.V., Zaiceva A.S., Stefanenko E.A., Enikopov S.N. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya, 2013, 6(2). (in Russian)

Izotova E.I., Maksimova E.B. Psihologicheskie issledovaniya, 2016, 9(46), 7. http://psystudy.ru (in Russian)

Jones K., Day J.D. Discrimination of two aspects of cognitive-social intelligence from academic intelligence. Journal of Educational Psychology, Vol. 89, 486–497.

Kihlstrom J.E., Cantor N. Social intelligence. In: R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of intelligence. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. pp. 359–379.

Kryukova T.L. Metody izucheniya sovladayushego povedeniya: tri koping-shkaly. Kostroma: Avantitul, 2007. (in Russian)

Kuiper N.A., Martin R.A., Olinger L.J. Coping humor, stress and cognitive appraisals. Canadian Journal of Behavioral Science, 1993, 25(1), 81–96.

Martin R.A., Puhlik-Doris Р., Larsen G., Gray J., Weir К. Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the Humor Styles Questionnaire. Journal of Research in Personality, 2003, Vol. 37, 48–75.

Mihailova (Aleshina) E.S. Metodika issledovaniya social'nogo intellekta: Adaptaciya testa Dzh. Gilforda i M. Sallivena: Rukovodstvo po ispol'zovaniyu. St. Petersburg: IMATON, 1996. (in Russian)

Petrovskaya A.S. PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl', 2007. (in Russian)

Romanova E.V., Syt'ko T.I. Proektivnye graficheskie metodiki. Metodicheskie rekomendacii. St. Petersburg, 1992. (in Russian)

Sergienko E.A., Vetrova I.I. Test Dzh.Meiera, P.Seloveya i D.Karuzo «Emocional'nyi intellekt» (MSCEIT v. 2.0). Rukovodstvo. Moscow: Institut psihologii RAN, 2010. (in Russian)

Sternberg D. (Ed.). Prakticheskii intellekt. St. Petersburg: Piter, 2002. (in Russian)

Ushakov D.V. In: D.V. Lyusin, D.V. Ushakov (Eds.), Social'nyi intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya. Moscow: Institut psihologii RAN, 2004. pp. 11–28.

Число просмотров

Просмотров: 308

Опубликован

29.10.2016

Как цитировать

Хазова, С. (2016). «Неакадемические» способности: роль и ресурсные функции в совладающем поведении субъекта. Психологические исследования, 9(49). https://doi.org/10.54359/ps.v9i49.425

Выпуск

Раздел

Статьи