Факторы повышения доверия и снижения недоверия человека технике

Авторы

  • Анна Акимова
  • Александр Обознов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.369

Ключевые слова:

психологическое отношение, доверие и недоверие технике, общие и специфические факторы изменения доверия и недоверия технике, статус субъекта, взаимодействующего с техникой

Аннотация

Представлены результаты исследования факторов, вызывающих изменения доверия и недоверия человека технике. Обоснован авторский подход к изучению доверия и недоверия технике как относительно независимых психологических отношений. Проведено эмпирическое исследование факторов повышения доверия и снижения недоверия технике на выборке из 1141 человек, осуществляющих взаимодействие с ней в различных сферах жизнедеятельности. Показано, что изменения доверия и недоверия технике могут вызываться различными сочетаниями общих и специфических факторов. Общие факторы вызывают взаимосвязанные обратные изменения доверия и недоверия технике – при повышении уровня доверия снижается уровень недоверия и наоборот. Специфические факторы вызывают не связанные между собой изменения уровней доверия и недоверия технике, поэтому возможны любые сочетания изменений их направленности. Сделан вывод о том, что воздействие совокупности общих и специфических факторов дает возможность целенаправленного изменения уровней доверия и недоверия технике. Приведены эмпирические данные, подтверждающие, что факторы, вызывающие изменения уровней доверия и недоверия технике у субъектов, имеющих различный статус по отношению к технике (пользователь или оператор, профессионал или любитель и т.д.), различаются. Для профессионалов повышение доверия и снижение недоверия технике чаще связано с улучшением ее эксплуатационных и технических характеристик, для пользователей – с улучшением внешнего вида, повышением комфорта и предсказуемости условий эксплуатации техники, а также преодолением собственных негативных переживаний по поводу взаимодействия с ней. Отмечено, что учет общих и специфических факторов при проектировании сложных технических объектов может способствовать целенаправленному управлению отношениями доверия и недоверия человека технике для оптимизации человеко-машинного взаимодействия.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Анна Акимова

Акимова Анна Юрьевна. Кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра общей и социальной психологии, факультет социальных наук, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, пр. Гагарина, д. 23, 603950 Нижний Новгород, Россия. E-mail: anna_ak@rambler.ru

Александр Обознов

Обознов Александр Александрович. Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, лаборатория психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии, Институт психологии Российской академии наук, ул. Ярославская, д. 13, 129366 Москва, Россия. E-mail: aao46@mail.ru

Литература

Akimova A.Yu. In: A.A. Oboznov, A.L. Zhuravlev (Ed.), Aktual'nye problemy psikhologii truda, inzhenernoi psikhologii i ergonomiki [Actual problems of labor psychology, engineering psychology and ergonomics]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2014. pp. 140–160. (in Russian)

Akimova A.Yu., Oboznov A.A. Psikhologicheskii zhurnal, 2016, 37(6), 56–69. (in Russian)

Antonenko I.V. In: A.B. Kupreichenko, I.V. Mersiyanov (Ed.), Doverie i nedoverie v usloviyakh razvitiya grazhdanskogo obshchestva [Confidence and mistrust in the development of civil society]. Moscow: NIU VShE, 2013. pp. 111–135. (in Russian)

Bahmanziari T., Pearson J.M., Crosby L. Is trust important in technology adoption? A policy capturing approach. Journal of Computer Information Systems, 2003, 43(4), 46–54.

Baier A. Trust and antitrust. Ethics, 1985, Vol. 96, 231–260.

Coeckelbergh M. Can we trust robots? Ethics of Informational Technology, 2012, Vol. 14, 53–60. DOI 10.1007/s10676-011-9279-1

de Vries P., Midden C., Bouwhuis D. The effects of errors on system trust, self-confidence, and the allocation of control in route planning. International Journal of Human-Computer Studies, 2003, Vol. 58, 719–735.

Fukuyama F. Doverie: sotsial'nye dobrodeteli i put' k protsvetaniyu [Trust: social virtues and the path to prosperity]. Moscow: AST, 2004. (in Russian)

Govier T. Is it a jungle out there? Trust, distrust, and the construction of social reality. Dialogue, 1994, Vol. 33, 237–252.

Hu P. J.-H., Lin C., Chen H. User acceptance of intelligence and security informatics technology: A study of COPLINK. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 2005, 56(3), 235–244.

Jian J.Y., Bisantz A.M., Drury C.G. Foundations for an empirically determined scale of trust in automated systems. International Journal of Cognitive Ergonomics, 2000, 4(1), 53–71.

Kantowitz B., Hanowski R., Kantowitz S. Driver acceptance of unreliable traffic information in familiar and unfamiliar settings. Human Factors, 1997, 39(2), 164–176.

Kupreichenko A.B. In: A.B. Kupreichenko, I.V. Mersiyanov (Ed.), Doverie i nedoverie v usloviyakh razvitiya grazhdanskogo obshchestva [Confidence and mistrust in the development of civil society]. Moscow: NIU VShE, 2013. pp. 425–455. (in Russian)

Kupreichenko A.B., Mersiyanova I.V. In: A.B. Kupreichenko, I.V. Mersiyanov (Ed.), Doverie i nedoverie v usloviyakh razvitiya grazhdanskogo obshchestva [Confidence and mistrust in the development of civil society]. Moscow: NIU VShE, 2013. pp. 26–57. (in Russian)

Lee J. Review of a pivotal human factors article: “Humans and automation: Use, misuse, disuse, abuse.” Human Factors, 2008, 50(3), 404–410.

Lee J., Moray N. Trust, self confidence, and operator’s adaptation to automation. International Journal of Human-Computer Studies, 1994, 40(1), 153–184.

Lee J., See K. Trust in technology: Designing for appropriate reliance. Human Factors, 2004, 46(1), 50–58.

Lee J.D., Moray N. Trust, Control strategies and allocation of function in human-machine systems. Ergonomics, 1992, Vol. 35, 1243–1270.

Lewicki R.J., Mcallister D.J., Bies R.J. Trust and distrust: New relationships and realities. Academy of Management Review, 1998, 23(3), 438–459.

Marsh S., Meech J. Trust in design. Paper presented at the Conference on Human Factors in Computing, The Hague, The Netherlands, 2000.

Muir B.M. Trust in automation. Part I. Theoretical issues in the study of trust and human intervention in automated systems. Ergonomics, 1994, Vol. 37, 1994, 1905–1922.

Muir B.M., Moray N. Trust in automation: Part II. Experimental studies of trust and human intervention in a process control simulation. Ergonomics, 1996, Vol. 39, 429–460.

Nass C., Lee K.N. Does computer-synthesized speech manifest personality? Experimental tests of recognition, similarity-attraction, and consistency-attraction. Journal of Experimental Psychology, 2001, 7(3), 171–181.

Oboznov A.A., Akimova A.Yu. In: L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlev, M.A. Kholodnaya (Ed.), Methods of psychological support of professional activity and technology of development of human mental resources. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2014. pp. 62–75. (in Russian)

Oboznov A.A., Akimova A.Yu., Bessonova Yu.V., Bronevitskii G.G. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya, 2010, 1(2), 187–206. (in Russian)

Oleson K.E., Billings D.R., Kocsis V., Chen J.Y., Hancock P.A. Antecedents of trust in human-robot collaborations. In: 1st International Multi-Disciplinary Conference on Cognitive Methods in Situation Awareness and Decision Support, 2011. pp. 175–178.

Parasuraman R., Riley V. Human and automation: Use, misuse, disuse, abuse. Human Factors, 1997, 39(2), 230–253.

Parasuraman R., Sheridan T., Wickens C. A model for types and levels of human interaction with automation. IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics, Part A: Systems and Humans, 2000, 30(3), 286–297.

Seligmen A. Problema doveriya [Problem of trust]. Moscow: Ideya‑Press, 2002.

Shatunova E.A. PhD dissertation (Psychology). Tver', 2015.

Sheridan T.B., Hennessy R.T. Research and modeling of supervisory control behavior. Washington, DC: National Academy, 1984.

Skripkina T.P. In: T.P. Skripkina (Ed.), Psikhologiya obshcheniya i doveriya: teoriya i praktika: sbornik materialov Mezhdunarodnoi konferentsii URAO, PI RAO, MGU [Psychology of communication and trust: theory and practice: a collection of materials of the International Conference]. 6–7 November 2014. Moscow: Universitet RAO, 2014. pp. 48–51. (in Russian)

Tseng S., Fogg B.J. Credibility and computing technology –Users want to trust, and generally do. But that trust is undermined, often forever, when the system delivers erroneous information. Communications of the ACM, 1999, 42(5), 39–44.

Wiegmann D.A., McCarley J.S., Kramer A.F., Wickens C.D. Age and automation interact to influence performance of a simulated luggage screening task. Aviation, Space, and Environmental Medicine, 2006, 77(8), 825–831.

Число просмотров

Просмотров: 309

Опубликован

30.06.2017

Как цитировать

Акимова, А., & Обознов, А. (2017). Факторы повышения доверия и снижения недоверия человека технике. Психологические исследования, 10(53). https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.369

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)