Влияние степени тяжести детского церебрального паралича у детей дошкольного возраста на эмоционально-личностные особенности их матерей
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v5i26.742Ключевые слова:
детский церебральный паралич, дошкольник, мать, ребенок, личностные особенности, степень тяжести заболевания, отношение к болезниАннотация
Представлены результаты изучения эмоционально-личностных особенностей матерей (n = 103), воспитывающих детей дошкольного возраста с церебральным параличом различной степени тяжести, в сравнении с таковыми особенностями матерей условно здоровых детей (n = 50). Рассматривается, как уровень психофизического развития, характеристики общения и поведения ребенка с церебральным параличом влияют на личностные качества матерей, их восприятие себя и ребенка, а также на отношение к его заболеванию. Показано, что на стадии воспитания дошкольника, страдающего церебральным параличом, у матерей формируются психологические защиты отрицания и вытеснения болезни ребенка, особенно если ребенок значительно отстает в развитии двигательных навыков и психических функций.
Скачивания
Литература
Boles G. Personality factors in mothers of cerebral palsied children. Genetic Psychology Monographs, 1959, 59(2), 160–218.
Charova O.B., Savina E.A. Defektologiya, 1999, No. 5, 34–39. (in Russian)
Frankenburg W.K., Dobbs J.B. The Denver Developmental Screening Test. The Journal of Pediatrics, 1967, 71(2), 181–191.
Goryacheva T.G., Solntseva I.A. Psikhologicheskie problemy sovremennoi rossiiskoi sem'i: Proceedings of the 2nd All-Russian Conference, Moscow, 2005.Moscow: NII sem'i i vospitaniya RAO. Pt. 2, pp. 285–298. (in Russian)
Hodapp R.M., Dykens E.M., Evans D.W., Merighi J.R. Maternal emotional reactions to young children with different types of handicaps. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 1992, 13(2). 118–123.
Isaev D.N., Kagan V.E.. Psikhodiagnosticheskie metody v pediatrii i detskoi psikhonevrologii. St. Petersburg: Pediatr. med. universitet, 1991. (in Russian)
Kapustina A.N. Mnogofaktornaya lichnostnaya metodika R.Kettela. St. Petersburg: Rech', 2004. (in Russian)
Milanich Yu.M. Tsarskosel'skie chteniya: Proceedings of the 10th International Conference, St. Petersburg, 2006. St. Petersburg: Leningr. gos. univ. im.A.S.Pushkina.Vol. VII, pp. 64–67. (in Russian)
Moore L.A. The lived experience of being a mother of a child with severe cerebral palsy. Ohio: Ohio Medical College Press, 2004.
Osgood C.E., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning. Urbana: University of Illinois Press, 1957.
Pevneva A.N. Psychological states in mothers of children with cerebral palsy as starting points of a psychological syndrome. Psychological Science and Education, No. 2. http://www.psyedu.ru/journal/2011/2/2120.phtml
Prokhorov A.O. Praktikum po psikhologii sostoyanii. St. Petersburg: Rech', 2004. (in Russian)
Semenova K.A. Klinika i reabilitatsionnaya terapiya detskikh tserebral'nykh paralichei. Moscow: Metitsina, 1972. (in Russian)
Shmelev A.G. Psikhodiagnostika lichnostnykh chert. St. Petersburg: Rech', 2002.
Spireva E.N., Liders A.G. Semeinaya psikhologiya i semeinaya terapiya, 2001, No. 4, 71–84. (in Russian)
Spitsyna N.K. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ros. gos. ped. universitet im. A.I.Gertsena, St. Petersburg, 2008. (in Russian)
Tkacheva V.V. Psikhologicheskoe izuchenie semei, vospityvayushchikh detei s otkloneniyami v razvitii. Moscow: Psikhologiya, 2004. (in Russian)
Ustinova N.V. Extended abstract of PhD dissertation (Medicine). Kazan. gos. med. universitet, Kazan', 2005. (in Russian)
Vishnevskii V.A. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova, 1984, No. 4, 563–567.(in Russian)