Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Черткова Ю.Д., Каленова Н.В. Представления о различиях между старшими и младшими сиблингами

English version: Chertkova Yu.D., Kalenova N.V. The conception of differences between elder and younger siblings
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия

Сведения об авторах
Ссылка для цитирования


Исследование посвящено анализу существующих в обществе представлений о психологических особенностях детей, рожденных в одной семье и различающихся по порядку рождения. Респондентов (старшеклассники и студенты, 163 человека) просили дать сравнительную оценку старших и младших детей по ряду показателей, относящихся: 1) к когнитивной сфере и связанных как с академическими, так и с практическими достижениями, 2) к личностной сфере и связанных как с чертами личности, так и с социальным интеллектом, и 3) к взаимоотношениям с родителями. Методы исследования включали две формы опросника «Представления о различиях между сиблингами», разработанного М.С.Егоровой и С.Д.Пьянковой.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что имплицитные представления о старших и младших детях имеют ряд различий. Старшим детям приписываются более высокие когнитивные способности (соответствующие психометрическому интеллекту), большая ответственность и самостоятельность. Младшим детям приписывается более высокий социальный интеллект, творческие способности и эмоциональность. Кроме того, родителям приписывается большая демонстрация своих чувств по отношению к младшим детям

Ключевые слова: сиблинги, порядок рождения, психометрический интеллект, практический интеллект, социальный интеллект, отношение родителей к сиблингам
 

Сравнение сиблингов (детей одних и тех же родителей) как метод психологического анализа предложено Ф.Гальтоном в конце XIX в. и с этого времени используется как для изучения и описания особенностей развития детей в семье, так и в качестве экспериментальной модели дифференциальной психологии для изучения феноменологии и природы индивидуальных различий.

В настоящее время в сиблинговых исследованиях можно выделить три основных направления. Первое из них, традиционное и включающее основную массу исследований, связано с описанием развития в семье детей с разным порядком рождения и включает работы, проводящиеся в психологии развития, семейной психологии, коррекционной педагогике и психологии и в психотерапии [Варга, 2005; Minuchin, Nichols, 1999; Goldenberg, Goldenberg, 2008]. Второе направление, исследования которого ведутся в психологии развития, дифференциальной психологии и психогенетике, появилось в начале 80-х гг. и связано с описанием внутрисемейных различий и исследованием их природы [Brody, 1998; Dunn, Plomin, 1983; Dunn, 1990; The Relashionship Code ... , 2000]. Третье направление, в русле которого выполнено и данное исследование, является собственно дифференциально-психологическим. Наиболее известными работами этого направления являются исследования индивидуально-психологических особенностей (прежде всего интеллекта) в зависимости от порядка рождения, интервалов между рождениями и количества детей в семье. В этих исследованиях показано, что психометрический интеллект имеет тенденцию снижаться: 1) от старших детей к младшим, 2) при увеличении количества детей в семье и 3) при уменьшении интервалов между рождениями [Zajonc, Markus, 1975; Zajonc, Bargh, 1980; Андреева, 1994; Думитрашку, 1991, 1996].

Выводы, полученные в этих исследованиях, оказываются верны для разных культур и для межсемейной и внутрисемейной среды. Надо сказать, что в последние полтора десятилетия был проведен ряд исследований, в которых не были подтверждены указанные закономерности, однако эти исследования немногочисленны и их организация допускает амбивалентную интерпретацию результатов. В связи с этим большинство исследователей, работающих в этой проблематике, склонны разделять ту точку зрения, которая была сформулирована на основании ранних работ.

Вместе с тем с 90-х гг. прошлого века младшие и старшие дети в семье начинают сопоставляться по более широкому набору психологических характеристик, и достаточно надежно показывается, что некоторая «недостаточность» в уровне психометрического интеллекта у младших детей компенсируется развитием творческих способностей и компетентностью в межличностных отношениях. Наиболее известным исследованием этой тематики является монументальная, в равной степени психологическая и культурологическая, работа Ф.Саллоуэя [Salloway, 1997].

Основываясь на результатах работ, полученных в последние 10–15 лет, можно сделать ряд выводов. Во-первых, анализ индивидуальных различий детей, имеющих разный порядковый номер рождения, должен включать набор характеристик, позволяющих оценить наиболее вероятные достоинства как старших, так и младших детей в семье. Во-вторых, определение внутрисемейных различий (различий между сиблингами, живущими в одной семье) может быть первым этапом в исследовании причин индивидуальных различий в психологических характеристиках, позволяя оценить источники индивидуальных различий, не диагностируемые при анализе межсемейных различий (т.е. различий между респондентами с разным порядковым номером рождения, но из разных семей). В-третьих, сиблинговые исследования, проводящиеся на группах «нормы», часто противоречат представлениям, полученным при изучении дисфункциональных семей. Поскольку же выводы психотерапевтических исследований об особенностях сиблинговых отношений и о свойствах старших и младших сиблингов часто некритически переносятся на все семьи, необходимо проводить исследования «нормы», призванные разрушать ложные стереотипы.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении существующих в обществе представлений о соотношении ряда психологических особенностях у младших и старших сиблингов.

Выборка и методы исследования

В исследовании участвовали 163 респондента в возрасте от 13 до 22 лет (школьники и студенты), из них 114 девушек и 49 юношей. Из них: 61 человек является старшим ребенком в семье, 47 – младшим, 7 человек имеют и старших и младших сиблингов, 50 человек не имеют сиблингов.

Методы исследования представляют собой две параллельные формы «Опросника представлений о различиях между сиблингами», разработанного М.С.Егоровой и С.Д.Пьянковой. Параллельные формы содержат по 50 одних и тех же утверждений, с которыми респонденту предлагается согласиться или не согласиться, но различаются по фокусной фигуре (производится ли сравнение относительно старшего сиблинга или относительно младшего). Для пояснения приведем примеры формулировок заданий из каждого варианта опросника (табл. 1, табл. 2).

Таблица 1
Формулировки заданий в первой форме опросника (фокусная фигура – старший сиблинг)

  Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен
Старшие дети часто превосходят младших по следующим характеристикам
1 школьная успеваемость        
2 хорошая память        
Старшие дети по сравнению с младшими
25 имеют больше друзей        
Родители…
43 более требовательны по отношению к старшим детям        
44 больше любят старших детей        


Таблица 2
Формулировки заданий во второй форме опросника (фокусная фигура – младший сиблинг)

  Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен
Младшие дети часто превосходят младших по следующим характеристикам
1 школьная успеваемость        
2 хорошая память        
Младшие дети по сравнению со старшими
25 имеют больше друзей        
Родители…
43 более требовательны по отношению к младшим детям        
44 больше любят младших детей        


Выборка исследования была случайным образом разбита на две группы. Половина испытуемых (81 респондент) заполняла первую форму опросника (старшие по сравнению с младшими), вторая половина (82 респондента) – вторую форму (младшие по сравнению со старшими).

Поскольку старшие и младшие дети различаются одновременно и по возрасту, и по порядку рождения, а нас в данном исследовании интересовал именно порядок рождения, то респондентов просили оценить различия между старшими и младшими детьми в одном и том же возрасте: «Как вам кажется, есть ли такие особенности, по которым старшие и младшие дети в одной и той же семье зачастую оказываются непохожими, если сравнивать детей, когда они в одном и том же возрасте?».

Психологические характеристики, по которым респонденты давали сравнительные оценки старших и младших детей, включают в себя психометрический, практический и социальный интеллект, особенности личностной сферы, связанные с факторами Большой пятерки, и особенности родительско-детских отношений. Отбор характеристик (утверждений, которые оценивали респонденты) определяется предположением о том, что в имплицитных представлениях о различиях между старшими и младшими детьми должно отражаться представление о том, что контрастная среда сиблингов может привести к контрастному развитию разных психологических характеристик. На экспериментальном уровне это проявится как реципрокность отношений между, с одной стороны, характеристиками, в той или иной мере связанными с психометрическим интеллектом, а с другой стороны – с социальным и практическим интеллектом, творческими способностями, успешностью в межличностных отношениях. Проще говоря, организовывая исследование, мы предполагали, что стереотипные представления о старших и младших не будут формулироваться в терминах «лучше – хуже», а выявят дихотомии – такие как «лучше учится – лучше умеет работать руками», «умнее – имеет больше друзей», «логичен, рационален – креативен» и т.д.

Обработка результатов включала в себя анализ различий между группами, корреляционный и факторный анализ.

Различия средних и дисперсий подсчитывались в следующих группах:
1. Различия, полученные в двух группах респондентов, заполнявших разные формы опросников (1 сравнение).
2. Различия в двух группах школьников, заполнявших разные формы опросника, и в двух группах студентов (4 сравнения).
3. Различия между заполнявшими опросник «Младшие» – теми, кто не имеет сиблингов, старшими сиблингами и младшими сиблингами (во всей группе, в группе школьников, в группе студентов), (8 сравнений).
4. Различия между заполнявшими опросник «Старшие» – теми, кто не имеет сиблингов, старшими сиблингами и младшими сиблингами (во всей группе, в группе школьников, в группе студентов), (8 сравнений).

Всего различия были проанализированы в 21 паре групп.

Все сравниваемые группы представляют собой независимые выборки, поскольку пары представителей любых двух выборок не составляют пары коррелирующих значений признака. На этом основании мы имеем право проводить сравнение средних параметрическими методами, то есть подсчитывать t-критерий Стьюдента. Результаты проверки по t-критерию Стьюдента принимались во внимание, только в том случае, если дисперсии по критерию Ливена статистически значимо не различались (р > 0,05).

В этих же группах был проведен корреляционный и факторный анализ утверждений опросника. В тексте будут представлены результаты, полученные на основных группах (при делении выборки на две части), но при интерпретации результатов мы будем ссылаться на некоторые данные, полученные и в других группах (с меньшим числом респондентов).

При обработке данных использовался статистический паке SPSS 15.0.

Результаты и обсуждение

Представления о различиях между младшими и старшими детьми в зависимости от вектора сравнения

При сопоставлении двух групп, заполнявших разные разнонаправленные формы опросника («старшие по сравнению с младшими» и «младшие по сравнению со старшими») получены различия в средних относительных оценках респондентов (табл. 3).

Таблица 3
Представления о старших и младших детях в семье: сравнение средних и дисперсии показателей

Пункты опросника с нумерацией Критерий Ливена t- критерий
F-отн. p t-крит. p
Старшие дети часто превосходят младших по следующим характеристикам
6 грамотность 2,229 0,137 –2,714 0,007
17 самостоятельность 0,441 0,508 –8,098 0,000
19 общительность 0,029 0,865 3,537 0,001
20 ответственность 2,499 0,116 –7,937 0,000
21 предусмотрительность 1,557 0,214 –6,449 0,000
22 эмоциональность 0,799 0,373 6,164 0,000
23 независимость 0,166 0,684 –4,294 0,000
24 тактичность 1,126 0,290 –3,977 0,000
Старшие дети по сравнению с младшими
26 чаще могут дать хороший совет 0,365 0,546 –8,160 0,000
27 реже теряются в незнакомой ситуации 0,532 0,467 –6,926 0,000
28 легче знакомятся с людьми 2,283 0,133 3,528 0,001
32 лучше понимают людей 0,674 0,413 –1,945 0,053
33 лучше умеют расположить к себе 0,110 0,740 2,100 0,037
35 лучше умеют обращаться с деньгами 2,358 0,127 –6,165 0,000
36 легче справляются с домашними делами 0,009 0,923 –4,719 0,000
Родители по отношению к старшим детям
43 более требовательны 0,741 0,391 –5,903 0,000
45 ожидают большего 0,084 0,772 –2,035 0,043
46 чаще ругают 1,028 0,312 –2,827 0,005
Жирным шрифтом выделены значимые различия


По мнению респондентов, старшие дети по сравнению с младшими более грамотные, самостоятельные, ответственные, предусмотрительные, независимые и тактичные. Они чаще могут дать хороший совет, реже теряются в незнакомой ситуации и лучше умеют обращаться с деньгами.

Младшие дети отличаются от старших эмоциональностью и общительностью, легче знакомятся с людьми и умеют их к себе расположить.

Таким образом, различия между старшими и младшими детьми, если интерпретировать их в терминах такой базовой структуры свойств, как Большая пятерка, со строчных видятся в большей экстравертированности младших и большей сознательности (контроле импульсивности) старших.

Различия в отношении родителей к старшим и младшим детям связаны с контролирующими функциями – от старших ждут большего, к ним более требовательны и их чаще ругают.

Тенденция приписывания тех или иных черт старшим и младшим детям семьи остается и при ином разбиении выборки. Так, если исключить из рассмотрения людей, не имеющих братьев и сестер, и тех, кто является средним ребенком в семье, все тенденции сохраняются. Не влияют на эти различия и возрастные особенности: ответы школьников и студентов не имеют особых отличий и повторяют тенденции общей выборки.

Представления о различиях между младшими и старшими детьми в зависимости от сиблинговой позиции респондента

Рассмотрим, как меняется представление о старших и младших детях в зависимости от сиблинговой позиции респондента. Средние ответы респондентов, являющихся старшими и младшими детьми в семье, на первую форму опросника («старшие дети по сравнению с младшими») представлены на рис. 1. Средние ответы респондентов, являющихся старшими и младшими детьми в семье, на вторую форму опросника («младшие дети по сравнению со старшими») представлены на рис. 2. На рисунках синим цветом обозначены ответы респондентов, являющихся младшими детьми в семье, а красным – старших детей

При анализе результатов следует обратить внимание на вертикальную («демаркационную») линию, разделяющую согласие и несогласие с утверждениями опросника, то есть на качественные различия в ответах респондентов.


Рис. 1. Стереотипные представления о старших детях в зависимости от сиблинговой позиции респондента.



Рис. 2. Стереотипные представления о младших детях в зависимости от сиблинговой позиции респондента.


Рассмотрим группу характеристик, связанную со школьной успеваемостью и когнитивными способностями.

Респонденты – младшие сиблинги (рис. 2) склонны оценивать младших сиблингов (т.е. в какой-то степени – себя) качественно ниже, чем старших, по этим характеристикам. Более того, респонденты-старшие сиблинги оценивают младших сиблингов значительно выше. То же самое верно для таких характеристик как ответственность, предусмотрительность, тактичность ряда поведенческих особенностей

Эта же тенденция, но проявляющаяся скорее на количественном, нежели качественном уровне, видна и при сравнительной оценке старших сиблингов (рис. 1).

Таким образом, респонденты более склонны соглашаться с утверждениями относительно высокого уровня положительных качеств у представителей противоположной сиблинговой позиции и более критично относиться к утверждениям относительно наличия этих же положительных качеств у представителей своей сиблинговой позиции, причем у тех респондентов, которые сами являются младшими детьми, эта тенденция выражена сильнее. Такая негативная оценка своей сиблинговой позиции является дисфункциональной и представляется следствием недооценки индивида в семье и возможной причиной антагонистических и конфликтных отношений между сиблингами.

Значимые различия (табл. 4) немногочисленны, касаются того же круга характеристик, который был выделен на всей выборке (без деления на респондентов по порядку рождения), и их количество больше при сравнительной оценке старшего сиблинга («старший по сравнению с младшим», в таблице – последние 4 столбца).

Таблица 4
Представления респондентов (разделенных на группы старших и младших сиблингов) о старших и младших детях. Сравнение дисперсий и средних значений (респонденты – старшие и младшие сиблинги).

  Представления
о младших
Представления
о старших
Критерий
Ливена
t- критерий Критерий
Ливена
t- критерий
F-отн. p t-крит. p F-отн. p t-крит. p
Младшие дети часто превосходят старших по следующим характеристикам Старшие дети часто превосходят младших по следующим характеристикам
школьная успеваемость 1,915 0,172 0,904 0,370 0,477 0,493 –3,260 0,002
хорошая память         0,037 0,848 –2,247 0,029
знание математики         0,457 0,502 –2,057 0,045
грамотность         0,067 0,797 –1,850 0,070
скорость чтения         0,300 0,586 –1,912 0,062
самостоятельность         0,776 0,383 –1,917 0,061
ответственность         0,376 0,542 –1,805 0,077
предусмотрительность 3,944 0,052 2,833 0,007        
независимость         0,181 0,672 –2,261 0,028
тактичность 1,352 0,250 2,351 0,023        
  Младшие дети по сравнению со старшими Старшие дети по сравнению с младшими
чаще могут дать хороший совет         1,157 0,287 –1,722 0,091
лучше понимают людей         0,129 0,721 –2,602 0,012
лучше умеют расположить к себе         3,324 0,074 –1,643 0,106
больше помогают родителям 0,006 0,937 -3,290 0,002        
  Родители по отношению к младшим детям Родители по отношению к старшим детям
больше разрешают         0,060 0,808 –2,364 0,022
 

Результаты факторного анализа

Для того чтобы объединить ковариирующие показатели опросника в более крупные блоки, была проведена факторизация данных, полученных по каждой из двух форм опросника, и выделены синдромы свойств, имеющих общую вариативность. Результаты факторизации после вращения (веримакс) представлены в табл. 5, 6.

Таблица 5
Факторная структура представлений о старших детях семьи

Пункты опросника с нумерацией Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Процент объясняемой дисперсии
16,13% 12,06% 11,23% 5,35%
Старшие дети часто превосходят младших по следующим характеристикам
1 школьная успеваемость   0,406    
2 хорошая память 0,374      
3 скорость решения задач 0,601      
4 знание математики 0,709      
5 знание литературы 0,600      
6 грамотность 0,614      
7 способность к иностранным языкам 0,468      
8 скорость чтения 0,691      
9 сообразительность 0,654      
10 логическое мышление 0,717      
11 компьютерная грамотность 0,774      
12 технические способности 0,697      
13 творческие способности 0,430      
14 музыкальные способности 0,651      
15 умение работать руками   0,471    
16 организованность   0,635    
17 самостоятельность   0,686    
18 настойчивость       0,373
19 общительность     0,709  
20 ответственность   0,722    
21 предусмотрительность   0,687    
22 эмоциональность     0,668  
23 независимость   0,533    
24 тактичность 0,429      
Старшие дети по сравнению с младшими
25 имеют больше друзей     0,604  
26 чаще могут дать хороший совет   0,476    
27 реже теряются в незнакомой ситуации   0,424    
28 легче знакомятся с людьми     0,652  
29 более популярны среди сверстников 0,419      
30 легче становятся лидерами     0,533  
31 менее конфликтны 0,363      
32 лучше понимают людей 0,560      
33 лучше умеют расположить к себе 0,533      
34 больше проявляют сочувствия к другим   0,519    
35 лучше умеют обращаться с деньгами 0,487      
36 легче справляются с домашними делами   0,541    
37 больше привязаны к родителям     0,342  
38 больше ориентируются на мнение родителей     0,401  
39 больше помогают родителям   0,576    
40 больше похожи на родителей характером       0,785
41 больше похожи по способностям на родителей       0,811
Родители….
42 больше доверяют       0,338
43 более требовательны   0,355    
44 больше любят     0,480  
45 ожидают большего   0,479    
46 чаще ругают 0,412      
47 больше разрешают   0,182    
48 больше контролируют 0,330      
49 чаще проявляют свои чувства     0,514  
50 чаще поощряют     0,629  


Таблица 6
Факторная структура представлений о младших детях семьи

Пункты опросника с нумерацией Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Процент объясняемой дисперсии
10,26% 10,21% 8,92% 7,65%
Старшие дети часто превосходят младших по следующим характеристикам
1 школьная успеваемость       0,289
2 хорошая память 0,504      
3 скорость решения задач 0,616      
4 знание математики 0,648      
5 знание литературы 0,573      
6 грамотность 0,504      
7 способность к иностранным языкам 0,356      
8 скорость чтения 0,765      
9 сообразительность 0,486      
10 логическое мышление   0,525    
11 компьютерная грамотность   0,477    
12 технические способности 0,373      
13 творческие способности   0,340    
14 музыкальные способности       0,313
15 умение работать руками   0,314    
16 организованность       0,658
17 самостоятельность   0,427    
18 настойчивость   0,408    
19 общительность   0,687    
20 ответственность       0,677
21 предусмотрительность 0,463      
22 эмоциональность   0,637    
23 независимость   0,469    
24 тактичность 0,641      
Старшие дети по сранению с младшими
25 имеют больше друзей   0,578    
26 чаще могут дать хороший совет   0,396    
27 реже теряются в незнакомой ситуации   0,469    
28 легче знакомятся с людьми   0,719    
29 более популярны среди сверстников   0,412    
30 легче становятся лидерами   0,496    
31 менее конфликтны       0,430
32 лучше понимают людей       0,547
33 лучше умеют расположить к себе   0,507    
34 больше проявляют сочувствия к другим     0,473  
35 лучше умеют обращаться с деньгами       0,276
36 легче справляются с домашними делами       0,324
37 больше привязаны к родителям     0,781  
38 больше ориентируются на мнение родителей     0,748  
39 больше помогают родителям     0,481  
40 больше похожи на родителей характером     0,325  
41 больше похожи по способностям на родителей 0,339      
Родители…
42 больше доверяют       0,406
43 более требовательны 0,344      
44 больше любят     0,567  
45 ожидают большего 0,217      
46 чаще ругают   0,408    
47 больше разрешают     0,322  
48 больше контролируют     0,451  
49 чаще проявляют свои чувства     0,500  
50 чаще поощряют     0,581  


При факторизации данных, полученных по первой форме Опросника представлений, было отдано предпочтение четырехфакторной структуре.

В первый фактор (когнитивных способностей), который объясняет 16,13% дисперсии, с наибольшими весами объединяются скорость решения задач, знание математики, знание литературы, грамотность, скорость чтения, сообразительность, логическое мышление, компьютерная грамотность, технические способности.

Во второй фактор, связанный с организованностью и саморегуляцией (12,06% дисперсии), с максимальными весами входят организованность, самостоятельность, ответственность, предусмотрительность, с несколько меньшими: независимость, проявление сочувствия к другим, легко справляются с домашними делами, помощь родителям, умение работать руками.

Третий фактор, содержание которого определяется экстраверсией (11,23% дисперсии), с большими весами входят общительность, эмоциональность и аналогичные показатели.

Четвертый фактор (5,35% дисперсии) – фактор сходства с родителями. В него с наибольшими весами входят характеристики сходства с родителями по характеру и способностям, с небольшими факторными весами – настойчивость и доверие родителей.

При факторизации данных, полученных по второй форме Опросника представлений, как и в первом случае, наиболее адекватной оказалась 4-факторная структура. 1 – 4-й факторы определяют соответственно 10,26%, 10,21%, 8,92%, 7,65% дисперсии.

С наибольшими весами в первый фактор входят: скорость решения задач, знание математики, скорость чтения, тактичность, с меньшими весами в состав фактора входят прочие когнитивные характеристики и предусмотрительность. Как и в описании старших детей, первый фактор – это фактор когнитивных характеристик (несмотря на несколько другой набор характеристик, входящих с небольшим весом).

Второй фактор с наибольшими весами объединяет общительность, эмоциональность, легко знакомятся с людьми, с меньшими весами в этот фактор также входит логическое мышление, компьютерная грамотность, большое количество друзей, способность не теряться в незнакомой ситуации, легкость занятия лидерской позиции, лучше умеют расположить к себе, настойчивость и независимость. Эти свойства свидетельствуют о социальной активности.

В третий фактор (эмоциональной связи с родителями) с максимальными весами входит привязанность к родителям и ориентация на их мнение, с несколько меньшими весами – родительская любовь и поощрение, проявление родительских чувств, контроля и способности проявлять сочувствие к другим.

Содержание четвертого фактора определяется организованностью (организованность, ответственность, способность понимать людей, родительское доверие).

Таким образом, есть значительное сходство факторных структур, полученных для представлений о старших и младших сиблингах.

Анализируя результаты факторного анализа, следует отметить два интересных факта.

Во-первых, в имплицитной концепции не выделяются связи группы свойств «любовь родителей» (родители больше любят, чаще проявляют свои чувства, чаще поощряют, больше привязанность к родителям и ориентация на их мнение) с группами свойств, связанных с интеллектом. «Любовь родителей» в большинстве факторных структур выделяется в отдельный фактор, в него с небольшими весами могут входить свойства общительности, эмоциональности, но не входят интеллектуальные характеристики (такие как когнитивные, технические способности и пр.).

Во-вторых, группа свойств «родительский контроль» (контроль, ожидания, требовательность) связывается с интеллектуальными характеристиками, в факторных структурах представлений и о старших детях и о младших детях. В представлении о старших детях к связям «родительского контроля» и когнитивных характеристик присоединяется группа характеристик «социального интеллекта» (например, понимание людей, умение расположить к себе). Таким образом, в имплицитных представлениях о старших и младших детях представлено мнение о связи интеллектуальных характеристик и родительского контроля.

Сравнение представлений о старших и младших сиблингах по шкалам, выделенным в результате факторного анализа

Рассмотрев результаты факторного анализа, проведенного при делении выборки на студентов и школьников, а также на старших и младших сиблингов, мы, во-первых, выделили группы ковариирующих показателей, которые встречались постоянно, от выборки к выборке, и дополнили их группами ковариирующих показателей, которые встречались неоднократно, но не всегда.

В итоге получилось 11 групп показателей (или шкал опросника).

Шкала 1 – расширенные когнитивные способности – объединила хорошую память, скорость решения задач, знание математики, знание литературы, грамотность, способность к иностранным языкам, скорость чтения, сообразительность, логическое мышление, компьютерную грамотность, технические способности, творческие способности, музыкальные способности.

Шкала 2 – практические способности – умение работать руками, организованность, самостоятельность, ответственность, предусмотрительность, независимость, способность дать хороший совет, не теряться в незнакомой ситуации, проявлять сочувствие к другим, справляться с домашними делами, оказывать помощь родителям.

Шкала 3 – близка по значению к социальному интеллекту – люди с высокими значениями по данной шкале общительны, эмоциональны; имеют больше друзей, легче знакомятся с людьми, легче становятся лидерами, больше привязаны к родителям и больше ориентируются на их мнение.

Шкала 4 – родительский контроль – родители чаще ругают, больше контролируют.

Шкала 5 – родительские ожидания – родители более требовательны, ожидают большего.

Шкала 6 – родительская любовь – родители больше любят, чаще проявляют свои чувства, чаще поощряют.

Шкала 7 – сходство с родителями – больше похожи на родителей характером, способностями.

Шкала 8 – связана с академическими способностями – и поэтому близка к общему интеллекту, максимальное значение имеет показатель когнитивных способностей. Объединяет хорошую память, скорость решения задач, знание математики, знание литературы, грамотность, способность к иностранным языкам, скорость чтения, сообразительность.

Шкала 9 – социальная независимость – объединяет логическое мышление, компьютерную грамотность, творческие способности, умение работать руками, самостоятельность, настойчивость, общительность, эмоциональность, независимость, тактичность, имеют больше друзей, чаще могут дать хороший совет, реже теряются в незнакомой ситуации, легче знакомятся с людьми, более популярны среди сверстников, легче становятся лидерами, лучше умеют расположить к себе.

Шкала 10 – отношения с родителями – больше проявляют сочувствия к другим, больше привязаны к родителям, больше ориентируются на мнение родителей, больше помогают родителям, больше похожи на родителей характером, родители больше их любят; им больше разрешают, больше контролируют, чаще поощряют.

Шкала 11 – организованность – музыкальные способности, организованность, ответственность, меньшая конфликтность, лучше понимают людей, лучше умеют справляться с домашними делами, лучше умеют обращаться с деньгами.

Подсчитав по 11 шкалам оценки респондентов данного исследования, мы сопоставили сравнительные представления о старших и младших сиблингах по t-критерию (таблица 7).

Таблица 7
Сравнение дисперсий и средних значений у старших и младших детей по выделенным суммарным показателям

Показатели Критерий Ливена t-критерий
F-отн. p t-крит. p
1. Расширенные когнитивные способности 4,783 0,030 –1,569 0,118
2. Практические способности 5,587 0,019 –8,408 0,000
3. Социальный интеллект 0,409 0,524 6,643 0,000
4. Родительский контроль 0,554 0,458 1,735 0,085
5. Родительские ожидания 0,004 0,947 –4,931 0,000
6. Родительская любовь 7,988 0,005 8,386 0,000
7. Похожесть на родителей 1,065 0,304 –1,270 0,206
8. Академические способности 0,783 0,378 –2,254 0,026
9. Социальная независимость 0,522 0,471 –1,263 0,209
10. Отношения с родителями 5,164 0,024 7,636 0,000
11. Организованность 0,934 0,335 –6,661 0,000


Для показателей 1 (широкие когнитивные способности), 2 (практические способности), 6 (родительская любовь) и 10 (отношения с родителями) значимо (р < 0,05) различаются дисперсии, поэтому сравнение средних невозможно. Для показателей 3 (общительность), 5 (родительские ожидания), 8 (академические способности), 11 (организованность) дисперсии статистически значимо не различаются, но есть статистически значимые различия в средних (р < 0,05). Таким образом, использование суммарных (шкальных оценок) подтверждает результаты, полученные при анализе отдельных показателей: согласно представлениям респондентов, младшие дети превосходят старших по общительности, а старшие превосходят младших по академическим способностям и организованности. Родительские ожидания и требовательность оказываются выше по отношению к старшим детям.

Заключение

По данным исследования, представления о различиях между старшими и младшими сиблингами соответствуют гипотезе о реципрокности психологических свойств: чем больше выражена одна группа свойств, тем меньше – другая. В данном случае в качестве реципрокных групп свойств выступают, с одной стороны, общительность и социальный интеллект, а с другой – академические способности, связанные с психометрическим интеллектом, и организованность.


Литература

Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1994. 24 с.

Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. 1991. N 1. С. 135–142.

Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. 1996. N 2. С. 104–112.

Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания / под ред. А.Я.Варги. М.: ОГИ, 2005. 635 с.

Brody G.H. Sibling relationship quality: Its Causes and Consequences // Annual Review of Psychology. 1998. Vol. 49. P. 1–24.

Dunn J., Plomin R. Separate lives: why siblings are so different. N.Y.: Basic Books, 1990. 210 p.

Dunn J. Sibling relationships in early childhood // Child development. 1983. Vol. 54. P. 787–811.

Goldenberg H., Goldenberg I. Family therapy: An overview. Brooks Cole, 2008. 544 p.

Minuchin S., Nichols M.P. Structural Family Therapy // Case studies in couple and family therapy / ed. Dattilio F.M. N.Y.: Guilford Press, 1999. P. 108–131.

SullowayF.J. Born to rebel: Birth order, family dynamics and creative lives. N.Y.: Vintage, 1997. 672 p.

The Relashionship Code: Deciphering genetic and social influences on adolescent development / Reiss D. [et al.] Harvard University Press, 2000. 532 p.

Zajonc R.B., Bargh J. The confluence model: Parameter estimation of six divergent data sets on family factors and intelligence // Intelligence. 1980. Vol. 4. P. 349–361.

Zajonc R.B., Markus G.B. Birth order and intellectual development // Psychological Review. 1975. Vol. 82. P. 74–88.

 

Поступила в редакцию 18 мая 2009 г.

Сведения об авторах

Черткова Юлия Давидовна. Канд. психол. наук, ассистент кафедры психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Моховая 11/5, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Каленова Наталья Владимировна. Выпускница кафедры психогенетики психологического факультета, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Моховая 11/5, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Черткова Ю.Д., Каленова Н.В. Представления о различиях между старшими и младшими сиблингами [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 4(6). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.20гг).

К началу страницы >>