Детерминанты выполнения теста интеллекта в условиях ограничения времени
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v5i25.744Ключевые слова:
интеллект, дефицит времени, Прогрессивные матрицы Равена, окулография, айтрекинг, пупиллометрия, мыслительный процесс, умственное усилиеАннотация
Анализируются теоретические и эмпирические основания, позволяющие рассматривать ограничение времени при выполнении заданий теста интеллекта как компонент системы детерминант мыслительного процесса. На материале теста Равена при помощи окулографии и пупиллометрии показано, что ограничение времени, снижая результативность интеллектуальной деятельности, вызывает повышение прикладываемого умственного усилия и сокращает долю анализа условий задачи в процессе решения (N = 31). Продемонстрированы различия между группами, выделенными по уровню результативности. Наименее успешные испытуемые, развивая в процессе решения меньшее усилие, чем остальные, вероятно, меньше склонны его повышать при дефиците времени. Наиболее успешные отводят большую роль анализу условий задач и стараются не сокращать его даже при дефиците времени, затрачивая при этом больше времени на выполнение сложных заданий. Делается вывод о детерминации влияния временных ограничений на процесс решения текущими интеллектуальными возможностями и мотивацией субъекта.
Скачивания
Литература
Babaeva Yu.D., Berezanskaya N.B., Vasil’ev I.A., Voiskounsky A.E., Kornilova T.V. Vestnik Moskovskogo universiteta, Ser. 14, Psikhologiya, 2008, No. 2, 26–58. (in Russian)
Babaeva Yu.D., Rotova N.A.In: Psikhologia intellekta i tvorchestva: Traditsii i innovatsii. Proceedings of the Conference dedicated to the memory of Ya.A.Ponomarev and V.N.Druzhinin, Moscow, 2010. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2010. pp. 113–122. (in Russian)
Babaeva Yu.D., Rotova N.A. In: Gifted children-intellectual potential of State. Proceedings of the 4th International Scientific-Practical Conference, Alushta, 2011. Kiev: Institute of gifted children NAPN, Ukraine, 2011. Vol. 1, pp. 165–172. (in Russian)
Barabanshchikov V.A., Milad M.M. Metody okulografii v issledovanii poznavatelnykh protsessov i deyatel’nosti. Moscow: Institut psikhologii RAN, 1994. (in Russian)
Carpenter P., Just M., Shell P. What one intelligence test measures: A theoretical account of the processing in the Raven Progressive Matrices Test. Psychological Review, 1990, 97(3), 404–431.
Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh sposobnostei. St. Petersburg: Piter, 1999. (in Russian)
Eysenck H.J. Voprosy psikhologii, 1995 No. 1, 111–131. (in Russian)
Just M.A., Carpenter P.A. Eye fixations and cognitive processes. Cognitive Psychology, 1976, 8(4), 441–480.
Kahneman D. Vnimanie i usilie. Moscow: Smysl, 2006. (Transl. of: Kahneman D. Attention and effort. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. NJ: Prentice-Hall, 1973.)
Kholodnaya M.A. Kognitivnye stili: o prirode individual'nogo uma. Moscow: Per Se, 2002. (in Russian)
Kol'tsova M.M. Medlitel'nye deti. St.Petersbourg: Rech', 2003. (in Russian)
Laeng B., Sirois S., Gredebäck G. Pupillometry: A window to the preconscious? Perspectives on Psychological Science, 2012, 7(1), 18–27. doi:10.1177/1745691611427305
Lewin K. In.: Dinamicheskaya psikhologiya: izbrannye trudy. Moscow: Smysl, 2001. pp. 94–164. (Transl. of: Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedürfnis. Berlin: Springer, 1926.)
Murashova E.V. Deti-“tyufyaki” i deti-“katastrofy”. Gipodinamicheskii i giperdinamicheskii sindrom. Yekaterinburg: U-Faktoriya, 2007. (in Russian)
Pushkin V.N. Operativnoe myshlenie v bolshikh sistemakh. Moscow: Energiya, 1965. (in Russian)
Raven J.C. Standartnye progressivnye matritsy: serii A, B, C, D i E. Moscow: Kogito-Tsentr, 2007. (in Russian)
Schwank I. Analysis of eye-movements during functional versus predicative problem solving. In: J. Novotna (Ed.), European Research in Mathematics Education II. Selected papers from the 2nd Conference of the European Society for Research in Mathematics Education. Prague: Charles University, 2002. pp. 489–498.
Telegina E.D. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow: Moscow State University, 1967. (in Russian)
Teplov B.M. In: Uchenye zapiski Gosudarstennogo nauchno-issledovatelskogo instituta psikhologii. Moscow, 1941. Vol. 2, pp. 3–56. (in Russian)
Teplov B.M. Problemy individualnyh razlichii. Moscow, 1961. (in Russian)
Tikhomirov O.K. Struktura myslitel’noi deyatel’nosti cheloveka. Moscow: Moscow State University, 1969. (in Russian)
Tikhomirov O.K. Psikhologiya myshleniya. Moscow: Moscow State University, 1984. (in Russian)
Tikhomirov O.K., Babaeva Yu.D., Berezanskaya N.B., Vasil’ev I.A., Voiskounsky A.E. In: Traditsii i perspektivy deyatel’nostnogo podkhoda v psikhologii: shkola A.N.Leontieva. Moscow: Smysl, 1999. pp. 191–234. (in Russian)
Vigneau F., Caissie A.F., Bors D.A. Eye-movement analysis demonstrates strategic influences on intelligence. Intelligence, 2006, 34(3), 261–272.
Zavalishina D.N. Voprosy psikhologii, 1965, No. 5, 71–81. (in Russian)
Zavalishina D.N. Psikhologicheskii analiz operativnogo myshleniya. Moscow: Nauka, 1985. (in Russian)
Zinchenko V.P. Voprosy psikhologii, 1956, No. 6, 50–64. (in Russian)
Zinchenko V.P. Voprosy psikhologii, 1958, No. 5, 63–76. (in Russian)