Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Белова Е.С., Щебланова Е.И. Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом

English version: Belova E.S., Scheblanova E.I. Sociometric status and features of communication in preschool children with high creative potential
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

Сведения об авторах
Литература
Ссылка для цитирования


Представлены результаты исследования социометрического статуса и общения детей дошкольного возраста, обладающих высоким творческим потенциалом. При обследовании 110 дошкольников выделены две группы детей, контрастные по уровню творческого потенциала (по 24 ребенка в каждой группе). Обнаружены значимые различия между творчески одарёнными детьми и их ровесниками по характеристикам положения в группе детского сада и общительности с детьми и воспитателями. Дети с высокими творческими способностями в среднем имеют более высокий социометрический статус, чем их сверстники: их чаще выбирают как партнёров по игре, у них больше взаимных выборов. Представлены данные анализа соотношения показателей социального и творческого развития дошкольников.

Ключевые слова: социометрический статус, общение, творческий потенциал, дошкольный возраст, дошкольник

 

В последние годы отмечается возрастание интереса к проблемам раннего выявления и развития способностей, одаренности детей. Высокий творческий потенциал, составляющий основу детской одаренности, проявляется часто уже в дошкольном возрасте. Понимание значимости дошкольного возраста как одного из важных периодов в формировании личности ребенка, развитии его общения со взрослыми и сверстниками, раскрытии детских способностей и дарований обусловливает необходимость проведения специальных исследований особенностей социального, эмоционально-личностного и творческого развития детей дошкольного возраста.

Особую актуальность и значимость приобретают исследования, нацеленные на раскрытие специфики социального развития дошкольников с высоким творческим потенциалом, что связано еще и с недостаточной изученностью проблемы развития творческой одаренности на этапе дошкольного возраста.

Особенности развития одаренных дошкольников

Процесс раскрытия высокого творческого потенциала, складывающегося из взаимодействия когнитивных и некогнитивных индивидуальных качеств ребенка-дошкольника, во многом определяется возрастными особенностями его развития.

Дошкольный возраст характеризуется общей сензитивностью, «осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками» [Мухина, 2006, с. 219].

В развитии способностей, одаренности ребенка большую роль играет общение и взаимодействие со взрослым. У творческих детей наблюдается стремление к общению со взрослым как участником и организатором совместных действий по познанию нового.

Изучение взаимодействия ребенка и взрослого как процесса социализации, при котором общество предъявляет человеку определенные нормы, ценности, позволило выделить «индивидуальные формы социализации» (Т.Д.Марцинковская), которые определяются комплексом индивидуальных способов вхождения ребенка в мир взрослых и сверстников, выражаются в особенностях его общения, эмоциональных переживаний. При этом основополагающим моментом является развитие личностной активности, направленной на самореализацию и раскрытие реальных и потенциальных возможностей ребенка в социально заданном контексте.

Таким образом, исследователи подчеркивают, что появляются основания для сравнительного анализа характера протекания двух процессов – социализации и индивидуализации – как двух составляющих становления идентичности человека. «Социализация есть то, что делает людей похожими, создавая условия для коммуникации и взаимопонимания, а индивидуализация усиливает их различия. Оба процесса важны и не существуют один без другого» [Концепции социализации…, 2010, c. 96].

К показателям социализации относят способность строить отношения в группе, регулировать собственное поведение, ориентируясь на других людей, учитывая их потребности и цели общения, а также способность разрешать противоречия, достигать собственных коммуникативных целей и адекватно интерпретировать социальные сигналы взаимодействия.

Одним из основных показателей социальной успешности является принятие индивида группой, высокий социометрический статус в ней. «Многочисленные исследования доказывают, что популярность или высокий социометрический статус является онтогенетически стабильной характеристикой, то есть дети, которых отвергают сверстники в детском саду, относятся к группе риска в отношении социометрического статуса и в начальной школе, а в подростковом и юношеском возрасте вероятно возникновение трудностей в социальной адаптации» [Социализация детей…, 2009, c. 37].

Вместе с тем при анализе социометрического статуса как в определенной степени условной характеристики следует учитывать и другие показатели социальных интеракций, в частности, такие как значимость конкретной группы (статус в которой оценивается) для индивида, удовлетворенность коммуникативной потребности личности (взаимность социометрических выборов) и влияние статуса на развитие личности. Комплексная оценка этих показателей позволяет составить представление о реальном положении ребенка в группе и структуре его коммуникативных связей.

В отношении особенностей социального взаимодействия одаренных детей в кругу сверстников существуют разные точки зрения. Некоторые исследователи [Clark, 1997; Gallagher, 1985] отмечают, что дети с высокими творческими, интеллектуальными способностями часто проявляют лидерскую направленность, контактны, общительны, пользуются уважением и признанием сверстников. По мнению других ученых [Kirk, 1972; Neihart, 2002], неравномерность развития неординарных детей, проявляющаяся в опережающем развитии творческой и интеллектуальной сфер по сравнению с эмоциональной и социальной сторонами развития, обусловливают трудности взаимодействия с ровесниками. Такие черты, как демонстративность в проявлении знаний, неконформность, неумение слушать других, стремление командовать, мешают одаренным детям строить свои взаимоотношения с другими детьми.

Следует отметить, что отечественных научных работ по данной теме, раскрывающих специфику общения одаренных детей дошкольного возраста, крайне мало. Среди отечественных исследований выделим работу Е.К.Ягловской [Ягловская, 1998], проведенную в русле концепции развития познавательных способностей и теоретических представлений об одаренности Л.А.Венгера. Предметом изучения являлись особенности взаимоотношения в группе умственно одаренных дошкольников.

Анализируя полученные результаты, Е.К.Ягловская подчеркивает, что точнее было бы говорить не об «отставании» в социальном развитии таких детей, а о том, что, оставаясь в рамках общепсихологических возрастных закономерностей, их развитие имеет определенную специфику. Она заключается в индивидуальном сочетании таких важных для общения качеств, как доброжелательность и стремление к общению, с одной стороны, и демонстративность и стремление к доминированию – с другой стороны.

Сложность, многообразие личностных проявлений у творческих, способных детей может затруднять не только процесс общения и взаимодействия, но и раскрытие их потенциальных возможностей.

Часто в литературе отмечаются факты несоответствия в развитии интеллекта, творчества и эмоционально-личностной сферы неординарного ребенка [Бабаева, 2003; Белова, 2004; Психология одаренности…, 1996; Рабочая концепция..., 2003; Щебланова, 2004; Freeman, 1991; Torrance, 1999].

Следует отметить, что данные об эмоционально-личностных особенностях одаренных детей противоречивы. Некоторые исследователи высказывают мнение о ранимости, повышенной тревожности неординарных детей, другие приводят примеры одаренных как эмоционально стабильных, волевых, уверенных в себе детей.

Возможности для изучения особенностей и условий раскрытия творческого потенциала дошкольников заложены в концепции «Творческая одаренность» А.М.Матюшкина [Матюшкин, 1989]. Высокий творческий потенциал составляет основу дарований дошкольников и характеризуется стойкой познавательной мотивацией, выраженной познавательной активностью, опережением в развитии когнитивной сферы, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности.

Разработанная Е.И.Щеблановой структурно-динамическая модель одаренности позволила представить высокий творческий потенциал, определяемый как общая одаренность, в виде единой и целостной характеристики ребенка, складывающейся в процессе его психического развития в результате системного взаимодействия познавательных, мотивационных, эмоциональных и других личностных свойств и условий окружения, и составляющей особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития. Интегральные характеристики личности одаренного ребенка детерминируют проявления и развитие его одаренности, являясь одновременно и объектом этого развития [Щебланова, 2006].

В русле данного подхода ранее нами (совместно с Е.Н.Задориной, Н.Б.Шумаковой) были проведены экспериментальные исследования эмоционально-личностных проявлений одаренности дошкольников [Белова и соавт., 2008]. Выявленная сложность решения вопросов социального и эмоционально-личностного развития творческих дошкольников требует расширенного и более глубокого их анализа.

Цель исследования

Целью нашего исследования являлось изучение социометрического статуса и особенностей общения у дошкольников с высоким творческим потенциалом.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
– выявление дошкольников с высоким творческим потенциалом;
– анализ социометрического статуса этих детей в сравнении с их сверстниками;
– анализ специфики общения дошкольников с высоким творческим потенциалом;
– определение взаимосвязи показателей социального и творческого развития дошкольников.

Методы

Испытуемые

В эксперименте принимали участие 54 мальчика и 56 девочек, всего 110 детей 5–6 лет. Дети посещали подготовительный класс и дошкольное отделение Московской экономической школы.

Материалы

В комплексном исследовании детей использовались следующие методики:
1) наблюдения за детьми на занятиях и в условиях свободных игр;
2) опрос воспитателей и педагогов об особенностях индивидуального развития детей с помощью специальных анкет;
3) анализ продуктов творческой деятельности детей (рисунков, поделок, рассказов, песен и др.) и их экспертная оценка;
4) Фигурный тест творческого мышления Е.П.Торренса [Torrance, 1974] (адаптация для дошкольников Е.С.Беловой и Е.И.Щеблановой);
5) модифицированный вариант социометрической методики «Выбор в действии» [Коломинский, 1984];
6) статистическая компьютерная обработка данных (программный пакет SPSS 17.0). Для определения силы и направления связи между признаками применялся метод ранговой корреляции Спирмена. Для сравнения двух независимых выборок использовался t-критерий Cтьюдента.

Схема исследования

Экспериментальное исследование состояло из двух частей. В первой части проводилось обследование всех детей для определения уровня творческого потенциала.

У 5–6-летних детей анализировались результаты выполнения теста Е.П.Торренса на творческое мышление – основной компонент творческого потенциала. По общему тестовому показателю (Т) были определены условные уровни творческого потенциала детей: если значение Т-показателя превышало или было равно 60 баллам – высокий творческий потенциал, если Т находилось в пределах 51–59 баллов – выше среднего; при Т от 40 до 50 баллов – средний; Т = 31–40 баллов – ниже среднего; Т меньше 31 – низкий. Кроме того, при изучении творческого потенциала детей использовались данные наблюдений, опроса взрослых, анализа творческих работ детей.

В соответствии с задачами исследования среди всех обследованных дошкольников были выделены две группы детей, равные по количественному и возрастному составу, но отличающиеся по творческим показателям: в I группу вошли 24 ребенка с высоким творческим потенциалом; во II группу – столько же их ровесников с уровнем творческого потенциала средним, ниже среднего или низким.

Следует отметить, что, определяя уровень творческого потенциала, мы ориентировались на его реализацию в настоящее время на данном возрастном этапе развития детей, вполне допуская возможность, что в будущем творческий потенциал может измениться.

Вторая часть исследования проводилась в реальных детских группах, которые посещали дети (при комплектации групп главным показателем традиционно выступал возраст ребенка, по уровню творческого развития отбора не было). «Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка развиваются общение с другими детьми и разнообразные виды совместной деятельности, формируются первые отношения со сверстниками» [Репина, 1988, с. 90].Дети из выделенных на первом этапе исследования двух групп (по творческому развитию) проходили комплексное обследование с целью выявления характеристик их социального развития, в частности социометрического статуса. Изучались также особенности их общения, взаимодействия.

Полученный фактический материал подвергался количественному и качественному аналтизу.

Результаты и их обсуждение

У детей пяти-шести лет в I группе с высоким уровнем творческого потенциала среднегрупповой показатель по тесту Торренса (Т) составил 66 баллов, во II группе со средним, ниже среднего и низким уровнем творческого потенциала – 44 балла. Выделенные группы достоверно различались (р < 0,001) по показателям творческого развития, что подтверждает правильность нашего распределения детей по группам, его соответствие задачам исследования.

Для систематизации большого числа экспериментальных данных дальнейший анализ их проводился по следующим направлениям: социометрический статус в группе сверстников; общение со взрослыми и сверстниками; взаимосвязь показателей социального и творческого развития.

Рассмотрим полученные результаты по каждому направлению анализа.

Социометрический статус дошкольников с высоким творческим потенциалом

Изучение положения дошкольников в группе сверстников проводилось с помощью модифицированного варианта социометрической методики «Выбор в действии». Учитывая, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, детям предлагалось выбрать партнеров для игры. Количество выборов было равно трем.

В дополнение к этому изучались эмоциональные предпочтения: дошкольники выбирали трех сверстников, которым бы они в первую очередь подарили подарки. Несмотря на слитность игровых и личностных отношений, что достаточно часто отмечается исследователями у дошкольников [Коломинский, 1984; Репина 1988], у части детей игровые предпочтения не совпадали с эмоциональными.

При распределении испытуемых по статусным группам использовалась шкала, предложенная Я.Л.Коломинским [Коломинский, 1984]. Дети, получившие 6 и более выборов, были отнесены к группе «лидеры»; получившие 3–5 выборов – к группе «предпочитаемые»; 1–2 выбора отмечалось у детей из группы «принятые» (Я.Л.Коломинский эту группу определял как «не принятые», однако, по нашим наблюдениям, ребенок, получивший мало выборов, совсем не обязательно одинок в детском коллективе, у него могут быть близкие друзья, и он чувствует себя вполне комфортно). Дошкольники, не получившие ни одного выбора, составили группу «изолированные».

Дошкольники с высокими творческими способностями, так же как и их ровесники, получали разное количество выборов и оказались отнесены к разным статусным категориям. Большинство дошкольников с высоким творческим потенциалом получило три и более выборов. Как видно из табл. 1, в статусных категориях «лидеры» и «предпочитаемые» по игровым предпочтениям оказались 79,1% детей I группы и только 50% II группы, по эмоциональным предпочтениям также выделяются творчески одаренные дети – их 62,5% (37,5% их ровесников).

Таблица 1
Распределение дошкольников по показателям социометрического статуса (в % от количества детей в каждой группе)

Группы Социометрический статус – игровые предпочтения
Лидеры Предпочитаемые Принятые Изолированные
I 8,3 70,8 20,9 0
II 8,3 41,7 33,3 16,7
  Социометрический статус – эмоциональные предпочтения
I 12,5 50,0 33,3 4,2
II 8,3 29,2 50,0 12,5
I группа – дети с высоким творческим потенциалом; II группа – дети с уровнем творческого потенциала средним, ниже среднего или низким.


Среди «предпочитаемых» как партнеров по игре также оказалось больше детей I группы (70,8%), чем II группы (41,7%). В отношении детей со статусом «принятые» отмечается противоположная картина: больше детей из II группы (33,3%), чем из I группы (20,9%).

Анализ эмоциональных предпочтений показал, что статус «принятые» также получили большинство детей II группы (59,1%).

Среди дошкольников с высоким творческим потенциалом не было ни одного со статусом «изолированные» по игровым предпочтениям, и только в отношении одного ребенка (4,2%) не было проявлено симпатий со стороны сверстников. Среди «изолированных» в основном были дети из II группы – 16,7% не получили игровых выборов, 12,5% – эмоциональных выборов.

Дети с высоким творческим потенциалом в среднем имеют более высокий социометрический статус в игровых взаимодействиях, чем их сверстники: они получают в среднем больше выборов как партнеры по игре по сравнению со сверстниками; различия статистически значимы (р < 0,05). Дети I группы больше получили в среднем эмоциональных выборов, чем сверстники, но различия не достигают уровня значимости.

Сравнение игровых и эмоциональных предпочтений выявило их сходство в большинстве случаев – у 66,6% дошкольников статусная категория совпадает. Однако у 37,5 % детей из I группы и у 29,2% из II группы статусы оказались различными.

Корреляционный анализ выявил достаточно высокую положительную связь между социометрическим статусом в игровых взаимодействиях и социометрическим статусом, определяемым на основе учета эмоциональных предпочтений (r = 0,67 p < 0,01), вместе с тем полного соответствия не обнаружено. Одной из причин может быть половая дифференциация игр (некоторые дети предпочитают играть с ровесниками того же пола, а симпатии могут проявляться шире, и к детям противоположного пола), другой – индивидуально-личностные особенности детей (качества, которые ценятся в игре – инициативность, подвижность, быстрота реакции – могут затруднять межличностное общение, и наоборот, качества, вызывающие симпатию, могут оказаться незначимыми для совместной игры).

При анализе социометрического статуса как в определенной степени условной характеристики рассматривались и другие показатели социальных интеракций, в частности такие как значимость конкретной детской группы (статус в которой оценивается) для ребенка, удовлетворенность дошкольника своими отношениями (взаимность социометрических выборов) и влияние статуса на развитие личности ребенка.

Полученные данные показали, что все обследованные дошкольники проявляют большую заинтересованность в играх, общении со сверстниками. Значимость детской группы (статус в которой оценивался) достаточно высока для каждого ребенка, независимо от уровня творческого потенциала. Каждый дошкольник хотел быть выбранным как партнер в игре и чувствовать симпатию со стороны своих друзей. Вместе с тем удовлетворенность отношениями со сверстниками не совпадала у разных детей (см. табл. 2). Коэффициент удовлетворенности (КУ) определялся как процентное отношение числа сверстников, с которыми у ребенка взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Если КУ был равен 75–100%, это свидетельствовало о высоком уровне удовлетворенности, 30–75% – среднем уровне удовлетворенности, менее 30% – низком уровне.

Таблица 2
Удовлетворенность отношениями со сверстниками (взаимность социометрических выборов) детей с разным уровнем творческого потенциала (в % от количества детей в каждой группе)

Уровень
удовлетворенности
отношениями
со сверстниками
Социометрический статус 
Игровые
предпочтения
Эмоциональные
предпочтения
I группа II группа I группа II группа
Высокий 16,7 12,5 20,8 8,3
Средний 79,1 54,2 58,4 58,4
Низкий 4,2 33,3 20,8 33,3
I группа – дети с высоким творческим потенциалом; II группа – дети с уровнем творческого потенциала средним, ниже среднего или низким.


Большинство дошкольников выражают удовлетворенность сложившимися отношениями со сверстниками. Вместе с тем у детей с высоким творческим потенциалом чаще наблюдаются взаимные выборы в игре, взаимные симпатии. Отмечается средний или высокий уровень удовлетворенности игровыми отношениями у 95,8% детей I группы и у 66,7% – II группы. Только один ребенок из I группы недоволен игровыми взаимодействиями (4,2%), во II группе таких детей 33,3 % . В отношении эмоциональных предпочтений можно отметить сходную картину, но несколько возрастает количество детей из I группы с низким уровнем удовлетворенности эмоциональными отношениями (20,8%), но при этом их меньше, чем во II группе (33,3%).

Сравнение средних по группам показателей взаимности выборов в игровых взаимодействиях (1,7 – I группа; 1,1 – II группа) подтвердило наличие значимых различий (p < 0,01). Различия среднегрупповых показателей взаимности симпатий (1,4 – I группа; 1,1 – II группа) не достигают уровня значимости.

Как отмечает В.С.Мухина, «общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками» [Мухина, 2006, c. 228]. Наши данные тоже подтверждают это.

Общение со взрослыми и сверстниками

В условиях детского сада общение с воспитателем является важным фактором развития ребенка, становления его личности. Стиль общения воспитателя с детьми, как показывают исследования [Межличностные отношения..., 2001; Общение детей..., 1990; Репина, 1988; др.], влияет на их общение, отношения, взаимодействие. Наиболее оптимальным в этом плане является стиль педагогического общения, в котором проявляются демократические тенденции: доброжелательность, обоснованность, гибкость обращения. В связи с этим в эксперименте участвовали дети из групп, где для воспитателей был характерен именно такой стиль общения (предварительно определялся по результатам наблюдений, опроса методистов, руководителей дошкольных учреждений).

Все дошкольники проявляли желание общаться со взрослыми. Вместе с тем интенсивность общения была разной. Творчески одаренные дети, как и их сверстники, стремятся к общению со взрослыми (воспитателями), воспринимая их как образец, источник знаний. Как партнеры по общению взрослые иногда становятся более значимы, чем сверстники, с ними пытливому ребенку легче общаться: находить интересные и новые темы и вопросы для обсуждения, быстрее достигается понимание. В общении со взрослыми неординарный дошкольник чувствует себя более комфортно, чем со сверстниками: взрослые слушают спокойно, внимательно.

Как видно из табл. 3, среди часто общающихся со взрослым оказались 17% детей с высоким творческим потенциалом и только 4% – их ровесников.

Таблица 3
Частота проявлений общительности (в % от общего количества) в группах I и II при взаимодействии со взрослыми (воспитателями детского сада) и детьми


Частота проявлений
общительности
Общение
со взрослыми с детьми
Группа
I II I II
Высокая 17 4 42 17
Средняя 66 54 46 42
Низкая 17 42 12 41
I группа – дети с высоким творческим потенциалом; II группа – дети с уровнем творческого потенциала средним, ниже среднего или низким.


Средняя частота проявлений общительности отмечалась у большей части детей: 66% – I группы и у 54% их сверстников из II группы. Детей с низкими показателями общительности оказалось больше во II группе (42%), чем в I группе (17%).

Следовательно, можно было предположить, что дети с высоким творческим потенциалом больше стремятся к общению со взрослыми, чем их ровесники. Для проверки этого факта были проанализированы среднегрупповые показатели (3,0 – I группа, 2,5 – II группа), различия между ними статистически значимы (p < 0,01).

Отношения, общение со сверстниками существенно влияют на развитие дошкольника, формирование его личности, раскрытие его потенциала. У детей с высокими творческими способностями наблюдается стремление к общению с другими детьми. Они с интересом принимают участие в совместных играх, занятиях. Очень общительны в группе сверстников оказались 42% детей I группы и 17% – из II группы. В то же время малообщительных дошкольников в I группе меньше (12%), чем в II группе (41%). Средняя частота проявлений общительности отмечалась у части детей I группы (46%) и у 42% их сверстников из II группы. Средние по группам показатели общительности у дошкольников (3,3 – I группа; 2,8 – II группа) значимо различаются (p < 0,05).

Таким образом, было выявлено, что творчески одаренные дошкольники в среднем более общительны при взаимодействии с воспитателями и сверстниками, чем их менее творческие ровесники.

Определенный интерес представлял вопрос о соотношении различных показателей социального развития дошкольников. Проведенный корреляционный анализ показателей социометрического статуса и общительности с детьми выявил положительную взаимосвязь: при выборе партнера для игры (r = 0,55, р < 0,01); при выражении симпатии (r = 0,65, р < 0,01). Показатели общительности со взрослыми (воспитателями) и с детьми при сравнении обнаруживают положительную взаимосвязь (r = 0,45, р < 0,01).

Взаимосвязь показателей социального и творческого развития

Для установления взаимосвязи исследуемых показателей социального и творческого развития был проведен корреляционный анализ экспериментальных данных.

Из табл. 4 видно, что полученные коэффициенты корреляции r-Спирмена варьировали от 0,17 до 0,37, но достоверны оказались лишь некоторые из них.

Таблица 4
Взаимосвязи показателей творческого и социального развития дошкольников (коэффициенты корреляции r-Спирмена)

Показатель
творческого
развития
Показатели социального развития
Социометрический статус,
предпочтения
Общительность
игровые эмоциональные со взрослыми с детьми
Т – показатель
(тест Е.П.Торренса)
0,25 0,17 0,37* 0,29*
Обозначение уровня значимости: * – р < 0,05. Социометрический статус – в % от количества детей в каждой группе; общительность – частота проявления.


Положительные корреляционные связи установлены между Т-показателем творческого теста и общительностью: оценки корреляций находятся в пределах 0,29–0,37 и достигают уровня значимости (р < 0,05). Показатель творческого теста и социометрического статуса не обнаруживают взаимосвязи: коэффициенты корреляций не достигают уровня значимости.

Таким образом, в проведенном эксперименте установлена положительная связь показателей творческого и социального развития, и в частности общительности, но вместе с тем между этими переменными не выявлено однозначного соответствия.

Выводы

Результаты проведенного экспериментального исследования позволили расширить научные представления об особенностях социального развития детей-дошкольников с разным уровнем творческого потенциала.

Обнаружены значимые различия между творчески одаренными детьми и их ровесниками по характеристикам положения в группе детского сада. Дети с высокими творческими способностями в среднем имеют более высокий социометрический статус, чем их сверстники: их чаще выбирают как партнеров по игре, они пользуются большей симпатией у сверстников. Вместе с тем неординарные дошкольники, так же как и их ровесники, получали разное количество выборов и оказались отнесены к разным статусным категориям.

Установлена значимая положительная связь между социометрическим статусом дошкольника в игровых взаимодействиях и социометрическим статусом, определяемым на основе учета эмоциональных предпочтений, вместе с тем полного соответствия не обнаружено.

Было выявлено, что творчески одаренные дошкольники в среднем более общительны с воспитателями и сверстниками, чем их менее творческие ровесники.

Социометрический статус дошкольника в группе детского сада связан с проявлениями его общительности со сверстниками. Между этими показателями социального развития выявлена положительная корреляционная связь.

Все обследованные дошкольники проявляли большую заинтересованность в играх, общении со сверстниками. Значимость детской группы (статус в которой оценивался) достаточно высока для каждого ребенка, независимо от уровня творческого потенциала. Каждый дошкольник хотел быть выбранным как партнер в игре и чувствовать симпатию со стороны своих друзей.

Большинство дошкольников выражают удовлетворенность сложившимися отношениями со сверстниками. Вместе с тем у детей с высоким творческим потенциалом чаще наблюдаются взаимные выборы в игровом взаимодействии.

Установлена положительная связь показателей творческого и социального развития, и в частности общительности, но вместе с тем между этими переменными не выявлено однозначного соответствия.


Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 09-06-00588а.


Литература
Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards.

Бабаева Ю.Д. Особенности развития эмоциональной сферы одаренных детей и подростков // Одаренный ребенок. 2003. N 1. С. 6–24.

Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: Флинта, 2004.

Белова Е.С., Задорина Е.Н., Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1, N 1. С. 45–55.

Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск: Народная асвета, 1984.

Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии: коллективная монография / под ред. Т.Д.Марцинковской. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.

Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. N 6. С. 29–33.

Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е.О.Смирновой. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2001.

Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М.: Академия, 2006.

Общение детей в детском саду и в семье / под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. М.: Педагогика, 1990.

Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Академия, 1996.

Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской, В.Д.Шадрикова и др.; Министерство образования Российской Федерации. 2-е изд. М., 2003.

Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988.

Социализация детей и подростков. Методический комплекс / под ред. Т.Д.Марцинковской.М.: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та, 2009.

Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.; Воронеж, 2004.

Щебланова Е.И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2006.

Ягловская Е.К. Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе // Вопросы психологии. 1998. N 3. С. 61–66.

Clark B. Growing up gifted. 5th ed. Upper Saddle River. New Jersey: Merrill, 1997.

Freeman J. Gifted children growing up. London: Cassell, 1991.

Gallagher J. Teaching the gifted children. Boston: Allyn & Bacon, 1985.

Kirk S. Educational exceptional children. Boston: Houghton Miffin, 1972.

Neihart M. et al. (Eds). The social and emotional development of gifted children. What do we know? Washington: Prufrock Press, 2002.

Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking. Norms-technical manual. Lexington: Personnel press, 1974.

Torrance E.P. Caropreso E.J. Assessment of preschool giftedness: intelligence and creativity. Harrisburg: Pensylvanian Depatment of Education, 1999.

Поступила в редакцию 3 февраля 2011 г. Дата публикации: 25 апреля 2011 г.

Сведения об авторах

Белова Елена Сергеевна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Щебланова Елена Игоревна. Доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Белова Е.С., Щебланова Е.И. Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421100116/0023.
[Последние цифры – номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр". Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

К началу страницы >>