Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Изотова Е.И. Социальные переживания и идентичность современных юношей и девушек

English version: Izotova E.I. Social experience and identity of modern youths and girls
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

Сведения об авторе
Ссылка для цитирования


Представлены результаты эмпирического исследования ключевых характеристик социализации – социальных переживаний и идентичности. Особенности их формирования и актуализации во многом определяют степень социализированности юношей и девушек. Рассмотрена специфика социальных переживаний современной молодежи разных этнических групп. Описывается авторская рисуночная методика «Я и Другие».

Ключевые слова: социализация, социальные переживания, социальные эмоции, идентичность личности, этническая идентичность, компоненты идентичности, юношеский возраст, личностные и эмоциональные особенности

 

Традиционное понимание процесса социализации как результата усвоения и активного воспроизведения норм и правил социального взаимодействия в изменившейся социально-политической ситуации не отвечает психологической реальности. Нормативное поведение личности, обусловленное манипулированием или страхом, предполагает негативные переживания и неприятие окружающего, что в дальнейшем может привести к асоциальному поведению, личностной тревоге, уходу в себя. В современной ситуации процесс социализации должен осуществляться иным путем. Актуальная концепция социализации детей и подростков в условиях образовательного учреждения (детский сад, школа) разработана и обоснована в рамках многолетнего эксперимента под руководством Т.Д.Марцинковской  [Изотова, Никифорова, 2007; Социализация детей и подростков, 2009].

Основное положение этой концепции заключается в следующем: в основе принятия человеком данной социальной среды лежит эмоциональное принятие значимых для общества ценностей и идеалов.«Процесс социализации связан с формированием у ребенка социальных переживаний (социальных эмоций) – эмоциональных процессов, опосредованных социальными эталонами и выражающихся в эмоциональном отношении к нормам и правилам поведения, принятым в социуме, социальным и историческим событиям, персонажам, культурным ценностям» [Марцинковская, 2004, с. 5].

Что касается этнической идентичности, то в современной психологии она рассматривается как результат когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в социальном пространстве относительно многих этносов. Большинство исследователей имеют сходную позицию: этническая идентичность – это не только осознание, но и оценивание, переживание своей принадлежности к этносу.

В структуре этнической идентичности традиционно выделяют два основных компонента – когнитивный и аффективный; некоторые авторы выделяют и поведенческий компонент.

Ведущими составляющими когнитивного компонента этнической идентичности для нас выступают этническая осведомленность (знания и представления об этнических группах) и этническая самоидентификация (использование этнического «ярлыка»). Отношение к собственной этнической группе и «чужой» этнической группе (аффективный компонент) проявляется в этнических аттитюдах (социальные установки) и этнических стереотипах (упрощенные образы этнических групп).

Выборка и методы исследования

Особенности социальных переживаний и этнической идентичности в юношеском возрасте мы изучали посредством авторской рисуночной методики «Я и Другие». Для валидизации методики использовались тесты «Кто я?» М.Куна и Т.МакПартленда (данные об идентичности), «Рисунок несуществующего животного» (данные о личностных и эмоциональных особенностях).

Описание выборки

В исследовании принимали участие две группы испытуемых: девушки и юноши в возрасте 19–21 года, студенты гражданских и военных вузов г. Москвы, граждане России, Сирии и Ирака. Общее количество испытуемых – 96 человек.

Описание методики «Я и Другие»

Методика предназначена для старших подростков и юношей, стандартизована на разновозрастных выборках в 2006–2008 гг. и направлена на изучение:

  • социальных переживаний (эмоциональное отношение к себе, эмоциональное отношение к другим, эмоциональное принятие норм и ценностей социального окружения, эмоциональное отношение к ситуативным и пролонгированным конфликтам);
  • идентичности (доминирование компонентов идентичности «социального Я»,«коммуникативного Я», «материального Я», «физического Я», «деятельного Я», «перспективного Я», «рефлексивного Я»);
  • личностных и эмоциональных особенностей (демонстративность, агрессивность, тревожность, самооценка).

Процедура

Стимульный материал: цветные карандаши, лист бумаги формата А4.

Этап 1. Инструкция испытуемому: «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок, который можно было бы назвать «Я и другие».

После завершения рисунка спросить, по какому основанию (какой причине) испытуемый разделил себя и других. Почему они другие и как он к ним относится. Если рисунок метафоричен (символичен), то попросить раскрыть его смысл.

Этап 2. Список изречений дается испытуемому на специальном бланке. Выбранное или придуманное изречение и его обоснование необходимо зафиксировать.

Инструкция испытуемому: «Подберите в качестве названия (эпиграфа) для вашего рисунка одно из предложенных ниже изречений. В том случае, если Вам подходит по смыслу несколько изречений, отметьте их. Если в списке нет подходящей цитаты, придумайте свое изречение, наиболее точно отражающее идею вашего рисунка. Почему вы считаете, что оно подходит по смыслу вашему рисунку?»

Примеры цитат из списка: «Все люди – враги», «Я – не как все», «Дети – цветы жизни», «Все мы – дети Земли», «Жизнь – театр, и люди в ней – актеры», «Вселенная – наш дом», «Жизнь прекрасна и удивительна», «Кто не со мной, тот против меня», «Я – белая ворона», «Я, ты, он, она – вместе целая семья»,«Никому верить нельзя, только себе», «Я – центр вселенной», «Все люди – братья», «Короля (королеву) делает свита», «Избранные и отверженные», «Что можно Цезарю, то не позволено быку», «Кесарю – Кесарево», «Один в поле не воин», «Мир открыт для тебя», «У каждого человека свои границы», «Жизнь – тяжелая болезнь, а смерть – избавление от нее», «В каждом мы – сто тысяч я», «Не верь, не бойся, не проси», «Святые и грешники», «Кто не друг, тот враг мне», «Любимый (любимая) – вот моя вселенная».

Критерии интерпретации результатов

Дифференцированность / интегрированность изображений: персональное или групповое противопоставление (я – он, она; мы – они); отсутствие противопоставления, интегрированность изображений; границы обобщения групп (друзья, семья, нация, человеческое общество, земляне, все живое, вселенная).

Содержательные основания противопоставления изображений: возраст, пол, национальность, гражданство, вероисповедание, социальный статус, родственные связи, видовая принадлежность, специфика деятельности и внешнего вида, достижения и социометрический статус и др.

Способы противопоставления изображений: с опорой на цвет, величину, штриховку, качество и детализацию изображений.

Группы цитат и изречений и соответствующие им личностные и эмоциональные особенности представлены в таблице 1.

Таблица 1
Группы цитат и изречений, а также соответствующие им личностные и эмоциональные особенности

Группы цитат и изречений Цитаты и изречения Личностные и эмоциональные особенности
Дифференциация «Я – не как все», «Я – белая ворона», «Я – центр вселенной», «Короля (королеву) делает свита», «Избранные и отверженные», «Что можно Цезарю, то не позволено быку», «Кесарю – Кесарево», «Святые и грешники», «Крутые и убогие», «Кто не со мной, тот против меня», «Кто не друг, тот враг мне» Демонстративность, эгоцентризм, завышенная самооценка, агрессивность
Социальные и личностные регуляты поведения «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого», «У человека нет рамок, он свободен в своих действиях», «Индивидуальность – враг порядка», «Личность выше закона», «Я тварь дрожащая или право имею?» Нормативность, социальная ригидность – пластичность
Интеграция «Все мы – дети Земли», «Вселенная – наш дом», «Я, ты, он, она – вместе целая семья», «Один в поле не воин», «В каждом мы – сто тысяч я», «Любимый (любимая) – вот моя вселенная», «Мои друзья – моя семья» Эмпатийность, социабельность, экстравертность
Оптимизм «Дети – цветы жизни», «Жизнь прекрасна и удивительна», «Мир открыт для тебя», «Миром правит любовь», «Красота спасет мир», «Человек – венец природы», «Мысли позитивно!», «Человек человеку – брат» Позитивный эмоциональный фон
Пессимизм «Жизнь – театр и люди в ней – актеры», «Никому верить нельзя, только себе»,«Жизнь – тяжелая болезнь, а смерть – избавление от нее», «Не верь, не бойся, не проси», «Все люди – враги» Негативный эмоциональный фон, тревожность
 

Результаты и обсуждение

Образ «Я и Другие» в рисунках юношей и девушек

Дифференцированность и интеграция изображений «Я» и «Другие» в рисунках испытуемых встречаются практически одинаково часто (52%–48%).

Противопоставляют себя другим 52% юношей и девушек, степень и позиции этого противопоставления разная, но оно достаточно выражено. Примером яркой дифференцированности изображений может служить противопоставление хорошо прорисованной девушки с цветком и группы схематически изображенных небольших фигур окружающих людей (рис. 1). В данном случае способами противопоставления изображений являются целая группа средств – цвет, величина, штриховка, качество и детализация изображений. Выбранная автором цитата «Королеву делает свита» подтверждает осознанную позицию противопоставления и позволяет говорить о демонстративности и эгоцентризме автора.




Рис. 1. Примером дифференцированности изображения (по результатам методики «Я и Другие»).


В качестве иллюстрации личностного противопоставления в рисунках юношей можно рассмотреть идентичные изображения двух людей в военной форме «Другие» и одного инопланетянина – «Я» (рис. 2). По способу изображения и расположения на листе фигуры практически не отличаются друг от друга, но содержательно автор развел их по разные стороны межличностного конфликта. Обоснованием могут служить выбранные цитаты: «Я – не как все», «Я – белая ворона», «Кто не со мной, тот против меня», «Кто не друг, тот враг мне».




Рис. 2.
Пример отображения личностного противопоставления в рисунках юношей (по результатам методики «Я и Другие»).


При интегрированности изображений (48%) респонденты в своих рисунках воспроизводят групповую общность, включенность в группу, каждый член которой либо абсолютно идентичен друг другу, либо имеет незначительные отличия. К примеру, символический хоровод, изображающий группу друзей без выраженной статусной дифференциации (рис. 3). Отсутствие противопоставлений – очевидно, выбранная цитата «Я, ты, он, она – вместе целая семья» подтверждает данную позицию автора.




Рис. 3. Пример изображения групповой общности (по результатам методики «Я и Другие»).


К символическим (метафорическим) изображениям с отсутствием противопоставлений можно отнести рисунок группы автомобилей на шоссе, в котором сам респондент «может быть любым из нарисованных здесь автомобилей». При этом изображения автомобилей не отличаются друг от друга, они идентичны по цвету, величине, детализации, расположению на листе.

Среди собранных материалов имеются рисунки, отображающие дифференцированный образа «Я», но без противопоставления себя другим. Схематически обозначенная фигура красного цвета располагается на тщательно прорисованном изображении планеты Земля (рис. 4). Выбранные цитаты «Все мы – дети Земли», «Вселенная – наш дом» скорее характеризуют интегративную позицию автора.




Рис. 4. Пример изображения дифференцированного образа «Я» без противопоставления себя другим (по результатам методики «Я и Другие»).


В рисунках девушек и юношей достаточно ярко выражены один или несколько компонентов идентичности. Доминирование коммуникативного «Я» (изображение себя в компании друзей, с подругой / другом), социального «Я» (изображение себя в процессе трудовой и учебной деятельности), материального «Я» (изображение принцесс, «гламурных» девушек в окружении большого количества предметов роскоши), а также этнической идентичности (изображение себя и группы людей относящимися к разным этносам). Примером доминирующей этнической идентичности может служить изображение людей на рисунке с разным цветом кожи в национальных костюмах (рис. 5).




Рис. 5.
Пример доминирования в изображении этнической идентичности (по результатам методики «Я и Другие»).
 

Сравнительный анализ характеристик двух этнических подвыборок

Как видно из приведенных ниже сравнительных данных (табл. 2), большее количество противопоставлений имеется в рисунках русской этнической группы, наименьшее число противопоставлений представлено арабской этнической группой.

Для двух групп респондентов ведущим критерием противопоставления в изображении себя и других является величина изображения (склонность изображать себя «крупнее» других).

Если говорить о содержательных критериях противопоставления, то группа русских респондентов имеют следующие позиции дифференциации – пол, национальность, социальные достижения. Арабская этническая группа в качестве ведущего критерия противопоставления выделяет невключенность в референтную группу.

Общим для всех респондентов юношеского возраста является возможность групповой интеграции по основанию родственных отношений (семья), реальных и виртуальных коммуникаций (друзья), сексуальных и деловых отношений (партнеры и коллеги).

Таблица 2
Сравнительные характеристики этнических подвыборок по основным критериям методики «Я и Другие»

Русские респонденты Арабские респонденты
Дифференцированность / интегрированность изображений
68% рисунков имеют персонально-групповое противопоставление (Я – Они) либо двустороннее групповое противопоставление (Мы – Они) Противопоставление в рисунках арабских респондентов встречается в 40% изображений. Большинство рисунков, в которых есть противопоставление (80%), имеют персонально-групповое противопоставление (Я – Они)
Содержательные основания противопоставления изображений
К содержательным основаниям противопоставления для русской выборки относятся пол, национальность, социальные достижения. Содержательным основанием для интеграции являются родственные отношения, дружеские контакты и включенность в коллегиальные объединения В качестве содержательного основания противопоставления изображений для арабских респондентов выступает принадлежность к другой социальной группе, реже – религиозной
Способы противопоставления изображений
Ведущим способом противопоставления изображений является величина изображения (61%), расположение рисунка на листе (выше/ниже других) – 39%, цвет (32%), тщательность прорисовки и детализация (32%) Ведущим способом противопоставления изображений является величина изображения (80%)
Выбор и обоснование цитаты
Доминирующими группами цитат для русских юношей являются «Дифференциация» и «Пессимизм» Для арабских юношей больше характерен выбор цитат из групп «Интеграция», «Оптимизм». Много цитат из Корана (религиозного содержания), которые можно отнести к группе «Социальные и личностные регуляты поведения»


Ведущим компонентом идентичности для всех респондентов выступает социальный компонент идентичности. Далее следуют коммуникативный и материальный компоненты – для русских респондентов; коммуникативный и рефлексивный – для арабских респондентов (табл. 3).

К личностным и эмоциональным особенностям респондентов обеих групп относятся проявления тревожности, демонстративности и завышенной самооценки. Особенностями отдельных этнических групп респондентов являются: склонность к метафоричности, символизму – для арабской этнической группы; склонность к агрессивности и инфантилизму – для русской этнической группы (табл. 3).

Таблица 3
Сравнительные характеристики структуры идентичности, личностных и эмоциональных особенностей этнических подвыборок

Русские респонденты Арабские респонденты
Идентичность
Доминирование социального «Я» (60%), коммуникативного «Я» (18%), материального «Я» (9%) В структуре идентичности арабских респондентов преобладает социальный компонент идентичности (58%), «коммуникативное Я» (23%), «рефлексивное Я» (7%)
Личностные и эмоциональные особенности
Демонстративность (48%), инфантилизм (25%), тревожность (28%), агрессивность (11%), завышенная самооценка (43%) Символические и метафорические изображения (64%), тревожность (26%), завышенная самооценка (64%), демонстративность (26%)
 

Выводы

Социальные переживания в юношеском возрасте в большей степени связаны с эмоциональным принятием себя, а не значимых для общества ценностей и идеалов. Этот факт можно обосновать особенностями социального и личностного развития на данном этапе онтогенеза.

В структуре социальной идентичности у представителей русской этнической группы ядерными компонентами являются коммуникативная идентичность, семейно-ролевая идентичность, половая идентичность. Ядерными компонентами идентичности в арабской этнической группе являются: семейно-ролевой, этнический и конфессиональный компоненты. Данные результаты связаны с принадлежностью представленных этнических групп к культурам коллективистского типа, в которых ведущий вариант социализации и инкультурации детерминирован проксимальными социальными институтами.

Работа поддержана грантом РГНФ «Проблема социализации детей и подростков в условиях кардинальных изменений, происходящих в современном российском обществе». Проект 07-06-00333а.


Литература

Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.

Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера детей: Теория и практика. М.: Академия, 2007.

Марцинковская Т.Д. Категория переживания в философии и психологии: монография. М., 2004.

Социализация детей и подростков: методический комплекс / Марцинковская Т.Д. [и др.] М.: МПГУ, 2009.

Поступила в редакцию 6 июня 2009 г. Дата публикации: 31 октября 2009 г.

Сведения об авторе

Изотова Елена Ивановна. Кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Ссылка для цитирования

Изотова Е.И. Социальные переживания и идентичность современных юношей и девушек [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.20гг).

К началу страницы >>