Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Новгородова Е.Ф. Роль перфекционизма в субъективном благополучии молодежи

English version: Novgorodova E.F. The role of perfectionism in subjective well-being of young people
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования


Рассмотрена проблема перфекционизма в контексте субъективного благополучия личности. Дан литературный обзор зарубежных исследований вклада перфекционных тенденций в объяснение субъективной удовлетворенности жизнью. Проведено первое в России выявление потенциала влияния перфекционизма на удовлетворенность своей жизнью молодых людей. В качестве испытуемых выступили учащиеся в возрасте от 16 до 22 лет (N = 657). Изучены взаимосвязи перфекционных тенденций с удовлетворенностью жизнью. Обнаружено отталкивание последней от большинства параметров перфекционизма, а также положительная корреляция с личными стандартами и родительскими ожиданиями. Показана роль перфекционизма в предсказании удовлетворенности жизнью молодого поколения. Выявлено, что обеспокоенность ошибками, а также родительская критика и сомнения в действиях позволяют спрогнозировать низкую степень удовлетворенности жизнью. Обнаружено, что российские юноши испытывают большую удовлетворенность жизнью, чем девушки. Отдифференцированы предикторы когнитивного компонента субъективного благополучия по половому признаку.

Ключевые слова: субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, перфекционизм, молодежь

 

Субъективное благополучие личности отражает переживание человеком качества своей жизни. Эта категория насчитывает полувековую историю изучения в психологической науке. В то время как за рубежом ведутся регулярные мониторинговые исследования субъективного благополучия, в России разработка данной проблемы находится на начальном этапе. Общепринятым является включение в этот конструкт когнитивного (удовлетворенность жизнью) и аффективного (баланс позитивных и негативных эмоций) компонентов. Показатель удовлетворенности жизнью демонстрирует степень согласованности желаний с возможностями человека и предполагает оценку соответствия жизнедеятельности индивидуальным ожиданиям.

Широко известно, что больший вклад в объяснение субъективной удовлетворенности жизнью вносят личностные переменные. В качестве таковой мы рассмотрим перфекционизм. Интерес к данному феномену во многом обусловлен именно его неоднозначностью. Современные исследователи двояко интерпретируют перфекционные тенденции. Так, с одной стороны, ярко выражена патогенная характеристика явления, а с другой – личность перфекциониста характеризуется самодетерминацией [Талаш, 2012].

Представленный научно-исследовательский проект ориентирован на выявление возможностей влияния стремления к совершенству на удовлетворенность жизнью современных молодых людей. Выбор молодежи в качестве объекта исследования обусловлен рядом присущих ей черт: инновационный стиль мышления и действия; направленность на перемены; способность к созданию новых форм и стандартов жизни; желание проявить свою индивидуальность и самостоятельность; потребность в самореализации и самоутверждении. Таким образом, молодое поколение является реальной социальной силой современности, фактором развития и стратегическим ресурсом прогресса. Именно данная категория населения определяет темпы и масштабы развития человечества. Молодежь для каждой эпохи выполняет роль энергетического факела, и именно она предопределяет, какой будет Россия в XXI веке [Тагиров, 2009].

Решение актуальных задач развития российского общества требует обращения к ресурсам инициативы и креатива, источниками которых является именно поколение молодых людей. Вот почему изучение наиболее активной социальной прослойки и ее удовлетворенности жизнью представляет собой весьма актуальное направление научной деятельности, имеющее перспективой оптимизацию качества жизни наших соотечественников.

Исследования перфекционизма в контексте субъективного благополучия личности

На сегодняшний день остается малоизвестно то, как перфекционизм соотносится с показателями благополучия личности. Более того, российские ученые пока не заинтересовались данным вопросом, а реализованный в западной психологии комплекс исследований отражает несколько противоречивые сведения.

Англоязычные научные публикации содержат многочисленные эмпирические подтверждения того, что перфекционные тенденции личности являются надежным предиктором субъективного благополучия [Chan, 2007; Gaudreau, Verner-Filion, 2012; Karatas, Tagay, 2012] и, в частности, удовлетворенности жизнью [Abolghasemi et al., 2008; Albano, 2011; Çapan, 2010; Çalışandemir, Tagay, 2015; Çelik et al., 2014; Chan, 2012; Chang, 2000; Gaudreau, Verner-Filion, 2012; Gilman et al., 2005; Hasnain, Fatima, 2012; Heads, Castillo, 2014; Hill et al., 2010, Öngen, 2009; Smith et al., 2015; Wang et al., 2009].

Ранее выявлено, что перфекционное мышление способно уменьшать степень удовлетворенности жизнью [Abolghasemi et al., 2008; Albano, 2011; Chan, 2007; Chan, 2012; Chang, 2000; Çalışandemir, Tagay, 2015; Gaudreau, Verner-Filion, 2012; Heads, Castillo, 2014; Öngen, 2009; Smith et al., 2015]. При этом наиболее эмпирически доказуемо снижение удовлетворенности жизнью в связи с убежденностью индивида в необходимости соответствовать ожиданиям значимых других [Albano, 2011; Abolghasemi et al., 2008; Chan, 2012; Çalışandemir, Tagay, 2015; Gaudreau, Verner-Filion, 2012; Heads, Castillo, 2014; Smith et al., 2015; Stoeber, Stoeber, 2009].

В тоже время обнаружено, что установление личностью для себя высоких стандартов выполнения деятельности позволяет спрогнозировать более высокую степень удовлетворенности жизнью [Çapan, 2010; Chan, 2012; Gaudreau, Verner-Filion, 2012; Hasnain, Fatima, 2012; Heads, Castillo, 2014; Hill et al., 2010, Öngen, 2009; Smith et al., 2015]. Также продемонстрирована ассоциированность переживания высокой удовлетворенности своей жизнью с таким адаптивным проявлением перфекционизма, как стремление к организованности и порядку [Gilman, Ashby, 2003; Gilman et al., 2005; Öngen, 2009; Uz-Bas, 2011; Wang et al., 2009].

Литературный обзор отчетливо свидетельствует о том, что перфекционизм обладает мощным потенциалом предсказания субъективного благополучия носителя. Вместе с тем ряд перфекционных тенденций способствует повышению, а ряд – снижению уровня удовлетворенности жизнью. Это подчеркивает важность дальнейших исследований этих переменных.

Целью настоящего исследования является выявление связей между перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью, а также определение степени, в которой переменные перфекционизма вносят вклад в прогноз субъективного благополучия российской молодежи.

Методы

Выборка

В эмпирическом исследовании приняли участие 657 учащихся различных образовательных учреждений (школы, училища, колледжи, техникумы, университеты). Среди них 326 юношей и 331 девушка. Возраст респондентов колеблется в диапазоне от 16 до 22 лет.

Процедура

Обследование проводилось в групповой форме в ходе учебного процесса с согласия учащихся и преподавателей. Данные собирались посредством опроса. Ответы респондентов фиксировались на индивидуальных бланках. Для достижения большей искренности тестирование осуществлялось анонимно. Заинтересованным лицам предоставлялись результаты диагностики.

Методики

«Шкала глобальной удовлетворенности жизнью» [Яремчук, 2012] применялась для изучения когнитивного компонента субъективного благополучия. Респондентам предлагалось оценить «Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом?» по десятибалльной шкале. По данным Австралийского центра качества жизни, такой вопрос является адекватным инструментом измерения [Cummins et al., 2005].

«Многомерная шкала перфекционизма» [Ясная, Ениколопов, 2009]. Данная методика является адаптацией для российской выборки первого многомерного опросника пефрекцинизма [Frost et al., 1990]. Шкала тестирует четыре параметра перфекционизма («обеспокоенность ошибками»; «личные стандарты и родительские ожидания»; «родительская критика и сомнения в действиях»; «организованность») и его итоговый показатель.

«Многомерная шкала перфекционизма» [Грачева, 2006]. Методика является русифицированным аналогом наиболее признанного мировым научным сообществом инструмента, диагностирующего перфекционные тенденции личности [Hewitt, Flett, 1991]. Шкала позволяет измерять уровень перфекционизма и определять характер соотношения трех его составляющих: перфекционизм, ориентированный на себя; перфекционизм, ориентированный на других; социально-предписанный перфекционизм.

«Опросник перфекционизма» Н.Г.Гаранян и А.Б.Холмогоровой [Юдеева, 2007]. Эта отечественная методика включает пять аспектов перфекционизма (восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания; завышенные притязания и требования к себе; высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»; селектирование информации о собственных неудачах и ошибках; поляризованное мышление), интегрированных в суммарное значение изучаемого явления.

Анкета социально-демографических данных. Учет этих сведений позволил определить влияние объективных переменных (пол, возраст, образование) на прогноз удовлетворенности жизнью.

Методы анализа данных

Данные обрабатывались с использованием пакета статистических программ Statistica 6.0. Применялись корреляционный и регрессионный анализы, а также параметрический метод сравнения независимых выборок (t-критерий Стьюдента).

Результаты и обсуждение

Корреляционный анализ

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о статистически достоверном отталкивании удовлетворенности жизнью учащихся от большинства аспектов перфекционизма (см. табл. 1).

Таблица 1
Матрица значимых коэффициентов корреляции показателей перфекционизма и удовлетворенности жизнью учащихся

Показатели перфекционизма Удовлетворенность жизнью
«Многомерная шкала перфекционизма» В.А.Ясной и С.Н.Ениколопова
Обеспокоенность ошибками –0,158***
Родительская критика и сомнения в действиях –0,143***
Личные стандарты и родительские ожидания 0,106**
Перфекционизм –0,090*
«Многомерная шкала перфекционизма» И.И.Грачевой
Социально-предписанный перфекционизм –0,103**
«Опросник перфекционизма» Н.Г.Гаранян и А.Б.Холмогоровой
Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания –0,180***
Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» –0,194***
Селектирование информации о собственных неудачах –0,254***
Перфекционизм –0,190***

Примечания. Коэффициенты значимы при:*p < 0,01; **p < 0,001; ***p < 0,0001; оценка по rs-критерию Спирмена.


По данным методики В.А.Ясной и С.Н.Ениколопова, негативные реакции индивида на ошибки (–0,158), субъективно воспринимаемое осуждение совершаемых действий со стороны родителей наряду со склонностью полагать, что задуманное реализовано недостаточно хорошо (–0,143) и стремление к достижению высоких результатов (–0,090) сопряжены с низким качеством жизни личности. Эти данные позволяют провести параллель с зарубежными открытиями, где удовлетворенность актуальной жизненной ситуацией отрицательно коррелирует с чувствительностью к ошибкам [Chan, 2012; Smith et al., 2015] и с расхождениями в представлениях человека между установленными требованиями и качеством текущей деятельности [Öngen, 2009; Wang et al., 2009].

Обнаружена также прямая связь с параметром «личные стандарты и родительские ожидания», что свидетельствует о взаимном притяжении измеренных признаков. Авторами исходного варианта диагностической методики было установлено, что результаты по субшкале «Личные стандарты» отражают позитивный аспект перфекционизма, поскольку коррулируют с социально приемлемыми тенденциями: ориентацией на успех, мотивацией достижения и целеустремленностью [Frost et al., 1990]. В то же время создатели российской интерпретации методики считают, что объединение в одну шкалу высоких личных эталонов с тенденцией считать, что родители ставят человеку слишком сложные цели, отражает культурные особенности формирования перфекционизма [Ясная, Ениколопов, 2009].

Результаты по шкале И.И.Грачевой свидетельствуют об отрицательной корреляции между удовлетворенностью жизнью и потребностью респондента соответствовать повышенным ожиданиям значимых других (–0,103). Эта закономерность многократно воспроизводится в англоязычных публикациях [Abolghasemi et al., 2008; Chan, 2012; Çalışandemir, Tagay, 2015; Heads, Castillo, 2014; Stoeber, Stoeber, 2009; Smith et al., 2015], что позволяет охарактеризовать социально-предписанный перфекционизм как потенциально разрушительную силу для субъективного благополучия личности.

Обнаружены (по опроснику Н.Г.Гаранян и А.Б.Холмогоровой) обратные связи удовлетворенности жизнью с убежденностью в том, что окружающие чрезвычайно многого ожидают от субъекта (–0,180), завышенными эталонами деятельности при ориентировании на успешных персон (–0,194), концентрацией на совершаемых промахах и негативной оценке этого опыта (–0,254), компульсивным стремлением к совершенству (–0,190). Полученные данные полностью согласуются с нашими более ранними исследованиями [Новгородова, 2013].

Хотя корреляционный анализ убедительно свидетельствует о том, что когнитивный компонент субъективного благополучия находится в значимой амбивалентной взаимосвязи с рядом перфекционных установок российских молодых людей, остается неочевидной роль перфекционизма в прогнозировании удовлетворенности жизнью. Для определения степени детерминированности переменных был проведен множественный регрессионный анализ.

Регрессионный анализ

Исходя из результатов регрессионного анализа, можно сделать вывод о том, что совокупный вклад этих параметров достаточно велик – они объясняют 15% вариативности удовлетворенности жизнью учащейся молодежи (см. табл. 2). Это также свидетельствует о влиянии некоторых других факторов на центральный феномен, задавая дальнейшие перспективы по изучению и управлению качеством жизни молодежи.

Таблица 2
Предикторы удовлетворенности жизнью учащейся молодежи


Предикторы
β p
Пол –0,136 0,000
«Многомерная шкала перфекционизма» В.А.Ясной и С.Н.Ениколопова
Обеспокоенность ошибками –0,392 0,033
Родительская критика и сомнения в действиях –0,331 0,045
  R² = 0,15; p = 0,00

Примечания. Пол: 1 – мужской, 2 – женский; β – стандартизированный регрессионный коэффициент; p – уровень статистической значимости; R² – коэффициент множественной детерминации.


Основным предиктором удовлетворенности жизнью учащихся выступает половая принадлежность. При этом обнаружена статистически большая удовлетворенность своей жизнью юношей, в сравнении с девушками (по t-критерию Стьюдента различия значимы при р ≤ 0,0001). Полученные сведения можно гипотетически интерпретировать рассогласованностью мотивов женщин с возможностями их реализации в реальной жизни. Важной особенностью мужчин является рациональность, это позволяет им объективно рассматривать жизненную ситуацию в целом, что может служить основанием для более позитивной ее оценки. Женщины же чувствительны и внимательны к деталям, как следствие – они острее реагируют на отличия реальной и идеальной жизни. Вероятно, восприимчивость представительниц женского пола к разнице в актуальной и потенциально желаемой жизнедеятельности обуславливает негативную окраску их жизни, снижая общую оценку удовлетворенности жизнью. Полученные данные соответствуют результатам ранее реализованных исследований на российской выборке [Яремчук, 2012].

Обеспокоенность ошибками является мощным предсказателем неудовлетворенности жизнью учащихся. Данный факт согласуется с результатами обследования студентов из разных стран [Smith et al., 2015] и академически успешных учащихся [Chan, 2012]. Таким образом, высокая чувствительность к неудачам и промахам представляет собой потенциально деструктивную форму перфекционизма.

Параметр «родительская критика и сомнения в действиях» также предсказывает низкую степень удовлетворенности своей жизнью учащихся. За рубежом прогностический потенциал этих двух переменных показан автономно. Предикционная роль критики со стороны родителей воспроизводится в обследовании американских старшеклассников, обучающихся по программам для одаренных детей [Albano, 2011]. В свою очередь, уверенность человека в том, что полученный результат намного хуже запланированного, снижает глобальную удовлетворенность жизнью в выборках хорватской молодежи [Gilman et al., 2005], китайских и канадских студентов [Smith et al., 2015], а также турецких подростков [Öngen, 2009]. Это сообщает об уязвимости субъективного благополучия лиц, убежденных в строгости значимого окружения и проявляющих подозрительность к итогам собственной деятельности.

Вероятно, нам удалось выделить ряд перфекционистских проблем, которые могут служить основанием дифференцирования конструктивного стремления к совершенству от деструктивного, а именно: опасения по поводу ошибок, сомнения в качестве своих действий, чувствительность к критике, ожидание повышенной требовательности со стороны референтных лиц. Действительно, перфекционные тенденции могут способствовать позитивному мироощущению только в том случае, если человек может сосредоточиться на выполнении задач, а не концентрировать внимание на неуспешном опыте; организовать деятельность в соответствии со своими интересами, а не предпочтениями других; анализировать объективные результаты, а не размышлять о несоответствии между тем, что было достигнуто и чего можно было бы достичь [Stoeber, Otto, 2006]. В некоторой степени эта мысль находит подтверждение в наших результатах.

Поскольку обнаружена зависимость удовлетворенности жизнью от половой принадлежности респондентов, логично предположить наличие специфичных ее предикторов для юношей и девушек. Для проверки этой гипотезы вновь был проведен регрессионный анализ отдельно для представителей мужского и женского пола. По итогам выявлено, что совокупность параметров объясняет по 16% вариативности переменной для каждой из выборок.

Таблица 3
Предикторы удовлетворенности жизнью юношей

Предикторы β p
«Многомерная шкала перфекционизма» В.А.Ясной и С.Н.Ениколопова
Обеспокоенность ошибками –0,536 0,009
Родительская критика и сомнения в действиях –0,367 0,033
Перфекционизм 0,985 0,017
  R² = 0,16; p = 0,00

Примечания. β – стандартизированный регрессионный коэффициент; p – уровень статистической значимости; R² – коэффициент множественной детерминации.


В табл. 3 продемонстрировано, что удовлетворенность жизнью юношей прогнозируется описанными выше показателями (см. табл. 2). При этом интегральный уровень перфекционизма положительно предсказывает удовлетворенность жизнью.

Таблица 4
Предикторы удовлетворенности жизнью девушек

Предикторы β p
«Опросник перфекционизма» Н.Г.Гаранян и А.Б.Холмогоровой
Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках –0,882 0,002
Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» –0,961 0,007
Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания
(при постоянном сравнении себя с другими)
–1,360 0,025
Завышенные притязания и требования к себе –0,747 0,028
Перфекционизм 3,307 0,019
  R² = 0,16; p = 0,00

Примечания. β – стандартизированный регрессионный коэффициент; p – уровень статистической значимости; R² – коэффициент множественной детерминации.


Как показано в табл. 4, низкая степень переживания удовлетворенности жизнью девушек прогнозируется большинством параметров отечественной методики измерения перфекционных тенденций. К таковым относятся: фиксированность на неудачном опыте, выбор значительных эталонов, убежденность в необходимости отвечать предвзятому мнению окружающих, склонность к постановке перед собой трудных задач. Так же как и у молодых людей, суммарная шкала опросника является предиктором высокой удовлетворенности актуальной жизненной ситуацией молодых женщин.

Любопытным является факт обнаружения объяснительной способности общего уровня перфекционизма в предсказании высокой удовлетворенности жизнью юношей и девушек. Это можно истолковать положительной ролью стремления человека к совершенству, что может обеспечивать желаемые изменения в жизнедеятельности. Действительно, «перфекционизм обладает потенциалом влияния на стремления индивида во всех областях его или ее жизни» [Stoeber, Otto, 2006, p. 310].

Особого внимания заслуживают отличия в предикторах удовлетворенности жизнью российских парней и девушек. Мы видим, что субъективное благополучие юношей определяется следующими показателями: отсутствие волнений по поводу ошибок, внешнего и внутреннего цензурирования действий. В то время как девушки способны ощущать удовольствие от своей жизни при наличии замысловатого комплекса предпосылок: позитивная оценка опыта, умеренные запросы, автономность при выборе эталонов и независимость от оценок окружающих. Считается, что женщины воспринимают себя только через призму общественного мнения [Hernandez, 2014], и это отчасти отражается в результатах нашего исследования. К тому же присущий слабому полу конформизм, может интерпретировать в их сознании взаимоотношения с окружающими с точки зрения долженствования: ожидания других расцениваются как давление и служат препятствием на пути к благополучию. Все это также может свидетельствовать о том, что при управлении качеством своей жизни мужчины ориентированы на задачу, а женщины – на людей.

Кроме того, обнаруженные различия наводят на размышления о влиянии гендерных стереотипов на восприятие субъектом своего жизненного пути. Так, мужчинам традиционно отводится роль добытчика, осуществляемая в профессиональной реализации. Это связывает представления юношей о качестве своей жизни, прежде всего, с трудом и показателями успешности в нем. Применительно к особам женского пола социальные требования гораздо более разноплановы. Классическое амплуа «хранительница домашнего очага», реализуемое в приватной сфере жизни (семейный уют, воспитание детей), постепенно теряет свое значение для современных девушек. Так, молодежь нашего времени придерживается мнения, что мужчина обязан содержать семью, но сомневается, что ведение домашнего хозяйства – это женское предназначение [Смирнова, 2005]. Следовательно, в массовом сознании права и функции женщины претерпели существенные изменения. Кроме того, традиционные представления о дамском счастье практически вразрез идут с современными, в то время как эволюция взглядов на мужское благополучие во многом сохраняет классическое содержание [Семенова, 2014]. Ситуация усугубляется активной пропагандой в масс-медиа множества единовременных задач для девушек, никак не связанных ни с женскими занятиями, ни с материнской миссией: построение карьеры, поддержание имиджа успешной особы, демонстрация счастья и совершенства. В этих условиях образ жизни российских женщин существенно усложняется и насыщается хаотичным набором факторов. Вероятно, именно в этой связи женские предикторы субъективного благополучия отличаются и количественно, и качественно.

Заключение

Полученные данные демонстрируют многогранность и противоречивость взаимоотношений между перфекционным стилем личности и субъективным благополучием. Перфекционизм проявляет себя как сложное явление с множеством аспектов – большинство из них отрицательно воздействуют на восприятие своей жизни индивидом, а некоторые являются положительными.

Основной замысел исследования состоял в определении роли перфекционных тенденций в прогнозировании когнитивного компонента субъективного благополучия российской молодежи. Выделены негативные предикторы удовлетворенности жизнью из структуры перфекционизма. При этом доминирующим прогностическим фактором является объективная переменная – половая принадлежность молодых людей. Предикторы женского качества жизни характеризуются более сложной и специфичной структурой.

Результаты проведенной работы сопоставлены с англоязычными научно-исследовательскими текстами. Закономерности, обнаруженные зарубежными учеными, воспроизведены на обширной российской выборке.


Выражение признательности
Автор благодарен Яремчук Светлане Владимировне за ценные научные консультации.


Литература

Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П.Хьюитта и Г.Флетта. Психологический журнал, 2006, 27(6), 73–81.

Новгородова Е.Ф. Взаимосвязь перфекционизма и удовлетворенности жизнью учащейся молодежи. В кн.: Формирование мировоззрения как фактор оптимизации качества жизни: сборник научных трудов. Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический гос. университет, 2013. С. 175–180.

Семенова Т.В. Ценностно-смысловые характеристики представлений о мужском и женском счастье. Фундаментальные исследования, 2014, No. 5–6, 1067–1073.

Смирнова А.В. Представления школьников и студентов о гендерных ролях мужчин и женщин в современном российском обществе. Женщина в российском обществе, 2005, No. 1–2, 26–33.

Тагиров Э.Р. Молодежь – фактор социального прогресса. Вестник Казанского государственного финансово-экономического института, 2009, No. 4, 68–71.

Талаш Е.Ф. Отражение феномена перфекционизма в российских научных публикациях. Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта, 2012, No. 11, 79–87.

Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: дис. …канд. психол. наук. Московский научно-исследовательский институт психиатрии, Москва, 2007.

Яремчук С.В. Факторы субъективного благополучия личности: Объективные и субъективные переменные. Saarbucken: Lambert Academic Publishing, 2012.

Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Апробация шкал измерения перфекционизма на российской выборке. Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал, 2009, No. 1, 101–120.

Abolghasemi A., Kiamarsi A., Abdi R. Machiavellianism and perfectionism as predictors of life satisfaction. International Journal of Psychology, 2008, 2(2), 103–117.

Albano A.R. The relationship among perfectionism, life satisfaction, and socio-emotional variables in gifted children. PhD dissertation. Hofstra University, New York, 2011.

Çalışandemir F., Tagay Ö. Multidimensional perfectionism and humor styles the predictors of life satisfaction. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2015, Vol. 174, 939–945. doi:10.1016/j.sbspro.2015.01.715

Çapan B.E. Relationship among perfectionism, academic procrastination and life satisfaction of university students. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2010, Vol. 5, 1665–1671. doi:10.1016/j.sbspro.2010.07.342

Çelik E., Arici Özcan N., Turan M.E. The perception of school inefficacy, social prescribed perfectionism and self-appraisal as predictors of adolescents’ life satisfaction. Journal of Theory and Practice in Education, 2014, 10(4), 1143–1155.

Chan D.W. Positive and Negative Perfectionism Among Chinese Gifted Students in Hong Kong: Their Relationships to General Self-Efficacy and Subjective Well-Being. Journal for the Education of the Gifted, 2007, 31(1), 77–102.

Chan D.W. Life satisfaction among highly achieving students in Hong Kong: do gratitude and the ‘good-enough mindset’ add to the contribution of perfectionism in prediction? Educational Psychology, 2012, 32(5), 613–626. doi:10.1080/01443410.2012.685451

Chang E.C. Perfectionism as a predictor of positive and negative psychological outcomes: Examining a mediation model in younger and older adults. Journal of Counseling Psychology, 2000, 47(1), 18–26. doi:10.1037/0022-0167.47.1.18

Cummins R.A., Davern M., Okerstrom E., Lo S.K., Eckersley R. Australian Unity Wellbeing Index: Report 12.1: Special report on city and country living. Melbourne: Deakin University, 2005.

Frost R.O., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism. Cognitive Therapy and Research, 1990, 14(5), 449–468. doi:10.1007/BF01172967

Gaudreau P., Verner-Filion J. Dispositional perfectionism and well-being: a test of the 2X2 model of perfectionism in the sport domain. Sport, Exercise, and Performance Psychology, 2012, 1(1), 29–43. doi:10.1037/a0025747

Gilman R., Ashby J.S. A first study of perfectionism and multidimensional life satisfaction among adolescents. Journal of Early Adolescence, 2003, 23(2), 218–235. doi:10.1177/0272431603023002005

Gilman R., Ashby J.S., Sverko D., Florell D., Varjas K. The relationships between perfectionism and multidimensional life satisfaction among Croatian and American youth. Personality and Individual Differences, 2005, 39(1), 155–166.

Hasnain S.F., Fatima I. Perfectionism, loneliness and life satisfaction in engineering students. Journal of Behavioural Sciences, 2012, 22(3), 33.

Heads A.M., Castillo L.G. Perfectionism and racial identity as predictors of life satisfaction in African American female college students. Interamerican Journal of Psychology, 2014, 48(2), 269–275.

Hernandez P.A. The right reflection: improving women’s self-acceptance. Master’s thesis. University of Pennsylvania, Philadelphia, 2014.

Hewitt P.L., Flett G.L. Perfectionism in the self and social contexts: conceptualization, assessment, and association with psychopathology. Journal of Personality and Social Psychology, 1991, 60(3), 456–470.

Hill R.W., Huelsman T.J., Araujo G. Perfectionistic concerns suppress associations between perfectionistic strivings and positive life outcomes. Personality and Individual Differences, 2010, 48(5), 584–589.

Karatas Z., Tagay O. Self esteem, locus of control and multidimensional perfectionism as the predictors of subjective well being. International Education Studies, 2012, 5(6), 131–137. doi:10.5539/ies.v5n6p131

Öngen D.E. The relationship between perfectionism and multidimensional life satisfaction among high school adolescents in Turkey. Journal of Multicultural Counseling and Development, 2009, 37(1), 52–64.

Smith M.M., Saklofske D.H., Yan G., Sherry S.B. Cultural Similarities in Perfectionism: Perfectionistic Strivings and Concerns Generalize Across Chinese and Canadian Groups. Measurement and Evaluation in Counseling and Development, 2015, 1–14. doi:10.1177/0748175615596785

Stoeber J., Otto K. Positive conceptions of perfectionism: approaches, evidence, challenges. Personality and Social Psychology Review, 2006, 10(4), 295–319.

Stoeber J., Stoeber F.S. Domains of perfectionism: prevalence and relationships with perfectionism, age, gender, and satisfaction with life. Personality and Individual Differences, 2009, 46(4), 530–535.

Uz-Bas A. Dimensions of perfectionism in elementary school-aged children: the relationship with anxiety, life satisfaction and academic achievement. Education and Science, 2011, 36(162), 261–272.

Wang K.T., Yuen M., Slaney R. Perfectionism, depression, loneliness, and life satisfaction: a study of high school students in Hong Kong. The Counseling Psychologist, 2009, 37(2), 249–274. doi:10.1177/0011000008315975

Поступила в редакцию 27 июля 2015 г. Дата публикации: 30 декабря 2015 г.

Сведения об авторе

Новгородова Екатерина Федоровна. Аспирант, кафедра психологии образования, институт педагогики и психологии, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, ул. Кирова, д. 17, корп. 2, 681000 Комсомольск-на-Амуре, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Новгородова Е.Ф. Роль перфекционизма в субъективном благополучии молодежи. Психологические исследования, 2015, 8(44), 12. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Новгородова Е.Ф. Роль перфекционизма в субъективном благополучии молодежи // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 44. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n44/1216-novgorodova44.html

К началу страницы >>