Эмоциональный интеллект: разработка русскоязычной методики ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта)

Авторы

  • Елена Сергиенко
  • Елена Хлевная
  • Ирина Ветрова
  • Юлия Мигун

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.241

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, эмоции, способность, тест, структурная валидность, надежность, психометрическая проверка

Аннотация

Представлены результаты психометрической проверки нового инструмента измерения эмоционального интеллекта как способности – теста эмоционального интеллекта (ТЭИ), построенного на основе модели ЭИ Дж.Мэйера, П.Сэловея и Д.Карузо (J.D.Mayer, P.Salovey, D.R.Caruso) и психоэволюционной теории эмоций Р.Плутчика (R.Plutchik). При разработке ТЭИ были учтены проблемы, возникшие в результате адаптации и стандартизации методики MSCEIT. По сравнению с методикой MSCEIT в методике ТЭИ на один раздел больше. Этот раздел (9а,б) направлен на измерение способностей в области эмоционального интеллекта сразу по двум ветвям: идентификация эмоций и понимание эмоций, что позволяет оценить понимание динамики изменений эмоциональных состояний в ситуации взаимодействия. В разделах, относящихся к идентификации эмоций («Лица» и «Изображения»), создан собственный, оригинальный стимульный материал. Внесенные в методику изменения нивелируют проблемы, возникшие в процессе адаптации и стандартизации русскоязычной версии методики – прототипа MSCEIT. В апробации методики ТЭИ приняли участие 1007 человек в возрасте от 20 до 72 лет. Описаны показатели нормальности распределения, структурной и теоретической валидности, надежности. Факторный анализ, как эксплораторный, так и конфирматорный, позволяет говорить, что теоретическая структура методики ТЭИ, выделяющая 4 ветви эмоционального интеллекта, соответствует теоретической модели, на основе которой тест был построен. При этом, однако, домен стратегического интеллекта хуже описывается с помощью факторных моделей, по сравнению с доменом опытного эмоционального интеллекта. Результаты психометрической проверки методики ТЭИ позволяют сделать вывод о валидности и надежности методики ТЭИ как психодиагностического инструмента, позволяющего измерять актуальный уровень развития эмоционального интеллекта.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Елена Сергиенко

Сергиенко Елена Алексеевна. Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук, ул. Ярославская, д. 13, 129366 Москва, Россия. E-mail: elenas13@mail.ru

Елена Хлевная

Хлевная Елена Анатольевна. Доктор экономических наук, кандидат психологических наук, профессор, кафедра финансового менеджмента, Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова, Стремянный пер., д. 36, 117997 Москва, Россия. E-mail: elankha@yandex.ru

Ирина Ветрова

Ветрова Ирина Игоревна. Кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория психологии субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской академии наук, ул. Ярославская, д. 13, 129366 Москва, Россия. E-mail: stranavetra@gmail.com

Юлия Мигун

Мигун Юлия Петровна. Научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований, Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, пр. Вернадского, д. 82, 119571 Москва, Россия. E-mail: migun@mc-ktk.ru

Литература

Bentler P.M. On the fit of models to covariances and methodology to the Bulletin. Psychological Bulletin, 1992, 112(3), 400–404. http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.112.3.400

Crombie D.T., Lombard C., Noakes T.D. Increasing emotional intelligence in cricketers: an intervention study. International Journal of Sports Science and Coaching, 2011, 6(1), 69–86. doi:10.1260/1747-9541.6.1.69

Gutiérrez-Cobo M.J., Cabello R., Fernández-Berrocal P. The three models of emotional intelligence and performance in a hot and cool go/no-go task in undergraduate students. Frontiers in Behavioral Neuroscience, 2017, Vol. 11, Article 33. https://doi.org/10.3389/fnbeh.2017.00033

Hodzic S., Scharfen J., Ripoll P., Holling H., Zenasni F. How Efficient Are Emotional Intelligence Trainings: A Meta-Analysis. Emotion Review, 2017, 10(2), 138–148. https://doi.org/10.1177/1754073917708613

Kidwell B., Hasford J., Hardesty D.M. Emotional ability training and mindful eating. Journal of Marketing Research, 2015, 52(1), 105–119. doi:10.1509/jmr.13.0188

Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence. Intelligence, 1999, 27(4), 267–298.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence. In: R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York, NY: Cambridge University Press, 2000. pp. 396–422.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT), Version 2.0. Toronto, Canada: Multi-Health Systems, 2002.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications. Psychological Inquiry, 2004, 15(3), 197–215.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. The Validity of the MSCEIT: Additional Analyses and Evidence. Emotion Review, 2012, 4(4), 411–412.

Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. The ability model of emotional intelligence: principles and updates. Emotion Review, 2016, 8(4), 290–300. http://dx.doi.org/10.1177/ 1754073916639667

Megías A., Gutiérrez-Cobo M.J., Fernández-Berrocal P., Cabello R., Gómez-Leal R. Performance on emotional tasks engaging cognitive control depends on emotional intelligence abilities: an ERP study. Scientific Reports, 2017, 7(1), 16446. http://dx.doi.org/10.1038/s41598-017-16657-y

Nélis D., Kotsou I., Quoidbach J., Hansenne M., Weytens F., Dupuis P., Mikolajczak M. Increasing emotional competence improves psychological and physical well-being, social relationships, and employability. Emotion, 2011, 11(2), 354–366. doi:10.1037/a0021554

Plutchik R. A general psychoevolutionary theory of emotion. In: R. Plutchik, H. Kellerman (Eds.), Emotion: Theory, research, and experience. New York, NY: Academic, 1980. Vol. 1, pp. 3–33

Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality, 1999, Vol. 9, 185–211.

Sergienko E.A., Khlevnaya E.A., Vetrova I.I., Kiseleva T.S. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal, 2017a, 3(122), 114–117. (in Russian)

Sergienko E.A., Khlevnaya E.A., Vetrova I.I., Kiseleva T.S. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 2017b, 23(3), 33–36. (in Russian)

Sergienko E.A., Vetrova I.I. Test Dzh.Meiera, P.Seloveya i D.Karuzo «Emotsional'nyi intellekt» (MSCEIT v. 2.0). Rukovodstvo ["Emotional intelligence" (MSCEIT V2.0). Manual]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2010. (in Russian)

Sergienko E.A., Vetrova I.I. Russkoyazychnaya adaptatsiya testa Dzh.Meiera, P.Seloveya, D.Karuzo «Emotsional'nyi intellekt» (MSCEIT V2.0) [Russian adaptation of the test J.Mayer, P.Salovey and D.Caruso "Emotional Intelligence" (MSCEIT V2.0)] Moscow: Smysl, 2017. (in Russian)

Sergienko E.A., Vetrova I.I., Khlevnaya E. ., Kiseleva T.S. In: D.V. Ushakov, A.A. Medyntsev (Eds.), Kognitivnye issledovaniya [Cognitive researches]. Moscow: Institut psikhologii RAN. pp. 160–184. (in Russian)

Sergienko E.A., Vetrova I.I., Volochkov A.A., Popov A.Yu. Psikhologicheskii zhurnal, 2010, 31(1), 55–73. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 1329

Опубликован

18.02.2019

Как цитировать

Сергиенко, Е., Хлевная, Е., Ветрова, И., & Мигун, Ю. (2019). Эмоциональный интеллект: разработка русскоязычной методики ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта). Психологические исследования, 12(63). https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.241

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>