Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Чернышева Н.С. Образ современника в представлениях студентов

English version: Chernyshova N.S. The image of a contemporary in students’ representations
Владимирский государственный гуманитарный университет, Владимир, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования


Изучается образ современника по данным о коллективных представлениях студенческой молодежи. Выборка исследования: 337 студентов 5-го курса. Анализируются 80 групповых коллажей – продуктов совместной деятельности. Выделены и описаны варианты социального характера современника: нарциссический, обывательский, творческий и прокреационный. Показана неоднородность представлений студенческой молодежи о своем современнике. Обсуждается влияние социальных изменений на  представления современной молодежи.

Ключевые слова: социальный характер, нарциссический подтип, обывательский подтип, творческий подтип, прокреационный подтип, современник, коллаж

 

Проблема изучения «обычного» человека

Психологическая наука неоднократно обращалась к исследованиям «обычного», или «нормального», человека [Шадриков, 2008]. Однако вопрос о том, что признавать нормой, неизменно упирался в теоретические представления исследователей о сущности человека и разработку критериев определения нормальности. Признание того, что норма имеет социальную природу и возникает в конкретных культурно-исторических условиях, означало, что она предполагает соответствие социально-психологических свойств человека групповым представлениям о нормальности. Как отмечает Б.С.Братусь, «первично изучалось то, что есть в реальных человеческих отношениях, и лишь вторично выводились правила и нормы, сфера должного в поведении» [Братусь, 1999, с. 105]. Поскольку на индивидном уровне различия в нормативном и ненормативном развитии проявляются в характерологических особенностях [Мясоед, 1994], это позволяет выявлять и анализировать социально-психологический норматив на основе изучения характерологических особенностей.

Как известно, исследованиями социального характера занимались философия, психология (особенно психоанализ), культурная антропология и социология [Араблинская, 2009]. К числу наиболее известных современных работ в этой области относятся труды зарубежных последователей Э.Фромма – американского ученого М.Маккоби [Maccoby M., 2000] и немецкого исследователя Р.Фанка [Funk R., 2004]. В их трудах социальное поведение личности рассматривается как совокупность ее отношений, функций и ролей.

Это сближает концепцию социального характера и отечественную концепцию В.Н.Мясищева, согласно которой характер – это устойчивая система отношений человека к действительности, проявляющаяся в типичных способах их осуществления [Мясищев, 1995, с. 390]. Современные отечественные ученые предлагают также изучать социально-нормативный тип личности путем исследования представлений, преобладающих в отдельных социальных группах и обществе в целом [Акимова, 2009, с. 6]. Однако из-за иерархичности социальной структуры групповое сознание может существенно различаться. В современной действительности эти различия становятся все более дифференцированными, но на эстетическом, а не на аксиологическом уровне [Рёссель, 2008].

В российских условиях проблема изучения «среднего» человека осложняется сменой общественных ценностей и нарушением межпоколенческой преемственности. Наиболее перспективной социальной группой в плане выявления и анализа представлений о современном человеке является студенческая молодежь, которая в ближайшем будущем станет интеллектуальной элитой страны и уже сейчас вынуждена искать новые формы поведения, адекватные своему времени.

Чтобы выявить образ современника, имплицитно присутствующий в коллективном сознании студенческой молодежи, необходимо применять качественные методы исследования, которые наиболее эффективны при изучении новой социальной реальности [Белановский, 2001]. Для преодоления субъективности получаемых результатов целесообразно использовать такие формы деятельности испытуемых, которые имеют совместный характер и способны раскрыть обобщенные представления студентов о новом человеческом типе, формирующемся в обществе. К числу таких форм относится коллективная творческая деятельность, требующая объединения усилий, сотрудничества и согласования позиций членов группы. Этим она отличается от индивидуального творчества, основанного на независимости и самовыражении личности творца [Kac, 1999]. Совместно достигнутый результат отражает групповое представление о социальных объектах и явлениях, а не усредненные данные, полученные при индивидуальной психодиагностике.

Организация и методы исследования

Целью нашего исследования было описание образа современника на основе изучения коллективных представлений студенческой молодежи. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что эти представления неоднородны, дифференцированны и содержат несколько образов-подтипов, репрезентирующих культурные предпочтения[1] современного человека. Гипотеза основывалась на понимании типа социального характера как сложившейся структуры отношений личности к обществу, – структуры, порождающей определенную модель поведения. В переходный период, когда, по определению Ю.М.Лотмана, происходит «взрыв культуры», структура социального характера теряет устойчивость и определенность. На смену ей должна прийти новая, но она не может сложиться сразу, в короткие сроки. Поэтому сначала возникают подтипы, не обладающие тем относительным единством, которое свойственно типу, различающиеся по ключевому признаку (отношение к нормам) и потенциально способные со временем сложиться в новую систему отношений.

Выборку составили студенты пятого курса очного и заочного отделений психологического факультета Владимирского государственного гуманитарного университета (N = 337). Творческие группы, в которые они объединялись в процессе исследования, имели смешанный возрастной состав (от 21 до 37 лет). Выбор в качестве испытуемых студентов психологического факультета объясняется спецификой их профессионального обучения, благодаря которому они способны создать продукт, творческий и в социальном, и в эстетическом плане.

Исследование проводилось методом поперечных срезов (2005–2010 гг.) в рамках учебного курса «Самосовершенствование личности» и основано на анализе 80 групповых коллажей.

Поскольку из всех компонентов совместной деятельности для изучения наиболее открыт ее продукт, в качестве исследовательской методики была выбрана техника группового коллажа. В психологии ее обычно используют как дополнительный метод арт-терапии, применяемый для снятия напряжения и активизации клиента. Вместе с тем в постмодернистской философии коллаж рассматривается в качестве универсального принципа организации культурного пространства. В отечественной социальной психологии с исследовательскими целями коллаж применялся при изучении возрастных представлений о благополучии [Фоломеева, Серегина, 2004].

Коллаж чаще всего создается из журнальных вырезок (в данном исследовании использовались коммерческие, общественно-политические и женские журналы). Его отличают мозаичная композиция, фрагментарность изображений и лаконичность надписей, которые вместе создают целостное представление о человеке и его пространстве. Подобно журналистике и рекламе, коллаж способен оперативно отражать эпоху. Техника коллажа близка телевизионным передачам, где визуальный и вербальный ряды сообщения могут не совпадать. Поэтому содержание коллажа анализировалось с учетом как изобразительного, так и вербального материала.

В нашем исследовании испытуемые должны были самостоятельно разбиться на группы по 4–5 человек и в течение занятия коллективно создать коллаж на тему «Наш современник»[2]. Затем проходило групповое обсуждение его содержания, которое превращалось в спонтанное производство новых смыслов и вызывало большой интерес со стороны участников.

Для обработки полученного материала привлекались эксперты (4 кандидата психологических наук с высшим историческим, филологическим, лингвистическим, медицинским образованием и студент психологического факультета, имеющий художественное образование). При анализе данных исследования выделялись и объединялись в группы смысловые единицы, представленные в коллажах. На основе выделенных смысловых единиц классифицировались подтипы социального характера.

Результаты исследования

Почти все полученные работы (91%) были выполнены творчески. Применялся разнородный материал: банкноты, украшения, бисер, флажки, значки, крохотные статуэтки. Создавались объемные композиции (выпуклые, выступающие над поверхностью бумаги в виде цветочных лепестков, пирамид, лестниц, уходящих вверх). Только 7 (9%) коллажей целиком состояли из традиционных журнальных вырезок. 3 (4%) коллажа имели абстрактную форму из расплывчатых пятен и линий, созданных красками и пластилином. Один коллаж был выполнен в жанре реди-мейдс (от англ. ready-made – «готовый»), когда готовые вещи, помещенные в художественную экспозицию коллажа, превращаются в компоненты творческого произведения.

Единицы анализа социального характера

В процессе анализа коллажей экспертами было выделено 88 смысловых единиц, впоследствии объединенных в такие группы, как «Жизненная среда», «Персонаж», «Телесность», «Сферы деятельности», «Социальное окружение», «Презентация себя», «Время жизни» (в сокращенном виде представлены в табл. 1).

Таблица 1
Единицы анализа подтипов социального характера современника

Смысловые
единицы
анализа
Подтипы социального характера
Нарциссический Обывательский Творческий Прокреационный
N % N % N % N %
Жизненная среда
Яркая 24 86 10 50 15 100 11 79
Хаотичная 18 64 9 45 9 60 6 40
Экологичная 4 14 3 15 9 60 4 27
Материально обустроенная 18 64 9 45 6 40 6 40
Культура
Классическая 9 32 2 10 10 67 3 21
Массовая 24 86 15 75 4 27 2 14
Персонаж
Женщина 13 46 3 15 1 7 7 50
Мужчина 7 25 6 30 4 27
Мужчина и женщина 1 4 2 10 2 13 2 14
Маргинал 5 18 7 35 1 7
Ребенок 5 33 2 14
Отсутствует   2 7 2 10 4 27
Телесность
Внешний облик 17 61 10 50 5 33 8 53
Спорт 16 57 9 45 13 87 4 27
Здоровая еда 11 39 8 40 8 53 4 27
Образ Я
Уверенность 26 93 10 50 9 60 9 64
Амбивалентность 9 32 10 50 7 47 6 40
Типичность 18 64 16 80 2 13 12 86

 


Подтипы социального характера

Анализ жизненных отношений и социальных связей персонажей основывался на определении «отношения», предложенном В.Н.Мясищевым: «Понятие психического отношения представляет внутреннюю сторону связи человека с действительностью, содержательно характеризующую личность активного субъекта с его избирательным характером внутренних переживаний и внешних действий, направленных на различные стороны объективной действительности» [Мясищев, 1995, с. 113].

В данном исследовании феноменами объективной действительности, отношение к которым определило группировку персонажей, выступили социальные нормы и образцы поведения. Внешнее воздействие, которое было направлено на них со стороны персонажа, заключалось либо в принятии существующих, либо в предпочтении общечеловеческих норм. Избирательность внутренних переживаний проявилась в сосредоточенности на собственной личности или на социальных проблемах.

Было получено следующее распределение коллажей соответственно подтипам социального характера современника: обывательский – 21 коллаж (26% коллажей), нарциссический – 29 коллажей (36%), творческий – 16 коллажей (20%) и прокреационный 14 коллажей (18%).

На основе выделенных смысловых единиц каждый подтип социального характера был проанализирован по следующим показателям: 1) отношение к миру; 2) отношение к другим людям; 3) отношение к себе; 4) жизненные предпочтения персонажа.

Обывательский подтип стремится к обычным человеческим радостям: дом, дача, автомобиль... Вопросы духовности и морали внимания не привлекают, хотя образование или «документ об образовании» (высказывание испытуемого: «в духе времени – документ о нем») считаются обязательными.

Отношение к действительности отличается оптимизмом и жизнерадостностью, на коллажах с таким героем много украшений и блесток. Девизы полны экзальтации: «Хочу!», «Жизнь прекрасна!» «Когда душа поет!» «За лучшее в настоящем!» Но это вызывает у студентов иронию. В качестве символов счастья здесь представлены копилка (розовый поросенок) и веер банкнот. Герой напоминает инфантильного Буратино, который мечтает о них, стоя у денежного дерева.

Отношение к окружающим. Социальные связи обывательского подтипа ограничиваются кругом близких людей, семьей. Здесь чаще и шире, чем на коллажах с другими героями, представлена сфера услуг вплоть до психолога – «лекаря души» (45% – у обывательского при 36% – у нарциссического, 7% – у творческого и 14 % – у прокреационного подтипов).

К обывательскому подтипу были отнесены обычные люди с их мечтой о благополучной в материальном плане жизни. Поэтому на коллажах не только коттеджи, но и авоськи с баранками и яблоками. Чтобы показать заурядность персонажей, студенты сделали портрет типичной семейной пары – Егора и Ксюши.

Отношение к себе. Обывательский подтип отличается внушаемостью, ему не свойственно самостоятельное мышление. У героя одного из коллажей торчит из ушей плеер, в руках у другого – вечная «мобила», у третьего – не голова, а телевизор с антенной. Рождение детей воспринимается этим подтипом на уровне инстинктов: на схематичном изображении героя выделена область «Оно» и написано: «Хочу ребенка!».

Жизненные предпочтения обывательского подтипа определяются общественными стандартами. На коллажах последовательно представлены все этапы онтогенеза и традиционные сферы жизнедеятельности.

Нарциссический подтип ориентирован на презентацию собственной индивидуальности. Он наиболее амбициозен: «Стиль жизни – равнение на звезду». На коллажах с таким героем встречаются символы массовой культуры – телеведущие и «звезды» эстрады.

Отношение к действительности можно выразить девизом: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!» Мир интересен настолько, насколько он создает возможности для демонстрации собственной личности, являющейся объектом любви и восхищения героя.

Отношение к окружающим достаточно отстраненное, они воспринимаются как фон, как зрители «стильной личности», склонной к конкуренции. У нее всегда ухоженный вид: деловой костюм от известного кутюрье, роскошное вечернее платье, дорогой спортивный наряд. Семейное окружение часто вызывает ироничное отношение: «Друг семьи – собака».

Отношение к себе построено на убежденности в собственной уникальности: «Главное – оценить себя по достоинству». Героев нарциссического типа отличает индивидуализм: «Надо вовремя переключиться. На себя!».

Жизненные предпочтения достаточно традиционны, но подаются в блестящей упаковке. Если отдых – то в Париже, если дом – то престижный особняк. Здесь «жизнь по плану», ее цель – «100% успеха!». С одной стороны, она публичная, а с другой – в кругу избранных.

Творческая личность больше раскрывается не в экономических, а в нравственных отношениях. Она занята проблемами общечеловеческого плана (экология, центры психологической поддержки, культурное наследие, политика). Творческий тип заботливо относится ко всему живому, главная ценность для него – дети, символизирующие развитие и гуманизм жизни.

Отношение к действительности критическое: изображаются наркотики, отравленная природа, агрессивная сексуальность. На коллажах с этим героем чаще, чем на остальных, упоминается творчество, а девиз героя – «Преображайся! Совершенство во всем».

Отношение к окружающим отличается социальной ответственностью. Герой старается соединить культуры прошлого и настоящего. Рядом с ним изображены друзья, коллеги, представители другого этноса. При этом семья и дети занимают не менее значительное место, чем у прокреационного подтипа (см. табл. 1). Студенты представляют творческого человека романтически, как «героя на все времена»: он и Бэтмен, и психолог, помогающий людям.

Отношение к себе основано на понимании уникальности человека, осознании ценности его жизни и творческого труда. На коллажах – наборы инструментов, палитры с кисточками и уже не только утверждения, но и сомнения, вопросы, обращенные к себе: «Какой ты?», «Может, второго?».

Жизненные предпочтения. Герой творческого подтипа ценит традиционную культуру с ее гуманистической эстетикой (старинные памятники, книги, театр). Ему свойственна романтика: парусник в центре коллажа, голубое небо, земной шар. Дети здесь рисуются как символ будущего, как продолжение жизни, как маленькие труженики, «подпирающие земной шар».

Прокреационный подтип полон чувств и переживаний, главные из которых – любовные. Его волнующаяся, задыхающаяся сексуальность часто остается на уровне иррациональных, бессознательных ощущений и далеко не всегда завершается семьей и рождением ребенка. Для этого персонажа ценность жизни заключается именно в переживании чувств, а не в браке или детях как таковых, поэтому прокреационный подтип согласен на свободную любовь, без детей и брачного штампа.

Отношение к действительности отличается эмоциональностью: «В моей жизни есть только одно – любовь!». На коллажах много изображений цветов, роскошных спален, ослепительных невест. Здесь большое количество изображений объятий, поцелуев, счастливых улыбающихся лиц, хотя одновременно часто возникает образ денег, необходимых для полноценной семейной жизни.

Отношение к окружающим строится на гендерной основе. Отношения мужчины и женщины, отношение к собственному потомству воспринимаются как главные: «наши мозги засорены разными проблемами: экология, совершенствование, но всегда будут мужчина и женщина, которых объединяет любовь», и «семья – это наше будущее!».

Отношение к себе определить сложно, так как на коллажах отсутствует сильное, самостоятельное «Я», оно мало осознается. Потенциал «Я» не реализуется, заглушается одной актуализированной потребностью в привязанности и любви.

Жизненные предпочтения сводятся к ожиданиям любви и рождения ребенка.Героиня мечтает стать настоящей женщиной – «красавицей, спортсменкой и просто – миллионершей!».

Различия между подтипами наглядно проявились в свойственных им видах занятости (см. рис. 1). Обывательский подтип больше всего интересовали развлечения, нарциссический – работа, творческий подтип – политика и общество, путешествия и спорт, а прокреационный – быт.




Рис. 1. Виды деятельности, предпочитаемые героями коллажей.


Однако все подтипы, даже обывательский, в той или иной степени готовы отказаться от стереотипов и привычных стандартов. Незавершенность, открытость поиску просматриваются в каждом подтипе. Герои предпочитают жизнь пусть и хаотичную, но яркую и разнообразную. Современник полистиличен, он экспериментирует в одежде и поведении, в способах самовыражения: его привлекают риск, экстремальные виды спорта, экзотические путешествия. Ядро такой личности размыто, она боится типичности, и в ней нет определенности и однозначности. Нормой становится изменение внешности, амбивалентность человека, конструирование его из разнородного материала. В качестве героя на коллажах часто появляются символические фигуры, составленные из мужской и женской половин и даже из человеческого торса с головой обезьяны. Объяснение такой амбивалентности студенты находят в социальных условиях, которые дают свободу самовыражения, но лишают нравственных ориентиров и образцов:

«В нашей бешеной жизни, крути – не крути,
Где добро и где зло очень трудно найти.
Смысл нашей жизни – свой путь обрести.
Кто подскажет нам смысл и цели пути?»

(Авторами стихотворных строк являются студенты, создавшие коллаж и комментировавшие его содержание.)

Обсуждение результатов

Исследование подтвердило, что представления студенческой молодежи о своем современнике неоднородны. В них проявляются четыре подтипа социального характера.

Обывательский подтип (принимает и поддерживает общественные нормы / стремится к личному благополучию и материальной состоятельности). Его ценности – обеспеченное существование, занятость, приносящая доход и гарантирующая отдых, развлечения, досуг. Обывательскому подтипу не свойственны отвлеченные идеи и общественные интересы, его характеризует адаптационный стиль поведения.

Нарциссический подтип (выше всего ценит социальную успешность / гордится своей нестандартностью, непохожестью на других). Он критически относится к общественным правилам, претендуя на высокий статус и исключительность. Отличается «стильностью» и экспрессивностью поведения, устраняется от решения социальных вопросов.

Творческий подтип (исходит из общечеловеческих культурных норм / чувствует себя причастным всему миру). Это «симфоническая личность» (термин Л.П.Карсавина), которая стремится к самосовершенствованию и помнит о социальной ответственности.

Прокреационный подтип (избирательно относится к общественным установкам / живет чувствами и переживаниями). Его главной жизненной ценностью является любовь, которая несет радость, оправдывает человеческое бытие. Однако в семейных отношениях прокреационный подтип признает только те нормы, которые позволяют сохранить индивидуальность и развить собственную личность.

Анализ коллажей показал, что у четырех подтипов социального характера много общего.

Так, субъектность героев (кроме творческого подтипа) реализуется в сферах, которые не предполагают общезначимой деятельности и во многом совпадают с перечнем, приведенным в одной из работ-коллажей: «Мода и стиль», «Красота и здоровье», «Любовь и секс», «Общение», «Кулинарные рецепты», «Психология». Поэтому активность современника проявляется в основном инструментально, в динамичности и мобильности: «Главное – успеть. Нужно несколько рук и ног, потому что сейчас необходимо за все хвататься и куда-то бежать». При этом работа теряет свое творческое начало и обезличивает героя: «Даже придя домой, он продолжает работать. Это не работа, а постоянный труд».

Герои коллажей – люди молодого или среднего возраста, с хорошим достатком, любящие и имеющие предметы роскоши, из чего следует, что авторы считают материальное благосостояние легко достижимым. Привычной и необходимой частью их жизни становятся здоровое питание, SPA-салоны, автомобиль, компьютер, мобильный телефон, заграничные путешествия (на коллажах – изобилие рекламы туристических услуг).

Эта жизненная программа показывает, насколько изменилась повседневная культура человека, который получил свободу передвижения, открыл для себя другие культуры и социальные системы. Он бывает в разных частях света, и это приучает к межкультурному диалогу, избавляет от иллюзий превосходства своей страны и веры в великих вождей. Студенты считают, что их современник пластичен и терпим, но он ориентирован больше на себя, чем на окружающих. В последние десятилетия быт россиян  стал эстетичнее и комфортнее, чем раньше, приобрел ту дополнительную ценность, которой ранее для обычного человека не имел.

Наиболее существенные изменения ценностей, по нашему мнению, проявляются при отображении близких межличностных отношений. То, что раньше, в советской России, не подвергалось откровенному обсуждению, перестало быть запретной темой. На коллажах – обнаженность тела и откровенность одежды, акцентированные губы, глаза, ноги, демонстративные позы героев. Психосексуальные отношения – и это связано не только с возрастными особенностями испытуемых – приобрели высокую значимость, добрачная сексуальная практика стала привычной (об этом свидетельствуют и устные комментарии коллажей). Именно здесь наиболее очевидны изменения норм традиционного поведения, особенно женского, правилом которого стало «иметь бой-френда, получить мужчину, найти идеального мужа».

Нередко представлены одиночество героев и их индивидуализм. Создавая коллажи, авторы работ подчеркивали: «Люди делятся на два пола… он идет своей одинокой дорогой, она – своей». Вместе с тем в большинстве коллажей нашли свое отражение мечты о любимом человеке и прочном семейном счастье. Изображения родительской и прародительской семьи оказались редкими.

Таким образом, анализ коллажей показывает, что усилия современного человека направлены преимущественно на социальную сторону жизни, в основе которой – экономические отношения: «И церковь, и любовь, и сладкое – все одним путем. Сейчас любовь или как получение удовольствия, или как экономия. Люди живут вместе только для экономии. Все это напоминает дом. Крыша – деньги. Будут деньги – будет работать служба по доставке удовольствий». На коллажах постоянно встречаются элементы поп-культуры, современная техника, порождающая массовую репродукцию, модные бренды. Коллажи отличает зрелищность, яркость, которые, тем не менее, мешают вглядеться и вдуматься, ощутить разрыв с классической культурой и ценностями образования.

Фактически в работах студентов проявляется новая нравственная и мировоззренческая установка. Она обнаруживает хрупкость и уязвимость социальной общности, утрату ею духовных ориентиров. Об этом же свидетельствует распространенность подтипов, ориентированных на свое Я. Она показывает, что такая ориентация уже не воспринимается как ненормативная [Мясоед, 1994, с. 53].

Заключение

Представления студенческой молодежи о своем современнике неоднородны. В них проявляются четыре подтипа социального характера:

  • обывательский (принимает и поддерживает общественные нормы / стремится к личному благополучию и материальной состоятельности);
  • нарциссический (выше всего ценит социальную успешность / гордится своей нестандартностью, непохожестью на других);
  • творческий (исходит из общечеловеческих культурных норм / чувствует себя причастным всему миру);
  • прокреационный (избирательно относится к общественным установкам / живет чувствами и переживаниями).

Анализ коллажей показал, что у четырех подтипов социального характера много общего. Результаты исследования подтверждают мнение некоторых отечественных философов, обеспокоенных тем, что жизнь человека заполнена «фрагментами новообразованных культурных феноменов» и что он, хотя и «стал свободнее в собственном мыслеизъявлении» [Миронов, 2010, с. 23], оказался далек от общечеловеческих ценностей. Это человек новой культуры, которая, создавая комфорт и облегчая быт, ждет от него глубокой внутренней работы, личностной зрелости и высоких нравственных качеств.


Литература

Акимова М.К., Козлова Т.В. Нормативность личности и методы ее диагностики // Психологическая диагностика. 2009. N 4. С. 3–21.

Араблинская А.А. Концепция социального характера Э.Фромма и Д.Рисмена в контексте современности: автореф. дис. … канд. соц. наук. М., 2009.

Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 2001.

Братусь Б.С. Заключительное слово // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: Бахрах, 1999. С. 102–124.

Миронов В.В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникационный вектор // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. 2010. N 3. С. 3–25.

Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А.Бодалева. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995.

Мясоед П.А. Проблема «ненормативного» психического развития // Вопросы психологии. 1994. N 6. С. 49–57.

Фоломеева Т.В., Серегина И.И. Социальные представления о благополучии // Мир психологии. 2004. N 3. С. 122–131.

Шадриков В.Д. Психологическое описание нормального человека (идеологические, теоретические и методологические проблемы) // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2008. Т. 5, N 2. С. 3–18.

Funk R. Young people and the «post-modern» character [Electronic resource] // Publication of the International Erich Fromm Society. URL: http://www.erich-fromm.de/biophil/joomla/images/stories/pdf-Dateien/Funk_R_2004a (date of access: 21.01.2011).

Kac E. Negotiating meaning: the dialogic imagination in electronic art [Electronic resource] // Proceedings of Computers in art and design education conference, University of Teesside, UK, 1999. URL: http://www.ekac.org/dialogicimag.html (date of access: 21.01.2011).

Maccoby M. Toward a science of social character [Electronic resource] // Publication at the Social character workshop at Washington School of Psychiatry, Washington D.C., April 30 – May 1, 2000. URL: http://www.erich-fromm.de/biophil/joomla/images/stories/pdf-Dateien/Maccoby_M_2000.pdf (date of access: 21.01.2011).

Rossel J. Conditions for the explanatory power of life styles // European Sociological Review. 2008. Vol. 24. N 2. P. 231–241.


Примечания

[1] Термин «культурные предпочтения» заимствован из работы Г.Рёсселя [Rossel, 2008].

[2] Концепт «современник» использовался для изучения личности в контексте современной истории как первичная абстракция, полученная на основе обобщения представлений студенческой молодежи о типичном социальном характере, адекватном современной действительности.

Поступила в редакцию 29 декабря 2010 г. Дата публикации: 28 февраля 2011 г.

Сведения об авторе

Чернышева Наталья Степановна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и педагогической психологии, факультет психологии, Владимирский государственный гуманитарный университет, проспект Строителей, д. 11, 600024 Владимир, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Чернышева Н.С. Образ современника в представлениях студентов [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 1(15). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421100116/0009.

[Последние цифры – номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр". Элементы библиографического описания соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008. Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

К началу страницы >>