Роль геометрических и образных названий в запоминании индуктивных правил взрослыми и детьми младшего школьного возраста

Авторы

  • Юлия Судоргина
  • Татьяна Котова
  • Алексей Котов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v14i79.121

Ключевые слова:

индуктивные правила, вербализация, названия правил, научение, долговременная память, младшие школьники

Аннотация

Школьное обучение требует понимания и запоминания большого количества новых категорий – индуктивных правил, выделяющих общее содержание у примеров. Исследования показывают, что использование вербальных обозначений помогает в научении и запоминании таких правил. Однако неизвестно, насколько при вербализации важен вариант лексических обозначений: использование специальных или образных названий. Цель данного исследования –сравнить влияние разных типов вербальных обозначений правил на их запоминание и применение участниками разных возрастов. В эксперименте мы предлагали взрослым участникам (N=50) и детям младшего школьного возраста (N=44) решить задачи Бонгарда с геометрическими индуктивными правилами и запомнить эти правила. Половине участников предъявляли для решения геометрические названия для правил, а другой – образные. Затем они выполняли задачу на перенос правила. Было обнаружено, что взрослые быстрее выполняли перенос при использовании образных названий, чем при использовании геометрических, а у детей различий между условиями не было. Исследование показало преимущество образных названий при решении задач на индуктивные правила, а также то, что это преимущество зависит от возраста учащихся.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Юлия Судоргина

Судоргина Юлия Владимировна. Магистр психологии, Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Кривоколенный пер., 3, 101000 Москва, Россия. E-mail: yuvsudorgina@gmail.com

Татьяна Котова

Котова Татьяна Николаевна. Кандидат психологических наук, Лаборатория когнитивных исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, пр. Вернадского, д. 82, 119571 Москва, Россия E-mail: tkotova@gmail.com

Алексей Котов

Котов Алексей Александрович. Кандидат психологических наук, Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Кривоколенный пер., 3, 101000 Москва, Россия. E-mail: al.kotov@gmail.com

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Bongard M.M. Problema uznavaniya. M: Fizmatgiz, 1967.

Sudorgina Yu.V., Kotov A.A. Effekt vliyaniya artikulyatsii resheniya induktivnoi zadachi na perenos pravila resheniya. In book: Aktual'nye problemy psikhologicheskoi nauki. Sbornik statei i vystuplenii mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 10-12 maya 2018. P. 170-172.

Vygotskii L.S. Myshlenie I rec’'. M: Labirint, 2012.

Alderson-Day B., Fernyhough C. Inner Speech: Development, Cognitive Functions, Phenomenology, and Neurobiology. Psychological Bulletin, 2015, 141(5), 931–965. doi:10.1037/bul0000021.

Blajenkova O., Kozhevnikov M., Motes M.A. Object‐spatial imagery: a new self‐report imagery questionnaire. Applied Cognitive Psychology: The Official Journal of the Society for Applied Re-search in Memory and Cognition, 2006, 20(2), 239-263. doi:10.1002/acp.1182.

Cabrera Á., Billman D. Language-driven concept learning: Deciphering Jabberwocky. Journal of Ex-perimental Psychology. Learning, Memory, and Cognition, 2006, 22(2), 539–555. doi:10.1037/0278-7393.22.2.539.

De Brigard F., Brady T.F., Ruzic L., Schacter D.L. Tracking the emergence of memories: A category-learning paradigm to explore schema-driven recognition. Memory & Cognition, 2017, 45(1), 105–120. doi:10.3758/s13421-016-0643-6.

Flavell J.H., Green F.L., Flavell E.R. Children’s understanding of the stream of consciousness. Child Development, 1993, 64(2), 387–398. Doi:10.1111/j.1467-8624.1993.tb02916.x.

Goldstone R.L., Son J.Y. The transfer of scientific principles using concrete and idealized simula-tions. The Journal of the learning sciences, 2005, 14(1), 69-110. Doi:10.1207/s15327809jls1401_4.

Kaminski J.A., Sloutsky V.M. Extraneous perceptual information interferes with children’s acquisi-tion of mathematical knowledge. Journal of Educational Psychology, 2013, 105(2), 351-441. Doi:10.1037/a0031040.

Kotov A.A., Kotova T.N. The Role of Different Types of Labels in Learning Statistically Dense and Statistically Sparse Categories. The Russian Journal of Cognitive Science, 2018, 5(3), 56–67. Doi:10.2139/ssrn.2580829.

Peirce J.W. Generating stimuli for neuroscience using PsychoPy. Frontiers in neuroinformatics, 2009, No. 2, 10. Doi:10.3389/neuro.11.010.2008.

Число просмотров

Просмотров: 391

Опубликован

31.10.2021

Как цитировать

Судоргина, Ю., Котова, Т., & Котов, А. (2021). Роль геометрических и образных названий в запоминании индуктивных правил взрослыми и детьми младшего школьного возраста. Психологические исследования, 14(79). https://doi.org/10.54359/ps.v14i79.121

Выпуск

Раздел

Статьи