Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Рождественский В.И., Трегубенко И.А. Половозрастная специфика предметно-ассоциативной структуры бреда у больных шизофренией

English version: Rozhdestvenskiy V.I., Tregubenko I.A. Sex and age features of object-associative structure of schizophrenic patients’ delusion
Городской психоневрологический диспансер No. 7 (со стационаром), Санкт-Петербург, Россия
Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, Санкт-Петербург, Россия

Сведения об авторах
Литература
Ссылка для цитирования


При параноидной шизофрении бред является одним из основных симптомов, определяющих ее клиническую картину. Целью данного исследования являлось определение половозрастной специфики предметно-ассоциативной структуры бреда у больных шизофренией. Было изучено 100 историй болезни пациентов обоего пола с диагнозом «шизофрения, параноидная форма». Больные были поделены на четыре группы в зависимости от пола и возраста дебюта заболевания. Для работы с содержанием бреда был использован контент-анализ и метод семиопсихометрического описания текста. В результате было выявлено, что содержание бреда при дебюте параноидной шизофрении имеет половую специфику и взаимосвязано с возрастом больных.

Ключевые слова: параноидная шизофрения, дебют шизофрении, содержание бреда, предметно-ассоциативная структура бреда, половозрастные особенности

 

Бред является наиболее частым проявлением шизофрении, на разных этапах его можно наблюдать практически при всех формах данного заболевания [Попов, Вид, 1997]. Однако при параноидной форме шизофрении бред – это один из основных симптомов, входящий в так называемые бредовые синдромы и определяющий ее клиническую картину [Жариков и др., 1989].

Проблема бреда – одна из ключевых проблем психопатологии [Ясперс, 1997]. В течение двух веков, с середины XVIII до середины XX столетия, на ее решение была направлена большая часть клинических исследований представителей французской, немецкой и отечественной школ. Однако результатом явился не более чем ряд предпосылок для решения таких вопросов, как структура и динамика, типология и генезис бреда [Микиртумов, Ильичёв, 2007].

Содержание бреда является самым лабильным психопатологическим образованием [Пашковский, 2010]. На сегодняшний день по-прежнему актуальным остается вопрос о том, что влияет на изменение тематики бреда при шизофрении как в популяции, так и у конкретного индивида. В формировании содержания бреда одни авторы придают главное значение изменению политической обстановки [Skodlar et al., 2008]; другие полагают, что феноменология бреда отличается по подгруппам населения в зависимости от их социокультурных ролей и определенной «уязвимости» [Suhail, 2003]; третьи считают, что общие культурные верования, а не непосредственная окружающая среда играют доминирующую роль в определении тематики бреда [Ahmed, 1978].

Вместе с тем любое заболевание преломляется через личность [Войтенко, 2011], в том числе бредовое умозаключение является собственным продуктом мышления больного, а не экстраполяцией расхожих представлений на конкретную ситуацию. При бреде изменяется смысл именно индивидуальной ситуации, то есть неадекватно оценивается положение вещей, которое непосредственно затрагивает пациента [Циркин, 2012].

Тем не менее личность следует рассматривать в контексте биологических предпосылок и социальных условий. Удачным вариантом для этого является одновременное выделение групп по половому и возрастному признакам. С одной стороны, данные критерии отражают биологическую предрасположенность (биологический пол и неравномерное созревание структур головного мозга, возрастные кризисы), с другой – содержат в себе мощный социальный компонент (социальный пол – гендер и различные институциональные формы, например школа, университет, трудовая организация, в которые включается человек в определенном возрасте). Такой подход позволит более интегративно подойти к рассмотрению содержания бреда при шизофрении, что в дальнейшем даст возможность разработки рекомендаций для проведения психотерапевтических мероприятий с больными шизофренией с учетом их пола и возраста.

В доступной литературе содержание бреда при шизофрении отдельно исследовалось в группах пациентов, выделенных по полу и возрасту. Е.И.Терентьевым на примере бреда ревности при параноидной шизофрении было показано, что у женщин звучат в первую очередь мотивы любви, духовной близости, общих семейных и материальных интересов, а уже затем сексуально-эротические переживания, которые, напротив, в бреде мужчин имеют первостепенное значение. Также было выявлено, что бред ревности у мужчин более детализирован, нежели у женщин [Терентьев, 1990]. В других исследованиях [Суворова, 1970; Дектярев, 1972; Pauleiknoff, 1967] были выявлены следующие особенности бреда ревности при параноидной шизофрении: у женщин по сравнению с мужчинами выявлялась меньшая психопатизация личности до заболевания, отмечалось преобладание тревожно-мнительных и истероидных черт, были характерны бóльшая выраженность депрессивных переживаний, сопутствующих идеям ревности, отсутствие активного бредового поведения в виде слежки, проверки, лучшие результаты лечения, связанные с ориентацией женщин на сохранение семьи.

Имеются немногочисленные данные о связи возраста больных шизофренией с содержанием их бреда. Для детского возраста характерен образный бред преимущественно фантастического содержания, присутствуют инфантильные реформаторские планы и идеи изобретательства, бред отношения к родителям, а также размытое чувство «присутствия постороннего». В препубертатном возрасте появляются идеи преследования, имеющие обыденное содержание. В пубертате сохраняется бред отношения к родителям, появляются новые темы: поиск смысла жизни, совершенствование, реформаторство, ипохондрический бред, «бред переделки». В зрелом возрасте в содержании бреда звучат темы, ассоциированные с неприятными соматическими ощущениями, внутренним напряжением. В позднем возрасте наблюдаются бредовые идеи ревности, преследования, ущерба, конфабуляторный бред, бред малого размаха [Снежневский, 1972; Ковалёв, 1985; Мальцева и др., 2014].

Целью исследования являлось определение половозрастной специфики предметно-ассоциативной структуры бреда у больных параноидной шизофренией. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существуют особенности содержания бреда в группах больных шизофрений, выделенных одновременно по критериям пола и возраста.

Методы

Выборка

Было изучено 100 историй болезни пациентов обоего пола с диагнозом «шизофрения, параноидная форма» (F20.0). Анализу были подвергнуты фабулы бреда, зафиксированные на момент первичного попадания больных в психиатрические учреждения, что позволило исключить влияние медикаментозного лечения на бредовые переживания. У всех пациентов стаж болезни до первого стационирования не превышал 3 лет.

Пациенты были поделены на две группы по половому признаку. Внутри каждой группы было выделено две подгруппы в зависимости от возраста больных на момент дебюта шизофренического процесса: 1) дебют произошел в юношеском возрасте («ранний» дебют); 2) дебют пришелся на первый период зрелости («поздний» дебют).

В группу мужчин с ранним дебютом эндогенного заболевания вошло 20 человек, средний возраст на момент дебюта составил 18,6±1,56 года; с поздним дебютом – 30 человек, средний возраст – 31,4±6,9 года. В группу женщин с ранним дебютом шизофренического процесса вошло 20 человек, средний возраст на момент дебюта составил 18,0±2,2 года, с поздним дебютом – 30 человек, средний возраст – 31,2±5,6 года.

Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городской психоневрологический диспансер No. 7 (со стационаром)», г. Санкт-Петербург.

Методики и методы анализа данных

Для работы с содержанием бреда больных шизофренией был использован метод качественно-количественного анализа (контент-анализ), а также метод семиопсихометрического описания текста [Еремеев, 2003].

Контент-анализ может быть применен в двух вариантах – дедуктивном и индуктивном. В основе дедуктивного контент-анализа лежит процедура привнесения категорий извне, то есть на исходное содержание накладывается «сверху» смысловая матрица, разработанная исследователем. В основе индуктивного контент-анализа лежит процедура извлечения категорий «снизу». В данном случае исследователь не придумывает новые категории, а работает с исходными единицами текста, то есть лексемами (словами).

С целью семиотического описания содержания бреда был проведен индуктивный контент-анализ в каждой из четырех выделенных групп. В качестве единиц анализа (категорий) рассматривались лексемы. Были определены слова, частота встречаемости которых статистически отличается от случайной. Далее при помощи тетрахорического коэффициента корреляции Пирсона были рассчитаны ассоциативные связи между лексемами. Ассоциативность в данном случае – совместное появление слов-категорий в одном и том же тексте, то есть бреде конкретного больного.

Для описания композиции категориальной структуры была использована тригонометрическая интерпретация коэффициентов корреляции (радианы угла по Фишеру). В результате были получены четыре преобразованных корреляционных матрицы устойчивых категорий бреда больных шизофренией. Все расчеты производились вручную.

Результаты и обсуждение

Рассмотрим корреляционные матрицы устойчивых категорий бреда больных каждой группы.

Таблица 1
Предметно-ассоциативная структура содержания бреда у мужчин с ранним дебютом шизофрении (n = 20)

Категории Корреляционное описание парных отношений категорий: коэффициент корреляции Специфичность,
рад
Ранг
общности
Всё Люди Мочь Следить Смотреть Странно Ощущение    
Всё   –0,42* –0,29 0,13 0,00 0,00 –0,24 1,712 7
Люди –0,42*   0,42* –0,02 0,42* –0,10 –0,01 1,523 3
Мочь –0,29 0,42*   –0,05 0,06 –0,25 0,14 1,565 5
Следить 0,13 –0,02 –0,05   0,49* 0,22 –0,28 1,487 2
Смотреть 0,00 0,42* 0,06 0,49*   0,06 –0,21 1,428 1
Странно 0,00 –0,10 –0,25 0,22 0,06   0,14 1,560 4
Ощущение –0,24 –0,01 0,14 –0,28 –0,21 0,14   1,649 6

Примечания. * – статистически значимые коэффициенты корреляции, р ≤ 0,05.




Рис. 1. Корреляционный граф содержания бреда у мужчин с ранним дебютом шизофрении.
Примечания. 1 – всё, 2 – люди, 3 – мочь, 4 – следить, 5 – смотреть, 6 – странно, 7 – ощущение.


Как видно из табл. 1 и рис. 1, статистически значимая ассоциированность обнаружена в следующих парах: «люди» – «смотреть», «люди» – «мочь», «следить» – «смотреть». Взаимное отталкивание характерно для категорий «люди» и «всё».

Обращаясь к анализу композиционной структуры элементов, следует отметить преобладание центростремительных тенденций над центробежными, поскольку среднее значение специфичности (spср = 1,561) меньше порогового значения (sp = 1,571). Данный факт указывает на то, что категории-лексемы имеют тенденцию к сближению, то есть к образованию одной глобальной темы, из чего можно сделать вывод, что содержание бреда менее дифференцированно.

Наименьшей специфичностью обладает категория «смотреть», за ней расположены категории «следить» и «люди». Названные лексемы положительно коррелируют между собой и образуют семантическое ядро содержания бреда. Учитывая ассоциативность, можно описать варианты развертки конструкта: «люди могут смотреть и следить», «люди странно смотрят», «за мной следят». В данном случае наблюдается классический вариант бреда преследования с гипертонией механизма проекции.

На периферии предметно-ассоциативной структуры расположены категории «ощущение» и «всё». Ощущение представляет собой психическое отражение отдельных свойств объекта или явления. В данном случае лексема обозначает внутренние переживания и обращение к психической реальности. Категория «всё» отображает идею генерализации (себя и своих переживаний). Таким образом, периферию композиции можно интерпретировать как тенденцию к инфляции и интроекции.

Итак, в данной предметно-ассоциативной структуре ядро фабулы составляет классический вариант бреда преследования, периферия же представлена генерализацией и уходом в себя. Ось от ядра к периферии можно рассматривать как оппозицию механизмов проекции и интроекции или как вариант реализации принципа экстра- и интроверсии.

В следующих таблице и рисунке отражены результаты анализа содержания бреда в группе молодых женщин.

Таблица 2
Предметно-ассоциативная структура содержания бреда у женщин с ранним дебютом шизофрении (n = 20)

Категории Корреляционное описание парных отношений категорий: коэффициент корреляции Специфичность,
рад
Ранг
общности
Все Голова Мысли Некрасивая Относиться Плохо Стать Человек    
Все   0,22 –0,21 –0,14 0,14 –0,14 0,22 –0,21 1,589 3
Голова 0,22   –0,21 –0,14 –0,21 –0,14 0,61** –0,21 1,577 2
Мысли –0,21 –0,21   –0,17 –0,25 –0,17 0,14 0,38* 1,640 6
Некрасивая –0,14 –0,14 –0,17   –0,17 –0,11 –0,14 –0,17 1,719 8
Относиться 0,14 –0,21 –0,25 –0,17   0,67** –0,21 –0,25 1,603 5
Плохо –0,14 –0,14 –0,17 –0,11 0,67**   –0,14 –0,17 1,591 4
Стать 0,22 0,61** 0,14 -0,14 –0,21 –0,14   0,14 1,477 1
Человек –0,21 –0,21 0,38* –0,17 –0,25 –0,17 0,14   1,641 7

Примечания. * – статистически значимые коэффициенты корреляции, р ≤ 0,05; ** – статистически значимые коэффициенты корреляции, р ≤ 0,01.




Рис. 2. Корреляционный граф содержания бреда у женщин с ранним дебютом шизофрении.
Примечания. 1 – все, 2 – голова, 3 – мысли, 4 – некрасивая, 5 – относиться, 6 – плохо, 7 – стать, 8 – человек.


Положительными корреляциями связаны следующие категории: «голова» – «стать», «плохо» – «относиться», а также «мысли» и «человек».

Среднее значение специфичности (spср = 1,604) выше порогового значения, то есть центробежные тенденции преобладают над центростремительными. Это указывает на то, что категории-лексемы менее взаимосвязаны друг с другом, наблюдается тенденция к образованию локальных тем, то есть содержание бреда более дифференцированно. На бóльшую дифференцированность также указывает отсутствие корреляций между лексемами, образующими ядро фабулы, и лексемами, находящимися на периферии.

Наибольшей общностью обладает категория «стать» – глагол, обозначающий переход из одного состояние в другое. Далее следует категория «голова», которая положительно коррелирует с лексемой «стать», затем категория «все» – генерализованное понятие, обозначающее всех людей. Таким образом, семантическое ядро в данном случае представляет собой обозначение перехода в новое состояние, которое связано с головой и за которым следует тенденция к генерализации.

Между центром и периферией располагаются положительно коррелирующие категории «плохо» и «относиться». Этот конструкт является типичным содержанием бреда отношения, при котором реализуется идея негативного отношения к пациентке.

Далее на периферии расположен конструкт «мысли» – «человек» (категории положительно связаны). Он обозначает симптоматику «открытости мыслей». Наибольшей специфичностью обладает категория «некрасивая» – прилагательное, описывающее внешность. Здесь можно наблюдать дисморфоманию и сензитивный бред отношения.

В целом можно сказать, что для данной предметно-ассоциативной структуры характерно наличие нескольких достаточно обособленных друг от друга конструктов. Кроме того, у молодых женщин чаще (по сравнению с мужчинами) встречается бред отношения.

Перейдем к анализу содержания бреда у мужчин зрелого возраста (табл. 3 и рис. 3).

Таблица 3
Предметно-ассоциативная структура содержания бреда у мужчин с поздним дебютом шизофрении (n = 30)

Категории Корреляционное описание парных отношений категорий: коэффициент корреляции Специфичность,
рад
Ранг
общности
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11    
1   –0,11 –0,11 0,15 0,08 0,26 0,20 –0,15 0,16 –0,13 –0,13 1,550 2
2 –0,11   0,26 –0,15 –0,18 –0,11 0,20 –0,15 –0,29 –0,13 –0,13 1,651 11
3 –0,11 0,26   –0,15 –0,18 –0,11 –0,13 –0,15 –0,07 –0,13 0,20 1,628 6
4 0,15 –0,15 –0,15   0,18 –0,15 –0,18 –0,20 0,15 0,09 –0,18 1,615 5
5 0,08 –0,18 –0,18 0,18   0,08 –0,22 –0,04 0,15 0,02 0,25 1,558 3
6 0,26 –0,11 –0,11 –0,15 0,08   0,20 0,45** –0,07 –0,13 –0,13 1,541 1
7 0,20 0,20 –0,13 –0,18 –0,22 0,20   –0,18 0,05 –0,15 0,13 1,578 4
8 –0,15 –0,15 –0,15 –0,20 –0,04 0,45** –0,18   –0,21 0,09 –0,18 1,641 9
9 0,16 –0,29 –0,07 0,15 0,15 –0,07 0,05 –0,21   –0,15 –0,35* 1,633 7
10 –0,13 –0,13 –0,13 0,09 0,02 –0,13 –0,15 0,09 –0,15   –0,15 1,649 10
11 –0,13 –0,13 0,20 –0,18 0,25 –0,13 0,13 –0,18 –0,35* –0,15   1,637 8

Примечания. Категории в таблице: 1 – воздействовать, 2 – все, 3 – жена, 4 – кто-то, 5 – люди, 6 – мир, 7 – мочь, 8 – сатана, 9 – следить, 10 – хотеть, 11 – чувствовать; * – статистически значимые коэффициенты корреляции, р ≤ 0,05; ** – статистически значимые коэффициенты корреляции, р ≤ 0,01.




Рис. 3. Корреляционный граф содержания бреда у мужчин с поздним дебютом шизофрении.
Примечания. 1 – воздействовать, 2 – все, 3 – жена, 4 – кто-то, 5 – люди, 6 – мир, 7 – мочь, 8 – сатана, 9 – следить, 10 – хотеть, 11 – чувствовать.


Как видно из табл. 3 и рис. 3, статистически значимая ассоциированность обнаружена между категориями «мир» и «сатана». Взаимное отталкивание характерно для категорий «следить» и «чувствовать».

В данном случае, как и в предыдущем, центробежные тенденции преобладают над центростремительными (spср = 1,607), то есть содержание бреда более дифференцированное.

Наименьшей специфичностью характеризуется категория «мир», далее следуют категории «воздействовать» и «люди». Названные лексемы составляют семантическое ядро композиционной структуры бреда в данной группе. Клинически такая структура реализуется в явлении идеаторного психического автоматизма (люди и мир воздействуют на пациента). Однако категория «мир» имеет положительную корреляцию с категорией «сатана», которая располагается на периферии, то есть можно предположить действие механизма проекции с первичной мистической партиципацией (по К.Леви-Брюлю), когда появляется всемогущая управляющая фигура, которая (в данном случае) выражает идею захвата и борьбы.

Между центром и периферией располагаются категории «мочь» (обозначает идею возможностей и способностей), «кто-то» (неопределенная фигура) и «жена» (реальная фигура, включенная в бред). Далее следует конструкт взаимно отталкивающихся категорий «следить» и «чувствовать». Хотя здесь он и расположен на периферии, но также (как и у молодых мужчин) выражает идею ориентации либо на внешний мир, либо на внутренние переживания и ощущения.

Самыми периферийными оказались категории «хотеть» и «все». Лексема «хотеть» – предикат, обозначающий желание. Это можно интерпретировать опять же как идею ориентации на свое состояние и внутренний мир. Категория генерализации («все») согласуется с идей инфляции Я пациента.

Рассмотрим композицию содержания бреда у женщин зрелого возраста (табл. 4 и рис. 4).

Таблица 4
Предметно-ассоциативная структура содержания бреда у женщин с поздним дебютом шизофрении (n = 30)

Категории Корреляционное описание парных отношений категорий: коэффициент корреляции Специфичность,
рад
Ранг
общности
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1   –0,18 0,21 –0,18 0,13 –0,18 –0,20 0,05 –0,20 0,02 –0,15 0,13 –0,24 –0,24 1,649 14
2 –0,18   –0,07 –0,20 –0,18 0,52** 0,00 0,00 –0,22 –0,04 –0,18 0,09 –0,07 0,13 1,598 11
3 0,21 –0,07   –0,07 –0,01 –0,07 –0,11 0,08 –0,11 0,20 0,21 –0,01 0,15 –0,02 1,543 6
4 –0,18 –0,20 –0,07   0,61** –0,20 0,00 0,00 0,22 –0,04 –0,18 –0,18 0,13 –0,07 1,577 8
5 0,13 –0,18 –0,01 0,61**   –0,18 0,05 0,05 0,29 0,02 –0,15 –0,15 0,21 –0,01 1,515 3
6 –0,18 0,52** –0,07 –0,20 –0,18   –0,22 0,00 0,22 –0,04 –0,18 –0,18 –0,27 0,35* 1,601 13
7 –0,20 0,00 –0,11 0,00 0,05 –0,22   –0,04 –0,04 –0,28 –0,20 0,54** 0,83** 0,08 1,527 5
8 0,05 0,00 0,08 0,00 0,05 0,00 –0,04   0,17 0,32 0,54** –0,20 0,08 0,45** 1,453 1
9 –0,20 –0,22 –0,11 0,22 0,29 0,22 –0,04 0,17   –0,08 –0,20 –0,20 –0,11 0,08 1,584 9
10 0,02 –0,04 0,20 –0,04 0,02 –0,04 –0,28 0,32 –0,08   0,48** –0,22 –0,15 0,02 1,552 7
11 –0,15 –0,18 0,21 –0,18 –0,15 –0,18 –0,20 0,54** –0,20 0,48**   –0,15 –0,24 –0,01 1,599 12
12 0,13 0,09 –0,01 –0,18 –0,15 –0,18 0,54** –0,20 –0,20 –0,22 –0,15   0,43* –0,24 1,593 10
13 –0,24 –0,07 0,15 0,13 0,21 –0,27 0,83** 0,08 –0,11 –0,15 –0,24 0,43*   0,15 1,490 2
14 –0,24 0,13 –0,02 –0,07 –0,01 0,35* 0,08 0,45** 0,08 0,02 –0,01 –0,24 0,15   1,519 4

Примечания. Категории в таблице: 1 – болеть, 2 – влиять, 3 – любить, 4 – воздействовать, 5 – все, 6 – голос, 7 – коллеги, 8 – люди, 9 – муж, 10 – мысли, 11 – окружающие, 12 – относиться, 13 – работа, 14 – следить; *– статистически значимые коэффициенты корреляции, р ≤ 0,05; ** – статистически значимые коэффициенты корреляции, р ≤ 0,01.




Рис. 4. Корреляционный граф содержания бреда у женщин с поздним дебютом шизофрении.
Примечания. 1 – болеть, 2 – влиять, 3 – любить, 4 – воздействовать, 5 – все, 6 – голос, 7 – коллеги, 8 – люди, 9 – муж, 10 – мысли, 11 – окружающие, 12 – относиться, 13 – работа, 14 – следить.


Можно заметить, что статистически значимая ассоциированность обнаружена в следующих парах: «люди» – «окружающие», «голос» – «влиять», «голос» – «следить», «все» – «воздействовать», «коллеги» – «относиться», «коллеги» – «работа», «окружающие» – «мысли», «люди» – «следить», «работа» – «относиться».

В данной композиционной структуре центростремительные тенденции преобладают над центробежными (spср = 1,557), что указывает на менее дифференцированное содержание бреда.

Наибольшей общностью обладает категория «люди». Далее следуют лексемы «работа», «все», «следить», «коллеги», «любить» и «мысли». Перечисленные категории составляют семантическое ядро предметно-ассоциативной структуры содержания бреда. В нем представлен бред преследования вместе с бредом отношения и «открытостью мыслей», которые реализованы в условиях работы. Возможны следующие варианты развертки конструкта: «коллеги на работе следят», «на работе коллеги негативно относятся», «мысли известны окружающим» и так далее. Отметим, что, помимо классического бреда преследования, у женщин включается любовная тематика (бред любовного очарования).

Между ядром и периферией располагается категория «воздействовать», которая положительно взаимосвязана с категорией «все». Конструкт, по всей видимости, отображает идею генерализованного преследования и вреда. Далее следуют категории «муж» и «относиться», последняя имеет две положительные корреляции с ядром структуры. Здесь возможно переплетение темы личных и рабочих отношений, включение реальных людей в содержание бреда.

Выше на периферии располагаются лексемы «влиять», «окружающие» и «голос», связанные между собой и семантическим ядром. Голос в данном случае является директивным, определяющим поведение человека. Самым периферийным оказалась категория «болеть».

Таким образом, в группе мужчин с ранним дебютом параноидной шизофрении ядро предметно-ассоциативной структуры содержания бреда представляет собой бред преследования, периферия отражает генерализацию и уход в себя. В младшей группе женщин семантическое ядро содержания бреда обозначает переход в новое состояние, которое связано с головой и за которым следует тенденция к генерализации. По направлению к периферии располагаются конструкты содержания бреда отношения, дисморфомании и «открытости мыслей» (идеаторный психический автоматизм).

В группе мужчин с поздним дебютом шизофрении ядро предметно-ассоциативной структуры бреда указывает на идеаторный психический автоматизм, периферия выражает идею ориентации либо на внешний мир, либо на внутренние переживания и ощущения. В старшей группе женщин ядро семантической структуры бреда тесно связано с периферией и представляет собой бред преследования, бред отношения, в том числе любовного очарования, явление «открытости мыслей», которые реализованы в условиях работы.

Обращает на себя внимание тот факт, что в обеих группах женщин большое значение придается отношениям (лексема «относиться», представленная в бреде отношения). Подобная закономерность обнаруживается у женщин и в норме. Так, согласно В.Н.Князеву, при субъективно определяемой значимости качеств личности женщины более ценят отношение человека к другим людям, тогда как для мужчин более значимы качества, связанные с их работой [Князев, 1981]. Психологическое обследование студентов выявило, что для девушек более характерна, чем для юношей, направленность личности на взаимодействие [Пейсахов, 1977]. Е.П.Ильин отмечает, что «бóльшая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека» [Ильин, 2002, с. 178].

Определенные закономерности можно обнаружить и в группах, выделенных по возрастному критерию. Так, в младших группах отсутствуют персонажи семейной структуры, тогда как в старших группах появляются супруги. Это можно объяснить тем, что для людей зрелого возраста семья становится главной ценностью [Хорни, 1993], поэтому тема семейных отношений включается в содержание бреда, хотя и не становится его ядром.

Таким образом, можно заключить, что психологические закономерности, обнаруженные на примере групп нормы (мужчины – женщины, люди юношеского возраста – зрелые люди), проявляются и в клинической выборке (больные параноидной шизофрений), влияя на клиническую картину заболевания (например, на содержание бреда).

Выводы

1. У мужчин с дебютом параноидной шизофрении в период юности ядро предметно-ассоциативной структуры бреда представляет собой бред преследования, периферия включает генерализацию («все») и уход в себя. У женщин с дебютом шизофрении в указанный период семантическое ядро содержания бреда обозначает переход в новое состояние, на периферии располагаются конструкты бреда отношения, дисморфомании и «открытости мыслей».

2. У мужчин с дебютом шизофрении в зрелые годы в ядро предметно-ассоциативной структуры бреда входит идеаторный психический автоматизм, периферия выражает идею ориентации либо на внешний мир, либо на внутренние переживания и ощущения. У женщин с дебютом шизофрении в данный период ядро семантической структуры бреда тесно связано с периферией и представляет собой реализующиеся в условиях работы бред преследования, бред отношения, в том числе любовного очарования, явление «открытости мыслей».

3. У мужчин по мере увеличения возраста дебюта параноидной шизофрении бред становится более дифференцированным, у женщин – менее дифференцированным.

4. Семиопсихометрическое описание позволяет выявить половую и возрастную специфику содержания бреда больных шизофренией.


Литература

Войтенко Р.М. Пограничные состояния: избранные вопросы. СПб.: Б.м., 2011.

Дектярев Б.Н. К клинике и психопатологии болезненной ревности: дис. ... канд. мед. наук. Кирг. гос. мед. институт, Фрунзе, 1972.

Еремеев Б.А. Психометрика мнений о людях: дис. … д-ра психол. наук. Рос. гос. пед. университет им. А.И.Герцена, СПб., 2003.

Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Ф. Психиатрия. М.: Медицина, 1989.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002.

Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: дис. … канд. психол. наук. Акад. пед. наук СССР. М., 1981.

Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1985.

Мальцева Е.А., Злоказова М.В., Соловьёв А.Г. Особенности клинико-психологических характеристик пациентов молодого возраста с параноидной шизофренией. Социальная и клиническая психиатрия, 2014, 24(1), 14–20.

Микиртумов Б.Е., Ильичёв А.Б. Клиническая семантика психопатологии. 2-е изд. СПб.: Педиат. мед. акад., 2007.

Пашковский В.Э. Религиозно-архаический бредовый комплекс (психопатология, нозологическая принадлежность, терапевтическая динамика): дис. … д-ра мед. наук. Воен.-мед. акад. им. С.М.Кирова, СПб., 2010.

Пейсахов Н.М. (Ред.). Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань: Казан. гос. университет, 1977.

Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. М.: Экспертное бюро-М, 1997.

Снежневский А.В. (Ред.). Шизофрения: мультидисциплинарное исследование. М.: Медицина, 1972.

Суворова Н.К. Роль преморбидных особенностей личности и психогений в возникновении бреда ревности по материалам статистической обработки. В кн.: Математические методы в психиатрической клинике, Ленинград, 1970: материалы. Л.: Б.м., 1970. С. 67–71.

Терентьев Е.И. Бред ревности. М.: Медицина, 1990.

Хорни К. [Horney K.] Женская психология. СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1993.

Циркин С.Ю. Аналитическая психопатология. 3-е изд. М.: БИНОМ, 2012.

Ясперс К. [Jaspers K.] Общая психопатология. М.: Практика, 1997.

Ahmed S.H. Cultural influences on delusion. Psychiatria Clinica (Basel), 1978, 11(1), 1–9.

Pauleiknoff В. Der Eifersuchtswahn. Fortschritte der Neurologie, Psychiatrie, 1967, 35(10), 516–526.

Skodlar B., Dernovsek M.Z., Kocmur M. Psychopathology of schizophrenia in Ljubljana (Slovenia) from 1881 to 2000: Changes in the content of delusions in schizophrenia patients related to various sociopolitical, technical and scientific changes. International Journal of Social Psychiatry, 2008, 54(2), 101–111.

Suhail K. Phenomenology of delusions in Pakistani: Effect of gender and social class. Psychopathology, 2003, 36(4), 195–199.

Поступила в редакцию 5 августа 2015 г. Дата публикации: 27 декабря 2015 г.

Сведения об авторах

Рождественский Владимир Игоревич. Медицинский психолог, дневной стационар No. 3, Городской психоневрологический диспансер No. 7 (со стационаром), ул. Канонерская, д. 12, 190121 Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Трегубенко Илья Александрович. Кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра методов психологического познания, психолого-педагогический факультет, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, наб. р. Мойки, д. 48, 191186 Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Рождественский В.И., Трегубенко И.А. Половозрастная специфика предметно-ассоциативной структуры бреда у больных шизофренией. Психологические исследования, 2015, 8(44), 10. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Рождественский В.И., Трегубенко И.А. Половозрастная специфика предметно-ассоциативной структуры бреда у больных шизофренией // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 44. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n44/1214-rozhdestvenskiy44.html

К началу страницы >>