Современные исследовательские тенденции в области психологии восприятия

Авторы

  • Галина Шукова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i50.420

Ключевые слова:

онтологический подход к исследованию психологии восприятия, перцептивный процесс, психическая реальность, эмпирическое исследование, экологическая валидность

Аннотация

В современной психологии восприятия выявлены нарастающие тенденции к формированию онтологических исследовательских подходов. Интенсивные методологические поиски ведутся в двух направлениях: в отношении предмета исследования и в отношении объекта исследования. Показано, что онтологизация предмета психологического перцептивного исследования имеет своей целью выявление природных принципов организации психической реальности. Трансформация предмета перцептивного исследования в сторону акцентирования его бытийности является эффективным средством повышения онтологической корректности психологического знания в плане соответствия данных психологической науки изучаемой ею жизни, открывает все более глубокие и сущностные уровни организации психической реальности. С привлечением обширного эмпирического материала проиллюстрирован возникший в современной психологии восприятия интерес к фундаментальному исследованию «новой» перцептивной реальности как одному из вариантов развития современного научного познания. Актуальная задача поиска возможностей анализа активности индивида в естественных условиях получила свое решение в области психологии восприятия в виде формирования особого исследовательского направления, в котором в качестве объектов фундаментального психологического исследования используются «естественные процессы». Строгое изучение реальных стимулов позволяет увидеть новые – не фиксировавшиеся ранее – перцептивные закономерности и тем самым поставить новые исследовательские задачи в отношении целостности восприятия и его природной сообразности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Галина Шукова

Шукова Галина Валерьевна. Кандидат психологических наук, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: shookova@yandex.ru

Литература

Amit E., Greene J.D. You see, the ends don’t justify the means visual imagery and moral judgment. Psychological Science, 2012, 23(8), 861–868.

Barabanshchikov V.A. Vospriyatie i sobytie. St. Petersburg: Aleteiya, 2002. (in Russian)

Barabanshchikov V.A. Ekspressii litsa i ikh vospriyatie. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2012. (in Russian)

Baranowski A.M., Hecht H. The Big Picture: Effects of Surround on Immersion and Size Perception. Perception, 2014, 43(10), 1061–1070. doi:10.1068/p7663.

Bernshtein N.A. In: V.P. Zinchenko (Ed.), Biomekhanika i fiziologiya dvizhenii. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1997. pp. 342–460. (in Russian)

Cañal-Bruland R., Pijpers J.R., Oudejans R.R.D. Close, and a Cigar! – Why Size Perception Relates to Performance. Perception, 2012, 41(3), 354–356. doi:10.1068/p7255.

Cottrell D., Campbell M.E.J. Auditory Perception of a Human Walker. Perception, 2014, 43(11), 1225–1238. doi:10.1068/p7669.

Dorosheva E.A. Eksperimental'naya Psikhologiya, 2014, 7(3), 83–97. (in Russian)

Engel A.K., Maye A., Kurthen M., König P. Where's the action? The pragmatic turn in cognitive science. Trends in Cognitive Sciences, 2013, 17(5), 202–209. doi:10.1016/j.tics.2013.03.006.

Freeman J.B., Johnson K.L. More Than Meets the Eye: Split-Second Social Perception. Trends in Cognitive Sciences, 2016, 20(5), 362–374.

Gantman A.P., Van Bavel J.J. See for Yourself: Perception Is Attuned to Morality. Trends in Cognitive Sciences, 2016, 20(2), 76–77.

Jones A.L., Kramer R.S.S. Facial Cosmetics Have Little Effect on Attractiveness Judgments Compared with Identity. Perception, 2015, 44(1), 79–86. doi:10.1068/p7904.

Koenderink J. The all seeing eye? Perception, 2014, 43(1), 1–6.

Kornmeier J., Mayer G. The Alien in the Forest OR When Temporal Context Dominates Perception. Perception, 2014, 43(11), 1270–1274. doi:10.1068/p7844.

Mandelbrot B.B. The fractal geometry of nature. New York, NY: Freeman, 1982.

Meshcheryakov B.G., Yushchenkova D.V. In: V.A. Barabanshchikov (Ed.), Sovremennaya eksperimental'naya psikhologiya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2011. Vol. 2, pp. 145–163. (in Russian)

Olson J.A., Amlani A.A., Rensink R.A. Perceptual and Cognitive Characteristics of Common Playing Cards. Perception, 2012, 41(3), 268–286. doi:10.1068/p7175.

Parrott S., Guzman-Martinez E., Ortega L., Grabowecky M., Huntington M.D., Suzuki S. Spatial Position Influences Perception of Slope from Graphs. Perception, 2014, 43(7), 647–653. doi:10.1068/p7758.

Pyankova S.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Rose D., Brown D. Idealism and Materialism in Perception. Perception, 2015, 44(4), 423–435. doi:10.1068/p7927.

Sergienko E.A. In: A.L. Zhuravlev, T.D. Martsinkovskaya, A.V. Yurevich (Eds.), Progress psikhologii: Kriterii i priznaki. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. pp. 319–333. (in Russian)

Teufel C., Fletcher P.C., Davis G. Seeing other minds: attributed mental states influence perception. Trends in Cognitive Sciences, 2010, 14(8), 376–382.

Tyler C. Review: Possibilities of Perception. Perception, 2014, 43(4), 353–354. doi:10.1068/p4304rvw.

Walker P. Cross-Sensory Correspondences and Naive Conceptions of Natural Phenomena. Perception, 2012, 41(5), 620–622. doi:10.1068/p7195.

Zinchenko V.P. Voprosy Psikhologii, 2008, No. 3, 3–10. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 319

Опубликован

15.12.2016

Как цитировать

Шукова, Г. (2016). Современные исследовательские тенденции в области психологии восприятия. Психологические исследования, 9(50). https://doi.org/10.54359/ps.v9i50.420

Выпуск

Раздел

Статьи