Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

2014 Том 7 No. 36

 

Современная психология: новые проблемы и парадигмы [Спецвыпуск]


Словосочетание «психология XXI века» стало в последние годы довольно распространенным, так же как термины «новое детство» или «вызовы современной науки». Однако за привычностью слов уходит не только их содержание, но и осознание происходящих в последние годы изменений в науке, ее места в современном мире. В то же время проблема развития психологического (шире – научного) знания, факторов и условий, детерминирующих научный прогресс, всегда была одной из центральных методологических проблем.

Не менее важным вопросом является научная преемственность. Существуют определенные тенденции в отечественной психологии, которые целесообразно развивать, прежде всего, сочетание разных парадигм и методов исследования, внимание не только к факту, но и к его интерпретации и стремление вплести его в общую картину научного знания. Представляется, что именно эти традиции необходимо развивать, а не догматически поддерживать в неизменном виде старые и уже не очень соответствующие времени взгляды. Не исчерпан и потенциал многих концепций, которые по разным причинам не были до конца разработаны, причем это относится не только к трудам ученых, живших в первой трети ХХ века, но и к более поздним теориям.

Сочетание нового и старого, старых традиций и новой метрологии, новых методов – это важная проблема, которая должна обсуждаться и решаться. В этом выпуске журнала собраны статьи, в которых не только излагаются новые подходы и принципы построения методологии разного уровня, соответствующей современной системе научного знания, но и раскрывается их связь с ведущими линиями в отечественной науке. Важность такого подхода в обсуждении значимых тенденций развития отечественной науки позволяет предположить, что публикации на эту тему будут продолжены.


Содержание

Марцинковская Т.Д. Методология современной психологии: смена парадигм?!
Корнилова Т.В. Перспективы динамической парадигмы в психологии выбора
Белинская Е.П. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности
Хорошилов Д.А. Мимесис как объяснительный принцип в психологии и эстетике
Гусельцева М.С. Смешанные методы в свете идеала постнеклассической рациональности
Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания социального мира
Дубовская Е.М. Транзитивность общества как фактор социализации личности
Смирнов С.Д. Методологические проблемы педагогической психологии в ракурсе постнеклассической рациональности
Головей Л.А., Стрижицкая О.Ю., Криулина А.В. Позитивное функционирование личности в пожилом возрасте: комплексный подход
Карабанова О.А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность – среда»
Балашова Е.Ю. Методология клинико-психологического исследования репрезентаций пространства и времени при старении: возможности и ограничения
Егорова М.С. Исследование развития в психологии индивидуальных различий