Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Геронимус И.А., Орлова Е.В. Психологические особенности профессиональной самореализации и профессионального самоопределения консультантов службы «Телефон доверия»

English version: Geronimus I.A., Orlova E.V. Psychological peculiarities of professional self-realization and self-determination in counselors working for telephone emergency services
Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия

Сведения об авторах
Литература
Ссылка для цитирования


В контексте представлений о самореализации личности рассматриваются специфические особенности самоопределения и самореализации психологов – телефонных консультантов в сравнении с представителями других профессий. В эмпирическом исследовании (N = 53) показана взаимосвязь между уровнем самореализации личности и активностью в планировании своего профессионального будущего, стремлением найти в своей деятельности личностный смысл. Выявлены следующие предпосылки успешности самореализации личности в рамках телефонного консультирования: возможность получения профессиональной поддержки, стремление к осуществлению социальной миссии.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, профессиональное самоопределение, телефонное консультирование, телефон доверия

 

Современность предъявляет высокие требования к субъекту профессиональной деятельности. В настоящее время все более распространенной становится точка зрения, согласно которой профессионалом в той или иной области может называть себя только тот человек, который помимо обладания необходимыми для успешного выполнения трудовых обязанностей знаниями и навыками, характеризуется личностной включенностью в свою работу [Маркова, 1996, с. 40].

Высокие требования, предъявляемые к специалистам различных профессий, обусловливают практическую необходимость изучения психологических особенностей профессиональной самореализации и профессионального самоопределения личности. Можно выделить два основных направления научной разработки этих феноменов: их теоретический анализ и исследование специфических особенностей профессионального самоопределения и профессиональной самореализации представителей конкретных профессий.

В данной статье представлено эмпирическое исследование особенностей профессиональной самореализации и профессионального самоопределения психологов-консультантов «Телефона доверия». Значимость данной темы связана также с тем, что в телефонном консультировании положительное эмоциональное отношение консультанта к содержанию своей деятельности имеет особенное значение. Как показывает практика, консультант «Телефона доверия» должен обладать такими качествами, как способность к постоянному профессиональному росту, мобилизации своих профессиональных ресурсов при поступлении кризисного звонка, готовность принимать профессиональные неудачи и рассматривать их как ресурс для дальнейшего профессионального роста. Развитие этих качеств невозможно при отсутствии личностной вовлеченности консультанта в свою работу.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена также существованием взаимосвязи между возможностью реализовать себя в профессиональной деятельности и способностью противостоять процессу эмоционального выгорания. В психологической литературе профессиональное выгорание рассматривается как разрушение реализуемых в профессиональной деятельности смыслов высшего порядка (в результате их несоответствия реальным условиям труда), что ведет к разрушению практических смыслов инструментального уровня, то есть разрушению профессиональной деятельности человека [Ермакова, 2010, с. 27–39].

В этой связи практически значимым является не только исследование различных аспектов процесса эмоционального выгорания, но и факторов, способствующих личностной удовлетворенности психологов-консультантов своей деятельностью.

Профессиональная самореализация и профессиональное самоопределение

Феномены профессионального самоопределения и профессиональной самореализации не тождественны, но тесно взаимосвязаны. Рассмотрим психологическое содержание данных понятий и характер взаимосвязи между ними.

В настоящее время в психологии не существует единой общепринятой концепции самореализации личности. В научной литературе можно выделить несколько подходов к исследованию данного явления: самореализация рассматривается как:
– специальная потребность [Маслоу, 2003; Роджерс, 1994];
– форма воплощения себя в результатах своей деятельности [Леонтьев, 1997];
– личностное свойство [Галажинский, 2001];
– процесс [Вахромов, 2002; Коростылева, 2005].

Представление о самореализации как о специальной потребности развивалось представителями гуманистической психологии. Обобщая их работы, можно выделить следующие компоненты этой потребности: реализация своей миссии в мире, раскрытие и использование своих талантов и способностей, личностный рост [Маслоу, 1997; Роджерс, 1994].

Д.А.Леонтьев рассматривает самореализацию как способ трансляции своей индивидуальности в пространстве общественных отношений через результаты своей деятельности, материальные или не материальные [Леонтьев, 1997, c. 156–176].

В работах Э.В.Галажинского самореализация рассматривается как личностное свойство, предполагающее поиск новых форм поведения и преодоление стереотипных форм [Галажинский, 2001, с. 38–48].

Психологическое содержание самореализации как процесса рассматривалось в работах Е.Е.Вахромова, Л.А.Коростылевой [Вахромов, 2002, Коростылева, 2005]. Эти авторы подчеркивают, что самореализация предполагает осознание и осмысление себя в повседневной жизни, самостоятельный выбор целей, в наибольшей степени способствующих личностному развитию.

Исследования процессуального аспекта самореализации Е.Е.Вахромова и Л.А.Коростылевой показывают, что самореализация не обладает качеством самодвижения, а является результатом активности самой личности по регуляции своей деятельности. В этом контексте мы можем говорить о тесной взаимосвязи феноменов самореализации и самоопределения личности в деятельности, так как в психологии самоопределение понимается как переход от определения своей позиции «извне»  к детерминации своей активности изнутри [Зарецкий, 1993, с. 6–16].

Отметим, что субъектный подход к самореализации, предполагающий рассмотрение этого явления в контексте профессионального самоопределения, в настоящее время разрабатывается в научной литературе [Максименко, Осёдло, 2011].

Разнообразие подходов к пониманию сущности самореализации свидетельствует о многообразии эмпирических проявлений этого феномена на всех уровнях функционировании психики и обусловливает необходимость его дальнейшего теоретического осмысления.

Особенности профессиональной деятельности телефонных психологов-консультантов

Проблему нашего исследования можно сформулировать следующим образом: в чем специфические особенности самореализации психологов-консультантов службы «Телефон доверия» по сравнению с представителями других профессий.

Не предпринимая попыток сформулировать на основе описанных подходов единую концепцию, рассмотрим деятельность консультантов службы «Телефон доверия» в контексте существующих в психологии представлений о самореализации.

Необходимо отметить, что в контексте данного исследования профессиональную самореализацию мы рассматриваем как один из аспектов личностной самореализации, происходящей в контексте профессиональной деятельности (наряду с самореализацией в других жизненных сферах, семейной, досуговой и т.д.).

С нашей точки зрения, можно выделить ряд особенностей работы консультантов службы «Телефон доверия», которые соответствуют представленным в научной литературе критериям самореализации и позволяют рассматривать телефонное консультирование как одну из сфер самореализации личности в профессии:

1. Работа на телефоне доверия (особенно при поступлении эмоционально нагруженных или кризисных звонков) требует от консультанта полной вовлеченности в деятельность, мобилизации всех его профессиональных и личностных ресурсов (профессиональных навыков, способностей, субъектных качеств и т.д.) и, таким образом, является одной из форм раскрытия и реализации личностного потенциала.

2. Накопление опыта работы с различными типами запросов от абонентов может способствовать не только профессиональному но и личностному развитию консультанта.

3. Другой важнейшей особенностью работы на телефоне доверия является ее высокая социальная значимость, что позволяет рассматривать телефонное консультирование как форму реализации социальной миссии.

С другой стороны, можно выделить ряд факторов, которые препятствуют личностной самореализации консультантов  службы «Телефон доверия»:

1. Телефонное консультирование предполагает следование четкому алгоритму работы с абонентом на каждом этапе телефонного диалога, что ограничивает свободу консультанта в использовании индивидуальных форм и способов консультирования.

2. Позиция консультанта «Телефона доверия» является реактивной: он только принимает поступающие звонки и не имеет возможности самому планировать свою деятельность и определять ее характер.

3. Консультант «Телефона доверия» чаще всего не получает информации о степени эффективности и результатах своей работы после консультации. Отсутствие обратной связи от абонентов может приводить к возникновению убеждения в бесполезности своей деятельности и неспособности оказать эффективную помощь людям.

Осмысление и принятие консультантами «Телефона доверия» перечисленных ограничений может способствовать активизации процесса профессионального самоопределения, заключающегося в поиске личностного смысла в рамках выполняемой профессиональной деятельности, выработки внутренних критериев ее эффективности и планировании своего профессионального развития.

Предпосылки и особенности профессиональной самореализации консультантов службы «Телефон доверия» и ее взаимосвязь с профессиональным самоопределением изучались в эмпирическом исследовании. Основываясь на теоретическом анализе феноменов профессионального самоопределения и самореализации в аспекте телефонного консультирования, мы сформулировали следующую гипотезу: профессиональная самореализация консультантов службы «Телефон доверия» обладает как особенностями, объединяющими ее с самореализацией в рамках других видов профессиональной деятельности (наличие взаимосвязи с процессом профессионального самоопределения), так и специфическими особенностями, характерными только для телефонного консультирования.

Методы

Выборка

Исследование проводилось с февраля по май 2011 года. В исследовании приняли участия психологи-консультанты сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета и психологи-консультанты Общероссийского «Детского телефона доверия» (служба с единым телефонным номером) из разных регионов России.

Участниками исследования стали 53 человека, среди них 50 женщин и 3 мужчины в возрасте от 21 года до 52 лет. Средний возраст испытуемых составил 31 год.

Методики

Для исследования уровня профессиональной самореализации был использован Самоактуализационный тест (САТ) Э.Шострома в адаптации Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозмана, М.В.Загики, М.В.Кроза [Фетискин и др., 2002].

При выборе этой методики мы исходили из представления о том, что самореализацию можно рассматривать как общесистемное свойство личности [Галажинский, 2001, с. 38–48], которое проявляется во всех значимых сферах жизнедеятельности человека. Таким образом, высокий уровень личностной самореализации включает в качестве своей составляющей и реализацию личности в сфере профессиональной деятельности.

Также в исследовании анализировались следующие компоненты профессионального самоопределения испытуемых: сформировавшийся у них образ профессионала в области психологического консультирования по «телефону доверия», степень дифференцированности представлений о своем профессиональном будущем, мотивационная установка по отношению к своей деятельности.

Особенности представления испытуемых о своем профессиональном будущем изучались с помощью разработанной авторами анкеты. Анкета состоит из 10 вопросов, направленных на выявление различных аспектов отношения испытуемых к своей работе. В анкету были включены вопросы, касающиеся способов планирования испытуемыми своего профессионального будущего (например, «Какие цели в области профессионального развития вы ставите себе на ближайшие несколько лет?»), а также вопросы, касающиеся восприятия своей профессиональной деятельности в настоящий момент (например, «Что на данный момент помогает вам полноценно реализовывать себя в качестве психолога-консультанта в работе на Телефоне доверия?», «Какие действия или шаги со стороны администрации службы могли бы способствовать процессу Вашего профессионального развития?»).

Особенности представлений испытуемых о том, какими качествами должен обладать профессионал в их области деятельности, исследовались с помощью методики «Профессиональная самооценка личности» на основе модификации теста «Самооценка личности» С.А.Будасси [Столяренко, 2003]. Испытуемым предлагалось написать названия 10 качеств, которыми с их точки зрения, должен обладать профессионал в области телефонного консультирования, и проранжировать их по степени важности и по степени развития этих качеств у себя.

Мотивационный компонент отношения испытуемых к своей деятельности исследовался с помощью методики изучения мотивации профессиональной деятельности К.Замфир в модификации А.Реана [Захарова, Гаврилова, 2008].

Диагностика сформированного у испытуемых образа профессионала в области телефонного консультирования проводилась методом контент-анализа. Автором были выявлены основные типы ответов испытуемых. Подсчитывалась средняя частота упоминания ответов того или иного типа в подгруппах испытуемых.

Методы анализа данных

Для проверки гипотезы испытуемые были разделены на две группы: с высоким и низким показателями уровня самореализации. В качестве критерия распределения испытуемых по группам использовался балл по шкале «Поддержка» теста САТ. Выбор этой шкалы обусловлен тем, что это именно эта шкала теста диагностирует самореализацию как устойчивую характеристику деятельности личности. В группу с низким уровнем самореализации вошли испытуемые, чей балл по шкале «Поддержка» был меньше среднего по всей выборке (25 человек). В группу с высоким уровнем самореализации вошли испытуемые, у которых балл по шкале «Поддержка» превышал средний балл (28 человек).

После разделения выборки на две группы исследовались статистические различия в группах испытуемых с высоким и низким уровнем самореализации. Основными параметрами для сравнения в двух группах были: уровень и направленность профессиональной мотивации, дифференцированность представлений о целях профессионального движения, представления испытуемых о профессионализме. Различия в изучаемых переменных исследовались с помощью критерия U-Манна–Уитни, выбор которого обосновывался порядковым характером анализируемых шкал и несоответствием полученных данных нормальному распределению. При обработке данных использовался пакет статистических программ SPSS 14.0.

На следующем этапе исследования был проведен качественный анализ субъективных представлений испытуемых о телефонном консультировании как о форме профессиональной самореализации. Для этого с помощью процедуры открытого кодирования [Страус, Корбин, 2007] анализировались ответы испытуемых на вопрос анкеты: «Что на данный момент помогает вам полноценно реализовывать себя в качестве психолога-консультанта в работе на Телефоне доверия?».

Результаты и обсуждение

Для исследования особенностей планирования испытуемыми своего профессионального движения в будущем были проанализированы ответы на следующий вопрос анкеты: «Какие цели в области профессионального развития вы ставите себе на ближайшие несколько лет?». Сравнивалось среднее количество целей, указанных испытуемыми в каждой из подгрупп. При этом количество упомянутых испытуемыми целей рассматривалось нами как показатель степени активности испытуемых в планировании своего профессионального будущего. Результаты анализа ответов испытуемых представлены в таблице 1.

Таблица 1
Ближайшие цели профессионального развития (среднее количество упоминаний целей в ответах на вопрос разработанной авторами анкеты: «Какие цели в области профессионального развития вы ставите себе на ближайшие несколько лет?»)

Уровень самореализации Критерий
U-Манна–Уитни
p-уровень
значимости различий
Низкий Высокий
1,76 2,57 241,00 0,047


Таким образом, полученные данные показывают, что испытуемые с высоким уровнем самореализации более активно планируют свое профессиональное будущее.

Для анализа представлений испытуемых о профессионализме исследовалось содержание ответов испытуемых по методике «Профессиональная самооценка», в которой предлагалось написать, какими качествами, с их точки зрения, должен обладать профессионал в области телефонного консультирования (нужно было указать 10 качеств).

Выявились следующие типы указанных испытуемыми ответов: профессиональные знания или навыки (например, знание возрастной психологии), профессионально-важные качества (например, эмпатичность), общие личностные качества, не имеющие прямого отношения к содержанию профессиональной деятельности (например, ответственность, упорство), особенности профессиональной мотивации (например, стремление помогать людям). Затем сравнивалось среднее количество упоминаний ответов каждого типа в двух подгруппах испытуемых.

Таблица 2
Выраженность профессиональной мотивации (по данным методики «Профессиональная самооценка личности»)
 

Уровень самореализации Критерий
U-Манна–Уитни
p-уровень
значимости различий
Низкий Высокий
0,800 1,750 241,00 0,043


Анализ ответов испытуемых показывает, что испытуемые с высоким уровнем самореализации в большей степени связывают достижение профессионализма не только с эффективностью деятельности, но и с приведением профессиональной детальности в соответствие со своими личностными смыслами и ценностями, чем испытуемые с низким уровнем самореализации.

В результате сравнения выраженности профессиональной мотивации испытуемых в подгруппах с высоким и низким уровнями самореализации (показатели методики изучения мотивации профессиональной деятельности К.Замфир в модификации А.Реана) статистически значимых межгрупповых различий по критерию U-Манна–Уитни выявлено не было. На уровне тенденции были выявлены следующие различия: у испытуемых с высоким уровнем самореализации выше уровень внутренней профессиональной мотивации (p = 0,064) и ниже уровень внешней положительной профессиональной мотивации (p = 0,077). Отсутствие статистически значимого результата, на наш взгляд, может быть связано со сравнительно небольшим объемом исследуемой выборки.

Обобщая данные анализа, можно сделать вывод о наличии взаимосвязи между активностью профессионального самоопределения консультантов службы «Телефон доверия» и уровнем их самореализации: консультанты с высоким уровнем самореализации более детально планируют свое профессиональное будущее, стремятся найти в своей работе личностный смысл.

На наш взгляд, это свидетельствует о том, что значительная часть консультантов рассматривают свою работу на  «телефоне доверия» как способ реализации себя в профессии.

Для того чтобы выявить особенности телефонного консультирования как формы самореализации личности по сравнению с другими видами профессиональной деятельности, мы исследовали ответы испытуемых на следующий вопрос анкеты: «Что на данный момент помогает вам полноценно реализовывать себя в качестве психолога-консультанта в работе на Телефоне доверия?». Анализ факторов, способствующих самореализации испытуемых в сфере телефонного консультирования, осуществлялся с помощью процедуры открытого кодирования данных [Страусс, Корбин, 2007 ], в результате которого был выявлен ряд категорий ответов испытуемых, каждый ответ был отнесен к одной из выявленных категорий и описан в терминах свойств этой категории. Затем подсчитывалось количество человек, указавших данную категорию в группах испытуемых с высоким и низким уровнями самореализации.

Результаты кодирования ответов испытуемых представлены в таблице 3.

Таблица 3
Факторы, способствующие самореализации испытуемых в сфере телефонного консультирования (анализ ответов испытуемых на вопрос разработанной авторами анкеты: «Что на данный момент помогает вам полноценно реализовывать себя в качестве психолога-консультанта в работе на Телефоне доверия?»)
 

Свойства Уровень самореализации
Низкий Высокий
Категория: получение профессиональной поддержки
Получение профессиональной поддержки от коллег 2 (8%) 5 (17,9%)
Получение супервизорской поддержки 1 (4%) 5 (17,9%)
Всего указали данную категорию 3 (12%) 8 (28,9%)
Категория: отношение к профессиональной деятельности
Интерес к профессиональной деятельности (ответ не конкретизирован) 3 (12%) 8 (28,9%)
Выполнение социальной миссии 0 4 (14,3%)
Свобода в выборе методов консультирования 0 1 (3,6%)
Всего указали данную категорию 3 (12%) 10 (35,7%)
Категория: личные и профессиональные качества
Профессиональные знания 6 (24%) 4 (14,3%)
Профессиональный опыт 4 (16%) 5 (17,9%)
Личные качества 2 (8%) 3(10,7%)
Всего указали данную категорию 9 (36%) 9 (32,1%)
Категория: ресурсы, способствующие эффективности профессиональной деятельности
Наличие благоприятных организационных условий для осуществления профессиональной деятельности 2 (8%) 2 (7,1%)
Внешние по отношению к профессиональной деятельности ресурсы 1 (4%) 3 (10,7%)
Всего указали данную категорию 2 (8%) 5 (17,9%)
Категория: профессиональное развитие
Получение клиентского опыта (участие в групповой и индивидуальной психотерапии) 2 (8%) 2 (7,1%)
Участие в образовательных мероприятиях по специальности 4 (16%) 7 (25%)
Профессиональное самообразование 0 3 (10,7%)
Всего указали данную категорию 5 (20%) 9 (32,1%)

Примечания. В таблице указано количество человек, при ответе выбравших данную категорию в каждой из подгрупп испытуемых. В скобках указано процентное количество.


Значительная часть испытуемых (20,7%;  в группе испытуемых с высоким уровнем самореализации – 28,9%) указала в качестве значимого фактора успешной самореализации в сфере телефонного консультирования получение профессиональной поддержки от профессионального сообщества.

Это позволяет рассматривать телефонное консультирование не только как индивидуальную, но и как групповую форму деятельности. Можно предположить, что в оказании психологической помощи абонентам участвует не только психолог, осуществляющий консультацию, но, опосредованно, вся психологическая служба в целом. Особенная значимость профессиональной поддержки для консультантов службы «телефона доверия», на наш взгляд, может быть связана с невозможностью получить прямую обратную связь о результатах своей деятельности от абонентов.

Отметим, что в исследованиях самореализации представителей других профессий получение профессиональной поддержки не рассматривается в качестве предпосылки успешности самореализации.

Так, в исследовании профессиональной деятельности учителей Н.А.Аминова в качестве основного фактора, определяющего характер их профессиональной самореализации, рассматриваются типологические свойства их нервной системы [Аминов, 1998].

В статье О.О.Богатыревой и Т.Д.Марцинковской, посвященной соотношению личностной и профессиональной самореализации сотрудников коммерческих организаций, эффективное межличностное взаимодействие в рамках организации рассматривается как значимый фактор карьерного роста, но никак не связывается со степенью внутренней удовлетворенности профессиональной деятельностью [Богатырева, Марцинковская, 2009].

В нашем исследовании многие испытуемые отметили, что важным фактором для них является само содержание деятельности. При этом в большинстве случаев эти ответы носили общий характер («внутренняя мотивация», «интерес к деятельности»). Лишь несколько испытуемых указали, что именно привлекает в содержании деятельности телефонного консультанта.

Анализ этих ответов позволяет выявить еще одну важную особенность телефонного консультирования как формы реализации человека в профессии: для многих консультантов службы профессиональная деятельность имеет личностный смысл осуществления особой социальной миссии.

Испытуемые писали о «желании помочь людям», о том, что большое значение для них имеет актуальность и доступность телефонного консультирования для населения, что позволяет оказать помощь большому количеству людей. Характерен следующий ответ респондента: «желание помочь людям, которое создает мотивацию для обучения навыкам».

Исходя из особенностей работы служб психологической помощи по телефону можно высказать предположение, что стремление к реализации социальной миссии более выражено у сотрудников «Телефона доверия», чем у представителей других помогающих профессий (врачей, психологов-консультантов, работающих в очном консультировании, педагогов-психологов и т.д.). Это предположение основывается на том, что консультант «Телефона доверия» работает в том числе с категориями населения, не имеющими возможности обратиться за очной помощью к специалистам, и оказывают помощь непосредственно в кризисных ситуациях. Однако имеющиеся у нас эмпирические данные не позволяют сравнить профессиональную мотивацию психологов-консультантов «Телефона доверия» с мотивацией представителей других помогающих профессий.

 

Заключение

В целом на основании как теоретического анализа, так и эмпирических данных можно сделать вывод о том, что телефонное консультирование можно рассматривать как сферу самореализации личности в профессии. В качестве предпосылок высокого уровня самореализации в рамках этого вида деятельности можно выделить такие факторы, как субъектная позиция в рамках профессиональной деятельности, получение профессиональной поддержки, потребность в осуществлении социальной миссии.

Отметим, что полученные в результате исследования данные имеют не только теоретическое, но и практическое значение. На основании результатов таких исследований может быть создан комплекс рекомендаций и мероприятий, направленных на содействие профессиональной самореализации, сохранение и повышение удовлетворенности трудом сотрудников службы «Телефон доверия», что является важным компонентом высокого профессионализма. Разработка и обоснование эффективности программы таких мероприятий будет являться предметом дальнейших исследований.


Литература

Аминов Н.А. Природные предпосылки возможности самореализации учителей начальной школы // Психологическая наука и образование. 1998. No. 2. С. 68–72.

Богатырева О.О., Марцинковская Т.Д. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития // Психологические исследования. 2009. No. 1(3). С. 3. http://psystudy.ru

Вахромов Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии // Потенциал личности: комплексный подход. Материалы I Всероссийской Internet-конференции / под ред. Е.А.Уварова. Тамбов: Изд-во Тамбов. ун-та, 2002. C. 129–133.

Галажинский Э.В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности // Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии: материалы конф., Караганда, 20 апреля 2001 г. Караганда: Изд-во Караганд. гос. ун-та, 2001. C. 38–48.

Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. 2010. No. 1. C. 27–39.

Зарецкий В.К. Исходные методологические представления о движущих силах саморазвития личности в образовательных системах // Психолого-педагогические вопросы продвижения личности в многоуровневой системе обучения. М.: НИИВО, 1993. С. 6–16.

Захарова Т. И., Гаврилова С. В. Мотивация трудовой деятельности: учеб.-метод. комплекс.М.: Изд-во Евраз. открытого ин-та. 2008.

Коростылева Л.А. Психология самореализации личности. М.: Речь, 2005.

Кудинов С. Самореализация как системное психологическое образование // RELGA. 2007. No. 16. http://relga.ru

Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. C. 156–176.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996.

Маслоу А. [Maslow A.H.] Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997.

Маслоу А. [Maslow A.H.]Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.

Максименко С. Д., Осёдло В.И. Субъектный подход в изучении профессиональной самореализации // Психология и право. 2011. No. 1. http://psyandlaw.ru

Роджерс К. [Rogers C.] Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

Страусс А., Корбин Дж. [Strauss A., Korbin J.] Основы качественного исследования. М.: КомКнига, 2007.

Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.

Поступила в редакцию 15 декабря 2011 г. Дата публикации: 20 августа 2012 г.

Сведения об авторах

Геронимус Иван Александрович. Аспирант (2012), факультет психологии, Высшая школа экономики; психолог, сектор дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи, Московский городской психолого-педагогический университет, Сретенка, д. 29, 127051 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Орлова Елена Владимировна. Магистр психологии, методист, педагог-психолог, сектор дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи, Московский городской психолого-педагогический университет, Сретенка, д. 29, 127051 Москва, Россия.
E–mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Геронимус И.А., Орлова Е.В. Психологические особенности профессиональной самореализации и профессионального самоопределения консультантов службы «Телефон доверия». Психологические исследования, 2012, 5(24), 8. http://psystudy.ru. 0421200116/0044.

ГОСТ 2008
Геронимус И.А., Орлова Е.В. Психологические особенности профессиональной самореализации и профессионального самоопределения консультантов службы «Телефон доверия» // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421200116/0044.

[Последние цифры – номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр". Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

К началу страницы >>