Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

2017 Том 10 No. 53

Перменова Д.С. Вербальный компонент речевого поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

ПЕРМЕНОВА Д.С. ВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
English version: Permenova D.S. The verbal component of the speech behavior of primary school-age children with mental retardation

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования


Обсуждается понятие речевого поведения детей с задержкой психического развития и различные точки зрения на данный феномен. Рассматривается вопрос понимания речевого поведения в отечественной и современной психологии. Отдельно обращается внимание на специфику речевого поведения детей с задержкой психического развития. Также выделяется структура речевого поведения, состоящая из шести компонентов: вербального, смыслового (когнитивного), эмоционального, этического (нравственного), мотивационного, прогностического. Теоретические обоснования, послужившие выделению данной структуры, приводятся также в статье и соотносятся с авторской. Целью исследования является выявление иерархии вербальных направленностей в речевом поведении детей с задержкой психического развития. Поэтому в проведенном специальном исследовании особое внимание уделяется вербальному компоненту речевого поведения детей с задержкой психического развития. Методом исследования послужили предварительная беседа, свободное письмо, которое обрабатывалось методом контент-анализа. Вербальный компонент анализировался с позиции разнообразия вербальных тем. Особое внимание обращается  на частоту использования каждой вербальной темы в речи как лексико-грамматической характеристики, и на значимость этих тем для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Помимо этого, выделены основные вербальные направленности, отражающие систему ценностных ориентаций, картину мира и взаимоотношения детей с задержкой психического развития. В результатах выделены и проанализированы основные тенденции в речевом поведении детей с задержкой психического развития. В статье делается попытка объяснить полученные результаты с точки зрения современной культуры и общности детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: вербальный компонент, вербальная тема, речь, речевое поведение, задержка психического развития

 

Общение – один из ключевых видов деятельности в жизни младшего школьника. В младшем школьном возрасте в процессе общения развиваются навыки сотрудничества, как с коллективом сверстников, так и со значимыми взрослыми. Для эффективного взаимодействия в школьной среде ребенку необходимо уметь поддерживать контакты с окружающими, договариваться, при необходимости обращаться за помощью, планировать свои действия с учетом интересов других, иметь свое мнение и адекватно реагировать на мнение других. Основной механизм достижения данного эффекта связан с речью.

Речевое поведение как сложный интегральный феномен

Проблема понимания речевого поведения в психологии

В психологии речь всегда была объектом изучения в системе высших психических функций человека. Речь изучалась преимущественно во взаимосвязи с такими психическими образованиями, как мышление, эмоции, воля, а также темперамент, характер. Однако она не всегда была интегрирована в контекст жизненных ситуаций личности, в контекст решений личностью актуальных коммуникативных проблем в разных сферах жизни и деятельности [Тупицына, 2005; Формановская, 1998]. Возможно, что именно дефицит исследований в этом плане обусловил необходимость развития понятия речевого поведения как интегрального индикатора психического, культурного и социального развития личности. Более того, речевое поведение – это уникальный системообразующий феномен, отражающий особенности регуляции взаимодействия человека с другими людьми и окружающим миром вообще.

В настоящее время сложились разные точки зрения на проблему речевого поведения. Одни исследователи трактуют речевое поведение широко: как систему коммуникаций, цель которой – удовлетворение коммуникативных потребностей [Зимняя, 2001]. Считается, что речевое поведение – одна из составляющих общения (коммуникации), которая формируется в процессе овладения речью и осуществляется в неразрывной связи с социумом, в первую очередь с ближайшим социальным окружением [Вагнер, 2013, с. 240–241].

Другие сужают речевое поведение до системы внешне наблюдаемых реакций на речевые и неречевые стимулы. В частности, И.А.Зимняя видит в речевом поведении особую и неотъемлемую часть поведения в целом, в котором проявляется вся совокупность речевых действий и актов индивидуума [Зимняя, 2001, с. 56].

Для некоторых речь вообще не является отдельным актом деятельности, а лишь сопутствует всем другим видам деятельности (А.А.Леонтьев).

В редком случае речевое поведение рассматривается в виде всего комплекса отношений личности, включенных в коммуникативную деятельность, а также в ситуацию, в контексте которой происходит речевой акт [Супрун, 1996, с. 125].

Некоторые исследователи используют такой термин, как «языковая (коммуникативная) личность», давая ему определение, близкое по своему значению к речевому поведению [Караулов, 2007; Карасик, 2004]. Наиболее полное и систематическое обоснование данного понятия изложено в работах Ю.Н.Караулова и его последователей. Языковая личностьпонимается здесь как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью»[Караулов, 2007, с. 3]. Более широко это понятие раскрывается В.Н.Карасиком. Он понимает языковую личность как закрепленный в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода семантический фоторобот, составленный на основе мировоззрений, установок, ценностей и поведенческих реакций, отраженных в словаре.

Некоторые авторы наряду с языковой личностью рассматривают некоторые смежные понятия, например понятия речевойили коммуникативнойличности. Так, С.А.Сухих определяет говорящую личностькак «совокупность особенностей вербального поведения человека» [Сухих, 1993, с. 86].

Структура речевого поведения

Речевое поведение, как и любая другая форма поведения, целостно и в то же время обладает определенными компонентами и структурой.

Ю.Н.Караулов [Караулов, 2007], например, предложил структуру языковой личности, выделив в ней три уровня:

– лексикон – вербально-семантический уровень, отражающий владение лексико-грамматическим фондом языка;
– тезаурус – лингво-когнитивный уровень, уровень картины мира;
– прагматикон – мотивационный уровень – система коммуникативных ролей, мотивов, целей, которые руководят личностью в процессе коммуникации, структура которых складывается из специфических типовых элементов.

Проведя теоретический анализ литературы по проблеме речевого поведения, мы выделили следующие компоненты речевого поведения, которые могут служить для комплексного его наблюдения и описания:

– вербальный – словарный запас (лексикон), обороты речи, устойчивые фразы индивидуума, совокупность высказываний, мнений, суждений, которые могут наблюдаться объективно;
– смысловой (когнитивный) –­­­ понимание индивидуумом конкретной коммуникативной ситуации для контекста, коммуникативных партнеров для выбора определенной линии речевого поведения;
– эмоциональный –­ совокупность чувств и эмоций, сопровождающих речевой акт и речевое поведение в контексте определенной речевой ситуации;
– этический (нравственный) – совокупность морально-нравственных норм по отношению к речи, правил, запретов в социуме, которые знает и понимает индивидуум, а также культура общения;
– мотивационный ­– совокупность внутренних факторов, побуждающих индивидуума выбирать тот или иной способ речевого и межличностного взаимодействия;
– прогностический ­– способность прогнозировать развитие коммуникативной ситуации и планировать свои дальнейшие речевые действия в контексте этой ситуации.

В данной статье мы обратимся только к вербальному компоненту речевого поведения в связи с его фундаментальным значением для организации речевого поведения в целом.

Особенности речевого поведения детей с задержкой психического развития

Известно, что человеческая речь ситуативна, то есть отражает значимые элементы сложившегося на конкретный момент положения вещей. Психолого-педагогическая практика дает основание предположить, что, как и в любой социальной группе, в детском социуме существуют наиболее актуальные темы, выражаемые характерными словами и определенными фразами (как, например, сленг). Эти устойчивые, часто стереотипные, формы отражают вербальную направленность речевого поведения. Вербальную направленность можно рассматривать как словесное выражение субъективной значимости тех явлений, событий, отношений, которые реально окружают ребенка. Вербальная направленность связана с социокультурной ситуацией развития ребенка, с его личностными и интеллектуальными особенностями. Особенности вербального компонента мы рассматриваем на примере детей с задержкой психического развития.

Для детей с задержкой психического развития характерен замедленный темп формирования системы социальных отношений, представлений и знаний о них [В.И.Лубовский, 1979; С.Г.Шевченко, 1990]. Соответственно, и темп развития навыков эффективного речевого взаимодействия снижается, что приводит к более позднему решению основных возрастных коммуникативных задач младших школьников с задержкой психического развития, а также к существенной зависимости речевого поведения от актуальной ситуации.

Речевое развитие детей, в том числе и с задержкой психического развития, было предметом исследований Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Н.Ю.Боряковой, Р.И.Лалаевой и др. К настоящему времени собран внушительный материал относительно лексико-грамматической структуры речи. Однако при всем многообразии исследований в этой области мало кто затрагивал проблему речевого поведения этой категории детей как целостного феномена. Не ясны до конца особенности вербального компонента речевого поведения. В связи с важностью этого аспекта речевого поведения в обеспечении эффективной социальной адаптации детей с задержкой психического развития нами был сделан акцент на исследовании вербальной направленности речевого поведения. Вербальная направленность понималась нами как совокупность слов, фраз, употребляемых детьми в речи при свободном речевыражении.

Цель специального исследования – выявить иерархию вербальной направленности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Суть данного формата исследования заключалась в концентрации на отдельной структурной составляющей речевого поведения детей с задержкой психического развития при использовании только письменных и устных вербальных ассоциативных материалов. Мы предполагали, что доминирующее положение в иерархии вербальной направленности будут занимать слова и высказывания этой категории детей, констатирующие конкретные предметы и явления окружающей их реальности, в частности школьные и семейные реалии. В целом же уровень сформированности речевого поведения, включающий все многообразие способов взаимодействия с окружающими и различные варианты развития коммуникативных ситуаций, а также лексический запас и эмоциональный диапазон, будет низким. Это значит, что способы и техники взаимодействия с окружающими и вариации коммуникативные ролей будут однообразны и во многом шаблонны.

Исследование вербального компонента речевого поведения

Выборка                        

В исследовании участвовали 46 детей младшего школьного возраста (7– 12 лет) с задержкой психического развития. Из них 12 девочек и 34 мальчика.

Методы

Предварительно проводилась беседа в свободной форме на тему увлечений и интересов детей. Для проверки гипотезы использовалось свободное письмо с последующей беседой. Детям давалось задание: в течение пяти минут писать все, что захочется, или все, что придет в голову, не стесняясь в выражениях. Затем проводилась краткая беседа по поводу содержания написанного. Полученный ассоциативный материал обрабатывался с помощью контент-анализа. Предварительно были собраны информированные согласия родителей на проведение исследования и диктофонную запись бесед.

Результаты

Анализируя полученные материалы, мы обратили внимание на общую тенденцию в речевом поведении обследуемых детей: редко встречаются грамматически полные предложения, преобладают односложные высказывания. Еще одной особенностью вербального компонента речевого поведения детей с задержкой психического развития является то, что только 41% испытуемых писали связные предложения или фразы, остальное большинство использовали только отдельные слова и буквы. В возрасте 7–10 лет связных предложений вообще не встречалось. В возрасте 10–11 лет такие полные предложения встречались в 70% случаев, а в 11–12 лет – только в 45% случаев. И только один испытуемый (11 лет) из 46 написал связный рассказ о своем любимом супергерое.

В целом по обследуемой группе, как и предполагалось, выявлен достаточно низкий уровень сформированности речевого поведения. Все представленные конструкты вербального компонента речевого поведения не достигают уровня целостного и связного высказывания и представляют собой обрывочные фразы, не имеющие логического завершения.

Если обращаться к структуре Ю.Н.Караулова, в которой он делит языковую личность на три уровня: лексикон, тезаурус и прагматикон, – то все полученные продукты речевой деятельности остаются на самом низком уровне, то есть на уровне шаблонных фраз и клише. Это значит, что как целостная языковая личность, данные обследуемые дети еще не сформировались. В их речевом поведении встречаются односложные и обрывочные фразы, субкультурные клише, коммуникативные шаблоны, но не наблюдается сформированная система коммуникативных ролей и коммуникативных ценностей, а также картина мотивов и ценностей, которые руководят личностью в процессе коммуникации. Однако точно это установить можно только при наличии результатов контрольной группы обследуемых детей.

Анализ речевых высказываний детей с задержкой психического развития позволил выделить 17 вербальных направленностей в виде группы слов и выражений. Ниже приведена таблица, в которой представлены две иерархии этих направленностей. Одна из них отражает рейтинг частоты направленностей ­– общее количество использованных слов, фраз и предложений, относящихся к определенной теме. Вторая отражает частоту встречаемости каждой направленности в группе, то есть количество учащихся, которые написали слово, фразу или предложение, относящиеся к определенной направленности (таблица 1).

Таблица 1
Иерархия вербальных направленностей в речевом поведении младших школьников с задержкой психического развития

  Вербальная направленность Количество слов Вербальная направленность Количество учащихся
1 Субкультурные выражения 52 Субкультурные выражения 24
2 Межличностные отношения 40 Межличностные отношения 14
3 Животные и растения 36 Обращения и имена 13
4 Обращения и имена 25 Эгоцентризм 13
5 Мода и красота 25 Животные и растения 12
6 Эгоцентризм 23 Материальные ценности 12
7 Материальные ценности 23 Развлечения 9
8 Семья 20 Семья 8
9 Еда 18 Еда 7
10 Школа 18 Субъективно значимые герои 6
11 Развлечения 17 Школа 6
12 Время 12 Время 6
13 Субъективно значимые герои 10 Мода и красота 4
14 Интернет и современная культура 7 Интернет и современная культура 2
15 Устойчивые выражения 5 Устойчивые выражения 2
16 Внешность 2 Внешность 1
17 Успех 1 Успех 1


Таким образом, мы выделили 17 основных вербальных направленностей, отражающих картину миру, систему ценностей и потребностей детей с задержкой психического развития. Доминирующее положение занимает группа субкультурных выражений, как по значимости, так и по частоте встречаемости. К субкультурным выражениям были отнесены слова и выражения типа: «заброшка», «кек», «гагл», «vagas family» (русская и английская орфография детей сохранена полностью) и т.п., которые употребляются в коммуникации со сверстниками. Смысл этих высказываний становился понятен только после беседы с детьми. Например, в беседе выяснилось, что «заброшка» – это заброшенное место, «гагл» – искаженное название поисковой системы «Гугл», а «кек» – бессмысленное звукосочетание, которое дети используют просто так, потому что «нравится, как звучит». Для старших обследованных детей, в частности четвероклассников, характерно использование выражений, которые они не смогли объяснить: «Амахасло», «Vans penny», «FZM», «Calab», «Tahep», «станер», «Samp» и др. Даже если предположить, что многие слова написаны неверно (подтвердилось проверкой правописания), все же они отражают какие-то реально существующие явления и предметы. Такой вывод правомерен, поскольку многие из этих слов встречались неоднократно в группе и их смысл расшифровывался после дополнительных изысканий. Так, например, «FZM», как мы выяснили, может означать команду райдеров на скутерах, которые ведут свою деятельность в Санкт-Петербурге.

Что касается младших школьников 1-го класса, то у них вербальная направленность представлена бессмысленными выражениями, такими как: «аззз», «анса», «твар», «нтзесамрилк» и др. Смысл и значение этих слов при беседе дети объяснить не смогли: «не знаю», «просто написал». В эту группу мы также включили такие слова, как: «бар», «бор», «мима», «мана». На первый взгляд, кажется, что слова «бар» и «бор» имеют вполне явное значение, а слова «мима» и «мана» – могли быть написаны с ошибками. Однако при последующей беседе дети не смогли объяснить значение этих слов, что приравнивает их к группе бессмысленных по вербальной направленности выражений. Причинами трудности объяснения смысла слов можно считать бедность лексикона, отсутствие грамматических знаний, боязнь ошибки и негативной оценки со стороны психолога.

Отметим, что субкультурная направленность по частоте встречаемости представлена больше чем у половины обследуемых детей.

Достаточно полно представлена группа вербальных направленностей, отражающая межличностные отношения. Эта направленность представлена словами и предложениями, выражающими отношения испытуемого к кому-либо и его отношения с другими. Например: «Юля лудшая моя подруга, а Елесей мой лудший друг», «Даша + Кирил = «сердце», «Я люблю Аню», «Рома друг самый лутший», «Я люблю все в этом мире!!!», «О, прикольно!» и др. Наиболее полно эта группа представлена в 3-м классе, и в основном выражает отношения между сверстниками или даже чувства ребенка к ним. Встречаются также и негативные варианты высказываний в данной группе вербальных направленностей: «мне лень», «ненавижу всех», но занимают они около 5% от общего количества высказываний и, как выяснялось в беседе, имеют ситуативный характер, то есть ребенок был в плохом настроении или с кем-то недавно поссорился.

Еще одна категория вербальных направленностей представлена словами, характеризующими семью. Мы предполагали, что такие слова, как «мама», «папа», будут наиболее частыми и, возможно, даже первыми, которые будут написаны обследуемыми детьми. Однако, как видно из таблицы 1, данная группа заняла лишь восьмое место. И всего 8 человек из 46 упомянули слова из данной группы (17,3%), из них 5 – это учащиеся 1-го класса. Во время беседы речь о семье также не заходила. Дети более охотно рассказывали о супергероях из комиксов и сериалов, компьютерных играх, современных гаджетах. Слова же, с которых начинается речь ребенка, встретились меньше чем в трети случаев.

Таблица 2
Рейтинг вербальных направленностей детей с задержкой психического развития в зависимости от возраста детей

7–8 лет 9–10 лет 10–11 лет 11–12 лет
Субкультурные выражения Животные и растения Межличностные отношения Субкультурные выражения
Семья Обращения и имена Животные и растения Обращения и имена
Еда Школа Эгоцентризм Мода и красота
Межличностные отношения Время Обращения и имена Развлечения
Обращения и имена Еда Материальные ценности Субъективно значимые герои
  Развлечения Школа Межличностные отношения
  Мода и красота Семья Материальные ценности
  Материальные ценности Еда Интернет и современная культура
  Эгоцентризм Субкультурные выражения Животные и растения
  Семья Мода и красота Эгоцентризм
  Субъективно значимые герои Развлечения Устойчивые выражения
  Субкультурные выражения Время Школа
      Еда
      Время
      Семья
      Внешность
      Успех


Как видно из таблицы 2, наиболее широкий спектр вербальных направленностей представлен у детей в возрасте 11–12 лет, наименьший – у детей 7–8 лет. Кроме того, у детей 11–12 лет в речевом поведении появляются устойчивые выражения в виде цитируемых строчек из песен. Например: «Голый снег, серый лед», «Смерть стоит того, чтобы жить», «Перемен требуют наши сердца» и др.

Несмотря на то что виртуальная реальность играет большую роль в общении современного человека, в том числе в детском сообществе, вербальная направленность «Интернет и современная культура» занимает 7-ю строчку рейтинга младших школьников с задержкой психического развития. Выражается она чаще всего в формальном перечислении компьютерных игр, героев комиксов и популярных фильмов: «Minecraut», «ГТА5», «Fekebook», «Инстаграм», «Джамп степ стайл», «Слендер» и т.п. Следует подчеркнуть, что только у девочек встречается вербальная направленность, отражающая моду и красоту. При этом данная вербальная направленность выражается преимущественно в перечислении видов одежды, аксессуаров, модных марок одежды, то есть в фиксации на внешних атрибутах современных модных течений.

Речь младших школьников с задержкой психического развития отражает значимость материального благополучия. «Материальные ценности» занимают одно из приоритетных мест в иерархии вербальных направленностей. В своей речи дети с задержкой психического развития используют такие слова, как: «вила» (имеется в виду «вилла»), «500 тыщ», «машина». Нередко материальные ценности выражали актуальные потребности детей, в частности желание иметь ноутбук, компьютер: «хочу на день рождения наунбук» («ноутбук»), «компутер» («компьютер») и т.д.

Заключение

Стоить отметить, что данное исследование не предполагало сравнения особенностей вербального компонента речевого поведения детей с задержкой психического развития и детей с нормативным развитием. Безусловно, это важный аспект для описания речевого поведения детей с задержкой психического развития, но такое сравнение будет описано в дальнейших исследованиях, поскольку требует более глубокого и обширного анализа материалов. Однако, по предварительным данным, мы можем предполагать, что у детей с нормативным развитием будет более широкий диапазон вербальных направленностей, возникнут более абстрактные и сложные вербальные направленности. Для подтверждения данного предположения будет проведен дополнительный сравнительный анализ вербального компонента речевого поведения детей с разным темпом психического развития. Поэтому мы остановимся только на особенностях вербального компонента детей с задержкой психического развития.

При проведении последующих бесед с детьми выяснилось, что среди основных тем общения находятся такие, как современная культура (фильмы, сериалы, комиксы, компьютерные игры), отношения между сверстниками (симпатии и антипатии, межличностные взаимосвязи). Безусловно, влияние на такое явление оказывает компьютеризация современного общества. Теперь яркие впечатления легче получить не из книг, а из более упрощенного варианта – комиксов. Разговор о книгах в нашем исследовании смогли поддержать только 12% учащихся. Рассказ о себе превращается, как правило, в повествование о любимых компьютерных играх, сериалах и героях комиксов. При этом изобилует большое количество слов современного сленга и специфических выражений, характерных только для определенных фильмов, игр или комиксов. Как правило, таковыми являются иностранные слова, адаптированные под русский язык: фэндом, лук (образ, внешность), вайп (стирание), сорян (видоизмененное «сорри» – извините) и т.д. Кроме того, часто в речи можно встретить негативные и агрессивные проявления по отношению к окружающим и к самому себе. На речевое поведение и его вербальные направленности существенное влияние оказывает современная культура. Кроме того, проникновение западной культуры отражается в речи большим количеством заимствованных иностранных слов, которые уже видоизменяются и адаптируются под российскую речь. Дети с задержкой психического развития смогли беседовать на такие темы. В то же время обычный бытовой разговор на школьную тему поддержать не могли.

Бесспорно, что современная культура, которая получает мощное распространение через средства массовой информации (СМИ), оказывает существенное влияние на поведение детей, в том числе и речевое. Эмоциональная лабильность детей с задержкой психического развития, пониженная концентрация внимания могут служить факторами риска крайне сильного приобщения к такой культуре, тем более что она крайне упрощена для восприятия. И поскольку общение – одна из составляющих человеческой жизнедеятельности, то, безусловно, такие явления напрямую отражаются в нем, выражаясь в изменениях речи и речевого поведения.

Выражение признательности
Выражаю благодарность научному руководителю Светлане Тимофеевне Посоховой за помощь в редактировании статьи, а также педагогу-психологу Севостьяновой Е.А. за помощь в проведении исследования.

Литература

Вагнер К.А. Агрессивное речевое поведение детей младшего школьного возраста. Вестник ИГЛУ, 2013, 239–244.

Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 2007.

Лубовский В.И. Задержка психического развития как психолого-педагогическая проблема. Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск: Иркутск. гос. университет, 1979, 3–17.

Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: Педагогика, 1993.

Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности. Минск: БГУ, 1996.

Сухих С.А. Черты языковой личности, коммуникативно-функциональный аспект языковых единиц. Тверь: Волга, 1993, 85–90.

Тупицына И.Н. Речевая коммуникация: личностно-когнитивное измерение: Дис. … д-ра филол. наук, Военный университет МО РФ, Москва, 2005.

Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: Ин-т рус. яз. им. А.С.Пушкина, 1998.

Чеботникова Т.А. Речевое поведение как один из способов актуализации личности. Вестник Челябинского государственного университета, 2011, 28(243), 138–143.

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1990.

Поступила в редакцию 21 февраля 2017 г. Дата публикации: 26 июня 2017 г.

Сведения об авторе

Перменова Дарья Сергеевна. Аспирант, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, наб. Макарова, д. 6, 199034 Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Перменова Д.С. Вербальный компонент речевого поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Психологические исследования, 2017, 10(53), 7. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Перменова Д.С. Вербальный компонент речевого поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 53. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n53/1430-permenova53.html

К началу страницы >>