Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

2017 Том 10 No. 54

Психологические парадоксы индивидуального и социального развития в мультикультурном обществе [Спецвыпуск]

 

Этот выпуск сформирован по следам выступлений на ежегодных Шпетовских чтениях. Их тема в 2017 году – «Психологические парадоксы индивидуального и социального развития в мультикультурном обществе». Нам кажется, что ответы на вопросы соотношения индивидуального и социального в современном транзитивном, мультикультурном обществе могут быть найдены, в частности, в трудах Г.Г.Шпета по этнической психологии и внутренней форме слова. Доказательством этого является возможность использования понятия «внутренняя форма» при анализе психологического хронотопа.

Тематика статей фокусируется на вопросах аккультурации эмигрантов в новых социокультурных условиях, ценностях и эталонах, постоянно изменяющихся и меняющих соотношение и содержание  социального и индивидуального контекстов развития.

Начало дискуссии положил очень интересный доклад А.Н.Поддьякова, о котором уже упоминалось на странице журнала в Facebook (facebook.com/groups/380726348803272). Вопрос о том, следует ли переучивать новым ценностям эмигрантов, затрагивается в содержании многих статей, не находя, что закономерно, однозначного ответа. При этом несовпадение ценностей и стереотипов, как показано авторами, касается буквально всех сторон социального и индивидуального контекста развития – представлений о героях, будущем, старости. Поэтому все более актуальными становятся разнообразные направления, включающие представления о культуре как одной из ведущих детерминант развития психики.

В целом авторы увлекательно и полемично раскрывают позитивные и негативные аспекты развития личности в современном мультикультурном пространстве, показывая новые тенденции в изучении мультикультурного общества.

Содержание

Марцинковская Т.Д. Внутренняя форма психологического хронотопа: подходы к проблеме
Фаликман М.В. Новая волна Выготского в когнитивной науке: разум как незавершенный проект
Балашова Е.Ю. Культурно-исторические детерминанты старения: прошлое и настоящее
Полева Н.С. Парадоксы индивидуального и социального в судьбах представителей науки и искусства
Гусельцева М.С. Идентичность в транзитивном обществе: трансформация ценностей
Хорошилов Д.А. Археология повседневности и социальное познание
Сергиенко Е.А. Модель психического как интегративное понятие в современной психологии
Хузеева Г.Р. Изучение процессов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста­
Дубовская Е.М., Красная М.А. Взаимодействие с другой культурой как фактор гражданской социализации
Белинская Е.П. Идентификационные модели подростков и молодежи: «герои нашего времени»
Гавриченко О.В., Марцинковская Т.Д. Культура как образующая идентичности
Ениколопов С.Н., Чудова Н.В. Проблема проявлений враждебной установки