Related Articles
Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с делинквентным поведением
English version: Kashirsky D.V. Subjective value in adolescents with delinquent behavior
Алтайская академия экономики и права, Барнаул, Россия
Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования
В исследовании субъективных ценностей подростков приняли участие юноши и девушки в возрасте 14–16 лет с делинквентным (30 человек) и нормативным (28 человек) поведением. Установлено, что подростки с делинквентным поведением в сравнении со сверстниками нормативной группы проявляют более слабый и неустойчивый интерес к учебной и профессиональной деятельности; меньше ценят дружбу и дорожат привязанностями, ведут себя в отношениях с людьми более сдержанно и эмоционально отстраненно; проявляют меньшую ответственность за себя, свое здоровье, социальное окружение, отличаются меньшим патриотизмом, отдают большее предпочтение высокому материальному достатку. Проявления делинквентного поведения связаны с ослабленной субъектной позицией индивида, незрелостью личности подростка-правонарушителя.
Ключевые слова: субъект, ценности, делинквентное поведение, подросток, правонарушитель, ценностный подход к проблеме противоправного поведения
Повышенная агрессивность и жестокость подростков является на сегодняшний день одной из наиболее острых проблем и приоритетных направлений деятельности правоохранительных служб, юристов, психологов, педагогов. Число несовершеннолетних, характеризующихся отклоняющимися (в том числе делинквентными) формами поведения, стремительно растет, что происходит на фоне демографического кризиса, вызванного низкой рождаемостью детей в период реформ 1990-х годов. Эксперты при этом указывают, что истинные масштабы отклоняющегося поведения подростков для нас, очевидно, скрыты, в силу того что это явление носит ярко выраженный латентный характер.
Проблема противоправного (делинквентного, антиобщественного) поведения является центральной для большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Данная проблема затрагивалась многими отечественными и зарубежными учеными [Айхорн, 2001; Антонян, Гульдан, 1991; Ениколопов, 2005; Ковалев, 1979; Кудрявцев, 1986; Куттер, 1997; Личко, 2010; Сафуанов, Васкэ, 2009; Собкин и др., 2005 и др.], в работах которых приведены различные классификации противоправного поведения, подробно описаны его формы и типы, движущие силы и условия формирования. Подробно изучена мотивация законопослушного и антиобщественного поведения. Особое внимание уделено вопросам преступности несовершеннолетних.
Криминогенная активность подростков во многом объясняется не только их большей активностью, но и в значительной мере социальной незрелостью личности. Подростковый возраст является сензитивным для формирования нормативно-ценностной системы и поэтому весьма чувствительным к происходящим в стране переменам. В ситуации ценностно-нравственной нестабильности, а по некоторым оценкам, – нормативно-ценностного плюрализма, когда четкой границы между добром и злом не установлено, отклоняющееся поведение является неким выходом, реакцией дезориентированных подростков на социальные реалии наших дней. Таким образом, поиск ответа на вопрос о том, что лежит в основе преступного поведения, чем запускается данный тип активности субъекта, ориентирует научный поиск на выявление системы ценностно-смысловых образований личности, характеризующейся преступной направленностью. Сказанное подтверждается в работах многих авторов. В частности, по мнению М.И.Еникеева, преступное поведение «осуществляется на основе… обесценивания общепринятых ценностей» [Еникеев, 2006, с. 291].
В то же время следует признать, что, несмотря на свою давнюю историю, ценностный подход к проблеме противоправного поведения в современной психологии реализован далеко не в полном объеме и исследование ценностных предпочтений преступной личности в настоящее время сохраняет высокую значимость и имеет большой прогностический потенциал. Особую актуальность подобные исследования приобретают в подростковом возрасте – периоде интенсивного формирования духовно-нравственных ориентаций личности и яркой выраженности различных форм отклоняющегося поведения.
Целью проведенного нами исследования являлось выявление специфики субъективных ценностей подростков, склонных к противоправному поведению.
Методы
Выборка
В исследовании приняли участие юноши и девушки, склонные к делинквентному поведению («группа риска») – 30 человек и подростки с нормативным поведением («контрольная группа») – 28 человек. Возраст участников исследования – 14–16 лет. Объемы сравниваемых выборок подобраны в результате априорного анализа статистической мощности (power), ожидаемых размеров эффектов (ES), допустимых ошибок I и II рода (α- и β-ошибок соответственно). Так, при планировании выборочного исследования мы исходили из следующих параметров: power = 0,8, ES = 0,8, α = 0,05, β = 0,20.
Методики
В исследовании использованы методы тестирования, анкетирования, наблюдения и беседы с подростками. В работе применялся опросник ценностей KVS-2 (часть 1) «Значимость жизненных сфер» (Д.В.Каширский) и анкета для подростков (С.А.Функ) [Каширский, 2013]. Методика KVS‑2 направлена на выявление ценностей субъекта. Для этого участникам исследования предъявляется список из 25 жизненных сфер, которые требуется оценить по 9-балльной ликертовской шкале (от –1 до 7). При обработке эмпирических данных используемая в процессе диагностического исследования шкала от –1 до 7 конвертировалась в шкалу от 1 до 9, поэтому распределения выборочных средних, представленных ниже, расположились на отрезке от 1 до 9.
Психометрический анализ показал высокую чувствительность данной шкалы, ее способность дифференцировать разные оттенки смысла, посредством наличия возможности для респондентов демонстрировать разнообразные варианты отношения к предъявляемой ценности – от ее непринятия или равнодушного к ней отношения, до провозглашения в качестве главнейшего жизненного приоритета. Предъявляемая подросткам анкета содержала вопросы относительно пола несовершеннолетнего, статуса родительской семьи, нахождения на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), Д-учете у психиатра и нарколога, приводах в полицию и др.
Количественная обработка результатов производилась в программе Statistica 6.1 с использованием t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа (коэффициент Ч.Спирмена). Для определения размеров эффектов использовалась мера Дж.Коэна.
Результаты и обсуждение
В таблице 1 представлены результаты анкетного опроса подростков, позволяющие получить общее представление об участниках эмпирического исследования.
Таблица 1
Общая характеристика подростковых групп
Фактор |
Градации фактора |
Группа риска (n = 30) |
Норма (n = 28) |
Итого (N = 58) |
Пол | Мужской | 63,3 | 46,4 | 55,2 |
Женский | 36,7 | 53,6 | 44,8 | |
Статус семьи | Полная | 36,7 | 71,4 | 53,4 |
Отсутствует | 10,0 | 0,0 | 5,2 | |
Неполная | 40,0 | 21,4 | 31,0 | |
Приемная | 13,3 | 7,2 | 10,4 | |
Учет в ПДН | Да | 30,0 | 0,0 | 15,5 |
Нет | 23,3 | 96,4 | 58,6 | |
Снят с учета | 46,7 | 3,6 | 25,9 | |
Семья на опеке | Да | 43,3 | 0,0 | 22,4 |
Нет | 50,0 | 100,0 | 74,1 | |
Снята с учета | 6,7 | 0,0 | 3,5 | |
Д-учет (подросток) |
Да | 20,0 | 0,0 | 10,3 |
Нет | 46,7 | 100,0 | 72,4 | |
Не знаю | 33,3 | 0,0 | 17,2 | |
Д-учет (родственники) | Да | 13,3 | 0,0 | 6,9 |
Нет | 50,0 | 96,4 | 72,4 | |
Не знаю | 36,7 | 3,6 | 20,7 | |
Приводы в полицию | Да | 86,7 | 14,3 | 51,7 |
Нет | 13,3 | 85,7 | 49,3 |
Примечания. «Группа риска» – подростки с делинквентным поведением, «Норма» – подростки с нормативным поведением.
Как видно из табл. 1, в группу с делинквентным поведением, в сравнении с группой с нормативным поведением, преимущественно вошли подростки, состоящие (или состоявшие) на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), Д-учете у нарколога и психиатра, имеющие приводы в полицию. Семьи этих подростков находятся (или находились) на учете у органов опеки и попечительства, а их родственники – на Д-учете у психиатра и нарколога. В сравнении с подростками с делинквентным поведением юноши и девушки нормативной группы характеризуются более благоприятными социальными («внешними») и психологическими («внутренними») условиями взросления. Некоторые из участников группы с нормативным поведением указали, что имели приводы в полицию, однако беседы с подростками показали, что это были разовые, не носившие хронического, рецидивного характера, иногда случайные (курьезные) случаи, связанные с нахождением подростков на улице после 23.00. Беседы с учителями подтвердили психологический статус участников нормативной группы как лиц, не склонных к девиантному поведению.
Эмпирическое исследование субъективных ценностей (рис. 1.) показало, что наиболее значимыми для подростков с делинквентным поведением сферами жизни являются: здоровье («хорошее здоровье и забота о нем»), материальное благосостояние («материальный достаток, зарабатывание денег и трата их на полезные для себя и близких вещи»), любовь («любовь к близким») и семья («создание своей семьи, воспитание детей, счастливая семейная жизнь»). Наименее значимы для подростков группы риска патриотизм и любовь к Родине («быть патриотом, испытывать гордость за страну и свою принадлежность к ней», «важно знать историю и хранить традиции своей Родины, отстаивать ее интересы и в случае необходимость встать на ее защиту»), вера в Бога («вера в Бога, в сотворение им мира и человека; разделение религиозных ценностей»), творчество («создание чего-то нового, нестандартного и оригинального») и время («важно ценить свое время и время других людей»).
Для подростков с нормативным поведением более значимы: здоровье («хорошее здоровье и забота о нем»), семья («создание своей семьи, воспитание детей, счастливая семейная жизнь»), высокое образование («важно быть образованным человеком и высококвалифицированным специалистом»), любовь («любовь к близким»), менее значимы – познание нового в мире, природе, человеке («открытие нового, интересного, стремление к познанию истины, исследовательская деятельность»), эстетические ценности («наслаждение прекрасным и гармоничным – театром, произведениями искусства, красотой природы, получение эстетического удовольствия от жизни»), творчество («создание нового, нестандартного и оригинального, реализация в жизни творческих замыслов»).
Рис. 1. Результаты исследования субъективных ценностей подростков с делинквентным и нормативным поведением.
Полученный результат указывает в целом на сходство ценностных иерархий подростков обеих групп. Сказанное подтверждается положительной ранговой корреляцией между профилями субъективных ценностей сравниваемых групп молодежи (r = 0,68, p ≤ 0,0002). В то же время между выборками существуют различия в отношении к отдельным жизненным ценностям (табл. 2).
Таблица 2
Значимые различия в ценностных приоритетах между подростками с делинквентным и нормативным поведением
Ценность |
Группа риска | Норма | t | d |
Здоровье | 5,96 | 6,45 | –1,79* | 0,55 |
Высшее образование | 4,43 | 5,95 | –3,29*** | 1,00 |
Интересная работа | 4,33 | 5,35 | –2,06** | 0,63 |
Наличие хороших и верных друзей | 3,56 | 5,65 | –4,11*** | 1,25 |
Ответственность | 3,50 | 4,70 | –2,06** | 0,63 |
Патриотизм и любовь к Родине | 1,73 | 3,20 | –1,77* | 0,54 |
Вера в Бога | 2,97 | 4,10 | –1,64* | 0,50 |
Примечания. «Группа риска» – подростки с делинквентным поведением, «Норма» – подростки с нормативным поведением (контрольная группа); t – статистика Стьюдента, d – размер эффекта Коэна, «*» – различия на уровне статистической тенденции (p ≤ 0,10), ** p ≤ 0,05, *** p ≤ 0,001.
Полученный результат согласуется с объективными данными наблюдений за подростками, которые подтверждают установленные с помощью опросника KVS-2 различия. Так, подростки, не склонные к противоправному поведению, активно и целенаправленно посещают школу, стремятся выучиться, чтобы в дальнейшем получить профессию, устроиться в жизни. Подростки с делинквентным поведением проявляют слабый и неустойчивый интерес к учебе и в целом не планируют продолжать образование в колледже или высшем учебном заведении. Наряду с этим подростки-правонарушители в меньшей степени, чем их сверстники из нормативной группы, ориентированы и на ценность «Интересная работа». Таким образом, ценностный профиль подростков с делинквентным поведением характеризуется слабой выраженностью ценностей учебной и профессиональной деятельности.
Различия между выборками коснулись также и ценности «Наличие хороших и верных друзей». Исследование показало, что юноши и девушки нормативной группы ценят дружбу, дорожат привязанностями с другими людьми, более доверчивы и открыты в отношениях. Подростки с делинквентным поведением ведут себя в отношениях более сдержанно, испытывают большее напряжение. Их в большей мере отличает поведение эмоционально отстраненной привязанности, установление дистанции в отношениях. Примечательно, что эмоциональная холодность по отношению к жертве – неотъемлемый атрибут преступной личности. По данным исследования, подростки с нормативным поведением продемонстрировали большую степень ответственности за себя, свое здоровье, социальное окружение, Родину, чем их сверстники из группы риска. Полученный результат указывает на более выраженную субъектную позицию подростков с нормативным поведением и ослабленную субъектность подростка-правонарушителя, подтверждая тезис о том, что склонность подростка к противоправному поведению не осознается как причина своих действий.
Вычисленная мера Дж.Коэна (табл. 2) показала, что различия между сравниваемыми группами в отношении к таким жизненным ценностям, как «Высшее образование» и «Наличие хороших и верных друзей», достигают выраженных (больших) эффектов (d ≥ 0,8), а различия между выборками в отношении ценностей «Здоровье», «Интересная работа», «Ответственность», «Патриотизм и любовь к Родине», «Вера в Бога» могут быть признаны умеренными (0,5 ≤ d < 0,8). Таким образом, установленные различия между сравниваемыми выборками, являются не только статистически значимыми, но и весьма выраженными, что с большей достоверностью указывает на существование качественного своеобразия ценностных ориентаций сравниваемых групп молодежи.
В табл. 3 представлены результаты сравнительного анализа ценностей подростков с делинквентным и нормативным поведением, в отношении которых статистически значимых различий выявлено не было.
Таблица 3
Ценности, в отношении которых значимые различия между подростками с делинквентным и нормативным поведением не выявлены
Ценность |
Группа риска | Норма | t | p |
Общение | 5,46 | 5,40 | 0,16 | 0,87 |
Высокий статус | 3,80 | 3,50 | 0,47 | 0,64 |
Семья | 5,63 | 6,35 | –1,58 | 0,12 |
Социальная активность | 4,00 | 3,25 | 1,29 | 0,20 |
Познание нового в мире, природе, человеке | 3,56 | 2,60 | 1,61 | 0,11 |
Помощь и милосердие | 4,16 | 3,60 | 1,15 | 0,25 |
Высокое материальное благосостояние | 5,40 | 4,70 | 1,37 | 0,18 |
Отдых и приятное времяпрепровождение | 4,76 | 4,05 | 1,32 | 0,19 |
Полная самореализация | 3,76 | 4,20 | –0,88 | 0,38 |
Поиск и наслаждение прекрасным | 3,33 | 2,50 | 1,40 | 0,17 |
Любовь | 5,30 | 5,85 | –0,99 | 0,32 |
Признание людей | 4,03 | 3,55 | 0,96 | 0,34 |
Свобода как независимость в поступках и действиях | 4,60 | 4,65 | –0,08 | 0,94 |
Гармоничная жизнь | 3,23 | 3,75 | –0,81 | 0,42 |
Стабильность и порядок | 3,76 | 4,25 | –0,96 | 0,34 |
Творчество | 2,83 | 2,10 | 1,27 | 0,21 |
Время | 2,43 | 3,10 | –1,14 | 0,25 |
Справедливость | 3,67 | 4,50 | –1,40 | 0,16 |
Примечания. «Группа риска» – подростки с делинквентным поведением, «Норма» – подростки с нормативным поведением («контрольная группа»); t – статистика Стьюдента, p – уровень значимости.
По данным табл. 3 можно сделать вывод о сходстве в оценках, даваемых молодежью сравниваемых групп, ценностям, расположенным как в верхней (общение, любовь и семейная жизнь), так и в нижней (субъективное время личности, творчество, познание нового в мире, природе, человеке и др.) частях ценностной иерархии. Полученный результат (табл. 3) позволяет предположить существование инвариантного набора жизненных ценностей, характеризующих облик современного российского подростка вне зависимости от его склонности к противоправному поведению.
Выводы
1. Делинквентное поведение несовершеннолетних в последние десятилетия имеет удручающую динамику, став государственной проблемой национального уровня. Несмотря на то, что проблема противоправного поведения подростков затрагивалась в работах многих отечественных и зарубежных ученых, на данный момент она весьма далека от своего разрешения.
2. Подростковый возраст является сензитивным для формирования нормативно-ценностной системы и поэтому весьма чувствительным к происходящим в стране переменам. В современной ситуации ценностно-нравственной нестабильности в российском обществе, а по некоторым оценкам, – нормативно-ценностного плюрализма, делинквентное поведение является реакцией дезориентированных подростков на социальные реалии наших дней. Поэтому поиск ответа на вопрос о том, что характеризует субъекта, совершающего преступление, ориентирует научный поиск, в частности, на изучение субъективных ценностей личности, характеризующейся преступной направленностью.
3. Ценностный подход к проблеме противоправного поведения далеко не в полной мере реализован в современной психологии, несмотря на то, что исследование ценностных предпочтений преступной личности отличается высокой значимостью и содержит в себе огромный прогностический потенциал. Особую актуальность подобные исследования приобретают в подростковом возрасте – периоде интенсивного формирования духовно-нравственных ориентаций личности.
4. Субъективные ценности – это интериоризированные и принятые человеком критерии должного, позволяющие отделить добро от зла, пользу от вреда, истину от заблуждения, достойное от недостойного. Субъективные ценности выступают для индивида в виде своеобразной системы координат, предназначенной для структурирования образов субъективной реальности, наделения событий «внутренней» (психической) и «внешней» жизни оценочными компонентами.
5. Субъективные ценности как внутренние критерии должного являются социальными по генезу, однако имеют свою специфику в зависимости от личности их носителя в силу того, что в ценностях находят отражение потребности, интересы и переживания субъекта. Таким образом, ценности субъекта имеют особенности в зависимости от характера его направленности – преступной, или просоциальной. Субъективные ценности являются относительно устойчивыми образованиями личности, поэтому они могут выступать в качестве характеристики психологического облика подростка-правонарушителя.
6. Материалы эмпирического исследования указывают, что для подростков с делинквентным поведением наиболее значимыми сферами жизни являются: здоровье, материальное благосостояние, любовь и семья. Наименее значимы для подростков-правонарушителей – патриотизм и любовь к Родине, вера в Бога, творчество и субъективное время личности.
7. Сравнительно-сопоставительный анализ субъективных ценностей подростков с делинквентным поведением и подростков нормативной группы позволил установить, что здоровье, высокое образование, интересная работа, наличие хороших и верных друзей, ответственность, патриотизм и религиозные ценности статистически значимо имеют более высокие ранговые места в иерархии ценностей подростков с нормативным поведением.
Таким образом, юноши и девушки не склонные к противоправному поведению, целенаправленно посещают школу, стремятся получить высшее образование, продолжить обучение в вузе. Подростки с делинквентным поведением проявляют слабый и неустойчивый интерес к учебе и в целом не планируют продолжать образование в колледже или высшем учебном заведении. Подростки-правонарушители в меньшей степени, чем их сверстники из нормативной группы, ориентированы и на ценность «Интересная работа». Таким образом, ценностный профиль подростков с делинквентным поведением характеризуется слабой выраженностью ценностей учебной и профессиональной деятельности.
8. Проявления делинквентного поведения связаны с ослабленной субъектной позицией индивида, незрелостью личности подростка-правонарушителя. В основе противоправного поведения, по-видимому, лежит позиция человека, который не чувствует себя источником данного типа поведения, не способен управлять своей психикой, демонстрируя в той или иной ситуации необходимый репертуар поведения, реализуемый в результате свободного волевого действия. Сказанное в определенной степени объясняет преимущественно ситуативный и/или групповой характер преступлений с участием несовершеннолетних, когда «власть ситуации» психологически оказывается сильнее субъекта свободного выбора, а персональная ответственность за совершенные действия распределяется между членами преступной группы, «обезличивая» ее участников.
Выражение признательности
Автор выражает признательность С.А.Функ – выпускнице Московского психолого-социального университета (филиал в гор. Барнауле) за помощь в организации эмпирического исследования и сборе данных.
Финансирование
Исследование выполнено при поддержке гранта губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики, проект 13.289.
Литература
Айхорн А. Трудный подросток. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991.
Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2006.
Ениколопов С.Н., Забрянский Г.И., Цымбал Е.И., Якутова М.А. Правонарушающее поведение несовершеннолетних: описание, объяснение, противодействие. М.: Новая юстиция, 2005.
Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2003.
Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с девиантным поведением. Барнаул: ААЭП, 2013.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979.
Кудрявцев В.Н. (Ред.). Криминальная мотивация. М.: Наука, 1986.
Куттер П. Современный психоанализ. СПб.: Б.С.К., 1997.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2010.
Сафуанов Ф.С., Васкэ Е.В. Определение мотивации преступного поведения несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. Психологические исследования, 2009, No. 5(7). http://psystudy.ru
Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. М.: Центр социологии образования РАО, 2005.
Поступила в редакцию 1 августа 2013 г. Дата публикации: 29 декабря 2013 г.
Сведения об авторе
Каширский Дмитрий Валерьевич. Кандидат психологических наук, доцент, департамент общественных наук и социальных технологий, Алтайская академия экономики и права, пр. Комсомольский, д. 86, 656038 Барнаул, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ссылка для цитирования
Стиль psystudy.ru
Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с делинквентным поведением. Психологические исследования, 2013, 6(32), 8. http://psystudy.ru
Стиль ГОСТ
Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с делинквентным поведением // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 32. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]
Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n32/910-kashirsky32.html