Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.252Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, подростковый возраст, личная профессиональная перспектива, идентичность в сфере профессионального самоопределения, ценностиАннотация
Статья посвящена изучению роли ценностных приоритетов в процессе профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Актуальность исследования обусловлена проблемным характером решения ключевой задачи развития подросткового возраста профессионального и личностного самоопределения в условиях транзитивности и высокой неопределенности современного общества. Успешность профессионального самоопределения может быть операционализирована в форме статуса идентичности в сфере профессии (Э.Эриксон, Д.Марсиа) и личной профессиональной перспективы (Е.А.Климов, Н.С.Пряжников). Задачи эмпирического исследования включали определение особенностей профессионального самоопределения подростков и изучение связи ценностных предпочтений подростков с уровнем профессионального самоопределения. Были использованы методика определения личной профессиональной перспективы Н.С.Пряжникова (в модификации О.А.Карабановой, В.С.Вологжаниной); методика определения статуса идентичности в области профессионального самоопределения Д.Марсиа в модификации О.А.Карабановой, В.Р.Орестовой; методика ценностных ориентаций С.Шварца. В исследовании приняло участие 144 человека в возрасте от 15 до 17 лет, из них 48% юношей и 52% девушек. Выявлена неравномерность становления компонентов личной профессиональной перспективы (ЛПП). Выделены группы, различающиеся по статусу идентичности в сфере профессионального самоопределения. Обнаружены различия в значимости ценностей «достижения», «универсальность-толерантность», «самостоятельность мыслей» и «самостоятельность поступков» между группами подростков, различающихся по зрелости профессионального самоопределения. Полученные результаты подтверждают гипотезу о роли ценностного фактора в успешности профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Высокий статус идентичности в сфере профессии (мораторий и достигнутая идентичность) сочетается с высокой значимостью ценностей «достижения» и «универсализм-толерантность» и высокий уровень сформированности компонентов личной профессиональной перспективы – со значимостью ценностей «достижения», «самостоятельность мыслей и поступков».
Скачивания
Литература
Argyle M. Psikhologiya schast'ya [The Psychology of Happiness]. Moscow: Progress, 1990. (in Russian)
Berg V. Kar'era – superigra [Carreer – supergame]. Moscow: Interekspert, 1998. (in Russian)
Brushlinskii A.V. Psikhologiya sub"ekta [Psychology of subject]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2003. (in Russian)
Chudnovskii V.E. Smysl zhizni: problema otnositel'noi emansipirovannosti ot «vneshnego» i «vnutrennego» [The life meaning: the problem of emansipation of "external" and "internal"]. Psikhologicheskii Zhurnal, 1995, 16(2),15–26. (in Russian)
Druzhinin V.N. Struktura i logika psikhologicheskogo issledovaniya [Structure and logic of psychological investigation]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 1994. (in Russian)
Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man’s search for meaning]. Moscow: Progress, 1990. (in Russian)
Ginzburg M.R. Lichnostnoe samoopredelenie kak psikhologicheskaya problema [Personal self-determination as psychological problem]. Voprosy Psikhologii, 1988, No. 2, 19–26. (in Russian)
Klimov E.A. Obraz mira v raznotipnykh professiyakh [World image in different professions]. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1995. (in Russian)
Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-na-Don: Feniks, 1996. (in Russian)
Mamardashvili M.K. In: O chelovecheskom v cheloveke [About human in human being]. Moscow: Politizdat, 1991. pp. 8–21. (in Russian)
Marcia J.E. Development and validation of ego identity status. Journal of Personality and Social Psychology, 1966, 3(5), 551–558.
Mogilevkin E.A. Kar'ernyi rost: diagnostika, tekhnologii, trening [Career growth: diagnostic, technologies and training]. St. Petersburg: Rech', 2007. (in Russian)
Münsterberg H. Psikhologiya i uchitel' [Psychology and teacher]. Moscow: Sovershenstvo, 1997. (in Russian)
Orestova V.R., Karabanova O.A. Metody issledovaniya identichnosti v kontseptsii statusov identichnosti D.Marsia [Methods of investigation of idenitity in J.Marcia model of identity status]. Zhurnal prakticheskogo psikhologa, 2005, No. 1, 39–90. (in Russian)
Pryazhnikov N.S. Proforientologiya [Professional orientation]. Moscow: Yurait, 2016a. (in Russian)
Pryazhnikov N.S. Motivatsiya i stimulirovanie truda [Motivation and stimulation of work]. Moscow: Yurait, 2016b. (in Russian)
Pryazhnikov N.S. Problema pereosmysleniya ponyatiya «professiya» v menyayushchikhsya sotsiokul'turnykh realiyakh [The problem of remeaning of definiton "profession" in changing social-cultural realities]. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda, 2018, 3(1), 4–22. (in Russian)
Rawls J. Teoriya spravedlivosti [Theory of justice]. Novosibirsk: Novosibirskii universitet, 1995. (in Russian)
Saiko E.V. Sub"ekt: sozidatel' i nositel' sotsial'nogo [Subject: creator and carrier of social]. Voronezh: MODEK, 2006. (in Russian)
Schwartz S.H., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. Utochnennaya teoriya bazovykh individual'nykh tsennostei: primenenie v Rossii [Refined theory of basic individual values: implication in Russia]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2012, 2(2), 43–70. (in Russian)
Schwartz S.H. Basic individual values: Sources and consequences. In: D. Sander, T. Brosch (Eds.), Handbook of value. Oxford: Oxford University Press, 2015. doi:10.1093/acprof:oso/9780198716600.003.0004
Shchedrovitskii P.G. Ocherki po filosofii obrazovaniya [Essays about philosophy of education]. Moscow: Eksperiment, 1993. (in Russian)
Super D.E. Self-realization through the work and leisure roles. Educational and Vocational Guidance, 1985, No. 43, 1–8.
Tatenko V.A. Psikhologiya v sub"ektnom izmerenii [Psychology in subjective dimension]. Kiev: Prosvita, 1996. (in Russian)
Tolochek V.A. Psikhologiya truda [Psychology of work]. St. Petersburg: Piter, 2017. (in Russian)