Роль семьи в процессе освоения ребенком языка в эмиграции

Авторы

  • Дмитрий Чернов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v5i26.733

Ключевые слова:

детско-родительские отношения, родитель, ребенок, коллективный субъект, младший дошкольник, речь, эмиграция, язык

Аннотация

Излагается опыт изучения роли семьи в процессе усвоения языка на примере изучения 60 диад – младших школьников и их матерей из группы казахстанских немцев-переселенцев, проживающих в Германии. Предполагалось, что овладение и немецким, и русским языками у младших дошкольников в ситуации эмиграции обусловлено становлением детско-родительской общности по типу коллективного субъекта, выполняющей системообразующую, опосредующую и компенсаторную функции по отношению к различным социокультурным влияниям на детскую речь. Предложен методический комплекс, позволяющий исследовать особенности детско-родительской общности как коллективного субъекта. Обнаружено, что высокий уровень владения обоими языками характерен для детей из семей, в которых: родители руководствуются бикультурально-воспитательными мотивами; наблюдается взаимосвязанность / взаимозависимость родителя и ребенка и рефлексивное отношение родителя к совместной жизнедеятельности; ведущим компонентом в структуре родительского отношения является повышенная моральная ответственность.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Дмитрий Чернов

Чернов Дмитрий Николаевич. Кандидат психологических наук, доцент (ученое звание), доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, факультет медицинской психологии, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: chernov_dima@mail.ru

Литература

Burns R., Kaufman S. Kineticheskii risunok sem'i. Moscow: Smysl, 2003. (in Russian)

Chernov D.N. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve, 2010, 3(3), 75–81. (in Russian)

Chernov D.N. Interrelation between parent relation type and speech development in primary schoolers from families with different socioeconomic status. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2011a, No. 1(15), 2. http://psystudy.ru (in Russian, abstr. in English)

Chernov D.N. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve, 2011b, 1(13), 93–99. (in Russian)

Chernov D.N. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, 2011c, No. 1, 93–100. (in Russian)

Eidemiller Yu.G., Yustitskis V.V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i. St. Petersburg: Piter, 2000. (in Russian)

Gil'yasheva I.P., Ignat'eva N.D. Metodika issledovaniya mezhlichnostnykh otnoshenii rebenka: Metod. posobie. Issue 7. Moscow: Folium, 1994. (in Russian)

Karpov A.V. Psikhologicheskii zhurnal, 2003, 24(5), 45–57. (in Russian)

Mikhailova N.B. Psikhologicheskii zhurnal, 1990, 11(6), 105–112. (in Russian)

Mikhailova N.B. Psikhologicheskii zhurnal, 2000, 21(1), 26–37. (in Russian)

Osnitskii A.K. Psikhologiya samostoyatel'nosti: metody issledovaniya i diagnostiki. Moscow: El'-Fa, 1996. (in Russian)

Selivanov V.V. In: Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub'ekta. Moscow: Per Se, 2002. pp. 310–329. (in Russian)

Shvedovskaya A.A. Psikhologicheskaya diagnostika, 2005, No. 4, 70–103. (in Russian)

Smirnova E.O., Sokolova M.V. Voprosy psikhologii, 2007, No. 2, 57–68. (in Russian)

Varga A.Ya., Stolin V.V. In: Praktikum po psikhodiagnostike. Moscow: Mosk. gos. univ., 1988. pp. 107–113. (in Russian)

Zalevskaya A.A. Dynamics of approaches to knowledge problems and targets for psycholinguistic research. Voprosy psikholingvistiki, 2007, No. 5, 4–12. (in Russian)

Zhuravlev A.L. In: Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub'ekta. Moscow: Per Se, 2002, pp. 51–81. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 177

Опубликован

22.12.2012

Как цитировать

Чернов, Д. (2012). Роль семьи в процессе освоения ребенком языка в эмиграции. Психологические исследования, 5(26). https://doi.org/10.54359/ps.v5i26.733

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)