Особенности ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Авторы

  • Татьяна Чернокова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i33.643

Ключевые слова:

модель психического, theory of mind, ментальные представления, метакогнитивные знания, представления об эмоциях, старший дошкольный возраст

Аннотация

Рассматриваются результаты исследований формирования у детей метакогнитивных знаний и представлений об эмоциях, проведенные в рамках теории психического (theory of mind). Представлены результаты эмпирического исследования детей 5–6 лет (N = 40). Использовалась беседа, которая включала вопросы о познавательных и эмоциональных процессах. Выявлено, что возраст 5–6 лет сензитивен для освоения ментальных представлений, при этом ментальные представления у большинства детей представляют собой диффузные и эклектичные образы, основанные на непосредственном опыте. Показана гетерохронность в освоении представлений о психических процессах. Особенностями структуры метакогнитивных представлений обследованных детей являются: дифференциация перцептивных, мыслительных, мнемических и имажитивных процессов; доминирующая роль восприятия и памяти; исключение воображения из познавательной системы; диффузное представление о мышлении; отождествление внимания с восприятием. Особенностями структуры представлений об эмоциях являются: дифференциация всех фундаментальных эмоций; слабое осознание детьми связей между эмоциями; признание доминирующей позиции эмоций, играющих наиболее важную роль в социализации: радость, печаль, гнев, страх. Выявленная связь между уровнями представлений о познании и представлений об эмоциях свидетельствует о том, что на 6-м году жизни модель психического у детей представляет собой систему ментальных представлений.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Татьяна Чернокова

Чернокова Татьяна Евгеньевна. Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии, Гуманитарный институт, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Торцева, д. 6, 164520 Северодвинск, Россия. E-mail: tattyana-chernokova@yandex.ru

Литература

Chernokova T.E. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya, 2013, No. 1, 14–21. (in Russian)

Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-development inquiry. American Psychologist, 1979, 34(10), 906–911.

Flavell J.H. Theory-of-mind development: Retrospect and prospect. Merrill-Palmer Quartely, 2004, 50(3), 274–290.

Izotova E.I., Nikiforova E.V. Emotsional'naya sfera rebenka: Teoriya i praktika. Moscow: Akademiya, 2004. (in Russian)

Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. Moscow: Bars, 1997. (in Russian)

Kluwe R. Executive decisions and regulation of problem solving behavior. In: F. Weinert, R. Kluwe (Eds.), Metacognition, motivation and understanding. New Jersey: Erlbaum, 1987. pp. 31–64.

Kuhn D., Dean D. A bridge between cognitive psychology and educational practice. Theory into Practice, 2004, 43(4), 268–273.

Kuz'mishcheva M.A. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Psikhologicheskii institut RAO, Moscow, 2002. (in Russian)

Lebedeva E.I., Talanova N.N., Sergienko E.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(26), 3. http://psystudy.ru. (in Russian)

Miller P.H. Metacognition and attention. In: D.L. Forrest-Pressley, G.E. MacKinnon, T.G. Waller (Eds.), Metacognition, cognition and human performance. Orlando: Academic Press, 1985. Vol. 2, pp. 181–221.

Prusakova O.V., Sergienko E.A. Voprosy psikhologii, 2006, No. 4, 24–35. (in Russian)

Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka. Moscow: IP RAN, 2009. (in Russian)

Shchetinina A.M. Voprosy psikhologii, 1984, No. 3, 60–66. (in Russian)

Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii. Moscow: Pedagogika, 1984. T. 4. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 202

Опубликован

25.02.2014

Как цитировать

Чернокова, Т. (2014). Особенности ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Психологические исследования, 7(33). https://doi.org/10.54359/ps.v7i33.643

Выпуск

Раздел

Статьи