Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Изотова Е.И., Бугаева Е.И. Влияние семейных отношений на выбор профиля обучения старшими подростками

English version: Izotova E.I., Bugaeva E.I. Family relation’s influence of on a choice of professional’s profile in study course made by senior teenagers
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

Сведения об авторах
Ссылка для цитирования

Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации, профессионального выбора подростка на стадии профильного обучения в средней школе. В ней рассматриваются условия и факторы данного выбора и его мотивация. В статье эмпирически подтверждено влияние семейных взаимоотношений на обоснование выбора подростком профиля обучения, а также даны характерологические описания разнопрофильных подвыборок.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение личности, внутрисемейные отношения, профессиональная мотивация, старший подростковый возраст, подросток, эмоциональные отношения в семье

 

Подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деятельность, потому что в ней подросток получает возможность не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает.

В процессе профессиональной ориентации профессиональное самоопределение личности подростка проходит через ряд взаимосвязанных этапов. Ранняя профориентация состоит в подготовке личности к трудовым усилиям, в формировании общественных мотивов труда, потребности приносить пользу другим, способности направлять свои силы на достижение поставленных целей. При этом знания, сведения учащихся о мире труда и профессий расширяются, становятся более глубокими, зрелыми, отношение к труду – более ответственным, начинает проявляться интерес к конкретным видам труда, и, прежде всего к тем, которые можно встретить в ближайшем окружении, преимущественно членов семьи подростка.

В психоаналитической традиции факторы социальной среды сводятся к внутрисемейным отношениям. Это направление объявляет энергию либидо, сексуальную первооснову всех потребностей, двигателем и причиной всех изменений, сопровождающих развитие. Изменение сексуальности в подростковый период психоаналитики связывают, прежде всего, с изменением объекта: от членов семьи – к несемейным отношениям.

Интеллектуальный аспект развития подростка стал предметом исследования Ж.Пиаже и его последователей, которые выделяют здесь созревание способности к формальным операциям без опоры на конкретные свойства объектов, развитие гипотетико-дедуктивной формой суждения, проявляющейся в склонности подростков к теоретизированию и так далее.

Исходя из задач развития, Э.Эриксон выделяет в жизни человека восемь стадий, подчеркивая, что каждая стадия связана со всеми остальными. Согласно его точки зрения, подростковый возраст приходится на пятую стадию жизненного цикла, задачей которого являются достижения личностного самоопределения [Эриксон, 1996]. Но из его теории выпадает то важнейшее звено, которое в отечественной психологии вслед за Л.С.Выготским обозначается как «социальная ситуация развития». Связь в системе «взрослый – ребенок» имеет конкретный исторический характер и зависит от системы ценностей, принятых в той или иной социальной общности.

При анализе логики психического развития, связи этого развития с окружающей средой отечественные психологи исходят из того, что непосредственно условия жизни не определяют психического развития, поскольку оно зависит от типа взаимоотношений ребенка с его окружением. Специфичные для возрастного этапа отношения внутренних процессов и внешних его условий определяет качественно новые психические образования. Именно это сочетания составляют социальную ситуацию развития.

В нашей работе мы попытались обозначить факторы, влияющие на раннюю профессиональную ориентацию подростка. Среди них мы выделили семейные отношения (детско-родительские, сиблинговые, отношения с прародителями), отражающие особенности социальной ситуации конкретного подростка, а также осознанность его мотивации перехода к профильному обучению как предпосылок его дальнейшей профессионализации.

Существующие представления о потребностях можно рассмотреть, опираясь на типы детерминации поведения человека, предложенные B.C.Мерлиным. Он выделяет два типа детерминации: каузальную и телеологическую. С точки зрения Л.Я.Дорфмана, при телеологической детерминации человек выступает в качестве относительно автономной по отношению к миру системы, свободной от жесткой детерминации законами природы и общества, подчиняющейся внутренней логике своего существования и развития, осуществляющей выбор и соответствующим образом трансформирующей окружающий мир. Поведение человека при телеологической детерминации организуется в соответствии с поставленной им целью. Каузальная детерминация заключается в причинной обусловленности поведения человека. При каузальной детерминации человек действует вследствие чего-либо (нужды, наличия напряжения), при телеологической детерминации его поведение осуществляется ради чего-либо. Таким образом, в первом случае поведение строится, исходя из прошлого, во втором – из будущего [Дорфман, 1993].

Эти типы детерминации поведения соответствуют двум существующим в психологии моделям мотивации: гомеостатической и активационной. Согласно гомеостатической модели поведение человека детерминируется стремлением к восстановлению нарушенного равновесия, снятию напряжения, поскольку нормальным состоянием психики считается пассивное состояние удовлетворенности [Асеев, 1976]. А.Маслоу обозначил этот вид мотивации как дефицитарную мотивацию, нацеленную на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Активационная мотивация, или мотивация роста в терминах А.Маслоу, предполагает не удовлетворение дефицитарных состояний, а увеличение напряжения. С позиций активационной модели человек рассматривается как субъект, который сам отвечает за выбор целей, объектов, способов, средств, ценностей, вида деятельности, которая предстает как самоорганизуемая, самосозидающая и самопобуждающая акция. В нашем исследовании мы опираемся на активационную модель мотивации.

В определении мотивов существуют различные точки зрения. Большинством авторов они рассматриваются как возникающие, формирующиеся и развивающиеся на основе потребностей. Понимание мотива как побуждения является наиболее общим представлением о сущности мотива. Однако большинство отечественных и зарубежных психологов считают, что мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку [Рубинштейн, 1989; Ковалев, Дружинин, 1982; Вилюнас, 1990].

Мотив как объяснение причин действия, основание поступка рассматривался В.Н.Мясищевым, Д.Н.Узнадзе, Д.А.Кикнадзе, И.В.Имедадзе, К.Обуховским, X.Хекхаузеном. При этом Д.Н.Узнадзе разделяет импульсивные действия, осуществляемые под влиянием актуальной потребности, и волевые, выполняемые в соответствии с системой потребностей человека и предваряющиеся принятием решения. Понятие мотива применяется им лишь в отношении волевого акта и определяется как обоснование действия, связанное с осознанием его ценности для личности [Узнадзе, 1966]. Так, И.В.Имедадзе определяет мотив как субъективную ценность конкретного поведения. Он считает, что адекватной для мотива является функция оправдания и обоснования поведения, что на уровне специфически человеческой деятельности выражается в детерминации процесса принятия решения. Согласно его точки зрения, мотив непосредственно соответствует конкретному поведению, отображая его индивидуальные характеристики, включая неповторимость ситуации, особенности связанных с ним потребностей и возможности их удовлетворения [Имедадзе, 1987].

В подростковом возрасте происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются, прежде всего, мотивации. Содержание мотивов отражает формирующееся мировоззрение подростков, планы их будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно к мотивационной сфере, как считала Л.И.Божович, относится главное новообразование переходного возраста.

К концу этого периода возрастного развития возникает еще одно новообразование, которое Л.И.Божович называла «самоопределением». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И.Божович, не заканчивается в это время, оно как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и завершает последний этап онтогенетического развития личности ребенка. А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, – но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни [Божович, 1995].

Отсюда, целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязи между особенностями семейных отношений и выбора профиля обучения и его обоснования старшими подростками.

Исследование проводилось на базе школы № 1241 ЦАО г. Москвы. В исследовании принимали участие учащиеся 11-х классов (78 человек), имеющих различный профиль обучения: лингвистический, технический, информационные технологии.

На первом этапе исследования мы констатировали связь между образованием, профессией родителей и выбором подростком профиля обучения посредством специально разработанной анкеты с серией открытых и закрытых вопросов. Кроме того, с помощью анкеты мы выявляли наличие семейной преемственности (династийности) в выборе направления обучения и связана ли она с удовлетворенностью родителями содержанием профессиональной деятельности в настоящий момент.

В процессе анализа эмпирических данных, полученных в результате анкетирования подростков особое внимание мы обращали на обоснование причины выбора подростками того или иного профиля обучения (рис. 1). Нами было выявлено, что на мнение родителей при выборе профиля обучения в большей степени опирались учащиеся по лингвистическому профилю (37,5%), чем учащиеся по другим профилям. Актуальность профиля влияла на выбор в большей степени у учащихся по техническому профилю (55,6%), а собственным мнением руководствовались подростки, учащиеся по профилю «информационные технологии» (71,4%).


Рис. 1.
Мотивация выбора профиля обучения.


На втором этапе мы выявляли особенности семейных отношений подростков как фактора, влияющего на их профориентационный выбор посредством методики «Рисунок семьи» и теста эмоциональных отношений в семье Бене-Антони. Мы ориентировались в большей степени на показатели авторитета одного из членов семьи и эмоциональной близости с одним из них.

В результате анализа методики «Рисунок семьи» было выявлено, что самый высокий уровень эмоциональной близости с родителями характерен для учащихся по профилю «информационные технологии», при этом авторитет матери в семьях этих учащихся выше, чем авторитет отца. У учащихся по лингвистическому профилю самый высокий уровень эмоциональной близости с разновозрастными сиблингами, не являющимися авторитетом для подростков. Также для этой группы характерен самый высокий уровень авторитета в семье отца, по сравнению с другими профилями. Только учащиеся по лингвистическому профилю характеризуются наличием эмоциональной близости и авторитета прародителей, что также соотносится с высоким процентом профессиональной династийности в их семьях. У учащихся по лингвистическому профилю самые низкие показатели по отсутствию эмоциональной близости и авторитета в семье. Для учащихся по техническому профилю характерна эмоциональная близость с матерью при доминирующем авторитете отца в сочетании с достаточно высоким уровнем эмоциональной близости со старшими сиблингами и их авторитета.

При обработке опросника Бене-Антони были получены следующие результаты. По позиции «Нежные чувства, исходящие от ребенка»: у учащихся по лингвистическому профилю самые высокие показатели, как в отношении матери, так и в отношении отца, соответственно 5 и 4,9. Самый низкий показатель в отношении отца у учащихся по профилю информационные технологии – 2,7, по отношению к матери этот показатель составляет 3,5. У учащихся по техническому профилю нежные чувства в основном посылаются отцу – 4,2, тогда как матери всего 3,2.

По позиции «сильные положительные чувства, исходящие от ребенка» самые высокие показатели у учащихся по лингвистическому профилю: 4 – в отношении матери, 1,9 – в отношении отца. Самые низкие показатели принадлежат учащимся по профилю информационные технологии: 1,3 – в отношении матери, 0,3 – в отношении отца. У учащихся по техническому профилю результаты следующие: 1,8 – в отношении матери, 1,2 – в отношении отца.

По позиции «слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка». Самый высокий показатель по отношению к матери у учащихся по профилю информационные технологии, в отношении отца показатель средний – 2,7. У учащихся по лингвистическому профилю по отношению к матери показатель равен 3,4, по отношению к отцу – 1,7, что является самым низким показателем. У учащихся по техническому профилю показатель в отношении матери равен 2,3, в отношении отца – 2,8, что является самым высоким показателем.

По позиции «Сильные отрицательные чувства, исходящие от ребенка». Самый высокий результат у учащихся по техническому профилю в отношении отца – 2,8, а в отношении матери самый низкий – 0,2. самый высокий показатель в отношении матери у учащихся по профилю информационные технологии – 0,8. В отношении отца этот результат составляет 1,5.

По позиции «Нежные чувства, получаемые ребенком» от матери самые высокие показатели у учащихся по лингвистическому профилю – 5,1. В отношении отца эта цифра составляет 2,7. Самый низкий показатель по этой позиции у учащихся по профилю информационные технологии от отца – 2,5. В отношении матери этот показатель составляет 4,7. Самый низкий показатель нежных чувств, исходящих от матери у учащихся по техническому профилю и составляет 2,8, в отношении отца – 2,7.

По позиции «Сильные положительные чувства, получаемые ребенком» самый высокий показатель у учащихся по профилю информационные технологии в отношении матери – 3,2. В отношении отца самый низкий показатель – 0,3. У учащихся по лингвистическому профилю средний показатель чувств, исходящих от матери (2,7) и отца (2,9). У учащихся по техническому профилю самый низкий показатель чувств, исходящих от матери (1,5), по сравнению с другими профилями. В отношении отца результат равен 1,2.

По позиции «слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком» самый высокий показатель у учащихся по лингвистическому профилю в отношении матери (3,4). В отношении отца самый низкий показатель – 1. У учащихся по техническому профилю самый высокий показатель чувств, исходящих от отца (3). В отношении матери – 2,2. У учащихся по профилю информационные технологии в отношении слабых отрицательных чувств, получаемых ребенком от матери средний результат – 2,7, так же как и в отношении отца (2,2).

По позиции «сильные отрицательные чувства, получаемые ребенком» самый высокий результат у учащихся по техническому профилю в отношении чувств, исходящих от отца (1,3). В отношении чувств, исходящих от матери этот показатель составляет 0,5. У учащихся по лингвистическому профилю показатель по позиции отрицательных чувств, исходящих от отца равен нулю, что является самым низким результатом; показатель по позиции отрицательных чувств, исходящих от матери – 0,9. У учащихся по профилю информационные технологии показатель по данной позиции в отношении чувств, исходящих от матери составляет 0, в отношении чувств, исходящих от отца – 0,5.

Результаты теста позволили качественно и количественно оценить чувства, которые подросток испытывает к членам своей семьи, и то, как он воспринимает их отношение к себе:

  • Два вида положительного отношения – слабое и сильное. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные – с «сексуализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции.
  • Два вида отрицательного отношения – слабое и сильное. Слабые яувства связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность.
  • Родительское потакание.
  • Родительское сверхопека.

В результате сравнительного анализа эмпирических данных выявилась связь между удовлетворенностью работой и авторитетом родителей в семье. Было установлено, что удовлетворенность работой по профессии у родителей подростков выше, чем удовлетворенность работой не по профессии. Исключение составляет лишь лингвистический профиль: у матерей выше удовлетворенность работой не по профессии.

Для сравнения полученных результатов и выявления связи между ними была построены диаграммы, отражающие особенности взаимоотношений с родителями, как фактора опосредованного влияния на выбор профиля обучения старшими подростками (рис. 2, рис. 3).

Первый столбец в диаграмме показывает удовлетворенность родителей работой по профессии, второй столбец – мнение родителей как причину выбора профиля обучения; третий столбец отражает уровень эмоциональной близости с одним из родителей, четвертый – авторитет одного из родителей. Первая группа столбцов показывает результаты учащихся по профилю «информационные технологии» (ИТ); вторая – по лингвистическому профилю (Л); третья – по техническому профилю (Т).



Рис. 2. Особенности взаимоотношений с отцом у подростков с разным профилем обучения (обозначения – см. рис. 3).




Рис. 3. Особенности взаимоотношений с матерью у подростков с разным профилем обучения.


Из диаграмм видно, что существует связь между удовлетворенностью родителями работой и их авторитетом в семье. В отношении отца прослеживается четкая динамика: высокий авторитет связан с высокой удовлетворенностью работой, и наоборот – низкая удовлетворенность работой связана с менее высоким уровнем авторитета. Также в отношении отца прослеживается связь между удовлетворенностью работой и мнением родителей, как причиной выбора профилю обучения старшими подростками: чем выше удовлетворенность работой, тем выше уровень мнения родителей при выборе профиля обучения старшими подростками.

В результате исследования особенностей семейных взаимоотношений, как фактора опосредованного влияния на выбор профиля обучения старшими подростками можно сделать следующие выводы:

Самый высокий уровень эмоциональной близости со всеми членами семьи и высокий общий уровень авторитета в семье выявился у учащихся по лингвистическому профилю. У учащихся по этому профилю самый высокий уровень эмоциональной близости с сиблингами, а также самый высокий уровень авторитета отца. Только учащиеся по лингвистическому профилю дали результаты по наличию эмоциональной близости и авторитета прародителей. Эти результаты сочетаются с самыми высокими показателями нежных чувств, исходящих от ребенка и получаемых ребенком. Совокупность этих результатов объясняет высокий процент мотивации выбора профиля обучения «мнением родителей», то есть являются показателем опосредующим выбор подростка.

Самый низкий уровень эмоциональной близости со всеми членами семьи, а также самый высокий показатель отсутствия авторитета в семье выявился у учащихся по профилю «информационные технологии», хотя авторитет матери в семьях этих учащихся выше, чем авторитет отца, что также сочетается с результатами, соответственно которым у этих учащихся высокий уровень отрицательных чувств, исходящих и получаемых ребенком. Этим объясняется доминирующая мотивация выбора профиля обучения «мнением самого подростка».

У группы учащихся по техническому профилю высокий уровень эмоциональной близости с матерью сочетается с высоким уровнем авторитета отца в семье. Также для этих учащихся характерна амбивалентность чувств к родителям: нежные чувства, исходящие от ребенка, также как и отрицательные находятся примерно на одном и том же уровне, что свидетельствует об отсутствии эмоциональной зависимости от родителей. Этим обосновывается ориентация подростков при выборе профиля обучения на «актуальность профиля в современном профессиональном пространстве» как согласованной позиции всех членов семьи.

Работа поддержана грантом РГНФ «Проблема социализации детей и подростков в условиях кардинальных изменений, происходящих в современном российском обществе». Проект 07-06-00333а.


Литература

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1995.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993.

Имедадзе И.В. Потребность и мотив в поведении человека // Человек в системе наук / отв. ред. И.Т. Фролов. М.: Наука, 1987. С. 449–455.

Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. N 6. С. 35-44.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 2.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

Дата публикации: 15 декабря 2008 г.

Сведения об авторах

Изотова Елена Ивановна. Кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бугаева Екатерина Ивановна. Выпускница психологического отделения Московского педагогического государственного университета, Россия, Москва.


Ссылка для цитирования

Изотова Е.И., Бугаева Е.И. Влияние семейных отношений на выбор профиля обучения старшими подростками  [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

К началу страницы >>