Влияние фактора наличия сиблингов на когнитивное развитие близнецов

Авторы

  • Юлия Черткова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1003

Ключевые слова:

академическая успеваемость, близнецы, структура семьи, сиблинги, социоэкономический статус, порядок рождения, школьник

Аннотация

В статье рассматривается влияние структуры семьи (количества детей и порядка их рождения) на академическую успеваемость близнецов. Данные получены в рамках исследования, посвященного сопоставлению когнитивного развития близнецов и одиночнорожденных детей. Результаты свидетельствуют о том, что размер семьи (количество сиблингов) отрицательно коррелирует с академической успеваемостью детей; в семьях с более высоким социоэкономическим статусом этот эффект менее выражен; в трехдетных семьях порядок рождения близнецов (наличие у близнецов младшего или старшего сиблинга) не является значимым фактором для их успеваемости в школе.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Юлия Черткова

Черткова Юлия Давидовна. Кандидат психологических наук, ассистент кафедры психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 5, 125009 Москва, Россия. Email: y_chertkova@mail.ru

Литература

Anastasi A. Intelligence and family size // Psychological Bull. 1956. Vol. 53. P. 187–209.

Astone N., McLanahan S. Family structure, parental practices, and high school completion // American Sociological Review. 1991. Vol. 56. P. 309–320.

Breland H. Family configuration and intellectual development // Journal of Individual Psychology. 1977. Vol. 33, N 1. P. 86–96.

Chiu M. Families, economies, cultures, and science achievement in 41 countries: Country-, school-, and student-level analyses // Journal of Family Psychology. 2007. Vol. 21, N 3. P. 510–519.

Cicirelly V. Sibling constellation, creativity, IQ and academic achievement // Child Development. 1967. Vol. 38, N 2. P. 481–491.

Downey D. When bigger is not better: Family size, parental resources, and children's educational performance // American Sociological Review. 1995. Vol. 60. P. 747–761.

Entwisle D., Alexander K. A parent's economic shadow: Family structure versus family resources as influences on early school achievement // Journal of Marriage and the Family. 1995. Vol. 57. P. 399–409.

Heer D. Effects of sibling number on child outcome // Ann. Rev. Soc. 1985. N 11. P. 27–47.

Jeynes, William H. Effects of parental involvement and family structure on the academic achievement of adolescents // Marriage and Family Review. 2005. Vol. 37, N 3. P. 99–116.

Jun X. Sibship Size and educational achievement: The role of welfare regimes cross-nationally // Comparative Educational Review. 2008. Vol. 52, N 3. P. 413–436.

Laureau A. Social class differences in family-school relationships: The importance of cultural capital // Sociology of education. 1987. Vol. 60. P. 73–85.

Laureau A., Horvat E. Moments of social inclusion and exclusion: Race, class and cultural capital in family-school relationships // Sociology of education. 1999. Vol. 72. P. 37–53.

Marjoribanks K. Family environments and children’s outcomes // Educational Psychology. 2005. Vol. 25, N 6. P. 647–657.

Marks Gary N. Family size, family type and student achievement: Cross-national differences and the role of socioeconomic and school factors // Journal of Comparative Family Studies. 2006. Vol. 37, N 1. P. 1–24.

Sin Yi C., Andersen R. Time to read: family resources and educational outcomes in Britain // Journal of Comparative Family Studies. 2003. Vol. 34, N 3. P. 413–433.

Steelman L., Powell B. The social and academic consequences of birth oder: real, artifactual, or both // Journal of Marriage and the Family. 1985. Vol. 47, N 1. P. 117–124.

Wagner M., Schubert H. Family size: a review // Journal of genetic Psychology. 1985. Vol. 145, N 1. P. 65–78.

Wichman A. A multilevel approach to the relationship between birth order and intelligence // Personality And Social Psychology Bulletin, 2006. Vol. 32, N 1. P. 117–127.

Zajonc R., Bargh J. The confluence model: Parameter estimation for six divergent data sets on family factors and intelligence // Intelligence. 1980. N 4. P. 349–361.

Число просмотров

Просмотров: 261

Опубликован

18.02.2009

Как цитировать

Черткова, Ю. (2009). Влияние фактора наличия сиблингов на когнитивное развитие близнецов. Психологические исследования, 2(3). https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1003

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>