Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности

Авторы

  • Василиса Орестова
  • Дарья Ткаченко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.263

Ключевые слова:

транзитивность, кинематограф, супергерой, идентичность, сериал, массовая культура

Аннотация

Рассматривается массовая культура на примере кинематографа как пространство, в котором происходит социализация современной молодежи в условиях социальной транзитивности. Кино рассматривается не только как один из основных источников информационного воздействия, оказывающий влияние на формирование представлений о реальности, установок, ценностей, моделей поведения. Указано, что просмотр кинофильма или сериала может являться специфической стратегией совладания, предоставляя возможность зрителю через идентификацию себя с героями и проживание экранной истории в метафорическом плане преодолевать собственные трудности и выстраивать собственную идентичность. Описывается современная ситуация, характеризующаяся ростом популярности сериалов и времени, проводимого подростками и юношами за их просмотром, а также постоянным увеличением популярности фильмов о супергероях, которые стали одним из самых значимых и быстроразвивающихся направлений массовой культуры. Анализируются причины неизменной привлекательности этих продуктов массовой культуры. В статье приводятся результаты двух пилотных исследований. В первом исследовании, посвященном изучению психологических особенностей молодежной аудитории сериалов, были выявлены взаимосвязи между мотивами выбора и особенностями восприятия сериала и особенностями идентичности, а также личностными диспозициями подростковой и юношеской аудитории сериалов. Второе исследование посвящено выявлению представлений о супергероях и предпочитаемых характеристик персонажей, наиболее популярных среди современных зрителей, – Бэтмена, Железного человека и Человека-паука. Было получено, что, несмотря на то что современные супергерои обладают сложными, сверхтехнологичными средствами усиления собственной мощи, зрители в большей степени ориентируются на их человеческие, а не «суперчеловеческие» характеристики, роднящие их с героями прошлого. Были выявлены половые и возрастные различия в предпочитаемых характеристиках выбранных супергероев, позволившие выделить приоритетные для мужчин и женщин, подростков и юношей «геройские» качества.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Василиса Орестова

Орестова Василиса Руслановна. Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: v.r.orestova@gmail.com

Дарья Ткаченко

Ткаченко Дарья Павловна. Преподаватель, кафедра психологии личности, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: bigbro-littlebro@yandex.ru

Литература

Cohen J. What I watch and who I am: National pride and the viewing of Local and Foreign Television in Israel. Journal of Communication, 2008, 58(1), 149–167.

Fradkin C. Superhero therapy: a hero’s journey through Acceptance and Commitment Therapy. Pastoral Care in Education, 2018, 36(2), 170–171.

Grebennikova O.V., Parkhomenko A.N. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2013, 6(30), 8. http://psystudy.ru (in Russian)

Iyengar S., Hahn K.S. Red media, Blue Media: Evidence of Ideological Selectivity in Media Use. Journal of Communication, 2009, 59(1), 19–39.

Knobloch S., Zillmann D. Mood management via the digital jukebox. Journal of Communication, 2002, 52(2), 351–366.

Kraaykamp G., van Eijck K. Personality, media preferences, and cultural participation. Personality and Individual Differences, 2005, 38(7), 1675–1688.

Kubrak T.A., Grebenshchikova T.A., Pavlova N.D. Eksperimental'naya psikhologiya, 2017, 10(4), 5–19. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

McCracken G. Culture and Consumption. New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington: Indiana University Press, 1988.

Orel V.E., Senin I.G. Lichnostnye oprosniki NEO PI-R i NEO-FFI. Rukovodstvo po primeneniyu [Personality questionnaires NEO PI-R and NEO-FFI. Manual]. Yaroslavl: NPTs «Psikhodiagnostika», 2008. (in Russian)

Orestova V.R. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(56), 5. http://psystudy.ru (in Russian)

Prikhozhan A.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2010, 1(9). http://psystudy.ru (in Russian)

Rosenberg R.S. Our Superheroes, Ourselves. Oxford: Oxford University Press, 2013.

Sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodicheskii kompleks [Socialization of children and teenagers. Methodical complex]. Moscow: Mosk. ped. gos. universitet, 2012. (in Russian)

Talaver A., Chernysh A. Svobodnoe vremya moskovskikh podrostkov: issledovanie vozrastnykh grupp, naimenee vovlechennykh v kul'turnuyu zhizn' Moskvy [Free time of Moscow teenagers: study of age groups least involved in the cultural life of Moscow]. Moscow: Moskovskii institut sotsial'no-kul'turnykh programm, 2016. http://miscp.ru/assets/docs/teens.pdf (in Russian)

Voskresenskaya N.G. Voprosy Psikhologii, 2015, No. 2, 78–87. (in Russian)

Voskresenskaya N.G. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo, 2016, 7(3), 121–134. (in Russian)

Weaver J.B. Exploring the links between personality and media preferences. Personality and Individual Differences,1991, 12(12), 1293–1299.

Число просмотров

Просмотров: 416

Опубликован

28.10.2018

Как цитировать

Орестова, В., & Ткаченко, Д. (2018). Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности. Психологические исследования, 11(61). https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.263

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)