Изучение процессов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста­

Авторы

  • Гузелия Хузеева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.365

Ключевые слова:

коммуникативное развитие, дошкольники, социализации, индивидуальные траектории социализации, взаимодействие со сверстниками

Аннотация

Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста является одним из предикторов успешного социального развития в целом. Современная социальная ситуация оказывает существенное влияние на характер общения и взаимодействия детей со сверстниками. Изучение особенностей социализации и индивидуализации в пространстве взаимодействия со сверстниками является актуальным направлением исследований в социальной психологии развития. Результаты проведенного исследования показали, что коммуникативная компетентность уже в дошкольном возрасте является сложным системным качеством, в основе которого лежат особенности социального восприятия ребенка. Образ сверстника у детей старшего дошкольного возраста отличается тем, что эмоциональный компонент опережает в своем развитии когнитивный компонент и определяет характер коммуникативного развития. Степень социализированности в пространстве взаимодействия со сверстниками определяется степенью успешности решения коммуникативных задач разного рода. Коммуникативные задачи связаны с достижениями индивидуальных целей обращения, также совместных целей взаимодействия, конструктивным и гибким решением проблемных ситуаций и способностью к просоциальному поведению. Было обнаружено, что большая часть детей старшего дошкольного возраста испытывают трудности социализации в пространстве взаимодействия со сверстниками. Многие дети имеют неблагоприятный социометрический статус, решают проблемные ситуации общения непродуктивно и испытывают сложности в процессе достижения совместного результата взаимодействия, только четверть респондентов проявляет просоциальное поведение. Данные затруднения обусловлены низкой чувствительностью к сверстнику, узким репертуаром стратегий общения и слабой степенью осознанности используемых стратегий общения. Выделенные параметры социализированности в пространстве взаимодействия со сверстниками позволяют выстроить индивидуальные траектории коммуникативного развития дошкольника. Индивидуальные траектории развития либо расширяют, либо сужают коридоры социализации в пространстве взаимодействия со сверстниками. Мониторинг изменений, происходящих в коммуникативном развитии дошкольника, и определение индивидуальных траекторий социализации в пространстве взаимодействия со сверстниками позволяют адекватно выстраивать систему сопровождения и предупреждения нарушений в данной области развития.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Гузелия Хузеева

Хузеева Гузелия Рифкатовна. Кандидат психологических наук, доцент, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: guzeliya.h@yandex.ru

Литература

Avdulova T.P., Khuzeeva, G.R. Lichnostnaya i kommunikativnaya kompetentnosti sovremennogo doshkol'nika: uchebnoe posobie [Personal and communicative competence of a modern preschooler: a manual]. Moscow: Prometei, 2013 (in Russian)

Andreeva G.M. Bogomolova N.N. Petrovskaya L.A. Zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya XX stoletiya. Teoreticheskie podkhody [Foreign social psychology of the XX century. Theoretical approaches: Textbook. Manual for universities.]. Moscow: Aspekt Press, 2002. (in Russian)

Bauman Z. Tekuchaya sovremennost' [Flowing modernity.]. St. Petersburg: Piter, 2008.

Chuprikova N.I. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, 1(3), 7. http://psystudy.ru. (in Russian, abstr. in English)

Khuzeeva G.R. Diagnostika i razvitie kommunikativnoi kompetentnosti doshkol'nika: psikhologo-pedagogicheskaya sluzhba soprovozhdeniya rebenka [Diagnostics and development of the communicative competence of the preschooler: the psychological and pedagogical service for accompanying the child]. Moscow: VLADOS, 2014 (in Russian)

Lisina M.I. Obshchenie, lichnost' i psikhika rebenka [Communication, personality and psyche of the child]. Moscow: MODEK, 2001. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Sotsializatsiya v mul'tikul'turnom prostranstve [Socialization in a multicultural space: a methodical guide]. Moscow: MPGU, 2016. (in Russian)

Piaget J. Moral'noe suzhdenie u rebenka [Moral judgment of the child]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2015. (in Russian)

Smirnova E.O., Kholmogorova, V.M. Mezhlichnostnye otnosheniya doshkol'nikov [Interpersonal relations of preschool children].Moscow: Vlados, 2005. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 356

Опубликован

30.08.2017

Как цитировать

Хузеева, Г. (2017). Изучение процессов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста­. Психологические исследования, 10(54). https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.365

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)