Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

2017 Том 10 No. 51

Хузеева Г.Р. Межпоколенное взаимодействие пожилых и молодых людей: специфика коммуникации и образа старости

ХУЗЕЕВА Г.Р. МЕЖПОКОЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЖИЛЫХ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ: СПЕЦИФИКА КОММУНИКАЦИИ И ОБРАЗА СТАРОСТИ
English version: Huzeeva G.R. Inter-generational interaction of elderly and young people: specifics of communication and image of old age

Психологический институт РАО, Москва, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования


Рассматриваются структура и содержание межпоколенного взаимодействия; изучаются образ своей старости и образ пожилых людей у современной молодежи. Результаты выявили, что в юношеском возрасте преобладает положительный, идеализированный образ своей старости. В качестве основных детерминант благополучного старения рассматривается ближайшее окружение человека. Роль государства в обеспечении благополучного старения не рассматривается. Полученные результаты обнаруживают противоречие между образом своей старости и образом пожилых людей. Образ своей старости и образ пожилых людей отличаются как эмоциональным отношением, так и содержанием образа. Образ пожилого человека является крайне противоречивым. Пожилой возраст рассматривается через положительные категории мудрости, доброты, заботливости, ума, терпения и трудолюбия. Трудности и отрицательные стороны старения определяются через категории темпа жизнедеятельности (медлительность), плохое здоровье и сложный характер. Различия в отношении и содержании представлений образа своей старости и образа пожилых людей могут объясняться различной природой данных феноменов. Образ своей старости, который отличается идеализированным характером, может рассматриваться как временная перспектива человека, а образ пожилых людей можно рассматривать как социальные представления о старости, основными свойствами которых является стереотипизация. Амбивалентный характер социальных представлений о старости отражается на характере и содержании межпоколенного общения. Анализ структуры и содержания общения показывает, что пожилые люди имеют низкий статус в структуре межпоколенных связей и не включены во многие сферы общения молодежи. Выявлено, что многие области информационного пространства, являющиеся основными каналами передачи опыта, выступают «областями отчуждения» для межпоколенного общения. Социальные взаимосвязи молодежи осуществляются больше в горизонтальном (в пространстве сверстников), чем в вертикальном пространстве. Результаты обнаруживают у молодых людей противоречие между ожиданием быть включенными и значимыми в структуре межпоколенных взаимоотношений в образе своей старости и местом пожилых людей в системе реальных социальных отношений.

Ключевые слова: образ старости, образ пожилого человека, межпоколенное взаимодействие, юношеский возраст

 

Проблема межпоколенного взаимодействия является одной из острых в современном обществе. Соотношение пожилого и молодого поколения в обществе меняется в сторону увеличения доли пожилых людей. Население европейских стран можно представить как «прямоугольное» общество, так как количество людей разных поколений постепенно становится равным. Еще в 1900 году общество описывается как «пирамидальное» – это общество, в котором преобладает молодое население [Стюарт-Гамильтон, 2010, с. 16].

Наряду с увеличением пожилого населения, многие авторы отмечают, что взгляд на старение и старость остается негативным, разные культуры отличаются лишь степенью негативности [Стюарт-Гамильтон, 2010, с. 179].

Отмечается рост эйджизма – непринятия и негативного отношения к старости [Стюарт-Гамильтон, 2010; Краснова, Козлова, 2007]. Р.Батлер, автор этого термина, дал первое и наиболее хорошо известное определение эйджизма. Он описал эйджизм как личностное отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям [Краснова, 2000]. О.В.Краснова и А.Г.Лидерс показали, что существуют две основные тенденции в понимании эйджизма. Первая рассматривает эйджизм как нечто, что соотносится исключительно со старыми людьми, а вторая считает, что эйджизм распространяется не только на старых людей, но на всех, кого дискриминируют по возрастному признаку. На каждом этапе жизни человек сталкивается с ограничениями, связанными с его возрастом, то есть эйджизм затрагивает всю нашу жизнь, а не только поздний возраст [Краснова, Лидерс, 2002]. М.Маршалл и М.Диксон, характеризуя отношения между молодыми и пожилыми людьми, приводят результаты опроса 13-летних английских подростков. Оказалось, что некоторые ребята считают уже 45-летних людей старыми, а в их отношении к пожилым доминируют отрицательные характеристики. В свою очередь пожилые люди, описывая подростков, также выделяют, в первую очередь, их отрицательные черты и даже высказывают опасения, что подростки могут их толкнуть или ударить [Marshall, Dixon, 1996].

С точки зрения О.В.Красновой, роль пожилого человека в обществе очень неясная, неопределенная, отсутствуют ролевые ожидания, что порождает ролевую неопределенность и мешает позитивной социализации пожилого человека и принятию своей идентичности [Краснова, Козлова, 2007, с. 78].

Еще М.Мид в своей работе «Культура и мир детства» дает объяснение межпоколенным конфликтам современного общества [Мид, 1988]. Основной причиной конфликта, с точки зрения М.Мид, является увеличение темпа развития общества, когда старшее поколение уже не является источником опыта для младшего поколения во многих областях жизни. На этой основе М.Мид выделяет три типа культур, которые отличаются характером межпоколенного взаимодействия: постфигуративное, где старшее поколение передает накопленный опыт младшему, конфигуративное, где дети и взрослые учатся у своих сверстников, и префигуративное, где старшее поколение может учиться у более младшего [Мид, 1988].

С точки зрения Т.Д.Марцинковской, в настоящее время поколение определяется не только возрастными рамками, а «является одной из форм неструктурированной большой группы, объединяющей людей с общими социальными представлениями, ценностными ориентациями и отношением к миру» [Марцинковская, Юрченко, 2016]. C точки зрения автора, «варианты трансмиссии, описанные М.Мид, в настоящее время не полностью отражают специфику взаимодействия и обмена информацией представителей разных поколений. Процесс передачи опыта проходит сложными, зигзагообразными путями – не только вниз или вверх (постфигуративные и префигуративные) или по горизонтали (конфигуративные)». Трансформации межпоколенных взаимодействий в настоящее время происходят и по вертикали, и по горизонтали, и по глубине, и по времени, считает Т.Д.Марцинковская [Марцинковская, 2012].

Таким образом, в качестве причин, определяющих характер современного межпоколенного взаимодействия автор выделяет [Марцинковская, Юрченко 2016]:

1) различия в субкультурах разных поколений;
2) различия в информационном пространстве («несовпадения в информационных предпочтениях»);
3) поверхностность и беглость контактов между людьми, время «слабых связей» [Бауман, 2008] между людьми.

Изменяющийся характер межпоколенного общения фиксируется многими исследователями [Синельников, Децнер, 1995; Краснова, Полева, 2016]. Данные изменения могут определяться противоречивым, неоднозначным образом старости. В исследованиях Стюарта-Гамильтона, Красновой, Миннигалеевой, Крюковой и др. отмечается, что образ пожилого человека у людей разных поколений и молодежи носит в том числе скорее негативный характер [Краснова, Козлова, 2007; Крюкова, 2008; Миннигалеева и др., 2013].

Целью нашего эмпирического исследования стало изучение особенностей межпоколенного взаимодействия между молодыми и пожилыми людьми. Представляется, что содержание такого общения связано с представлениями молодежи о старости. При этом для нас было важно выявить различия в обобщенном образе старости и в представлении молодых о собственной старости.

Задачи эмпирического исследования

1. Определить особенности образа своей старости и образа пожилых людей у современной молодежи, провести сравнительный анализ.

2. Определить особенности структуры и содержания межпоколенного общения и взаимодействия молодежи с поколением пожилых людей.

Выборка

В исследовании приняли участие 80 студентов 17–21 года факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, из них 77 девушек и 3 юноши. Исследование проводилось в период с мая по сентябрь 2016 года.

Методики

Исследование 1

Для сравнения особенностей образа своей старости и образа пожилых людей использовались две методики.

Методика «Я и моя старость».
Цель – определение особенностей образа своей старости и оценки возможности достижения данного образа.

Инструкция: Напишите, пожалуйста, мини-сочинение на тему: «Какой я хочу видеть свою старость?» Поставьте балл, который соответствует тому, насколько вы верите, что данный образ реально воплотится в жизнь (по 10-балльной шкале: 1 – минимальный балл, 10 – максимальный).

Критерии анализа:

1. Характер эмоционального отношения к образу старости.
2. Возможность достижения желаемого образа старости.
3. Структура и содержание образа своей старости в юношеском возрасте.

Для определения образа пожилых людей использовалась методика «Образ разных поколений» (модификация методики М.Куна, Т.Мак Партленда «Кто Я») [Социализация детей и подростков, 2012, с. 13], где респондентам предлагалось дать по десять определений людям разных поколений.

Критерии анализа:
– эмоциональное отношение к пожилому возрасту;
– содержание характеристик.

Исследование 2

Для изучения структуры и содержания межпоколенного взаимодействия людей юношеского возраста с поколением пожилых людей использовались две методики.

Методика «Межпоколенные связи» использовалась для определения баланса межпоколенных связей, а также для определения статуса каждого из поколений в структуре межгрупповых отношений.

Инструкция: «Если все ваши значимые отношения с другими людьми представить в виде 100%, то какую часть занимают отношения с людьми пожилого возраста, какую – с поколением родителей, какую – со сверстниками (молодежь) и какую часть – с более младшим поколением?».

С помощью полученных результатов определялось место каждого из выделенных поколений в структуре отношений у молодых людей.

Методика «Содержание межпоколенного взаимодействия» была направлена на определение особенностей содержательной стороны взаимодействия между поколениями и на определение сфер, которые в наибольшей и в наименьшей степени являются предметом общения молодежи с пожилыми людьми (см. Приложение).

Результаты и обсуждение

Исследование 1. Изучение образа своей старости и образа пожилого человека у современной молодежи

Одной из задач нашего исследования было изучение особенностей образа старости у современной молодежи и сравнение данного образа с образом пожилого человека. Данная задача решалась с помощью методик «Я и моя старость» и «Образ разных поколений».

В методике «Я и моя старость» анализ результатов проводился по нескольким критериям.

Характер эмоционального отношения к образу своей старости

Изучение эмоционального отношения к старости показало, что в юношеском возрасте преобладает положительное отношение к образу своей старости (92%), у 6% отмечается амбивалентное отношение и только один человек дал отрицательное описание своей старости.

Возможность достижения желаемого образа старости

Большинство девушек и юношей (67%) высоко оценивают вероятность реализации и достижения положительного образа своей старости (8–10 баллов из 10 возможных), у 33% молодых людей данный показатель находится на среднем уровне (они оценивают возможность достижения данного образа в 5–7 баллов), и только один человек оценил вероятность достижения благоприятного образа в 3 балла.

Можно отметить, что большинство молодежи имеют положительную временную перспективу в виде высокой вероятности достижения положительного образа старости. Данные результаты подтверждают результаты исследования временной перспективы у современных подростков и юношей. Молодые люди более позитивно оценивают будущее, чем настоящее и прошлое [Хузеева, 2016].

Структура и содержание образа своей старости в юношеском возрасте

В описании образа своей старости молодые люди используют от 3 до 8 характеристик. Все определения старости можно разделить на три категории.

Описание своей старости осуществлялось через:

– характеристики роли общества и государства в обеспечении благополучного старения;
– характеристики старости через описание взаимодействия с ближайшим окружением (материальным и социальным);
– характеристики внутреннего мира и активности человека (описание старости через качества, касающиеся внутреннего мира человека).

Количественный анализ всех характеристик показал, что 70% качеств относится к описанию своей старости через характеристику пространства взаимодействия с ближайшим окружением, 30% характеристик описывают внутренний мир человека и его активность и всего 3 характеристики касаются роли государства и общества в обеспечении благополучного старения.

Рассмотрим полученные результаты по выделенным категориям.

Характеристики роли общества и государства в обеспечении благополучного старения у юношей и девушек

В рамках данного исследования в описании образа своего старения у юношей и девушек роль государства и общества практически не выделяется. Лишь несколько участников исследования указали критические замечания в отношении государства в процессе обеспечения благополучного старения. Приведем примеры данных высказываний: «Вероятно, у людей моего поколения может не быть пенсии при современной обстановке в стране», «Не хотелось бы сидеть в очереди в поликлинике». То есть молодое поколение рассматривает старость как результат жизнедеятельности самого человека, роль государства не выделяется или рассматривается как препятствующая благополучному старению.

При этом данные исследования образа старости, проведенного  О.В.Красновой, показывают, что около 40% людей пенсионного возраста отмечают роль государства в обеспечении благополучного старения, в виде гаранта социальной защищенности и обеспеченной старости [Краснова, Козлова, 2007, с. 140].

Характеристики образа старости через описание взаимодействия с ближайшим окружением (материальным и социальным)

Анализ образа старости у девушек позволил выделить референтные группы и области социального и физического окружения.

Рассмотрим представленность характеристик старости через описание взаимодействия с ближайшим окружением в структуре образа своей старости у молодых людей.



Рис. 1. Выраженность характеристик образа старости через описание взаимодействия с ближайшим окружением (материальным и социальным).
Примечания. 1 – семья; 2 – внуки; 3 – дети; 4 – супруг; любимый человек; 5 – широкий круг общения; 6 – материальный достаток; 7 – близость к природе; 8 – значимость домашних животных; 9 – возможность путешествовать; 10 – забота со стороны близких; 11 – уважение со стороны близких людей, значимость для других; 12 – желание быть полезным, нужным, стремление помогать.


Как видно из рис. 1, преобладающими категориями образа своей старости является наличие любящих внуков (65%), детей (37%), супруга (33%), семьи (32%), а также близость к природе (37%), материальный достаток (37%) и желание быть нужным, помогать (40%), то есть быть значимым для младшего поколения и иметь определенный социально значимый статус в структуре межличностных отношений.

По данным всероссийских исследований, доминирующей идентификацией в нашей стране является идентификация с семьей [Краснова, Козлова, 2007, с. 78]. О.В.Краснова отмечает, что в нашем обществе выделяются две основные роли пожилого человека в обществе:

1) роль пенсионера;
2) роль прародителя (роль бабушки, роль дедушки).

Согласно исследованию О.В.Красновой, роль прародительства оценивается обществом положительно, как желательная роль, а роль пенсионера, притом что это основная роль, приписываемая обществом людям старше 55–60 лет, является крайне неопределенной, что ведет к эмоциональному неблагополучию и оценивается в обществе скорее как нежелательная роль [Краснова, Козлова, 2007, с. 101].

В рамках данного эмпирического исследования роль прародительства присутствует в описании 65% респондентов, роль пенсионера в описании практически не встречается.

Полученные результаты позволяют предположить, что образ старости, транслируемый обществом, частично совпадает с представлениями о своем старении у молодежи.

Таким образом, у людей юношеского возраста в описании старости через взаимодействия с ближайшим окружением приоритетами являются семья, роль прародительства, значимость себя в старости для младшего поколения, близость к природе и материальный достаток, что соответствует больше традициям постфигуративного общества и частично совпадает с ролями, приписываемыми пожилым людям в обществе.

Характеристики внутреннего мира и активности человека в образе старости у молодых людей

Анализ характеристик старости у девушек позволил выделить следующие качества данной категории:

– чувство удовлетворения прожитой жизнью;
– чувство комфорта, счастья;
– стремление быть современной;
– деятельность, хобби;
– стремление к саморазвитию, духовному развитию;
– автономность, независимость;
– ответственность;
– изменения внешности.



Рис. 2. Выраженность характеристик внутреннего мира и активности человека в описании старости.
Примечания. 1 – чувство удовлетворения прожитой жизнью; 2 – чувство комфорта, счастья; 3 – стремление быть современной; 4 – деятельность, хобби; 5 – стремление к саморазвитию, духовному развитию; 6 – автономность, независимость; 7 – ответственность; 8 – изменения внешности.


Как видно из рис. 2, в образе старости у современной молодежи выделяется необходимость чувства удовлетворенности, комфорта, счастья в старости (46%), роль активности и деятельности (42%), чувство удовлетворенности прожитой жизнью (23%), а также стремление быть современным (14%).

Таким образом, только 40% девушек выделяют качества внутреннего мира, активность самого человека как детерминанты благополучного старения. Чувство счастья рассматривается всего лишь как характеристика («у меня будет счастливая старость»), а не как следствие активности и усилий самого человека.

Анализ проблемных областей в образе старости у юношей и девушек

В описании старости у 18% респондентов выделяются проблемные области старения, которых девушки и юноши желают избежать. Все проблемные области можно условно разделить на две группы. Это проблема одиночества и проблема ухудшения здоровья.

Проблема одиночества выражается в высказываниях студентов следующим образом: «Не хочется одиночества», «Чтобы дети никогда не забывали», «Не хочу превратиться в типичную ворчливую бабушку».

Проблема ухудшения здоровья и потеря способности регулировать и контролировать свою психику и жизнедеятельность выражалась в описании следующим образом: «Надеюсь, что в старости не буду беспомощной», «Хотелось бы видеть старость не приводящей к ухудшению способностей и нарушениям эмоциональной сферы», «Хотелось бы оставаться в здравом рассудке», «Не хочу страдать от болезней и плохого самочувствия» и др.

Общие выводы по методике «Я и моя старость»

Таким образом, у большинства молодых людей преобладает положительный образ старости. При этом необходимо отметить, что молодые люди с высокой степенью вероятности оценивают возможность достижения данного образа в реальной жизни. В качестве основного условия достижения положительного старения выступает семья и активность самого человека. Роль государства и общества в качестве фактора благополучного старения не рассматривается, а если и рассматривается, то скорее как фактор, препятствующий позитивному старению.

В описании старости преобладают характеристики, касающиеся сферы ближайшего окружения. То есть условиями положительного старения молодежь рассматривает наличие семьи, материального достатка, близости к природе, возможность путешествовать, возможность быть нужным и полезным для окружающих. В меньшей степени в описании старости представлены качества самого пожилого человека, его внутренний мир и его активность. Среди качеств данной категории преобладают чувство удовлетворения прожитой жизнью, воспоминания, необходимость ощущения счастья и благополучия, а также активность, деятельность самого человека.

Объективные трудности старения большинством молодых людей игнорируются. Только 18% респондентов указали на возможные трудности. Данные проблемы можно разделить на две группы. Это боязнь одиночества и неспособности регулировать собственную жизнедеятельность из-за ухудшения здоровья или нехватки средств. Избегание описания трудностей и объективных проблем старения говорит об идеализированном представлении о старости.

Люди юношеского возраста в основном рассматривают старость через призму социального и материального окружения. С точки зрения юношества, благополучная старость детерминируется в большей степени ближайшим окружением человека, чем внутренним ресурсом пожилого человека, его стремлением к саморазвитию. При этом роль государства и общества в целом в юношеском возрасте не рассматривается.

Описание результатов по методике «Образ разных поколений»

Данная методика использовалась для сравнения образа собственной старости и образа пожилых людей у молодежи. В данной статье приводятся результаты описания молодыми людьми поколения пожилых людей старше 60 лет.

Характер эмоционального отношения к пожилым людям

Результаты показали, что 65% характеристик пожилых людей имеют положительный и 35% всех определений – амбивалентный и отрицательный характер. Очень часто в описании одного респондента наряду с положительными присутствуют отрицательные характеристики. Приведем примеры.

Пример 1: люди старше 60 лет седые, добрые, умеют слушать, медленные, вредные.

Пример 2: люди пожилого возраста забывчивые, обеспокоенные, больные, религиозные, мудрые.

Содержание образа пожилых людей в юношеском возрасте

Исходя из анализа ответов респондентов, можно выделить два противоположных образа пожилого человека.

Таблица 1
Анализ положительных характеристик пожилых людей в описании девушек

Характеристики пожилых людей %
Мудрость 74
Доброта, теплота, надежность 41
Помогающие, заботливые 27
Умные, интеллектуальные 22
Трудолюбивые, умелые 17
Сильные духом, терпеливые 13
Уважаемые, влиятельные 10
Спокойные 10
Ответственные 6
У них есть внуки 6


Как видно из табл. 1, образ пожилого человека характеризуется, прежде всего, такими качествами, как мудрость (данное качество выделили 74% респондентов), положительные эмоциональные качества (41%), а также интеллект, трудолюбие и заботливость. Также в описании пожилых людей встречаются такие положительные характеристики, как: «хотят учиться новому» (3%), «бескорыстные», «ценят жизнь», «религиозные», «экономные», «уникальные», «сентиментальные» и др. Эти определения встречались у 1–2 респондентов.

Таким образом, большинство респондентов рассматривают пожилой возраст через категории мудрости, доброты, заботливости, ума, терпения и трудолюбия.

Таблица 2
Анализ амбивалентных и отрицательных характеристик в описание пожилых людей

Качества описания %
Медлительные, ригидные, тяжелые на подъем 28
Плохое здоровье, плохая память, дряхлость 32
Ворчливые, недовольные жизнью, грубые, вредные 20
Беспокойные 10
Живущие прошлым 7
Одинокие 6


Как видно из табл. 2, трудности и отрицательные стороны старения определяются через категории темпа жизнедеятельности (медлительность 28%), плохое здоровье (32%), сложный характер (20%).Также в описание пожилых встречаются такие характеристики, как: «закрытые», «нуждающиеся», «печальные», «не понимающие молодежь», «смешные», «доверчивые», «морщинистые», «люди прошлого века», «угождающие», «не желающие стареть», «технофобы», «мнительные», «не могут жить счастливо», «скупые», «жесткие» и др.

Таким образом, результаты позволили определить основные характеристики образа старости у молодежи. Это мудрые, добрые, заботливые, трудолюбивые, терпеливые, умные, люди с плохим здоровьем, медлительные и имеющие сложности в характере. Образ старости носит крайне противоречивый характер, так как одна треть всех определений имеет негативный оттенок.

Сравнительный анализ содержания образа своей старости и образа пожилых людей юношей и девушек

Можно выявить явное противоречие между образом своей старости и образом современных пожилых людей.

У молодых людей отмечается положительное отношение к своей старости (93% характеристик имеет положительный характер) и амбивалентно-противоречивое отношение к пожилым людям (65% положительных характеристик и 35% амбивалентных и отрицательных).

Отличия отмечаются и в содержании образа своей старости и образа пожилого человека. Образ своей старости определяется через категории семьи, близости к природе, материального достатка, собственной активности и чувства комфорта, тогда как образ пожилых чаще характеризуется через категории мудрости, трудолюбия, плохого здоровья, трудностей характера, ригидности и медлительности. Общей категорией является желание быть полезным, нужным, стремление помогать, то есть стремление занимать социально значимое положение в обществе. В описании своей старости данная категория представлена у 40% респондентов, в описании образа пожилых отмечается у 27% выборки.

На наш взгляд, различия в отношении и содержании представлений образа своей старости и образа пожилых людей могут объясняться различной природой данных феноменов.

Образ своей старости, который отличается идеализированным характером, может рассматриваться как временная перспектива человека. Многие исследования показывают, что в юности люди чаще воспринимают будущее более позитивно, чем прошлое и настоящее [Стюарт-Гамильтон, 2010]. С позиции Ж.Нюттена, «умозрительный конструкт "будущего" есть место строительства поведения и развития человека» [Нюттен, 2004, с. 10].

Образ же пожилых людей может определяться как собственным опытом, так и наличием стереотипов, которые существуют в обществе и во многом определяют отношение к пожилым людям.

Так, Стюарт-Гамильтон  пишет, что стереотипы в отношении пожилых людей являются более сильными, чем стереотипы в отношении половых различий. С точки зрения автора, общество ожидает от людей поведения, соответствующего их возрасту [Стюарт-Гамильтон, 2010, с. 175]. Автор в своей работе доказывает, что наиболее популярные стереотипы того, что пожилые люди консервативны и сварливы, являются ошибочными [Стюарт-Гамильтон, 2010, с. 253].

Образ своей старости и образ пожилых людей отличается как эмоциональным отношением, так и содержанием данного образа. Можно предположить, что столь существенные различия обусловлены тем, что образ своей старости рассматривается как часть собственной жизни и связан с временной перспективой, а образ пожилых людей можно рассматривать как особенности социальных представлений.

Для подтверждения полученных результатов были проанализированы результаты двух методик, направленных на изучение оценки молодыми людьми структуры и содержания реальных взаимоотношений с пожилыми людьми.

Исследование 2. Изучения структуры и содержания межпоколенного взаимодействия

Для решения данной задачи использовались две методики. Методика «Межпоколенные связи» использовалась для определения особенностей структуры межпоколенного общения и взаимодействия у молодых людей. Были получены следующие результаты.



Рис. 3. Баланс межпоколенного взаимодействия у молодых людей.
Примечания. 1 – сверстники; 2 – родители; 3 – младшее поколение; 4 – поколение прародителей.


Анализ самоотчетов респондентов от 17 до 21 года показал, что самыми значимыми партнерами по общению являются сверстники (по оценке юношей – 40% всех контактов). На втором месте по количеству взаимосвязей находится поколение родителей (в среднем 27% всех отношений), а на третьем месте – младшее поколение (в среднем – 18% всех отношений). На последнем месте – поколение прародителей (15%).

Полученные данные показывают, что поколение прародителей имеет самый низкий статус в структуре межпоколенного взаимодействия у людей юношеского возраста. Межпоколенное взаимодействие строится скорее по горизонтали, чем по вертикали, что характерно для конфигуративного и префигуративного общества.

Результаты данной методики также обнаруживают противоречие между образом своей старости (ожиданием включеннности и значимости в структуре межпоколенных взаимоотношений) и местом пожилых людей в системе реальных социальных отношений у молодежи.

Для определения содержательной стороны взаимодействия молодежи с пожилыми людьми была проведена методика «Содержание межпоколенного взаимодействия».

Анализ позволил выделить области интенсивного межпоколенного взаимодействия и сферы общения, которые не являются содержанием межпоколенного взаимодействия.

Таблица 3
Сферы общения молодых людей с поколением пожилых людей (старше 60 лет)

Сферы межпоколенного общения %
История семьи 55
Здоровье 50
Бытовые проблемы 38
Жизненные планы и перспективы 27
Образование 10
Социальное устройство 10
Друзья 10
Профессия 10


Как видно из табл. 3, пространством общения молодежи со старшим поколением является история семьи (55%), здоровье (50%) и бытовые проблемы (38%), четверть респондентов (27%) обсуждают с пожилыми людьми жизненные планы и перспективы. Эти темы отмечались респондентами как часто обсуждаемые с пожилыми людьми. Остальные области общения встречаются крайне редко (меньше 10%). То есть можно отметить, что круг межпоколенного общения является узким. При этом две области («бытовые проблемы» и «здоровье») из четырех не являются основными направлениями передачи опыта. Только 28% респондентов часто обсуждают с пожилыми людьми жизненные планы и перспективы.

Можно сказать, что «областями перекрытия», то есть областями взаимодействия молодых людей с пожилыми являются такие сферы общения, как бытовые проблемы, проблемы здоровья, история семьи, жизненные планы и перспективы.

Таблица 4
Сферы, не являющиеся содержанием общения молодежи с пожилыми людьми

Сферы общения %
Интернет 66
Мода 61
Кино 61
Образование 38
Друзья 38
Искусство 38
Профессия 33
Телевидение 33
Социальное устройство 33
Жизненные планы                    22
История семьи 16
Быт 16


Как видно из табл. 4, сфер общения, которые не затрагивают сферу взаимоотношений юношества с пожилым поколением (в методике ставился «0»), оказалось гораздо больше. То есть пожилые люди исключаются из пространства взаимоотношений по таким областям, как: интернет (66%), мода и кино (61%), искусство, образование, друзья (по 38%). То есть не затрагиваются области, являющиеся основными каналами трансляции информации, опыта и изменений в обществе и культуре.

Таким образом, сферой взаимоотношений молодых людей с пожилыми людьми являются такие сферы общения, как бытовые проблемы, проблемы здоровья, история семьи, жизненные планы и перспективы. Многие области информационного пространства, являющиеся основными каналами передачи опыта, выступают «областями отчуждения» для межпоколенного общения.

Выводы

1. В юношеском возрасте преобладает положительный образ своей старости. Вероятность достижения благополучного старения оценивается высоко.

2. С точки зрения юношества, благополучная старость в большей степени детерминируется ближайшим окружением человека. Основными факторами положительного старения молодежь рассматривает наличие семьи, материального достатка, близости к природе, возможность путешествовать, возможность быть нужным и полезным для окружающих.

3. Роль государства и общества в обеспечении благополучного старения в юношеском возрасте не рассматривается.

4. У молодых людей преобладает идеализированный образ старости, так как объективные трудности старения большинством молодых людей игнорируются.

5. Социальные представления о пожилом возрасте имеют крайне противоречивый и амбивалентный характер. Пожилой возраст рассматривается через положительные категории мудрости, доброты, заботливости, ума, терпения и трудолюбия. Трудности и отрицательные стороны старения определяются через категории темпа жизнедеятельности (медлительность), плохое здоровье и сложный характер.

6. Образ своей старости и образ пожилых людей отличаются как эмоциональным отношением, так и содержанием образа. У молодых людей обнаружено положительное отношение к своей старости и амбивалентно-противоречивое отношение к пожилым людям.

7. Поколение пожилых людей занимает низкий статус в структуре межгрупповых отношений юношества. Межпоколенное взаимодействие осуществляется неравномерно, неравнозначно в разных сферах общения.

8. Пожилое поколение исключено из многих областей взаимоотношений, являющихся основными каналами передачи информации, опыта и изменений в обществе и культуре.


Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 16-06-00161 «Экзогенные и эндогенные факторы информационной социализации».


Приложение

Методика «Содержание межпоколенного взаимодействия»

Инструкция: «Заполните таблицу. В каждой графе нужно проставить балл от 0 до 3 в зависимости от того, с кем бы вы стали общаться на следующие темы? (0 – никогда не общаюсь на данную тему; 1 – редко общаюсь на данную тему; 2 – периодически общаюсь на данную тему, 3 – очень часто общаюсь на данную тему)».

Темы взаимоотношений и общения Бабушки и дедушки (старше 60) Родители (40–60) Сверстники (20–30) Младше 20
Бытовые темы        
Образование, обучение        
Друзья        
Здоровье        
Жизненные планы и проблемы        
Искусство        
Кино        
Мода, модные тенденции        
Социальное устройство общества, политика        
История вашего рода и семьи        
Профессиональная деятельность        
Интернет, общение по интернету        
Программы телевидения        



Литература

Бауман З. [Bauman Z.] Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.

Краснова О.В. «Мы» и «Они»: Эйджизм и самосознание пожилых людей. Психология зрелости и старения, 2000, No. 3, 18–36.

Краснова О.В., Козлова, Т.З. Старшее поколение: гендерный аспект. М.: Институт социологии РАН, 2007.

Краснова О.В., Полева Н.С. Сравнительное исследование социокультурной идентичности в подростковом и зрелом возрасте. Психологические исследования, 2016, 9(50), 10. http://psystudy.ru

Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия, 2002.

Крюкова Т.Л. Молодежь о старшем поколении: психология межпоколенного конфликта. Психологические исследования, 2008, 2(2), 3. http://psystudy.ru

Марцинковская Т.Д., Юрченко Н.И. Проблема совладания в транзитивном обществе. Психологические исследования, 2016, 9(49), 9. http://psystudy.ru

Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. Психологические исследования, 2012, 5(26), 7. http://psystudy.ru

Мид М. [Meade M.] Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

Миннигалеева Г.А., Демина К.В., Зулкарнаев Т.Ш., Юсупова Л.М., Хижнякова И.С. Образ пожилых людей сегодня. Психология зрелости и старения, 2013, No. 4, 51–62.

Нюттен Ж. [Nuttin J.] Мотивация, действия и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004.

Синельников А.Б., Децнер Д.Ф. Отношения между поколениями в американских и российских семьях. В кн.: Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Институт социологии РАН, 1995. С. 206–218.

Социализация детей и подростков. Методический комплекс. М.: Моск. пед. гос. университет, 2012.

Стюарт-Гамильтон Я. [Stuart-Hamilton I.] Психология старения. СПб.: Питер, 2010.

Хузеева Г.Р. Социальная идентичность подростков и юношей в условиях транзитивности. Психологические исследования, 2016, 9(46), 9. http://psystudy.ru

Marshall M., Dixon M. Social work with Older People. 3rd ed. Basingstoke, England: Macmillan, 1996.

Поступила в редакцию 15 сентября 2016 г. Дата публикации: 27 февраля 2017 г.

Сведения об авторе

Хузеева Гузелия Рифкатовна. Кандидат психологических наук, доцент, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Хузеева Г.Р. Межпоколенное взаимодействие пожилых и молодых людей: специфика коммуникации и образа старости. Психологические исследования, 2017, 10(51), 10. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Хузеева Г.Р. Межпоколенное взаимодействие пожилых и молодых людей: специфика коммуникации и образа старости // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 51. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n51/1385-huzeeva51.html

К началу страницы >>