Антиципационная состоятельность в системе личностных предикторов академической успеваемости студентов

Авторы

  • Ольга Даниленко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.257

Ключевые слова:

предикторы академической успеваемости студентов, антиципационная состоятельность, личностные ресурсы, «ориентированный-на-будущее» копинг, регрессионный анализ

Аннотация

Дается теоретическое обоснование включения в число психологических характеристик, рассматриваемых в качестве предикторов академической успеваемости, показателей антиципационной состоятельности студентов. Описывается модель антиципационной состоятельности студентов как ресурса заблаговременного совладания с трудностями учебного процесса. Приводятся данные эмпирического исследования, цель которого – выявить вклад компонентов антиципационной состоятельности студентов как составляющих системы личностных ресурсов в академическую успеваемость учащихся вузов. Выборка включает 276 студентов старших курсов. Для определения показателей антиципационной состоятельности студентов использован опросник АС-ВУЗ-2; для определения личностных переменных – показатели Шкалы общей самоэффективности (R.Schwarzer, M.Jerusalem, адаптация В.Ромека); тест диспозиционного оптимизма (С.S.Carver, M.F.Scheier, адаптация Т.О.Гордеевой, О.А.Сычева, Е.Н.Осина); тест смысложизненных ориентаций (J.S.Crambaugh, L.T.Maholick, адаптация Д.А.Леонтьева); Тест жизнестойкости (S.Maddi, адаптация Д.А.Леонтьева, Е.И.Рассказовой); Шкала личностной тревожности (Ch.D.Spielberger, адаптация Ю.Л.Ханина). Показатель академической успеваемости – средний балл за период обучения. Для обработки данных использован регрессионный анализ. В число значимых позитивных предикторов академической успеваемости студентов входят компоненты антиципационной состоятельности: предусмотрительность –характеристика, отражающая склонность субъекта осуществлять действенную заботу о будущем, создавая ресурсы для успешной деятельности в более или менее отдаленной перспективе; саморегуляция в учебной деятельности – характеристика, отражающая способность адекватно оценивать требования учебного процесса и свои возможности. Также в число значимых позитивных предикторов академической успеваемости входят показатели, отражающие уверенность субъекта в возможности контролировать обстоятельства своей жизни, и личностная тревожность. В число значимых негативных предикторов входит показатель, отражающий удовлетворенность самореализацией и показатель, отражающий готовность рисковать для приобретения нового опыта.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Ольга Даниленко

Даниленко Ольга Ивановна. Доктор культурологии, доцент, профессор, кафедра общей психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, наб. Макарова, д. 6, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: danilenko.olga@gmail.com

Литература

Akhmerov R.A. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Institut psikhologii RAN, Moscow, 1994. (in Russian)

Antsyferova L.I. In: Razvitie lichnosti i problemy gerontopsikhologii [Personality development and gerontopsychology problems]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2006. pp. 331–354. (in Russian)

Aspinwall L.G., Taylor S.E. A stitch in time: self-regulation and proactive coping. Psychological Bulletin, 1997, 121(3), 417–436.

Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York, NY: Freeman, 1997.

Bodrov V.A. Psikhologicheskii stress: razvitie i preodolenie [Psychological stress: development and overcoming]. Moscow: PER SE, 2006. (in Russian)

Crambaugh J.S., Maholick L.T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis. Journal of Clinical Psychology, 1964, 20(2), 200–207.

Dalganov D.N. Vestnik eksperimental'nogo obrazovaniya, 2018, 1(14), 40–54. http://www.ppacademy.ru/wp-content/uploads/2018/03/088.pdf (in Russian)

Danilenko O.I., Gorbunov I.A. Voprosy Psikhologii, 2018, No. 3, 33–43. (in Russian)

Danilenko O.I., Gorbunov I.A., Yurevich O.I. In: Proceedings of the Congress of the Russian Psychological Society. Kazan: Kazan. gos universitet, 2017. Vol. 2, pp. 372–374. (in Russian)

Degtyarev V.P., Torshin V.I. Vestnik RUDN. Seriya: Meditsina, 2010, No. 3. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnostnoy-trevozhnosti-v-formirovanii-uspeshnoy-uchebnoy-deyatelnosti-studentov (in Russian)

Demidova L.I., Kashnik O.I., Bryzgalina A.A. In: Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii. Proceedings of the XXXV International Conference [Personality, family and society: matters of pedagogics and psychology]. Novosibirsk: SibAK, 2013. Ch. II, No. 12(35). https://sibac.info/conf/pedagog/xxxv/35751 (in Russian)

Gordeeva T.O. In: Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnostics]. Moscow: Smysl, 2011. pp. 131–177. (in Russian)

Gordeeva T.O., Leontiev D.A., Osin E.N. In: Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnostics]. Moscow: Smysl, 2011. pp. 642-669. (in Russian)

Gordeeva T.O., Osin E.N. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 5(24), 4. http://psystudy.ru (in Russian)

Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. Psikhologicheskaya diagnostika, 2010, No. 2, 36–64. (in Russian)

Greenglass E.R. Proactive Coping and Quality of Life Management. In: Beyond Coping: Meeting Goals, Visions, and Challenges. London: Oxford University Press, 2002. pp. 19–35.

Khanin Yu.L. Kratkoe rukovodstvo k primeneniyu shkaly reaktivnoi i lichnostnoi trevozhnosti Ch.D.Spilbergera [An enchiridion for using of a scale of reactive and personal anxiety by Charles D. Spielberger]. Leningrad, 1976. (in Russian)

Kochergina E.V., Nai Dzh. V. K., Orel E.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2013, 6(27), 4. http://psystudy.ru (in Russian)

Konopkin O.A. Voprosy Psikhologii, 1995, No. 1, 5–12. (in Russian)

Konopkin O.A. Voprosy Psikhologii, 2008, No. 3, 22–34. (in Russian)

Kornilova T.V., Gyulalieva I.I. In: Deyatel'nostnaya teoriya ucheniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy. Proceedings of the International Conference [Pragmatist theory of teaching: current state and prospects], Moscow, February 6-8, 2014. Moscow: Moskovskii gos. universitet, 2014. pp. 232–234. https://istina.msu.ru/publications/article/6239215/ (in Russian)

Leontiev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsii (SZhO) [Life Sense Orientation Test (LSOT)]. Moscow: Smysl, 2006. (in Russian)

Leontiev D.A. (Ed.). Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnostics]. Moscow: Smysl, 2011. (in Russian)

Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestoikosti [Resilience test]. Moscow: Smysl, 2006. (in Russian)

Malkina O.V. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008, No. 1, 129–136. https://cyberleninka.ru/article/v/sravnitelnyy-analiz-lichnostnyh-osobennostey-studentov-s-vysokoy-i-nizkoy-akademicheskoy-uspevaemostyu (in Russian)

Matyurina T.M. Eksperimental'naya psikhologiya, 2008, 1(1), 45–61. http://psyjournals.ru/files/17131/exp_2008_n1_Maryutina.pdf (in Russian)

Mendelevich V.D. Antitsipatsiionnye mekhanizmy nevrozogeneza [Anticipatory mechanisms of neurosis]. Kazan: Meditsina, 2011. (in Russian)

Mendelevich V.D., Soloveva S.L. Nozologiya i psikhosomaticheskaya meditsina [Nosology and psychosomatic medicine]. Moscow: MEDpressinform, 2002. (in Russian)

Morosanova V.I., Fomina T.G. Voprosy Psikhologii, 2016, No. 2, 124–135. (in Russian)

Morosanova V.I., Fomina T.G., Tsyganov I.Yu. Osoznannaya samoregulyatsiya i otnoshenie k ucheniyu v dostizhenii uchebnykh tselei [Conscious self-regulation and attitude to learning in achieving training targets]. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2017. (in Russian)

Poropat A.E. A Meta-Analysis of the Five-Factor Model of Personality and Academic Performance. Psychological Bulletin, 2009, 135(2), 322–338. https://www.gwern.net/docs/conscientiousness/2009-poropat.pdf

Richardson V., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students' academic performance: A systematic review and meta-analysis. Psychological Bulletin, 2012, 138(2), 353–387. https:// pdfs.semanticscholar.org/0fb2/80efe672cb2572a8db75cde2fec402e8dff4.pdf

Schwarzer R., Knoll N. Positive coping: Mastering demands and searching for meaning. In: S.J. Lopez, C.R. Snyder (Eds.), Handbook of positive psychological assessment. Washington, DC: American Psychological Association, 2002. Ch. 25. http://userpage.fu-berlin.de/~health/materials/s_knoll_coping.pdf

Sheard M. Hardiness and undergraduate academic study: The moderating role of commitment. Personality and Individual Differences, 2007, 43(3), 579–588.

Shvartser R., Erusalem M., Romek V. Inostrannaya Psikhologiya, 1996, No. 7, 71–76. (in Russian)

Starchenkova E.S. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12, 2009, 2(1), 198–205. (in Russian)

Tyusova O.V., Isaeva E.R., Tishkov A.V., Shaporov A.M., Pavlova O.V., Efimov D.A., Vlasov T.D. Uchenye zapiski SPbGMU im. akad. I.P.Pavlova, 2017, 24(2), 66–72. (in Russian)

Yaltonskii V.M., Sirota N.A. In: Sovladayushchee povedenie: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Overcoming 21–54. (in Russian)

Yudin N.V. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya, 2012, 4(59), 236–238. http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2012_4_80.pdf (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 278

Опубликован

29.10.2018

Как цитировать

Даниленко, О. (2018). Антиципационная состоятельность в системе личностных предикторов академической успеваемости студентов. Психологические исследования, 11(61). https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.257

Выпуск

Раздел

Статьи