Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Кончаловская М.М. Динамика ценностей и представления о себе младших школьников в период социальных изменений

English version: Konchalovskaya M.M. Dynamics of values and representations of self of junior school children in the period of social changes
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

Сведения об авторе
Ссылка для цитирования


В статье приводятся результаты эмпирического исследования динамики представления о себе и ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста в период социальных изменений. Проведен сравнительный анализ данных, полученных в 2005 и 2009 годах. Полученные данные показали, что в 2009 году повышается степень дифференцированности представлений о себе, достаточно высокая и в 2005 году. Высказывается предположение, что неопределенность и изменчивость социального окружения стимулируют осознание и дифференцированность представлений о себе. Крайне показательным представляется тот факт, что в текущем году гораздо меньше детей обладают положительным отношением к себе по сравнению с детьми, учившимися в 2005 году. В целом содержание терминальных и инструментальных ценностей младших школьников существенно не изменилось, однако со временем уменьшился диапазон ценностных ориентаций, при этом уменьшилась ценность общения и свободы, в то время как увеличилось значение материальных ценностей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, представление о себе, идентификация, идентичность личности, отношение к себе, дифференцированность

 

В ходе мирового экономического кризиса и связанного с ним ухудшения социальной обстановки в России крайне важно проследить новое содержание ценностей и представления о себе, возникающее как у детей, так и у взрослых, выявить основные тенденции изменения ценностей и идентичности у детей, учившихся в 2005 году и в настоящее время.

Методы исследования

Исходя из данных особенностей социальной ситуации развития, нами было проведено эмпирическое исследование динамики ценностей и представления о себе у московских детей в возрасте от 8 до 10 лет. Выборку составили 100 детей. Исследование проходило поэтапно. Первый этап исследования был проведен в начальных классах ГОУ прогимназии N 1633 в 2005 году, а второй этап исследования проводился в начальных классах школы N 97 в 2009 году.

Представление о себе детей исследовалась нами с помощью теста М.Куна и Т.МакПартленда «Кто Я?». Для изучения временной перспективы использовались тест «Какой я был, какой я есть, какой я буду» и сочинение о своем будущем.

Изучение степени принятия ценностей и отношения к ним проводилось при помощи теста «Ценностные ориентации» М.Рокича.

В исследовании мы рассмотрели, каким образом поменялись представления детей о себе и окружающем мире, а также ценности и нравственные эталоны, по которым дети оценивают себя и выстраивают отношение к себе. В своем исследовании мы сфокусировали внимание на таких свойствах, как дифференцированность, временная перспектива и преобладание объективных или субъективных критериев. Частично исследовалось также отношение к себе (положительное или отрицательное).

Степень дифференцированности идентичности мы определяли, опираясь на количество ответов детей. Для второго, третьего и четвертого классов мы установили следующие количества для уровней дифференцированности: высокий уровень – шесть и более ответов, средний – от четырех до пяти и низкий – от одного до трех ответов.

Результаты исследования

Исследование показало, каким образом меняется с возрастом степень дифференцированности представлений о себе у детей, учившихся в 2005 и 2009 годах. Так, в 2005 году во втором классе 76% детей имели высокий уровень дифференцированности идентичности, в третьем классе число таких детей составило 39%, в четвертом – 67%. Средний уровень дифференцированности личностной идентичности наблюдался у 24% детей второго класса, у 28% – третьего, у 32% – четвертого классов. Низкий уровень дифференцированности имели 33% детей третьего класса и 5% – четвертого класса. Эти данные отражены на рис. 1.



Рис 1. Степень дифференцированности идентичности (2005 г.).


В 2009 году во втором классе 53% детей имеют высокий уровень дифференцированности идентичности, в третьем классе их число составило 90% и в четвертом – 100%. Средний уровень дифференцированности личностной идентичности наблюдается у 40% детей второго и 5% – третьего классов. Низкий уровень дифференцированности имеют 7% детей второго класса и 5% – третьего класса. Эти данные отражены на рис. 2.



Рис 2. Степень дифференцированности идентичности (2009 г.).

Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о том, что с возрастом личностная идентичность детей становится более дифференцированной, т.е. отражающей различные качества личности и социальные позиции ребенка, в том числе и во временнóм контексте. Оказалось, что у современных детей преобладает высокий уровень дифференцированности, что является хорошим показателем, поскольку в нашей работе было установлено, что уровень развития мышления с возрастом начинает все больше влиять на осознание детьми себя и своих личностных качеств и, следовательно, на развитие дифференцированности содержания идентичности.

Обобщая полученные в двух методиках (М.Куна и Т.МакПартленда «Кто Я?» и теста «Какой я был, какой я есть, какой я буду») данные, мы выделили три группы детей, исходя из общего количества параметров самоописаний. В первую группу вошли дети с большим количеством параметров самоописаний, высокой степенью дифференцированности идентичности. В 2005 году эту группу составили 60% всех детей, а в 2009 году – 83% всех детей. Во вторую группу мы отнесли детей со средним количеством параметров самоописаний и средней степенью дифференцированности идентичности. В 2005 году в эту группу вошли 28% детей от общей выборки, а в 2009 году – 13%. Третья группа детей характеризуется малым количеством самоописаний и низкой степенью дифференцированности идентичности. В 2005 году третью группу составили 13% детей от общей выборки, а в 2009 году – 4%. Эти данные еще раз подтверждают, что в 2009 году гораздо выше процентное соотношение детей с высоким уровнем дифференцированности идентичности.

Полученные результаты позволяют определить динамику преобладания субъективных или объективных критериев в содержании идентичности детей. Исследование показало, что в 2005 году дети второго класса (90%) применяют больше субъективных, личностно значимых критериев для описания себя. В третьем и четвертом классах дети приводят как субъективные, так и объективные критерии. В третьем классе у 53% детей преобладают объективные и у 47% – субъективные параметры. В четвертом классе 45% детей применяют объективные и 55% – субъективные параметры. Таким образом, с возрастом содержание идентичности детей становится более дифференцированным и содержит объективные, социально заданные и субъективные, личностно значимые качества (см. рис. 3).



Рис. 3. Наличие субъективных и объективных критериев личностной идентичности (2005 г.).

В 2009 году во втором классе все дети применяют преимущественно субъективные параметры (100%). В третьем классе у 95% детей преобладают субъективные и лишь у 5% – объективные критерии. В четвертом классе 81% детей применяют субъективные и 19% – объективные критерии (см. рис. 4).



Рис. 4. Наличие субъективных и объективных критериев личностной идентичности (2009 г.).

Таким образом, полученные данные показывают, что если в 2005 году у детей в содержании идентичности преобладали как объективные, так и субъективные параметры, то в 2009 году у детей доминируют субъективные параметры. То есть многие дети, учившиеся в 2005 году, оценивали себя, исходя из оценок взрослых и параметров, заданных окружающими – пол, возраст, положение в семье и т.д. Эти качества не требуют осмысления и эмоционального отношения к ним, возможно, поэтому у них также более низкие показатели дифференцированности идентичности по сравнению с современными детьми. Доминирование субъективных критериев у современных детей также, по-видимому, связано с тем, что они больше выделяют личностные и индивидуальные особенности и хорошо соотносят их с собственным «образом Я». Эти данные также показывают тесную взаимосвязь социальной и личностной идентичности, так как те субъективные качества, которые появляются в ответах детей 2–4-х классов, также первоначально связаны с оценками взрослых и, безусловно, отношение к ним соответствует нормативно заданному – одни субъективные качества рассматриваются как положительные, а другие – как отрицательные, исходя из социально заданных критериев.

Помимо степени дифференцированности мы рассматривали также временную перспективу. Анализ результатов показал, что в 2005 году часть детей второго класса (4%) и третьего класса (16%) не имели четкого и осознанного представления о себе в будущем. В 2009 году только во втором классе у 27% детей отсутствует представление о себе в будущем. Как в 2005, так и в 2009 году эти дети отвечали, что не знают, кем они будут, но при этом рисовали себя в будущем, т.е. у них был сформирован образный план представления о себе во времени.

Полученные данные позволили также определить временной интервал, в котором дети представляют себя в будущем. За большой временной интервал мы приняли отрезок времени от девяти лет и больше. За средний временной интервал – промежуток времени от пяти до восьми лет. Малым временным интервалом мы считали период от одного до четырех лет. За неадекватно отдаленный временной интервал, мы отнесли такой, к которому относятся представления о себе в будущем через 150–1000 лет. Полученные данные свидетельствуют о том, что в 2005 году большинству детей второго (80%), третьего (77%) и четвертого (73%) классов был присущ большой временной интервал (см. рис. 5).



Рис. 5. Временной интервал «образа Я» в будущем (2005 г.).

Оказалось, что детям, учившимся в 2005 году, и современным детям, в большинстве своем, присуща большая протяженность временного интервала, в котором они представляют себя в будущем (см. рис. 5 и 6). Анализ результатов показал, что в 2009 году для 50% детей второго класса, 83% третьего и 63% четвертого классов характерен большой временной интервал (см. рис. 6).



Рис. 6. Временной интервал «образа Я» в будущем (2009 г.).

В 2005 году неадекватно отдаленный временной интервал присутствовал у 5% детей второго класса и у 11% и 4% детей третьего и четвертого классов соответственно. В 2009 году только во втором классе у 16% детей наблюдается неадекватно отдаленный временной интервал. Эти дети представляют себя очень старыми или даже в могиле, а также воображают себя в будущем нереалистично под влиянием фантастики и компьютерных игр. Например, один мальчик в 2009 году написал, что, когда ему будет 17 лет, он полетит в турбомашине, работающей на солнечных батареях, в парк «Воздушное энерджи». Это может быть связано со страхом смерти, а также угнетенным, подавленным состоянием и высокой тревогой, что частично подтверждается полученными в экспериментальном исследовании данными.

С помощью теста «Какой я был, какой я есть, какой я буду» мы исследовали также отношение детей к себе. Положительное или отрицательное отношение к себе мы рассматривали в зависимости от оценочных характеристик, таких как «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый». Данные, свидетельствующие об отношении детей к себе, отражены на рисунках 7 и 8. В 2005 году значительная часть детей второго класса (90%) оценивали себя положительно, а в третьем и в четвертом классах – 83% и 73% соответственно. Негативное отношение к себе было свойственно 10% детей второго класса, 17% и 27% детей третьего и четвертого классов (рис. 7).



Рис. 7. Отношение к себе учащихся разных классов (2005 г.).

В 2009 году во втором классе 97% детей имеют позитивное отношение к себе, а в третьем и в четвертом классах – 95% и 75% соответственно. Отрицательное отношение к себе имеют 13% детей второго класса, 5% и 25% детей третьего и четвертого классов соответственно (см. рис. 8.



Рис. 8. Отношение к себе учащихся разных классов (2009 г.).

Оказалось, что в 2005 году большинство детей – 80% от общей выборки, обладали положительным отношением к себе как в прошлом и настоящем, так и в будущем. В 2009 году меньшая часть детей – 66% от общей выборки имеют положительное отношение к себе как в прошлом и настоящем, так и в будущем. В 2005 году лишь только небольшая часть – 15% – имели отрицательное отношение к себе и в прошлом, и в настоящем, а также и в прошлом, и в будущем (5%). В 2009 году 6% детей имеют отрицательное отношение к себе и в прошлом, и в настоящем, 20% – в прошлом и 8% – в настоящем.

Таким образом, можно констатировать, что эмоциональный компонент личностной идентичности не зависит от возраста, большинству детей свойственно принятие себя, что является, как показывают многие исследования, необходимым условием личностного роста и успешной социализации детей. Отрицательный знак эмоционального компонента личностной идентичности зависит, по всей видимости, от личностных особенностей детей и их отношений с близкими взрослыми, что частично подтверждается и полученными в экспериментальном исследовании данными. Крайне показательным представляется тот факт, что в текущем году гораздо меньше детей обладают положительным отношением к себе по сравнению с детьми, учившимися в 2005 году. Возможно, это обусловлено невротизацией современных детей в связи с нестабильной социально-экономической ситуацией в стране и мировым экономическим кризисом.

Систему ценностных ориентаций детей мы рассматривали с помощью модифицированного теста «Ценностные ориентации» М.Рокича. Согласно Г.Брейкуэлл, ценности являются основными содержательными компонентами личностной идентичности. Мы обращали внимание на иерархию ценностей детей.

Анализ результатов показал, что в 2005 году у детей второго класса наиболее значимыми терминальными ценностями оказались: здоровье (33%), счастливая семья (28%), деньги (9,5%), свобода, независимость от взрослых (9,5%), наличие хороших, верных друзей (5%), активность общения, учебы (5%), любовь, уважение одноклассников (5%), счастье других (5%). Значимой для учащихся второго класса была такая значимая ценность, как свобода и независимость от взрослых.



Рис. 9. Значимые для учащихся 2-го класса терминальные ценности (2005 г.).


Анализ полученных данных показывает, что для детей второго класса (см. рис. 10). наиболее значимыми терминальными ценностями в 2009 году оказались:
здоровье (37%), счастливая семья (14%), активность общения, учебы (14%), интересная учеба (14%), деньги (7%), любовь, уважение одноклассников (7%), красота природы и искусства (7%) .



Рис 10. Значимые для учащихся 2-го класса терминальные ценности (2009 г.).

В целом у детей второго класса как в 2005, так и в 2009 году приоритетными оказались одинаковые терминальные ценности: личностные ценности (счастливая семья, здоровье, активность общения, учебы), материальные (деньги) и ценности общения (наличие хороших, верных друзей, любовь, уважение одноклассников) (см. рис. 9 и 10). Единственным отличием стало то, что вместо ценностей самоутверждения (свобода, независимость от взрослых) и альтруистических ценностей (счастье других) появились эстетические ценности (красота природы и искусства).

Наиболее значимыми инструментальными ценностями для второго класса в 2005 году (см. рис. 11) были: честность (19%), умение держать свое слово (14%), дисциплинированность (14%),трудолюбие (14%), образованность (9,5%), твердая воля (9,5%), самоконтроль (5%), жизнерадостность (5%), аккуратность (5%) и смелость в отстаивании своего мнения (5%).



Рис. 11. Значимые для учащихся 2-го класса инструментальные ценности (2005 г.).

В 2009 году наиболее значимыми инструментальными ценностями во втором классе (см. рис. 12) стали: аккуратность (43%), воспитанность (29%), образованность (21%) и дисциплинированность (7%).



Рис. 12.
Значимые для учащихся 2-го класса инструментальные ценности (2009 г.).

Дети второго класса в 2005 и 2009 годах выбрали для реализации своих терминальных ценностей следующие качества: этические (честность, умение держать свое слово, воспитанность), культурные (образованность), самоутверждения (твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения) и личностные (дисциплинированность, трудолюбие, самоконтроль, жизнерадостность, аккуратность) (см. рисунки 11 и 12).

Таким образом, у детей второго класса значимые инструментальные ценности в 2005 и 2009 годах практически идентичны. Существенным отличием по сравнению с 2005 годом является очень малое разнообразие ценностей. Возможно, это связано с высокой степенью конформизма и ориентацией на мнение сверстников, что свидетельствует об отсутствии собственной иерархии ценностей у этих детей.

В 2005 году наименьшее значение у детей второго класса имели следующие терминальные ценности: деньги (39%), игры(23%), развлечения (12%),свобода, независимость от взрослых (7%), уверенность в себе (7%), хорошие, верные друзья (4%), любовь, уважение одноклассников (4%), красота природы и искусства (4%).

В 2009 году наименее значимыми терминальными ценностями стали:
свобода, независимость от взрослых (27%), уверенность в себе (27%), деньги
(27%), развлечения (13%) и любовь, уважение одноклассников (6%). Интересным оказался тот факт, что хотя 27% детей второго класса считают материальные ценности незначимыми, 20% из них представляют себя в будущем богатыми людьми. Это может говорить о том, что они знают негативное отношение к богатству в обществе и не решаются назвать включить его в свою систему ценностей.

Незначимые терминальные ценности совпадают в 2005 и 2009 годах и включают в себя: ценности развлечения, материальные ценности, ценности самоутверждения, общения, эстетические ценности и личностные ценности.

В 2005 году среди инструментальных ценностей наименее значимыми были: чувство юмора (23%), образованность (19%), дисциплинированность (19%), аккуратность (16%), самостоятельность (7%), трудолюбие (4%), умение держать свое слово (4%), твердая воля (4%) и воспитанность (4%).

В 2009 году наименее приоритетными среди инструментальных ценностей оказались: трудолюбие (34%), самоконтроль (27%), умение держать свое слово (13%), дисциплинированность(13%) и твердая воля (13%).

Для второго класса в 2005 и 2009 годах наименее значимыми оказались среди инструментальных ценностей: личностные ценности, ценности самоутверждения и этические ценности.

В 2005 году у детей третьего класса наиболее приоритетными терминальными ценностями (см. рис. 13) были: здоровье (34%), счастливая семья (22%), интересная учеба (11%), наличие хороших и верных друзей (11%), познание (5,5%), любовь одноклассников(5,5%), деньги (5,5%), и счастье других (5,5%).



Рис. 13. Значимые для учащихся 3-го класса терминальные ценности (2005 г.).

В 2009 году у детей третьего класса наиболее значимыми терминальными ценностями стали: интересная учеба (40%), здоровье (33%),
счастливая семья (17%), деньги (5%) и наличие хороших и верных друзей (5%). В третьем классе опять наблюдается малое разнообразие ценностей по сравнению с 2005 годом, что свидетельствует о несформированности иерархии ценностей у этих детей (см. рисунки 13 и 14). Показательным оказался тот факт, что 28% детей третьего класса видят себя в будущем богатыми людьми. Большинство детей не решаются выбрать деньги в качестве значимой ценности в тесте, а в сочинении о будущем снимается эффект социальной желательности и они признают эту ценность.

В большинстве своем значимые терминальные ценности совпадают в 2005 и 2009 годах, кроме альтруистических ценностей (см. рис. 14). В третьем классе дети больше всего ориентированы на: личностные ценности, ценности познания, ценности общения и материального благополучия.



Рис. 14. Значимые для учащихся 3-го класса терминальные ценности (2009 г.).

В 2005 году среди инструментальных ценностей на верхней ступени иерархии были: честность (39%), умение держать свое слово (17%), жизнерадостность (11%), воспитанность (11%), образованность (5,5%), самоконтроль(5,5%), аккуратность (5,5%) и трудолюбие (5,5%) (см. рис. 15).



Рис. 15. Значимые для учащихся 3-го класса инструментальные ценности (2005 г.).

В 2009 году наиболее приоритетными инструментальными ценностями в третьем классе стали: воспитанность (34%), аккуратность (34%), жизнерадостность (22%), умение держать свое слово (5%) и смелость в отстаивании своего мнения (5%).

В 2005 и 2009 годах значимые инструментальные ценности практически совпадают и включают в себя: этические ценности, личностные ценности и культурные (см. рис. 15 и 16).



Рис. 16. Значимые для учащихся 3-го класса инструментальные ценности (2009 г.).

Наименьшее значение для третьего класса в 2005 году имели следующие терминальные ценности: деньги (39%), творчество (17%), любовь, уважение одноклассников (11%), наличие хороших, верных друзей (11%), развлечения (5,5%), уверенность в себе (5,5%), свобода, независимость от взрослых (5,5%) и интересная учеба (5,5%). В 2009 году незначимыми оказались: активность общения и учебы (22%), творчество (22%), деньги (10%), свобода, независимость от взрослых (10%), любовь, уважение одноклассников (6%), развлечения (6%), познание(6%), интересная учеба (6%), красота природы и искусства (6%), наличие хороших и верных друзей (6%).

Незначимые терминальные ценности оказались одинаковыми в 2005 и 2009 годах и представляют собой: ценности общения, творчества, развлечения, познания, самоутверждения, эстетические и материальные ценности.

В 2005 году наименее значимыми инструментальными ценностями были: жизнерадостность (22%), твердая воля (18%), трудолюбие (11%), смелость в отстаивании своего мнения (11%), дисциплинированность (11%) , аккуратность (11%), самоконтроль (5,5%), образованность (5,5%) и умение держать свое слово (5,5%). В 2009 году незначимыми оказались: трудолюбие (22%), смелость в отстаивании своего мнения (22%), твердая воля (17%), умение держать свое слово (17%), дисциплинированность (10%), образованность (6%) и аккуратность (6%).

Инструментальными ценностями на нижней ступени иерархии в 2005 и 2009 году стали: личностные, культурные, этические ценности и ценности
самоутверждения.

В 2005 году для четвертого класса наиболее приоритетными терминальными ценностями были: счастливая семья (55%), счастье других (20%), наличие хороших и верных друзей (9%), познание (4%), уверенность в себе (4%), здоровье (4%) и деньги (4%) (см. рис. 17).



Рис. 17. Значимые для учащихся 4-го класса терминальные ценности (2005 г.).

В 2009 году для четвертого класса значимыми ценностями оказались: здоровье (88%), познание (6%), свобода, независимость от взрослых (6%) (см. рис. 18). В 2009 году в четвертом классе сохраняется тенденция очень малого разнообразия значимых ценностей.

Значимые цели за два рассматриваемых года (2005 и 2009) у четвертого класса практически совпадают и включают в себя: личностные ценности, ценности познания и самоутверждения (см. рисунки 17 и 18). В 2005 году на вершине иерархии также были: альтруистические ценности, ценности материального благополучия и общения.



Рис. 18. Значимые для учащихся 4-го класса терминальные ценности (2009 г.).

В 2005 году значимыми качествами, которые дети четвертого класса выбрали для реализации своих целей, оказались: образованность (24%), воспитанность (24%), смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (9%), жизнерадостность (9%), трудолюбие (9%), честность (9%), самостоятельность (4%), дисциплинированность (4%), аккуратность (4%) и умение держать свое слово (4%) (см. рис. 19).



Рис. 19. Значимые для учащихся 4-го класса инструментальные ценности (2005 г.).

В 2009 ученики выбрали следующие качества: умение держать свое слово (25%), воспитанность (20%), честность (12%), образованность (19%), дисциплинированность (6%), твердая воля (6%), и смелость в отстаиваниях своего мнения (12%).

Значимые инструментальные ценности за два интересующих нас года (2005-й и 200-й) в основном идентичны и представляют собой: культурные ценности, этические ценности, личностные ценности и ценности самоутверждения (см. рис. 19 и 20).



Рис. 20. Значимые для учащихся 4-го класса инструментальные ценности (2009 г.).

В 2005 году наименьшее значение среди терминальных ценностей у четвертого класса имели такие ценности, как деньги (42%), счастье других (27%), красота природы и искусства (14%), развлечения (9%), свобода, независимость от взрослых (4%) и уверенность в себе (4%). В 2009 году наименьшее значение имеют следующие ценности: деньги (44%), творчество (20%), красота природы и искусства (12%), любовь и уважение одноклассников (12%) счастье других (6%), активность общения, учебы (6%).

В 2005 и 2009 годах общими наименее значимыми ценностями оказались: ценности материального благополучия, эстетические ценности и альтруистические ценности. В 2005 году для детей незначимыми были ценности самоутверждения. Интересным является тот факт, что и в 2005, и в 2009 году для детей второго, третьего и четвертого классов развлечения входят в незначимые ценности.

Наименее значимыми инструментальными ценностями для четвертого класса в 2005 году оказались: твердая воля (18%), жизнерадостность (14%), трудолюбие (14%),смелость в отстаиваниях своего мнения (14%), самостоятельность (9%), дисциплинированность (9%), образованность (4%), честность (4%), аккуратность (4%), умение держать свое слово (4%) и воспитанность (4%).

Наименьшее значение в 2009 году имеют такие инструментальные ценности, как трудолюбие (25%), умение держать свое слово (21%), твердая воля (12%), смелость в отстаивании своего мнения (12%), аккуратность(12%), дисциплинированность (6%), жизнерадостность (6%), самостоятельность (6%).

Наименее значимые инструментальные ценности в 2005 и 2009 годах практически идентичны и представляют собой этические ценности, личностные ценности и ценности самоутверждения.

Выводы

Полученные данные позволяют проследить следующую динамику ценностных ориентаций – возрастает значимость учебы как в 2005, так и в 2009 году – это возрастная тенденция, свидетельствующая о роли возрастных закономерностей в становлении содержания личностной идентичности. Еще одной закономерностью в 2005 году стало увеличение роли сверстников в развитии детей, увеличивается и ценность общения, а в 2009 году она становится незначимой, это, возможно связано с трудностями общения со сверстниками и плохой социализированностью. Во всех классах являются значимыми как в 2005, так и в 2009 году личные ценности (счастливая семья, здоровье).

Еще одним важным моментом в процессе становления содержания личностной идентичности детей 8–10 лет является роль материальных ценностей, которая постоянно присутствует – чаще в представлении о себе в будущем, а не в явном плане в виде значимых ценностей, поскольку дети знают отрицательное отношение к ним взрослых. Существенным отличием по сравнению с 2005 годом является очень малое разнообразие ценностей. Возможно, это связано с высокой степенью конформизма и ориентацией на мнение сверстников, что свидетельствует об отсутствии собственной иерархии ценностей у современных детей.

Точно так же значимость нравственных ценностей возрастает в зависимости от того, насколько акцентируют взрослые важность соблюдения моральных норм. Таким образом, у всех детей преобладают нравственные, этические ценности (честность, умение держать свое слово, воспитанность) или личностные ценности (трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность и т.д.) К сожалению, у всех детей в целом можно констатировать отсутствие большого интереса к эстетической деятельности и собственно творчеству.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что динамика терминальных и инструментальных ценностей, в течение двух рассматриваемых нами (2005 и 2009) лет, отражает как возрастные закономерности, так и их отношение к социальному окружению, ценностям, значимым для взрослых и сверстников.

На основании полученных в нашем исследовании данных можно сделать следующие выводы.

1. Оказалось, что у современных детей преобладает высокий уровень дифференцированности, что является хорошим показателем, поскольку в нашей работе было установлено, что уровень развития мышления с возрастом начинает все больше влиять на осознание детьми себя и своих личностных качеств и, следовательно, на развитие дифференцированности содержания идентичности.

2. Полученные данные показывают, что если в 2005 году у детей в содержании идентичности преобладали как объективные, так и субъективные параметры, то в 2009 году у детей доминируют субъективные параметры. Доминирование субъективных критериев у современных детей, по-видимому, связано с тем, что они больше выделяют личностные и индивидуальные особенности и хорошо соотносят их с собственным «образом Я».

3. Детям, учившимся в 2005 году, и современным детям, в большинстве своем, присуща большая протяженность временного интервала, в котором они представляют себя в будущем.

4. Крайне показательным представляется тот факт, что в текущем году гораздо меньше детей обладают положительным отношением к себе по сравнению с детьми, учившимися в 2005 году. Возможно, это обусловлено невротизацией современных детей в связи с нестабильной социально-экономической ситуацией в стране.

5. Существенным отличием по сравнению с 2005 годом является очень малое разнообразие значимых ценностей. Возможно, это связано с высокой степенью конформизма и ориентацией на мнение сверстников, что свидетельствует об отсутствии собственной иерархии ценностей у современных детей.

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 07-06-00333а.


Литература

Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб., 2005.

Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д.Я.Райгородского Самара, 2000.

Идентичность: хрестоматия / сост. Л.Б.Шнейдер. М., 2003.

Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире: социально-психологическая перспектива. М., 2005.

Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 2004. N 6.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Поступила в редакцию 20 февраля 2009 г. Дата публикации: 20 июня 2009 г.

Сведения об авторе

Кончаловская Маргарита Михайловна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Ссылка для цитирования

Кончаловская М.М. Динамика ценностей и представления о себе младших школьников в период социальных изменений [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 3(5). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

К началу страницы >>