Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Гавриченко О.В. Профессиональная идентичность студентов театрального вуза

English version: Gavrichenko O.V. Professional identity in drama school students
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

Сведения об авторе
Ссылка для цитирования


На выборке студентов заочного отделения режиссерского факультета одного из ведущих театральных вузов изучались особенности профессиональной идентичности респондентов. Выявлено, что в содержании профессиональной идентичности у студентов, получающих второе высшее театральное образование, доминирует образ себя как актера, но не как режиссера или менеджера, у многих студентов проявляется в первую очередь личностная, а не ролевая идентичность.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, самопрезентация, эмоциональный интеллект, самомониторинг, самоконтроль
 

В настоящее время одной из актуальных исследовательских проблем в психологии личности являются вопросы, связанные с профессиональной идентичностью. Накопленные на сегодняшний день знания в такой области психологической науки, как акмеология, дают новые возможности для изучения профессиональной деятельности и профессионального развития. Особую значимость в связи с этим приобретают вопросы идентичности в конкретной профессиональной деятельности, проблемы, связанные с поиском смысла жизни, поиском «своего места». Подходы к изучению данного вопроса исторически различались в отечественной и зарубежной психологии: через самосознание в российской школе (С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский и др.) и через социальную и личностную идентичность – в зарубежной (Э.Эриксон, К.Хорни, С.Московичи и др.). Изучение профессиональной идентичности как высшего пика самосознания в развитии личности профессионала позволяет выделить условия формирования позитивной идентичности, которая, в свою очередь, есть условие успешности и эффективности профессионального развития.

Изучению различных аспектов развития и становления идентичности посвящены научные исследования современных отечественных психологов: С.А.Баклушинского, Е.П.Белинской, Т.Д.Марцинковской, Т.Г.Стефаненко, Л.Б.Шнейдер и др. Кризис идентичности у современного человека делает особенно актуальным обращение к проблеме идентичности, описание ее видов. Об этом в своих работах пишут Г.М.Андреева, М.В.Заковоротная, К.Леви-Стросс, А.Toffler, J.F.Luotard и другие авторы.

Значительный вклад в изучение идентичности с точки зрения стуктурно-динамических характеристик в психологии принадлежит Э.Эриксону и его эпигенетической теории развития личности. Эриксон понимал идентичность в целом как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я» [Эриксон, 1996]. Идентичность имеет определенную организующую функцию в развитии личности – данное понятие является центральным для Эриксона при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального развития.

Профессиональная идентичность может быть определена как устойчивое согласование индивидуальных признаков, условий и содержания профессии, обеспечивающее достижение на конкретном этапе определенного (и осознаваемого) уровня профессионализма, возможность дальнейшего профессионального роста, а также переноса сформированных навыков в измененные условия деятельности. Так, Ю.П.Поваренков рассматривает профессиональную идентичность как принятие индивидом на всех уровнях (социальном и психологическом) профессиональных ценностных позиций, санкционированных в данном профессиональном пространстве [Поваренков, 2002]. Л.Б.Шнейдер определяет профессиональную идентичность как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющейся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с делом и «другими», проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я [Шнейдер, 2004].

Профессиональная идентичность занимает особое место в структуре социальной идентичности личности. Развитие профессиональной идентичности предполагает постоянную направленность на профессиональный рост, гибкость в целеполагании и принятии решений. Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и от ответа на который многое зависит в профессиональной деятельности. Поэтому растущий интерес к проблеме профессиональной идентичности является реакцией на изменение социально-экономических усло­вий и новые требования к подготовке профессионалов [Андреева, 2000].

Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. Этому представлению сопутствуют определенные ценностные и мотивационные ориентиры, а также субъективное отношение к своей профессиональной принадлежности (принятие или непринятие). Таким образом, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире про­фессий, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора.

Каждая профессия имеет свои специфические особенности, оказывающие влияние на формирование черт личности субъекта труда в процессе профессионального становления. В настоящее время в сфере театрального искусства остро стоит психологическая проблема становления и формирования профессиональной идентичности студентов актерских и режиссерских факультетов.

Многие из театральных деятелей создали чрезвычайно сложные системы актерской игры, в которых нашли конкретное выражение не только чисто художественные устремления их авторов, не только каноны стиля, но и системы практической психологии актерского творчества. Такой, например, является система К.С.Станиславского. Одной из центральных проблем исследований в области психологии актера является изучение эмоций и эмоциональных процессов (П.М.Якобсон, А.П.Ершова, Н.И.Суворова, В.И.Кочнев и др.).

В настоящее время новые исследовательские разработки начинают вовлекать профессию актера и режиссера в общий круг исследований по психологии профессий, выдвигая на первый план изучение проблем, связанных с самопрезентацией и профессиональной идентичностью, разрешая которые, актеры и режиссеры получают возможность полностью реализовать себя в выбранной профессии и добиться успехов в области театрального творчества.

Выборка и методы исследования

Темой нашего исследования являются особенности, становление и изменение в профессиональной идентичности и самопрезентации личности студентов режиссерского факультета. В данной статье представлены материалы пилотажного исследования, которое было проведено на выборке, состоящей из 15 человек (8 мужчин, 7 женщин) – студентов, получающих второе высшее режиссерское образование на заочном отделении одного из ведущих театральных вузов страны. В исследовании использовались методики, направленные на изучение представлений о себе, умений продемонстрировать себя в разных ситуациях и методика по изучению эмоционального интеллекта. К этим методикам относятся: модификация опросника определения эмоционального интеллекта; методика самоописания М.Куна «Был, есть, буду»; тест самомониторинга M.Snyder, опросник по выявлению иерархии идентичности.

Результаты исследования

По результатам теста эмоционального интеллекта (EQ) в обследованной выборке мы можем отметить средний уровень эмоционального интеллекта испытуемых. Участники исследования набрали по тесту EQ от 14,5 до 25 баллов. Более высокие показатели зафиксированы у женской части выборки – от 21,5 до 25,5 балла, в отличие от мужской части выборки, где показатели колеблются от 14,5 до 21,5 балла.

Показатели по уровню восприятия и выраженности эмоций – на среднем уровне. По степени восприятия и выраженности эмоций гендерных различий в данной группе испытуемых не выявлено.

Понимание своих эмоций (самосознание) – также в пределах средних значений. Баллы, отражающие понимание своих эмоций, у мужчин и женщин данной группы находятся в равном значении. Об этом свидетельствует средние величиной в 4,5–5 баллов. По уровню самосознания эмоций гендерных различий у данной группы испытуемых также не выявлено.

Управление собственными эмоциями (самоконтроль) представлено высокими показателями по данной выборке. По этому критерию эмоционального интеллекта тестовые баллы распределились от 8 до 12 баллов. У женской части выборки испытуемых показатели управления собственными эмоциями чуть выше, чем у мужчин. Данные у женщин распределяются в значениях от 9,5 до 12, а у мужчин – в среднем от 8 до 9.

Значения по показателям эмоциональной эмпатии (пониманию чужих эмоций) находятся на среднем уровне. У одного из испытуемых зафиксирован высший показатель по данному показателю EQ величиной 4,5 балла. У всех остальных участников исследования показатели по тесту эмоционального интеллекта – от 2,5 до 4 баллов. По степени понимания чужих эмоций выраженных гендерных различий не выявлено.

Исходя из результатов теста EQ в данной группе испытуемых, мы можем сделать следующие выводы.

  • Все участники исследования демонстрируют средний уровень эмоционального интеллекта, при этом у женщин, которые приняли участие в тестировании, показатели выше, чем у мужчин. Таким образом, можно говорить о том, что в данной выборке отмечаются определенные гендерные различия в развитии эмоционального интеллекта.
  • Такой компонент эмоционального интеллекта, как управление собственными эмоциями (самоконтроль), в данной выборке проявляется более явно, чем другие компонеты эмоционального интеллекта, которые cвязаны с восприятием и выражением эмоций, самоосознанием собственных эмоций и эмоциональной эмпатией.
  • Эмоциональная эмпатия как компонент эмоционального интеллекта очень важна для людей, занимающихся режиссурой.Однако относительно невысокие показатели по уровню эмоциональной эмпатии могут свидетельствовать о том, что д участников исследования присутствует ряд трудностей в сфере понимания чужих эмоций.

По результатам теста «Самомониторинг» М.Снайдера мы можем определить средний уровень коммуникативного контроля в поведении участников, прошедших тестирование. 9 человек из 15 набрали баллы в пределах средних значений от 4 до 6; 6 человек из 15 по данным теста показали высокий уровень самомониторинга. При этом у женщин данной выборки – высокие значения по показателям самомониторинга выявлены в двух случаях, в группе у мужчин – в четырех случаях. Это может свидетельствовать о том, что уровень коммуникативного контроля поведения у мужчин в данной группе чуть выше, чем у женщин, принимавших участие в исследовании. Низкий уровень в данной выборке не зафиксирован.

Исходя из результатов теста «Самомониторинг» М.Снайдера в данной группе испытуемых, мы можем сделать следующие выводы.

  • Средний уровень коммуникативного контроля свидетельствует о том, что большинство участников, прошедших тест, искренни в выражении своих эмоций, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаются в своем поведении с окружающими людьми.
  • Присутствие высоких показателей по уровню самомониторинга указывает на высокий коммуникативный контроль. Часть участников может легко входить в любую роль, гибко реагировать на изменение ситуации, может предвидеть впечатление, которое производит на окружающих. Причем у мужчин высокий уровень самомониторинга встречается чаще, чем у женщин.
  • Участники данной группы меняют свое поведение в зависимости от ситуации, могут подстраиваться под нее и стараются управлять своим поведением.

Данные, полученные при использовании методики М.Куна «Был, есть, буду» свидетельствуют о том, что большинство участников исследования в своих ответах указывали субъективные и личностно-качественные характеристики. Большинство ответов носят демонстративный характер. Например: «талантливый»; «знающий все»; «красивый» и др. В самих ответах нет динамики, они статичны. У испытуемых в представлении о себе есть различные роли, но нет той, которая бы отражала возможности и умения воздействовать на других людей. Это умение является важным в режиссерской профессии.

Заключение

В целом анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы.

  1. В представлении респондентов о себе доминирует образ себя как актера, но не как режиссера или менеджера, у многих студентов проявляется в первую очередь личностная, а не ролевая идентичность.
  2. В структуре личностных качеств представлены качества, значимые прежде всего для актеров, но не режиссеров, особенно ярко это проявляется в высоком уровне демонстративности и среднем / низком – доминантности.
  3. Данные, полученные при исследовании эмоционального интеллекта, показали, что практически у всех респондентов можно отметить высокие показатели по параметру «управление собственными эмоциями (самоконтроль)», однако общий уровень эмоционального интеллекта не превышает средних значений, особенно по критерию «восприятие и понимание своих и чужих эмоций и эмоциональных состояний».
  4. Результаты методики «Самопрезентация» показывают, что практически у всех студентов присутствует умение легко входить в любую роль, гибко реагировать на изменение ситуации и предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих. В то же время средний уровень коммуникативного контроля показывает, что в сложных ситуациях им трудно находить адекватные стратегии поведения и, особенно, разрешения конфликтных ситуаций. Значительная часть респондентов не имеет лидерских качеств, не может настоять на своем и заставить слушать и слушаться себя. Именно такие качества необходимы режиссеру для успешной реализации своих творческих замыслов в процессе взаимодействия с театральной труппой.

Проблемы и трудности в осознании себя, которые испытывают студенты обследованной выборки, во многом являются причиной выбора профессии, которая, по их мнению, поможет (и помогает) преодолеть собственные слабости и негативные черты характера. Положительным моментом является позитивная динамика личностного роста у большинства респондентов, пусть даже на настоящий момент этот рост происходит большей частью в воображаемом плане.

Необходимо учитывать, что эти результаты получены на первом курсе и у студентов, имеющих преимущественно актерский стаж и опыт работы. Представляется интересным изучение динамики в представлениях о себе и становлении личностных и профессионально значимых качеств на заключительных этапах обучения студентов-режиссеров.


Литература

Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.

Марцинковская Т.Д. Проблема идентичности российской интеллигенции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 1(1). URL: http://psystudy.ru

Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002.

Станиславский К.С. Работа актера над собой // М.А.Чехов. О технике актера. М.: Арт, 2008.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1983.

Шнейдер Л.Б. Идентичность: хрестоматия. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Поступила в редакцию 10 июня 2009 г.

Сведения об авторе

Гавриченко Оксана Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Госпитальный Вал, д. 4, 111020 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Гавриченко О.В. Профессиональная идентичность студентов театрального вуза [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 4(6). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.20гг).

К началу страницы >>