Взаимосвязь уровней развития логико-математических и пространственных операций у старших дошкольников

Авторы

  • Ирина Погожина
  • Варвара Кислова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i49.431

Ключевые слова:

логическое мышление, классификация, сериация, понимание принципа сохранения, децентрация, пространственные операции, линейное упорядочивание, трансформация геометрических форм, реконструкция сенсомоторного пространства, Пиаже

Аннотация

В системе логического мышления субъекта выделяют группы логико-математических и пространственно-временных операций. К логико-математематическим относят операции классификации, сериации, построения инвариант (понимание принципа сохранения), к пространственно-временным – операции структурирования пространства (линейное упорядочивание, трансформация геометрических форм, реконструкция сенсомоторного пространства на уровне представлений), структурирования времени. Логико-математические операции отображают взаимосвязи и отношения между разрывными, дискретными объектами окружающей действительности, пространственные операции касаются непрерывных объектов. По Пиаже, эти две группы операций развиваются параллельно и синхронно. Цель исследования – изучить на основе эмпирических данных характер взаимосвязи между уровнями развития децентрации, логико-математическими операциями, с одной стороны, и операциями структурирования пространства и пространственным восприятием – с другой. Для диагностики уровней развития логико-математических и пространственных операций использовались классические методики Пиаже, для диагностики пространственного восприятия – методика «Гештальт-тест» Бендер. Сопоставлены уровни развития децентрации, логических операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения (на разном материале), пространственных операций линейного структурирования, трансформации геометрических форм, реконструкции сенсомоторного пространства, пространственного восприятия у 52 испытуемых (5–8 лет). Для статистической обработки данных использовался метод ранговой корреляции Спирмена и множественный регрессионный анализ. Выявлены статистически значимые корреляционные взаимосвязи между: 1) пространственной операцией линейного упорядочивания, с одной стороны, и логической операцией сериации и пониманием принципа сохранения дискретных количеств – с другой; 2) пространственной операцией трансформации геометрических форм и логическими операциями сериации и классификации; 3) пространственным восприятием и пониманием принципа сохранения дискретных количеств и объема. В результате регрессионного анализа обнаружено, что значимым предиктором для показателей развития операции линейного упорядочивания и пространственного восприятия является понимание принципа сохранения дискретных количеств, для трансформации геометрических форм – логические операции «классификация» и «сериация». Сделан вывод о статистическом обосновании гипотезы Пиаже: логико-математические и пространственные операции в системе логического мышления субъекта развиваются взаимосвязанно.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Ирина Погожина

Погожина Ирина Николаевна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: pogozhina@mail.ru

Варвара Кислова

Кислова Варвара Андреевна. Социальный педагог, ГБОУ Гимназия №1541, пр. Вернадского, д. 55, 119415 Москва, Россия. E-mail: varvarochka.289@gmail.com

Литература

Astakhova I.V., Pogozhina I.N. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2003, No. 3, 52–61. (in Russian)

Belopol'skii V.I., Lovi O.V. Zritel'no-motornyi Bender geshtal't-test. Moscow: Kogito-Tsentr, 2008. (in Russian)

Bloom B.S., Hastings J.T., Madaus G.F. Handbook on formative and summative evaluation of student learning. New York: McGraw-Hill, 1971. Vol. 13.

Bower T.G.R. Development in infancy. Moscow: Progress, 1985. (in Russian)

Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Voprosy Filosofii, 1992, No. 12, 3–20. (in Russian)

Novaya filosofskaya entsiklopediya. Moscow: Mysl', 2010. Vols. 1–4. (in Russian)

Ob'ektivnaya dialektika. Moscow: Mysl', 1981. Vol. 1. (in Russian)

Piaget J. Izbrannye psikhologicheskie Trudy. Moscow: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1994. (in Russian)

Piaget J., Inhelder B. L’image mentale chez l’enfant. Paris: PUF, 1966.

Piaget J., Inhelder B. La psychologie de l’enfant. St. Petersburg: Piter, 2003. (in Russian)

Piaget J., Inhelder B. The child’s conception of space. New York: W.W. Norton, 1967.

Pogozhina I.N. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2011, No. 3, 132–143. (in Russian)

Pogozhina I.N. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2010, No. 3, 65–75. (in Russian)

Pogozhina I.N., Lyui G. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2009, No. 1, 45–55. (in Russian)

Prigozhin I. Voprosy filosofii, 1991, No. 6, 46–57. (in Russian)

Sachkov Yu.V.. Filosofiya nauki. Moscow: Institut filisofii RAN, 2001, 148–175. (in Russian)

Stepin V.S. Istoriya i filosofiya nauki. Moscow: Akademicheskii proekt; Triksta, 2011. (in Russian)

Yakimanskaya I.S. Razvitie prostranstvennogo myshleniya shkol'nikov. Moscow: Prosveshchenie, 1980. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 182

Опубликован

28.10.2016

Как цитировать

Погожина, И., & Кислова, В. (2016). Взаимосвязь уровней развития логико-математических и пространственных операций у старших дошкольников. Психологические исследования, 9(49). https://doi.org/10.54359/ps.v9i49.431

Выпуск

Раздел

Статьи