Развитие личности психолога-консультанта: нарратив как метод исследования

Авторы

  • Елена Зиновьева
  • Татьяна Дворникова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.394

Ключевые слова:

Аннотация

Описывается история развития вопроса о личности психолога-консультанта, рассматриваются существующие направления эмпирических исследований в отечественной и зарубежной психологии. Указывается, что в настоящее время доминирует концепция «эффективного консультанта», берущая за основу выделение различных качеств личности, способствующих выполнению профессиональной деятельности. Отмечается, что основной недостаток данных работ заключается в отсутствии систематизации выявленных качеств, статическом взгляде на личность консультанта, слабой проработанности вопроса о том, как она формируется и развивается. Отдельное внимание уделяется анализу исследований и моделей развития личности психолога-консультанта. Делается общий вывод, что в имеющихся исследованиях в основном преобладает количественный подход к получению и описанию данных, как в отношении личности-консультанта, так и ее развития. В качестве альтернативы для исследования и описания развития личности консультанта предлагается использовать метод нарратива, дающий возможность проникнуть во внутреннюю картину мира личности, увидеть, как формируется система личностных смыслов, проследить ее трансформацию во времени. Источником нарратива может выступать личный дневник консультанта, который он ведет во время своего обучения и в котором описывает опыт своих встреч с клиентом. В качестве конкретной методики получения нарратива описывается тьюторский дневник, его цели и практика применения. Формулируется вывод о перспективности обращения к нарративной методологии для изучения процессуальных характеристик, отражающих ход развития психолога-консультанта. В заключение ставится проблема о необходимости обсуждения и осмысления вопросов, связанных исследованием личности психолога-консультанта и ее развитием.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Елена Зиновьева

Зиновьева Елена Викторовна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра онтопсихологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: e.zinovieva@spbu.ru

Татьяна Дворникова

Дворникова Татьяна Анатольевна. Старший преподаватель, кафедра онтопсихологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: st001793@spbu.ru

Литература

Anderson T., Ogles B., Patterson C., Lambert M., Vermeersch D. Therapist effects: Facilitative interpersonal skills as a predictor of therapist success. Journal of Clinical Psychology, 2009, 65(7), 755–768.

Arnold J. Career decidedness and psychological well-being: A two- cohort longitudinal study of undergraduate students and recent graduates. Journal of Occupational Psychology, 1989, 62(2), 163–176.

Bachelor A., Horvath A. The therapeutic relationship. In: M.A. Hubble, B.L. Duncan, S.D. Miller (Eds.), The heart and soul of change: What works in therapy. Washington, DC, 1999. pp. 133–178. doi:10.1037/11132-004.

Bauer J.L. Personality Factors, Self-Care, and Perceived Stress Levels on Counselor Education and Counseling Psychology Doctoral Students. PhD dissertation. Western Michigan University, Michigan, 2016.

Bolton G., Wright J. Reflective writing in counselling and psychotherapy. New York, NY: Sage Publications Ltd, 2012.

Bryukhova N.G. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 2012a, Vol. 5, 83–86. (in Russian)

Bryukhova N.G. Nauka i sovremennost', 2012b, 16(1), 206–210. (in Russian)

Burlakova N.S., Zaryanik V.V. Zhurnal prakticheskogo psikhologa, 2009, No. 6, 93–112. (in Russian)

Churilova E. Razvitie lichnosti, 2011, No. 4, 117–132. (in Russian)

Fong M.L., Borders L.D., Enhington C.A., Pitts J.H. Becoming a Counselor: A Longitudinal Study of Student Cognitive Development. Counselor education and supervision, 1997, 37(2), 100–114.

Gavrichenko O.V., Smolyakova T.V. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2008, No. 1(1), 8. http://psystudy.ru (in Russian)

Gladding S. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie. St. Petersburg: Piter, 2002. (Transl. of: Gladding S. Counseling: A Comprehensive Profession. New York: Macmillan, 1992) (in Russian)

Golovina A.A. Razvitiej empaticheskogo obshhenija psihologa s klientom [The development of empathic communication in psychologist-client encounter]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Tambovsk. gos. universitet, Tambov, 2004. (in Russian)

Gorobets N.L. Specifika professiogrammy dejatel'nosti psihoterapevta v kontekste integrativnogo podhoda v psihoterapii [Specific features of the therapist job description from the perspective of integrative approach in psychotherapy]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Institut psikhologii RAN, Moscow, 2008. (in Russian)

Kahn M. Mezhdu psikhoterapevtom i klientom. Novye vzaimootnosheniya. St. Petersburg: B.S.K., 1997. (Transl. of: Kahn M. Between therapist and client the new relationship. New York, NY: Henry Holt and Company, 1997.) (in Russian)

Kalmykova E.S., Kekhele Kh. Zhurnal prakticheskoi psikhologii i psikhoanaliza, 2000, No. 1. https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2909 (in Russian)

Kazdin A. Methodology, design, and evaluation in psychotherapy research. In: A.E. Bergin, S.L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavioral change. 4th ed. New York, NY: Wiley, 1994. pp. 19–71.

Khamitova I.Yu. Zhurnal prakticheskoi psikhologii i psikhoanaliza, 2000, No. 1. https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2897 (in Russian)

Kostrigin A.A. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I.Lobachevskogo, 2014, No. 1–2, 445–451. (in Russian)

Kostromina S.N. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12, Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika, 2008, No. 4, 329–340. (in Russian)

Krupenina A.V. Vlijanie lichnostnyh kachestv prakticheskogo psihologa na jeffektivnost' konsul'tativnoj dejatel'nosti [Influence of personality traits of applied psychologist on the counseling effectiveness]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Psikhologicheskii institut RAO, Moscow, 2005. (in Russian)

Lebedeva A.A. Razvitie professional'no vazhnyh kachestv psihologa-konsul'tanta [The development of professionally important qualities of a counselor]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). S.-Peterb. gos. universitet, St. Petersburg, 2007. (in Russian)

Leontiev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity, Consciousness, and Personality]. Moscow: Smysl, 2005. (in Russian)

McWilliams N. Psikhoanaliticheskaya terapiya: Rukovodstvo praktika. Izhevsk: ERGO, 2016. (Transl. of: McWilliams N. Psychoanalytic Psychotherapy: A Practitioner's Guide. New York, NY: The Guilford Press, 2004.) (in Russian)

Miller S., Hubble M., Chow D., Seidel J. The outcome of psychotherapy: Yesterday, today, and tomorrow. Psychotherapy, 2013, 50(1), 88–97.

Nagpal S., Ritchie M.H. Selection interviews of students for master's programs in counseling: An exploratory study. Counselor Education and Supervision, 2002, 41(3), 207–218.

Nazarova N.R. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I.Gertsena, 2008, No. 49, 340–344. (in Russian)

Orlinsky D.E., Ronnestad M.H. How psychotherapists develop: a study of therapeutic work and professional grows. Washington, DC: American Psychological Association, 2005.

Radeke J.T., Mahoney M.J. Comparing the personal lives of psychotherapists and research psychologists. Professional Psychology: Research and Practice, 2000, 31(1), 82–84.

Review of Commonly Used Tests for Assessment for Counselors, 2nd edition, 2013. http://www.cengage.com/resource_uploads/downloads/084002861X_322636.pdf

Rogers C. Konsul'tirovanie i psikhoterapiya: Noveishie podkhody v oblasti prakticheskoi raboty: Monografiya. Moscow: EKSMO-Press, 2000. (Transl. of: Rogers C. Counseling and Psychotherapy: Newer Concepts in Practice. Boston, Massachusetts: Houghton Mifflin company, 1942.) (in Russian)

Rogers C.R. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change. Journal of Consulting Psychology, 1957, Vol. 21, 95–103.

Shostrom E., Brammer L. Terapevticheskaya psikhologiya. Osnovy konsul'tirovaniya i psikhoterapii. St. Petersburg: Sova, 2002. (Transl. of: Shostrom E., Brammer L. Therapeutic psychology: Fundamentals of Counseling and Psychotherapy. New Jersey: Prentice-Hall Inc., 1960.) (in Russian)

Turusheva Yu.B. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(33), 6. http://psystudy.ru (in Russian)

Vasco A.S., Garcia-Marques L., Dryden W. «Psychotherapist Know Thyself!»: Dissonance between Metatheoretical and Personal Values in Psychotherapists of Different Theoretical Orientations. Psychotherapy Research, 1993, 3(3), 181–196.

Wagner H.H., Hill N.R. Becoming Counselors Through Growth and Learning: The Entry Transition Process. Counselor Education and Supervision, 2015, 54(3), 189–202.

Zaitseva Yu.E. Vestnik SPbGU. Ser. 16, Psikhologiya i Pedagogika, 2016, Vol. 1, 118–136. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 279

Опубликован

14.04.2017

Как цитировать

Зиновьева, Е., & Дворникова, Т. (2017). Развитие личности психолога-консультанта: нарратив как метод исследования. Психологические исследования, 10(52). https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.394

Выпуск

Раздел

Статьи