Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Костяк Т.В. Когнитивные компоненты социального пространства современной молодежи

English version: Kostyak T.V. Cognitive components of social space in modern youth
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования


Представлены результаты исследования социальных представлений, жизненных ценностей и временной перспективы в структурировании субъективного социального пространства студентов московских вузов. Сформированная временная перспектива, либеральный характер социальных представлений в поле семейных установок и социальных аттитюдов, стремление к самосовершенствованию, гармонизации различных аспектов своей жизни и сохранению благоприятных взаимоотношений с окружающими способствуют расширению границ субъективного социального пространства. Недостаточно сформированная временная перспектива, консерватизм в социальных представлениях, стремление к самодостаточности и ограничению возможностей при реализации потребностей способствует сужению границ субъективного социального пространства, сохранению его стабильности и предсказуемости.

Ключевые слова: социальное пространство, социальные представления, ценности, временная перспектива

 

Конструирование социального пространства: теоретический подход

Теоретико-методологической основой исследования являются теория социального конструирования реальности П.Бергера и Т.Лукмана [Бергер, Лукман, 1995], теория социальных представлений С.Московичи [Московичи, 1984] и подход к изучению жизненных ценностей М.Рокича [Леонтьев, 1992].

Конструирование субъективной реальности, по мнению П.Бергера и Т.Лукмана, всегда зависит от социального контекста и сформированных межличностных отношений. Ученые подчеркивают важность когнитивных процессов в создании картины мира, среди которых ведущая роль принадлежит языку и общению: «Язык объективирует мир, преображая panta rhei опыта в связный порядок. Устанавливая этот порядок, язык реализует мир в двояком смысле слова: он его постигает и он его производит. Общение представляет собой актуализацию этой эффективности языка в ситуациях лицом-к-лицу индивидуального существования. В общении объективации языка становятся объектами индивидуального сознания» [Бергер, Лукман, 1995, с. 241]. С точки зрения ученых, человек сам творит свой мир и себя самого, выстраивая взаимоотношения с другими людьми и присваивая их ценности и нормы, в результате чего трансформируется его собственная природа.

Идея о конструировании человеком социальной реальности нашла отражение и в теории социальных представлений С.Московичи. Социальные представления являются особой формой обыденного коллективного знания, которое помогает человеку осмыслить и понять окружающую социальную действительность [Московичи, 1995, с. 16–17].

В структуре социальных представлений выделяются три компонента: собственно информация, поле представления и установка [Донцов, Емельянова, 1987]. Социальные представления влияют на процесс социализации и помогают становлению социальной идентичности человека. С.Московичи определяет важнейшие функции социальных представлений, говоря о том, что они поддерживают устойчивость структуры сознания как отдельного человека, так и группы в целом. Социальные представления являются когнитивной схемой, позволяющей интерпретировать происходящие события с разных позиций и при помощи разных категорий и образов. Социальные представления позволяют адаптировать вновь поступающую информацию в соответствии с уже сложившейся системой категорий, на основе чего выстраиваются и регулируются общественные отношения и поведение людей [Донцов, Емельянова, 1984, с. 150].

Создание субъективной реальности невозможно без осмысления значимости разных сфер и аспектов индивидуального существования. Человек строит свою уникальную картину мира и определяет свое место в ней, опираясь на индивидуальную систему ценностей. М.Рокич [Леонтьев, 1992] определяет терминальные ценности как убеждения в личной и общественной значимости целей его индивидуального существования. В процессе социализации формируется индивидуальная система ценностей, оказывающая влияние на поведение и отношения человека с другими людьми. Жизненные ценности выступают опосредующим звеном при принятии решения в определенной ситуации, однако сами по себе не являются мотивом поведения: «Так понимаемые ценности не обладают самостоятельной побудительной силой, черпая ее из каких-то иных источников» [Леонтьев, 2007, c. 223].

При разработке программы эмпирического исследования мы опирались на предположение-гипотезу, согласно которой тип социальных представлений, ведущие жизненные ценности и уровень сформированности временной перспективы определяют содержание и границы субъективного социального пространства.

Методы

Выборка

Эмпирическое исследование проводилось в апреле 2013 года. Задачи эмпирического исследования включали: выявление типов социальных представлений студентов московских вузов, определение ведущих жизненных ценностей респондентов, изучение временной перспективы и анализ роли когнитивных компонентов в формировании субъективного социального пространства.

В пилотажном исследовании приняло участие 60 респондентов в возрасте 19–25 лет (средний возраст 22,5 года), 30 юношей и 30 девушек – студенты московских вузов.

Методики

1. Опросник социальных представлений, разработанный в лаборатории Т.Д.Марцинковской.

2. Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина) [Сопов, 2002].

3. Вербальный вариант методики «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем» для изучения временной перспективы.

4. Методика «Незаконченные предложения» для изучения субъективного социального пространства.

Опросник социальных представлений позволяет выявить тип социальных представлений (либеральный, неопределенный, консервативный) в четырех областях: социальные аттитюды, семейные установки, гендерные установки и предикторы воспитания.

Морфологический тест жизненных ценностей позволяет выявить значимость терминальных ценностей, которые можно объединить в две группы: духовно-нравственные (развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты) и конкретно-прагматические (собственный престиж, материальное благополучие, достижения, сохранение собственной индивидуальности и независимости).

Терминальные ценности реализуются в шести жизненных сферах, значимость которых может быть различной:

1. Сфера профессиональной жизни.
2. Сфера образования.
3. Сфера семейной жизни.
4. Сфера общественной активности.
5. Сфера увлечений.
6. Сфера физической активности.

Вербальный вариант методики «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем» позволяет оценить уровень сформированности временной перспективы, а также степень реалистичности жизненных планов, уровень психологического благополучия и особенности отношения к себе, своим чертам и качествам.

Методика «Незаконченные предложения» предназначена для изучения субъективного социального пространства. В данной методике психоаналитический подход к анализу высказываний сочетается с нарративными технологиями интерпретации полученных данных. Респондентам предлагалось закончить незавершенные предложения и записать свои варианты в свободной форме. Предъявлялись следующие незавершенные предложения:

Идеальное место проживания – это…
Я считаю своим домом…
Мое место проживания – это…
Место, где я живу, имеет для меня наибольшее значение в ситуациях, когда…
Я чувствую себя в наибольшей степени дома, в тот момент, когда…
Для того чтобы почувствовать себя дома, мне нужно…
Мне нравится в моем месте проживания то, что…
Мне не нравится в моем месте проживания то, что…
Я – житель своего района, потому что…
В моем районе я ощущаю себя…
Я бы переехал оттуда, где я живу сейчас, если бы…
Когда я думаю о доме, я представляю себе…

Методы анализа данных

Полученные данные были проанализированы при помощи компьютерной программы SPSS 19.0. Использовались расчет коэффициента корреляции Пирсона и критерия U-Манна–Уитни.

Результаты

Результаты исследования структуры социальных представлений студентов представлены в табл. 1.

Таблица 1
Структура социальных представлений студентов (% от общего числа опрошенных)

  Пол Типы социальных представлений
Либеральные Неопределенные Консервативные
Гендерные установки Юноши 15 21 14
Девушки 16 20 14
Социальные аттитюды Юноши 23 23 4
Девушки 30 14 6
Семейные установки Юноши 20 14 16
Девушки 15 16 19
Предикторы воспитания Юноши 31 10 11
Девушки 36 6 6



Социальные представления большинства студентов, принявших участие в исследовании, не структурированы. Статистически значимая взаимосвязь выявлена только между социальными аттитюдами и семейными установками (r = 0,358, p < 0,01). При этом у большинства респондентов вне зависимости от пола социальные аттитюды носят либеральный характер.

Наиболее выраженные гендерные различия по типу социальных представлений выявлены в семейных установках: юноши придерживаются либеральных взглядов на семейные роли и ценности, у девушек преобладают традиционные установки.

Большинство респондентов полагают, что в развитии личности ребенка более важную роль играют условия жизни, воспитание и обучение, нежели наследственные задатки.

Зона неопределенности наиболее выражена в гендерных установках респондентов обоего пола.

Изучение ценностной сферы студентов позволило определить жизненные сферы, в которых наиболее важные терминальные ценности студентов могут быть реализованы (табл. 2).

Таблица 2
Значимость различных сфер реализации терминальных ценностей (стены)

  Юноши Девушки
Профессия 6,65 6,88
Образование 6,53 6,57
Семья 5,80 5,63
Общество 6,11 5,38
Увлечения 5,64 5,76
Физическая активность 4,18 4,55



Наиболее значимыми для студентов являются духовно-нравственные ценности (развитие себя и духовное удовлетворение), которые реализуются в образовательной и профессиональной сферах.

Значимость жизненных сфер, в которых реализуются терминальные ценности большинства студентов обоего пола, практически не различается: значимость профессиональной деятельности и образования чуть выше, чем значимость семейной и общественной жизни, что вполне соответствует социальной ситуации развития студентов.

Выявлены различия в значимости некоторых ценностей у юношей и девушек. Для юношей более значимо стремление к духовному удовлетворению в семье (U = 327,5, p < 0,05). Для девушек более значимы прагматические ценности: собственный престиж в профессии (U = 275,0 p < 0,01), креативность в обществе (U = 322, p < 0,05), стремление к сохранению индивидуальности в сфере физической активности (U = 305, p <0,05).

Для уточнения представлений студентов о значимости жизненных ценностей мы предложили им ответить на вопрос, какого человека можно назвать успешным. На основе полученных данных мы выделили три типа представлений об успешности. 51,8% студентов (из них 28% юношей и 23,8% девушек) считают успешным человека, который достиг поставленных целей, самореализовался в профессии, имеет семью и друзей, сам строит свою жизнь, обладает настойчивостью и целеустремленностью. 21,6% студентов (из них 15% юношей и 6,6% девушек) считают успешным самодостаточного человека, который живет в гармонии с самим собой и умеет довольствоваться тем, что у него есть в данный момент. 26,6% студентов (из них 6,6% юношей и 20% девушек) связывают успешность с удачей, везением, стечением обстоятельств, то есть с действием каких-то внешних факторов.

Таким образом, чуть более половины наших респондентов связывают успешность с внутренними качествами человека (настойчивость, целеустремленность) и социальным статусом (состоялся как личность, достиг определенного профессионального уровня, имеет семью и круг общения). Гармония с самим собой и самодостаточность как характеристики успешного человека более распространены среди юношей, тогда как значительное количество девушек (20% от общей выборки) полагают, что успешность зависит от стечения обстоятельств.

Изучение временной перспективы студентов позволило оценить степень ее сформированности (табл. 3).

Таблица 3
Степень сформированности временной перспективы (% от общего числа опрошенных)

Временная перспектива Юноши Девушки
не сформирована 6,6 5,0
недостаточно сформирована 23,4 26,8
сформирована 19,9 18,3



Почти у половины студентов временная перспектива недостаточно сформирована, что нашло отражение в преобладании субъективных характеристик в самоописаниях над объективными. Кроме того, отсутствие четких представлений о себе в будущем, негативный прогноз своей жизни, отсутствие различий между описаниями себя в настоящем и будущем не позволяют говорить об окончательной сформированности временной перспективы. У 38,2% студентов временная перспектива сформирована: объективные характеристики в самоописаниях преобладают над субъективными, представления о себе в прошлом, настоящем и будущем отличаются четкостью и хорошо структурированы. Временная перспектива не сформирована только у 11,6% студентов. Значимых различий по степени сформированности временной перспективы между юношами и девушками не обнаружено.

Изучение взаимосвязи трех параметров (степень сформированности временной перспективы, тип социальных представлений и жизненные ценности) при помощи корреляционного анализа выявило следующее.

Степень сформированности временной перспективы коррелирует с типом социальных аттитюдов (r = 0,613, p < 0,01), семейных установок (r = 0,608, p <0,01) и гендерных установок (r = 0,374, p < 0,01): у студентов с сформированной временной перспективой социальные представления в гендерном, социальном и семейном полях носят либеральный характер.

Выявлены положительные корреляции степени сформированности временной перспективы с ценностями духовного удовлетворения в профессии (r = 0,418, p < 0,01), материального положения в образовании (r = 0,341, p < 0,01), достижений в физической активности (r = 0,352, p < 0,01), развития себя в обществе (r = 0,315, p <0,05), активных социальных контактов в образовании (r = 0,310, p < 0,05), достижений в увлечениях (r = 0,287, p < 0,05). Выявлены и отрицательные корреляции степени сформированности временной перспективы с ценностями достижений в образовании (r = –0,355, p < 0,01), развития себя в образовании (r = –0,294, p < 0,05), креативности в семье (r = –0,279, p < 0,05) и духовного удовлетворения в образовании (r = –0,255, p < 0,05).

Студенты со сформированной временной перспективой стремятся тщательно планировать свою жизнь и гармонично сочетать ее разные аспекты в единое целое (интеллектуальную деятельность с физической активностью, профессию и учебу с увлечениями). Для них важно найти личностный смысл в профессии и сохранять стабильность в семейной ситуации. Стремление к повышению уровня своей образованности обусловлено их убежденностью в том, что уровень образования в будущем гарантирует им высокое материальное положение. Однако это стремление парадоксальным образом сочетается у них с тенденцией к самодостаточности и безразличием к достижениям в учебе. Вероятно, это может быть связано с преобладанием внешней мотивации получения высшего образования и убежденностью в том, что наличие диплома престижного вуза, а не уровень знаний и профессиональной грамотности гарантирует успешное будущее. Подтверждает это предположение и выявленное у студентов с сформированной временной перспективой стремление к установлению и поддержанию благоприятных отношений с однокурсниками и преподавателями и поиском конкретной выгоды от этих взаимоотношений.

Выявлены взаимосвязи представлений студентов об успешности со степенью сформированности временной перспективы (r = 0,419, p < 0,01), типом семейных установок (r = 0,447, p < 0,01) и жизненными ценностями: достижений в семье (r = 0,351, p < 0,01), активных социальных контактов в образовании (r = 0,352, p < 0,01) и общественной жизни (r = 0,294, p < 0,05), материального положения в образовании (r = 0,294, p < 0,05), развития себя в физической активности (r = 0,401 p < 0,01), креативности в профессии (r = –0,255, p < 0,05), развития себя в образовании (r = –0,324, p < 0,05).

Студенты, считающие успешным человека, который сам строит свою жизнь и настойчиво достигает поставленных целей, стремятся к гармоничному развитию всех сторон своей личности, способностей и физических качеств, стремятся тщательно планировать свою жизнь, отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, стремятся устанавливать и поддерживать благоприятные взаимоотношения с людьми в широких социальных контактах. Стремление к повышению уровня своей образованности обусловлено их убежденностью в том, что уровень образования в будущем гарантирует им высокое материальное положение. Однако в учебе они ставят порог своим возможностям, и в профессии для них важно следовать устоявшимся правилам.

Данные методики «Незаконченные предложения» позволили выявить представления студентов о различных аспектах социального пространства.

Чуть более половины студентов считают идеальным местом жительства мегаполис (Москва, Лондон, Нью-Йорк и т.д.), причем юношей среди них в два раза больше (36,8%), чем девушек (15%). 21,6% девушек хотели бы жить уединенно в небольшом городке, в маленьком домике у моря, на острове. Такие представления об идеальном месте жительства разделяют только 8,3% юношей. Для 18,3% студентов (из них 13,3% девушек и 5% юношей) идеальное место для жизни там, где родные и близкие, неважно, большой или малый город, квартира или дом. Различия между юношами и девушками по этому параметру статистически достоверны (U = 255,5 , p < 0,01).

Для большинства наших респондентов понятие дома не связано с конкретным местом, а определяется или своим эмоциональным состоянием (чаще всего), или наличием близких людей (родители, семья, друзья). 45% студентов (из них 30% юношей и 15% девушек) считают своим домом то место, где им комфортно жить, а 28,4% студентов (из них 23,4% девушек и только 5% юношей) считают своим домом то место, где их родные и близкие люди. 26,6% студентов (из них 15% юношей и 11,6% девушек) считают своим домом место своего рождения. Представления о доме для 46% студентов связаны с мечтой жить в своем собственном доме (или большой квартире), для 30% – с родными и близкими, а 23,2% студентов вполне устраивает их нынешнее место жительства. Понятие дома для юношей чаще всего связывается с чувством комфорта, а для девушек – с присутствием близких людей.

41,8% студентов (из них 26,8% юношей и 15% девушек) местом своего проживания назвали город Москву, 28,3% студентов (из них 10% юношей и 18,3% девушек) – дом, и 29,9% студентов (13,3% юношей и 16,6% девушек) – квартиру. Место проживания для 34,9% студентов (из них 21,6% юношей и 13,3% девушек) наиболее важно, когда им нужно срочно куда-то доехать; для 31,6% студентов (из них 10% юношей и 21,6% девушек) место их проживания особенно важно, когда им нужна поддержка близких; для 33,5% студентов (из них 18,5% юношей и 15% девушек) место проживания особенно важно, когда хочется побыть одному. Таким образом, для юношей их место жительства имеет наибольшее значение в ситуациях, требующих или высокой мобильности, или, наоборот, уединения. Для девушек их место жительства важно прежде всего тогда, когда возникает необходимость эмоциональной поддержки, сочувствия и участия близких людей.

Для 41,8% студентов место их жительства привлекательно прежде всего тем, что здесь все привычно, много знакомых людей и «меня все здесь знают». 33,2% студентов отмечают удобство своего места жительства и его экологичность. Для 25% студентов их место жительства нравится тем, что это «тихий уютный уголок».

Среди недостатков своего места жительства 43,5% студентов называют удаленность от центра города и места учебы (работы), шум, грязь, перенаселенность. 30% студентов указывают на плохое соседство как на главный недостаток своего места жительства, и 26,6% студентов отмечают нехватку личного пространства. Для юношей раздражающими факторами в своем месте жительства являются удаленность и отсутствие необходимого личного пространства, а для девушек – вынужденное неприятное соседство.

36,6% студентов чувствуют себя в своем районе комфортно. Для 35,2% студентов проживание в своем районе не связано с какими-то конкретными эмоциями: 23,6 юношей и 11,6% девушек чувствуют себя в своем районе нейтрально («никак», «не задумывался над этим», «везде все одинаково»). 28,2% студентов (из них 6,6% юношей и 21,6% девушек) чувствуют себя в своем районе дискомфортно. Таким образом, проживание в своем районе для юношей связано или с положительными, или с нейтральными эмоциями, в то время как девушки чаще испытывают дискомфорт.

На вопрос о возможной смене места жительства 55,4% студентов (из них 31,6% юношей и 23,8% девушек) ответили, что охотно переехали бы, если бы были деньги. 20% девушек и 3% юношей связывают свой переезд с жизненными изменениями (заключение брака, переселение из пятиэтажки, которую будут сносить, переезд в другой город). 15% юношей и 6,6% девушек довольны своим местом жительства и не стали бы переезжать, даже если бы представилась возможность.

На основе результатов корреляционного анализа данных методики «Незаконченные предложения» были выделены три типа социального пространства (табл. 4).

Таблица 4
Типы социального пространства (% от общего числа опрошенных)

Типы социального пространства Юноши Девушки
Микропространство 15,0 8,5
Мезопространство 13,3 25,0
Экзопространство 21,6 16,6



В первый тип социального пространства, условно названный «микро-пространство», мы включили представления студентов о тихом, уединенном месте жительства (реальном и/или идеальном), где можно отдохнуть, расслабиться, побыть самим собой, сосредоточиться. Для студентов с данным типом социального пространства характерно стремление к сужению границ взаимодействия с социумом и удовлетворенность достигнутым уровнем комфорта в достаточно замкнутом, ригидном и предсказуемом пространстве. Этот тип социального пространства мы выявили у 23,5% студентов (из них 15% юношей и 8,5% девушек).

Ко второму типу социального пространства, условно названному «мезо-пространство» (или пространство межличностных отношений), мы отнесли представления студентов о жизненном пространстве, формируемом близкими людьми. Этот тип социального пространства задается кругом общения и эмоциональной поддержкой родных и близких людей. Данный тип социального пространства более характерен для девушек (25% от общего количества студентов).

В третий тип социального пространства, условно названный «экзо-пространство», мы включили представления студентов о комфортном, мобильном и расширяющемся пространстве самореализации в современном мегаполисе с его богатством возможностей и широким спектром альтернативных «жизненных проектов». Данный тип социального пространства задается текущими потребностями человека и формируется в процессе их удовлетворения. Этот максимально пластичный, изменчивый тип социального пространства характерен для 38,2% студентов (из них 21,6% юноши и 16,6% девушки).

Изучение взаимосвязи типа социального пространства с социальными представлениями, степенью сформированности временной перспективы, жизненными ценностями и представлениями об успешности показало следующее.

Тип социального пространства связан с семейными установками (r = 0,413, p < 0,01) и социальными аттитюдами (r = 0,294, p < 0,05): тенденция к сужению социального пространства связана с традиционными представлениями о семейных ролях и консервативными социальными аттитюдами, а тенденция к расширению социального пространства, наоборот, значимо связана с либеральными семейными и социальными установками.

Тип социального пространства коррелирует со степенью сформированности временной перспективы (r = 0,515, p < 0,01) и представлениями об успешности (r = 0,736, p < 0,01). Тенденция к расширению социального пространства связана с сформированной временной перспективной и представлениями об успешности как о результате собственных усилий человека, направленных на самореализацию и повышение социального статуса.

Тип социального пространства связан с таким жизненными ценностями, как: активные социальные контакты в обществе (r = 0,386, p < 0,01) и образовании (r = 0,282, p < 0,05), сохранение индивидуальности в семье (r = 0,282, p < 0,05), духовное удовлетворение в обществе (r = 0,264, p < 0,05), собственный престиж в увлечениях (r = 0,259, p < 0,05), развитие себя в физической активности (r = 0,264, p < 0,05).

По мере расширения субъективного социального пространства увеличивается значимость благоприятных взаимоотношений с другими людьми и соблюдения моральных норм в общественной жизни. Более важным становится стремление сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни в семье. Большое значение в жизни студентов с третьим типом социального пространства имеют самосовершенствование и увлечения.

Выводы

1. Субъективное социальное пространство включает три области: 1) компенсаторное микро-пространство с тенденцией к сужению и стабилизации в неизменном виде; 2) эмоционально насыщенное мезо-пространство, формируемое на основе межличностных отношений со значимыми людьми; 3) динамичное экзо-пространство с тенденцией к расширению, формируемое в процессе реализации актуальных потребностей человека.

2. Социальные представления, жизненные ценности и степень сформированности временной идентичности можно рассматривать в качестве когнитивных компонентов субъективного социального пространства.

3. Сформированная временная перспектива, либеральный характер социальных представлений в поле семейных установок и социальных аттитюдов, стремление к самосовершенствованию, гармонизации различных аспектов своей жизни и сохранению благоприятных взаимоотношений с окружающими способствуют расширению границ субъективного социального пространства.

4. Недостаточно сформированная временная перспектива, консерватизм в социальных представлениях, стремление к самодостаточности и ограничению возможностей при реализации потребностей способствует сужению границ субъективного социального пространства, сохранению его стабильности и предсказуемости.


Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 13-06-00272 «Социальное и информационное пространство: взаимосвязь и взаимозависимость.


Литература

Бергер П., Лукман Т. [Berger P.L., Luckmann T.] Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. Вопросы психологии, 1984. No. 1, 147–152.

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Моск. гос. университет, 1987.

Костяк Т.В. Социальные представления современной молодежи в контексте проблемы информационной социализации. Мир психологии, 2011, 66(2), 201–207.

Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.

Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2007.

Московичи С. [Moskovici S.] Общество и теория в социальной психологии. В кн.: Социальная психология. Тексты. М.: Моск. гос. университет, 1984.

Московичи С. [Moskovici S.] Социальные представления: исторический взгляд. Психологический журнал, 1995, 16(1), 3–18.

Сопов В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению. Самара: СамИКП, 2002.

Поступила в редакцию 30 июня 2013 г. Дата публикации: 25 августа 2013 г.

Сведения об авторе

Костяк Татьяна Валерьевна. Кандидат психологических наук, доцент; старший научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Костяк Т.В. Когнитивные компоненты социального пространства современной молодежи. Психологические исследования, 2013, 6(30), 11. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Костяк Т.В. Когнитивные компоненты социального пространства современной молодежи // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/852-kostyak30.html

К началу страницы >>