Психологические факторы речевого развития дошкольников

Авторы

  • Елена Конева
  • Владимир Солондаев

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v13i73.170

Ключевые слова:

макросреда, микросреда, город, село, речь, дошкольный возраст, функционирование семьи, конфигурация семьи, семейный уклад

Аннотация

Приводятся данные исследования, целью которого было выявление факторов, влияющих на уровень речевого развития детей, проживающих в городской и сельской местности. В исследовании участвовали 274 ребенка, из них 128 девочек, 146 мальчиков в возрасте от 2 до 7 лет, в том числе 139 сельских детей и 135 городских, а также 274 родителя женского пола 21–42-летнего возраста. Методы исследования: сoциальнo-демoграфическая анкета, опросник «Семейные отношения и дом», оценивающий взаимосвязи с внешней пo отношению к семье социальной средой, семейные отношения, семейную деятельность; методика комплексного обследования состояния речевых функций А.П.Вороновой. Результаты методик обрабатывались в свободном статистическом программном пакете R. Обнаружено системное влияние факторов, связанных с речевым развитием детей, на уровень развития речи. Воздействие системы на изучаемый феномен отличается от влияния каждого отдельного фактора (половая принадлежность испытуемых, наличие или отсутствие дополнительных занятий с детьми, степень активности семейного и внесемейного взаимодействия внутри семьи и с внешним окружением). Система факторов, связанных с уровнем речевого развития, имеет количественно-качественную природу. Общий уровень развития речи детей не зависит от места их проживания (городская или сельская местность), а также от состава семьи (однодетные или двухдетные семьи). При этом имеется опосредованная (через количество детей в семье) связь одного из параметров речевого развития, а именно понимания речи, с проживанием детей в городе или селе. В детерминации речевого развития наиболее значим возрастной фактор (при том, что критерии уровня речевого развития различны для разных возрастных периодов, то есть очевидность результатов исключена).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Елена Конева

Конева Елена Витальевна. Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии, факультет психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, проезд Матросова, д. 9, 150057 Ярославль, Россия. E-mail: ev-kon@yandex.ru

Владимир Солондаев

Солондаев Владимир Константинович. Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, факультет психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, проезд Матросова, д. 9, 150057 Ярославль, Россия. E-mail: solond@yandex.ru

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Alekseeva M.M., Yashina V.I. Rechevoe razvitie doshkol'nikov. M.: Academia, 1999. (In Russian)

Avdeeva N.N. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2019, 24(2), 19-28. (In Russian, abstr. in English)

Bakermans-Kranenburg M.J., van IJzendoorn M.H., Kroonenberg P.M. Differences in attachment security between African-American and white children: Ethnicity or socio-economic status? // Infant Behavior and Development. 2004, 27(3), 417-433. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0163638304000384

Balandina L.L., Silina E.A. Osobennosti vzaimootnoshenii s siblingami i sverstnikami u detei iz mnogodetnykh i odnodetnykh semei // Psikhologicheskie issledovaniya: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2010. в„– 4. (In Russian, abstr. in English)

Bara F., Gentaz E., Colé P. Haptics in learning to read with children from low socio-economic status families. British Journal of Developmental Psychology, 2007. T. 25, No. 4, 643-663. DOI: /abs/10.1348/026151007X186643

Bazylevich T.F., Kolyadina T.V. Mir psikhologii. 2007, No. 4, 189-201. (In Russian, abstr. in English)

Belogai K.N., Sonina N.A. Psikholog v detskom sadu. 2009, No. 3, 96-106. (In Russian)

Bridges K., Hoff E. Older sibling influences on the language environment and language development of toddlers in bilingual homes. Applied psycholinguistics. 2014, 35(2), 225. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4208071

Caskey M., Stephens B., Tucker R., Vohr B. Importance of parent talk on the development of preterm infant vocalizations. Pediatrics. 2011, 128(5), 910-916. DOI: 10.1542/peds.2011-0609

Chernov D.N. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. 2012, No. 5, 77-84. (In Russian, abstr. in English)

Chernov D.N. Psikholog. 2019, No. 2, 56-70. (In Russian, abstr. in English)

Davis-Kean P.E. The influence of parent education and family income on child achievement: the indirect role of parental expectations and the home environment. Journal of family psychology. 2005, 19(2), 294. URL: https://psycnet.apa.org/buy/2005-06518-016

Dobrova G.R. Ural'skii filologicheskii vestnik. Ser. Psikholingvistika v obrazovanii. 2013, No. 4, 19-28. (In Russian, abstr. in English)

Frolova O.V., Bedalova Sh. G., Lyakso E.E. Rechevye tekhnologii. 2017, No. 1-2, 82-93. (In Russian, abstr. in English)

Golinkoff R.M., Deniz D., Soderstrom M. Hirsh-Pasek K. (Baby) Talk to Me: The Social Context of Infant-Directed Speech and Its Effects on Early Language Acquisition. Psychological Science. 2015, 24(5), 339-344. http://www.psy.miami.edu/faculty/

Koneva E.V., Rusanova L.S. Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Ser. Gumanitarnye nauki. 2016, 1(35), 81-87. (In Russian, abstr. in English)

Kraig G. Bokum D. Psikhologiya razvitiya: uchebnoe posobie. SPb.: Piter, 2012. (In Russian)

Kunitsyna V.N., Yumkina E.A. Semeinye otnosheniya i dom (metod izucheniya vnutrisemeinykh otnoshenii). St. Petersburg: LEMA, 2015. (In Russian)

Landa R.J. Holman K.C., Garrett-Mayer E. Social and Communication Development in Toddlers with Early and Later Diagnosis of Autism Spectrum Disorders. Arch Gen Psychiatry. 2007, 64(7), 853-864. DOI: 10.1001/archpsyc.64.7.853

Likhacheva E.N. Nauchnye vedomosti BelGU. Ser. Gumanitarnye nauki. 2013, No. 27 (170), vyp. 20, 254-257. (In Russian)

Maechler M., Rousseeuw P., Struyf A., Hubert M., Hornik K. РЎluster: Cluster Analysis Basics and Extensions. R package version 2.0.7-1, 2018.

Novotortseva N.V. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2017, No. 2, 147-151. (In Russian, abstr. in English)

Obukhova L.F. Shagraeva O.A. Sem'ya i rebenok: psikhologicheskii aspekt detskogo razvitiya. M.: Zhizn' i mysl', 1999. (In Russian)

R Core Team R: A language and environment for statistical computing. R Foundation for Statistical Computing, Vienna, Austria, 2018. https://www.R-project.org/

Rinaldi P., Caselli C. Lexical and Grammatical Abilities in Deaf Italian Preschoolers: The Role of Duration of Formal Language Experience. The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2009, 14(1), 63-75. https://doi.org/10.1093/deafed/enn019)

Rowe D.C., Jacobson K.C., Van den Oord E.J.C.G. Genetic and environmental influences on vocabulary IQ: Parental education level as moderator. Child development. 1999, 70(5), 1151-1162. https://www.jstor.org/stable/1132055?seq=1

Scrucca L., Fop M., Murphy T.B., Raftery A.E. mclust 5: clustering, classification and density estimation using Gaussian finite mixture models. The R Journal. 2016, 8(1), 205-233.

Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: novyi vzglyad. M.: Institut psikhologii RAN, 2006. (In Russian)

Sobkin V.S., Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Fedotova A.V., Khalutina Yu.A., Yakupova V.A. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2017, 22(2), 5-13. (In Russian, abstr. in English). DOI: 10.17759/pse.2017220201

Tong S., Baghurst P., Vimpani G., McMichael A. Socioeconomic Position, maternal IQ, home environment, and cognitive development. The Journal of pediatrics. 2007, 151(3), 284-288. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17719939/

Trefilova T.N. Osobennosti rechevogo razvitiya u detei iz mnogodetnykh semei: dis. ... kand. psikhol. nauk, Р sikhologicheskii Institut Rossiiskoi akademii obrazovaniya, M., 1998. (In Russian)

Weisleder A., Fernald Рђ. Talking to Children Matters: Early language experience strengthens processing and builds vocabulary [abstract]. Р sychological science. 2013, 1; 24(11), 2143-2152. DOI: 10.1177/0956797613488145

Woollett A. The influence of older siblings on the language environment of young children. British Journal of Developmental Psychology. 1986, 4(3), 235-245. DOI: /abs/10.1111/j.2044-835X.1986.tb01015

Zolotareva A.A. Vestnik studencheskogo nauchnogo obshchestva RGPU im. A.I. Gertsena, 2011, No. 12, 52-55. (In Russian)

Число просмотров

Просмотров: 564

Опубликован

04.11.2020

Как цитировать

Конева, Е., & Солондаев, В. (2020). Психологические факторы речевого развития дошкольников. Психологические исследования, 13(73). https://doi.org/10.54359/ps.v13i73.170

Выпуск

Раздел

Статьи