Модель психического как парадигма познания социального мира

Авторы

  • Елена Сергиенко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i36.613

Ключевые слова:

модель психического, «чтение психического», задачи на неверное мнение, теория Пиаже, метакогнитивное развитие, психолингвистика, мозговые механизмы, современные тенденции

Аннотация

Продемонстрирован научный потенциал парадигмы «Модель психического» и показано значение данной парадигмы для познания социального мира. Направление «Модель психического» возникло эволюционно на пересечении трех направлений: теории Ж.Пиаже, метакогнитивизма (развития метакогнитивных функций) и психолингвистики (развития понимания нарративов, эмоций и причин поведения персонажей, возможность понимания и употребления слов, обозначающих ментальные состояния). В настоящее время данное направление за тридцатилетнюю историю доказало свою продуктивность и высокий потенциал в изучении концептуализации социальных знаний и достижении социальной компетенции. Обобщаются результаты работ автора и ее сотрудников, которые демонстрируют уровневый характер развития модели психического, и соответствие возможностей усвоения социальных знаний и социальных воздействий достигнутому уровню. Проводится анализ современных тенденций развития парадигмы модели психического, где задачи изучения мозговых механизмов модели психического и создание инструмента измерения данной способности становятся актуальными и приоритетными.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Елена Сергиенко

Сергиенко Елена Алексеевна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии развития, Институт психологии, Российская академия наук, ул. Ярославская, д. 13, 129366 Москва, Россия. E-mail: elenas@migmail.ru

Литература

Apperly I. Can theory of mind grow up? Mindreading in adult and its implication for the development and neuroscience of mindreading. In: S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, M.V. Lombordo (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 72–92.

Baillargeon R., Scott R., He Z. False-belief understanding in infants. Trend in Cognitive Science, 2010, 14(3), 110–118.

Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Lombordo M.V. (Eds.). Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013.

Blair J., White S.F. Social cognition in individuals with psychopathic tendencies. In: S. Baron-Cohen, H. Tager- Flusberg, M.V. Lombordo (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 345–363.

Flavell J.H. Development of children’s knowledge about the mental world. International Journal of Behavioral Development, 2000, 24(1), 15–23.

Gelman S.A., Wellman H.M. Inside and essences: early understandings of non-obvious. Cognition, 1991, 38(3), 213–244.

Gerasimova A.S., Sergienko E.A. Psikhologicheskii zhurnal, 2005, 26(1), 56–70. (in Russian)

Gopnik A., Capps L., Meltzoff A. Early theories of mind: what the theory theory can tell us about autism? In: S. Baron-Cohen., H. Tager-Flusberg, D.J. Cohen. (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2000. pp. 50–72.

Gotswamy U. Cognitive development. The learning brain. Hove: Psychological Press, 2008.

Keleman D. The scope of teleological thinking in preschool children. Cognition, 1999, 70(3), 241–272.

Khachaturova A.V., Sergienko E.A. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2009, 6(2), 161–172. (in Russian)

Kolesnikova N.I., Sergienko E.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2010, 6(14), 4. http://psystudy.ru. (in Russian)

Obukhova L.F. In: L.F. Obukhova, G.V. Burmenskaya (Eds.), Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii. Moscow: Gardariki. 2001. pp. 5–32. (in Russian)

Perner J., Stummer S., Doherty M. Theory of mind finds its Piagetian perspective: why understanding belief? Cognitive Development, 2002, 17(3), 1451–1472.

Perry A., Shamay-Tsoory S. Understanding emotional and cognitive empathy:neuropsychological perspective. In: S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, M.V. Lombordo (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 178–195.

Piaget J. In: L.F. Obukhova, G.V. Burmenskaya (Eds.), Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii. Moscow: Gardariki. 2001. pp. 106–157. (in Russian)

Pyers J., de Villiers P.A. Theory of Mind in deaf children: illuminating the relative roles of language and executive functioningin the development of social cognition. In: S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, M.V. Lombordo (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 345–364.

Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: novyi vzglyad. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2006. (in Russian)

Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. (in Russian)

Sergienko E.A., Talanova N.N., Lebedeva E.I. Televizionnaya reklama i deti. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2013. (in Russian)

Sodian B. 'Theory of Mind' – the case for conceptual development. In: W. Schneicler, R. SchurmannHengsteler, B. Sodian. (Eds.), Youngchildren’s cognitive development. Interrelations amongexecutive functiong, workingmemory, verbal ability and 'Theory of Mind'. Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2005. pp. 95–131.

Southgate V. Tarly manifestation of mindreading . In: S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, M.V. Lombordo (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 3–19.

Stein N.L., Trabasso T. What’s in a story: critical issue in comprehension and instruction. In: R. Glaser (Ed.), Advances in instructional psychology. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Association, 1982. Vol. 2, pp. 213–267.

Tarullo A.R., Gunnar M.C., Gunnar M.R. Atypical EEG power correlations with indiscriminately friendly behavior in internationally adopted children. Developmental Psychology, 2011, 47(2), 417–431.

Wellman H.M., Johnson C.N. Understanding of mental processes: a developmental study of 'remember' and 'forget'. Child Development, 1979, No. 50, 79–80.

Wellman H.M., Peterson C.C. Theory of mind,development and deafness. In: S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, M.V. Lombordo (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 51–71.

Znakov V.V. Psikhologiya ponimaniya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2005. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 309

Опубликован

15.08.2014

Как цитировать

Сергиенко, Е. (2014). Модель психического как парадигма познания социального мира. Психологические исследования, 7(36). https://doi.org/10.54359/ps.v7i36.613

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>