Общая и академическая я-концепции одаренных учащихся средней школы

Авторы

  • Елена Щебланова
  • Светлана Петрова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i38.588

Ключевые слова:

общая я-концепция, академическая я-концепция, одаренность, интеллект, мотивация, академическая успеваемость, школьники

Аннотация

Анализируются теоретические основания рассмотрения я-концепции как многомерной структуры в контексте проблемы одаренности детей. В эмпирическом исследовании изучались взаимосвязи общей и академической я-концепций с показателями интеллекта, креативности, мотивационно-личностной сферы и академической успеваемости учащихся (N = 480) с разным уровнем интеллектуальной одаренности на этапах обучения в средней школе. Получены данные о сходстве и различии взаимосвязей академической и общей я-концепций с когнитивными и личностными показателями. Обнаружено влияние уровня интеллекта только на академическую я-концепцию, а влияние возраста – на оба вида я-концепции. Мальчики демонстрировали более высокую общую я-концепцию, чем девочки, при отсутствии гендерных различий по академической я-концепции. В целом данные исследования свидетельствуют об относительной независимости этих видов я-концепции и необходимости их раздельного анализа у одаренных учащихся.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Елена Щебланова

Щебланова Елена Игоревна. Доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии одаренности, Психологический институт, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125006 Москва, Россия. E-mail: elenacheblanova@mail.ru

Светлана Петрова

Петрова Светлана Олеговна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Городской ресурсный центр одаренности, Московский городской психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, д. 29, 127051 Москва, Россия. E-mail: simarik2000@mail.ru

Литература

Ananiev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. St. Petersburg: Piter, 2001. (in Russian)

Bogoyavlenskaya D.B. (Ed.). Rabochaya kontseptsiya odarennosti. Moscow: Ministerstvo obrazovaniya RF, 2003. (in Russian)

Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)

Burns R.B. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie. Moscow: Progress, 1986. (Transl. of: Burns R.B. Self-concept development and education. London: Holt, 1982.) (in Russian)

Byrne B.M. Measuring self-concept across the life-span: Issues and instrumentation. Washington, DC: American Psychological Association, 1996.

Chan D.W. Perceptions of giftedness and self-concepts among junior secondary students in Hong Kong. Journal of youth and adolescence, 2002, 31(4), 243–252.

Cooley C.H. Human nature and the social order. New York: Scribners, 1902.

Coopersmith S. The antecedents of self-esteem. San Francisco: W.H.Freeman, 1967.

Dolgova V.I., Ordina I.P. Ya-kontseptsiya odarennykh starsheklassnikov. Bishkek: DETs, 2012. (in Russian)

Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis. Moscow: Progress, 1996. (Transl. of: Erikson E. Identity Youth and Crisis. New York: W.W. Norton and Company, 1968.) (in Russian)

Feldhusen J.F. Giftedness, talent, expertise, and creative achievement. In: R.J. Sternberg, J.E. Davidson (Eds.), Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. pp. 64–79.

Gagne F. From Gifts to Talents: The DMGT as a Developmental Model. In: R.J. Sternberg, J.E. Davidson (Eds.), Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. pp. 98–119.

Gardner H. Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta. Moscow: I.D. Vil'yams, 2007. (Transl. of: Gardner H. The theory of multiple intelligences. New York: A Member of the Perseus Group, 1993.) (in Russian)

Harter S., Whitesell N.R., Junkin L.J. Similarities and differences in domain-specific and global self-evaluation of learning-disabled, behaviorally disordered, and normally achieving adolescents. American Educational Research Journal, 1998, 35(4), 653–680.

Heckhausen H. Motivatsiya i deyatel'nost'. St. Petersburg: Piter, 2003. (Transl. of: Heckhausen H. Motivation und Handeln. Berlin: Springer-Verlag, 1989.) (in Russian)

Heller K.A. (Ed.). Hochbegabung im Kindes-und Jugendalter. Gottingen: Hogrefe, 2001.

Heller K.A. (Ed.). Munich studies of giftedness. Berlin: LIT Verlag Dr.W.Hopf, 2010.

Heller K.A., Mönks F.J., Subotnik R., Sternberg R.J. (Eds.). International handbook on giftedness and talent: the nature of high ability. New York: Elsevier Science Publishing Corp, 2001.

Hoge R.D., Renzulli J.S. Exploring the link between giftedness and self-concept. Review of Educational Research, 1993, 63(4), 449–465.

Kornilov S.A. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2011, No. 3, 56–66. (in Russian)

Marsh H.W. Negative effects of school-average achievement on academic self-concept: A Comparison of the Big-Fish-Little-Pond Effect across Australian states and territories. Australian Journal of Education, 2004, 48(1), 5–26.

Mead G.H. Mind, Self, and Society. Chicago: University of Chicago Press, 1934.

Nikitina E.A. PhD dissertation (Psychology). Kursk. gos. universitet, Kursk, 2008. (in Russian)

Novikova M.A., Kornilova T.V. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(23), 2. http://psystudy.ru 0421200116/0026. (in Russian)

Plucker J., Stocking V. Looking outside and inside: Self-concept development of gifted adolescents. Exceptional Children, 2001, 67(4), 535–548.

Renzulli J.S. The Three-ring conception of giftedness: a Developmental model for promoting creative productivity. In: R.J. Sternberg, J.E. Davidson (Eds.), Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. pp. 246–279.

Rinn A.N., Jamieson K.M., Gross C.M., McQueen K.S. A canonical correlation analysis of the influence of social comparison, gender, and grade level on the multidimensional self-concepts of gifted adolescents. Social Psychology Education: an International Journal, 2009, 12(2), 251–269.

Shcheblanova E.I. Psikhodiagnostika odarennosti shkol'nikov: problemy, metody, rezul'taty issledovanii i praktika. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, 2004. (in Russian)

Shcheblanova E.I. Voprosy psikhologii, 2013, No. 1, 13–23. (in Russian)

Smirnov S.D., Kornilova T.V. Kornilov S.A., Malakhova S.I. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2007, No. 4, 82–88. (in Russian)

Sternberg R.J. The WICS model of giftedness. In: R.J. Sternberg, J.E. Davidson (Eds.), Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. pp. 327–342.

Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: a Proposed direction forward based on psychological science. Psychological Science in the Public Interest, 2011, 12(1), 3–54.

Vialle W., Heaven P.C.L., Ciarrochi J. The relationship between self-esteem and academic achievement in high ability students: evidence from the Wollongong youth study. The Australasian Journal of Gifted Education, 2005, 14(2), 39–45.

Worrell F.C. Global and domain-specific self-concepts in academically talented Asian American and White adolescents. Gifted Child Quarterly, 2002, 46(2), 90–97.

Zakharova A.V. Genezis samootsenki. Tula: Tul'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 1998. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 234

Опубликован

27.12.2014

Как цитировать

Щебланова, Е., & Петрова, С. (2014). Общая и академическая я-концепции одаренных учащихся средней школы. Психологические исследования, 7(38). https://doi.org/10.54359/ps.v7i38.588

Выпуск

Раздел

Статьи