Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

2017 Том 10 No. 56

Федунина Н.Ю. Спорт в психологии повседневности

ФЕДУНИНА Н.Ю. СПОРТ В ПСИХОЛОГИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
English version: Fedunina N.Yu. Sports in psychology of everyday life

Московский государственный психолого-педагогический университет, Центр экстренной психологической помощи, Москва, Россия
Центр спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд Москомспорта, Москва, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования


Обсуждается проблема спорта в психологии повседневности. Методологическим основанием служит теория Пьера Жане, его концепция эволюция личности и трех уровней целостности: телесного, социального и личности во времени. Спорт на уровне телесной целостности и его место в жизни современного человека отражает стремительные изменения динамической организации жизни. Снижение физической нагрузки, отсутствие борьбы за удовлетворение витальных потребностей, нарастающая виртуализация приводят к переструктурированию жизненного пространства, новым формам включения тела, подкрепления переживания полноты и целостности через искусственные источники, новые ощущении. Спорт в разных его форматах создает новые возможности в овладении искусством физической и психической экономии, динамической реорганизации. Фитнес-революция и другие многообразные практики включения тела отражают тенденцию к активному исследованию и введению в действие потенциальных возможностей и ресурсов, стремление к агентивности, потребность в заземлении и реализации себя в настоящем. На уровне социальной целостности спорт становится средством самовыражения, инструментом социальной дифференциации – гендерной, социально-экономической, моральной. Спорт становится пространством конструирования социальной и коллективной идентичности, оказывается значимым параметром включенности в социальную ситуацию, обладания ролью и местом в обществе. В сфере спорта отражаются и развиваются базовые демократические ценности: равенства, духа общности, социального включения вне зависимости от социально-демографических характеристик, психологических особенностей, состояния здоровья. На уровне личности во времени, индивидуальности, характеризующейся через автобиографию, обсуждается обращение к спортивной истории как призме, через которую рассматривается жизнь не только профессиональных спортсменов, но и обычного человека.

Ключевые слова: спорт, психология повседневности, Пьер Жане, личность

 

«Вся страна – это наш стадион!» – пел Муслим Магомаев в фильме «О спорт, ты – мир!» Действительно, топология современного города немыслима без спортивных объектов, начиная с перестроенного под Олимпиаду 2014 года города Сочи до маленького фитнес-клуба со звучным названием «Академия» в провинциальном городке. В системе национальной политики используется привлечение спортивной дипломатии для разрешения национальных и международных конфликтов. Так, решения ФИФА о проведении кубка мира в Уругвае (1936), Японии – Кореи (2002) и Южной Африке (2010) были приняты с намерением использовать спорт как средство установления мира [Hlabane, 2010], что соответствует цели «поставить спорт на службу гармоничного развития человечества, способствуя созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства» (http://roc.ru/upload/documents/team/charter/charter-8-2015-rus.pdf). Место спорта в психологической топологии не менее значимо и соотносится с представлениями о гармоничном развитии, здоровом образе жизни, активности человека, природном и социальном в его жизни, роли гедонистических ценностей, значимости досуга, влиянии виртуализации и другими процессами в современном обществе. Понятийное пространство спорта расширяется и включает сегодня очень разные форматы [Кыласов, 2010], в том числе профессиональный и любительский спорт, экстремальные развлечения, формы досуга (например, фитнес, йога, аэробика и пр.), киберспорт. Архетипы Игрока, Персоны, Героя, Воина, Тени, Смерти, Помощника переплетаются, определяя место этой сферы среди ведущих тем бытия современного человека.

В рассмотрении явления спорта в повседневной жизни современного человека мы воспользуемся логикой французского психолога, философа, психотерапевта Пьера Жане (1859–1947). В своих размышлениях о психологической эволюции личности Жане рассматривал личность как работу, направленную на формирование и поддержание целостности и отличия от других, осуществляемую на разных уровнях: телесном, социальном и индивидуальном [Жане, 2010]. Последуем этой логике в анализе нашей темы.

Спорт в значительной степени задействует телесный уровень, выводя его на первый план (за редким исключением отдельных видов, таких как шахматы). Во многом отношение к телу в спорте является инструментальным и экспозиционным, что, по замечанию Б.В.Дубина, связано с проектом современного человека эпохи модерна, ядром которой является культивирование социальности, коммуникативности, публичности, открытости и приемов очевидности как обеспечивающих социальность [Дубин, 2004].

Обе вышеупомянутые характеристики инструментальности и экспозиционности проявляются сегодня в двух разнонаправленных тенденциях. С одной стороны, отмечается переход от спорта-участия к спорту-зрелищу. С другой стороны, растет индустрия спорта, которая прочитывает, интерпретирует и обеспечивает ценность красивого, здорового, сексуально притягательного, желанного, определенным образом оформленного («быть в форме») тела. Борьба с курением, разнообразные диеты, органическая еда, телевизионные шоу, так или иначе касающиеся здорового образа жизни, фитнес-центры, йога-студии – этого не было в таком количестве 40–50 лет назад. Частью этого движения является фитнес-революция [Starn, 2017]. В значительной мере она связана со спецификой работы, снижением физической нагрузки, сидячим образом жизни, виртуализацией взаимодействий, потребностью оживить тело. Инструментальный интерес к возможностям своего тела в этом контексте возобновляется, реализуя принцип агентивности в противовес пассивности. Происходит «погружение тела в особую систему социальных отношений, особый дискурс, новые взаимоотношения с собой и другими» [Страхов, 2013], совершается поиск новой формы в аристотелевском смысле слова как того, что оформляет материю, в противном случае являющую небытие.

Интересно, что в профессиональном спорте (и отчасти в других форматах спортивной активности) естественное и нормальное тело проблематично [Дубин, 2004] и неинтересно, оно должно становиться мостом к ницшеанскому сверхчеловеку, свидетельством нарциссического всемогущества и безупречности. М.Страхов, размышляя о спорте с позиции психоаналитика, говорит: «В спорте тела подчинены жесточайшему диктату правил, рекорда, результата. Задача спортсмена – это буквально выпрыгнуть за пределы природных лимитов. Поэтому тело в спорте – это тело, которое ломается, это тело, которое нужно подвергать химическим и прочим изменениям для того, чтобы оно соответствовало требованиям того другого, которому на биологию наплевать» [Страхов, 2013]. Спортивная победа, как и победа на поле боя, должна произойти «несмотря ни на что». В связи с этим интересны особенности архетипа Воина в спорте и обилие милитарных метафор и образов («умереть, но победить», «пусть синим все горит огнем, медали Родине даем») [Малышева, 2017].

Предельный инструментализм сопряжен в профессиональном спорте с активным и жестким воздействием на тело, связанным с усилением контроля, наряду с ослаблением чувства самосохранения, лишениями или насильственным докармливанием (как в прямом смысле при доборе веса, так и косвенно с проблемой допинга). Жане говорил, что на телесном уровне наша личность представляет собой совокупность различных форм поведения в отношении собственного тела [Жане, 2010]. В этой связи неудивительно негласное допущение в большом спорте эмоционального и физического насилия по отношению к спортсмену как к телу, которое должно показать результат.

Размышляя над процессами осознания в главе про телесную личность, Жане замечает, что осознание касается не только нас самих, наших переживаний, того, что в нас происходит, но и того, что нам принадлежит. «Мы все имеем собственность: не только тело, лицо, нос, волосы (по крайней мере, до поры до времени), но и одежду, которая тоже составляет часть нашей личности. Часто замечают, что каждый человек имеет свою манеру одеваться, преподносить себя. Все объекты, составляющие часть нашей текущей жизни – наши бумаги, перья, карандаши, письменный стол, библиотека, – принадлежат нам, связаны с нами, без них мы не можем работать. Украшения, которые мы носим, чтобы отличаться от других, татуировки в прошлом – это также принадлежащее нам» [Жане, 2010, с. 123]. У нас есть множество объектов, которые дополняют наше тело и которые придают нам ту или иную характеристику. Сейчас трудно встретить спортсмена, на одежде которого не было бы логотипа фирмы-спонсора или просто производителя. Не только профессиональные спортсмены, но и любители стремятся приобрести спортивную одежду и инвентарь с логотипом «Найк», «Адидас» или другой фирмы. Становится важно не просто заниматься спортом, но и покупать правильные товары, обладать правильными вещами [Starn, 2017]. «Мы обладаем своей одеждой, как обладаем своим туловищем или головой; эта одежда в какой-то мере – часть нас самих» [Жане, 2010, с. 127]. Интересно, что принцип консюмеризма в отношении телесности наблюдается как в реальном спорте, так и в киберспорте, где, казалось бы, основные действия происходят в виртуальном пространстве и предполагают разрыв реальной телесности и телесности персонажей видеоигр. Геймеры выбирают специальную атрибутику, одежду, оборудование, а большие компании мечтают заполучить многомиллионную аудиторию поколения миллениалов (http://www.forbes.ru/tehnologii/351869-ne-tolko-detskie-igry-zachem-krupnye-kompanii-idut-v-kibersport ). Так или иначе, киберспорт, официально признанный спортом и завоевывающий все большую популярность, представляет собой стремительно развивающееся пространство виртуальной повседневной реальности, предполагающее специфическую телесность (усеченные телесные проявления в реальности и особый телесный образ аватарного персонажа).

Стремительно меняется динамическая организация современного общества. Изменения на телесном уровне организации личности (снижение физической нагрузки, борьбы за удовлетворение витальных потребностей, виртуализация) приводят к переструктурированию жизненного пространства, новым формам включения телесности, подкреплению переживания полноты и целостности через искусственные источники, новые ощущения. «Тело умерло. Да здравствует Тело!» Технические и информационные преобразования, с одной стороны, значительно расширяют возможности, с другой стороны, ускоряют гонку за ресурсом. Отсюда «лихорадочная добыча энергии, и природной в виде нефти-газа, и психической в виде всевозможной активизации человеческих сил, или физических … или психических и парапсихических путем самовнушения, самогипноза, других способов поддержания психического тонуса» [Бибихин, 2010, с. 25]. В.В.Бибихин, размышляя об энергийности, останавливается на приводимом Аристотелем различении энергии и способности. «У строителя есть умение, способность, дюнамис строить. Он вводит способность в действие, строит; она тогда переходит в «энергию», пребывает в действии. Зрячий, не слепой, мог видеть, когда держал глаза закрытыми, не вводил в «энергию» свою способность» [Бибихин, 2010, с. 29]. Можно предположить, что фитнес-революция, многообразные практики включения тела отражают тенденцию к активному исследованию и введению в действие потенции. Человек, по Жане, – это «экономическое существо» [Janet, 1919]. Сегодня спорт в самых разных его форматах создает новые возможности в овладении искусством физической и психической экономии.

С одной стороны, социальный проект витализации, овнешнения, «осознания себя телом», культ совершенного тела (а не свободного духа) считается одним из ведущих механизмов управления объектами в тоталитарном обществе [Михайлов, 1999]. Спорт сегодня является важной частью политики страны, а знаменитые спортсмены делают карьеру как представители власти [Малышева, 2017]. С другой стороны, витализация и осознание своего тела становится частью процесса интеграции. Например, в обретающем все большую популярность движении mindfulness (осознанности) акцент делается именно на взаимодействия души и тела. Тело, его ритмы становятся камертоном для настройки человека на жизнь, полноту пребывания в настоящем. И даже в профессиональном спорте декларируется, что, подступая к границам возможностей человека, спорт все больше зависит от ментальной подготовки [Middleton, 2007].

Таким образом, можно отметить интересное сочетание овнешнения восприятия индивида, идеала «человека, развивающего свои внешние органы» [Михайлов, 1999], обладающего идеальным телом, преодолевающего грани возможного и виртуализации, снижения физической вовлеченности тела, когда физический труд в значительной мере машинизирован. Как отмечает Л.А.Хегай, сегодня «основная битва разворачивается за мечты. … Поэтому люди переходят от напряженной работы к напряженному развлечению, заботясь не о выживании, а о получении необходимых эмоций. В результате полной автоматизации производства XXI век стал первым веком истории, где люди больше потеют не на работе, а на отдыхе (спорт, хобби, фитнес, дискотеки и развлечения)» [Хегай, 2009]. Спорт в широком смысле являет один из мощнейших новых «рынков, основанных на мечтах или грезах» о целостности, заботе, близости, опоре, покое, бессмертии. На первый план, говоря словами Жане, выходят вторичные действия – чувства. Это регуляторы действия в физическом и социальном пространстве, вовлеченные в процесс дифференциации и конкретизации внутреннего и внешнего пространств. Спорт в повседневной жизни становится пространством восстановления целостности, воссоединения со своим телом, а также совершения полного цикла действия, реализуя все его фазы от намерения до завершения и поведения триумфа. Оно дает нам возможность пережить ощутимый, очевидный успех, радость, обрести дополнительные силы, мобилизованные на совершение действия. По Жане, чувство радости играет важную роль в высших психологических процессах; с ним ассоциируются чувство личной свободы, настоящего, полноты бытия. И даже просмотр спортивной передачи позволяет пережить сопричастность, включенность в общую историю, чувства катарсиса и экстаза, ранее создававшиеся произведениями искусства и религиозными обрядами [Кыласов, 2010]. Острые ощущения борьбы, непредсказуемости, опасности предстают через рамку телевизионного экрана как доступные.

Второй уровень работы по созданию целостности и дифференциации, который характеризует личность, определяется Жане как уровень социальной личности. Телесность включена в процессы социальной иерархии. Как сказал Роджер Кайва (Roger Kaiwa), скажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кто ты [R.Kaiwa, цит. по: Starn, 2017]. То есть телесное, спортивное самовыражение и его тип становится одной из ведущих характеристик социальной дифференциации – гендерной, социально-экономической, моральной. Принадлежность к социальному классу определяется не только доходом, но привычками, вкусами, стилем, проведением досуга. Например, занятия фитнесом становятся характеристикой среднего класса. Спортивная фигура рассматривается как коммуникативное послание социальной принадлежности, включенности в социальную ситуацию, обладания ролью и местом в обществе. Можно размышлять о дальнейшем социальном различении в зависимости от типа предпочитаемого фитнеса (в широком смысле этого слова): йога или пилатес, капоэйра или кроссфит и др.

Отмечается связь фитнес-революции с гендером и образом тела. Женщин чаще встретишь в фитнес-центрах, они чаще озабочены поддержанием формы, приведением тела в тонус, тогда как мужчины чаще выбирают спорт с его соревновательной ноткой или «качалку» [Starn, 2017]. Мужчины отдают предпочтение силовой нагрузке; мощный мышечный каркас связывается с мужской красотой, силой, потенцией. Впрочем, сегодня все больше женщин включают в программу тренировки силовые нагрузки. Женщина все чаще конкурирует с мужчиной в силовой зоне зала, и в то же время важно оставаться женственной или даже преувеличенно женственной, так, в соревнованиях по фитнесу обязательны бикини, каблуки, яркий макияж [1]. Спортивность, сексуальность, энергия, агентивность, выраженные влечения женщины выходят на первый план. Такова Лара Крофт, героиня видеоигр, агрессивная, побеждающая, готовая забить противников, но делающая это красиво и элегантно. У нее красивые волосы, глаза, идеальное тело, представляющее сочетание сексуальности и силы, всемогущества и молодости. Таковы образы женской красоты, транслируемые в журналах, на телевидении – стройного, здорового молодого тела с идеальной кожей, прекрасными волосами и сверкающей улыбкой.

Спорт входит в повседневность жизни города и способствует изменению представлений о человеке, его возможностях, его связи с миром и другими людьми. В этом контексте примечательна история любительского бега, которая прослеживается в прекрасном документальном фильме Пьера Мората «Бег – это свобода» (Free To Run) (2016). Сегодня бег – часть повседневной культуры города, марафоны собирают все больше участников. «Ты предоставлен самому себе, сам создаешь свой бег. Тебе никто не помогает, никто не мешает. … Ты наедине с миром. … ты чувствуешь себя живым на этой земле», – говорят герои фильма. В 60–70-е бег стал способом самовыражения, формой творчества, вызовом, а не просто способом рекреации.

Так или иначе, идеология современного спорта отражает базовые демократические ценности: равенства, возможности достижения, духа команды [Дубин, 2004]. В частности, это проявляется в роли спорта в социальном включении (людей с особенностями развития, проблемами со здоровьем, нарушениями поведения). Активно разрабатывается тема влияния спорта на жизнь делинквентных подростков [Taylor et al., 2010], растет число проектов, поддерживающих инклюзию средствами спорта [Wolbring et al., 2010]: «Футбол для детей с синдромом Дауна», «Игры победителей» для детей, переживших онкологические заболевания, всероссийская программа «Лыжи мечты» (обучение людей с различными заболеваниями катанию на лыжах) и др.

Помимо этого, происходит развитие спортивной филантропии, спортивной благотворительности (забеги, марафоны и другие спортивные мероприятия, в которых собираются средства на те или иные благотворительные цели [Meyer, Meyer, 2017; https://www.podari-zhizn.ru/main/node/22469]). «Бегайте, плавайте, сражайтесь в футбол или шахматы, чтобы помочь другим» – так анонсирует свой проект спортивной благотворительности фонд «Подари жизнь» (https://www.podari-zhizn.ru/main/node/22469). На Западе этот социальный феномен сформировался под влиянием muscular Christianity, социально-теологического движения, в центре которого лежала идея творить добро, используя свое хорошо тренированное тело. Подчеркивалось, что тело с его физическими возможностями и эстетическими характеристиками дается человеку Богом и должно использоваться не в нарциссических или эгоистичных целях, а для «делания добра другим», защиты слабых, поддержки праведных дел. Одной из центральных идей muscular Christianity была трансформация общества. Эта социальная теология постулировала, что спорт и физическая активность могут преобразовать то плохое, что есть в обществе, в хорошее, а христианские моральные ценности, приобретенные на спортивном поле, могут быть перенесены в жизнь. В 1997 году бывший профессиональный велосипедист Лэнс Армстронг, переживший рак, создал Фонд, который организует разнообразные спортивные мероприятия, привлекая десятки тысяч участников и собирая ежегодно миллионы долларов на борьбу с раком. Фонд LIVESTRONG, основанный Армстронгом, привлекал образом спортсмена-героя, который вдохновлял других на ведение здорового образа жизни и участие в физической филантропии (до дисквалификации Армстронга за применение допинга и смещения с поста председателя фонда Livestrong в 2012 году). Подготовка и участие в благотворительных марафонах, заездах и других спортивных мероприятиях требует порой значительных затрат времени, предполагает необходимость заранее запланировать, разрешить всевозможные организационные вопросы, заняться тренировками и вносит вклад в формирование социальной и коллективной идентичности человека. Она сопряжена с активным вовлечением, переживанием и в большей мере затрагивает идентичность человека, его моральное я, чем простое денежное пожертвование.

Третий уровень в рассмотрении личности, по Жане, – это личность во времени. Адаптация к пространству и социуму дополняется адаптацией ко времени, необходимостью поддержания целостности и единства перед лицом множественности, изменчивости, тех неизбежных корректив, которые вносит время. «Хотя время лепит из нас другого персонажа, мы хотим оставаться теми же и поддерживаем свою целостность» [Жане, 2010, c. 320]. Мы поддерживаем целостность во времени благодаря памяти. Спорт становится частью нашей биографии. Мы создаем рассказ о себе, постоянно совершенствуя свои способности рассказчика, используя для этого все новые и новые формы. Жане говорит: «Мы определили биографию как историю героя. … сейчас мы считаем, что каждый из нас герой. … герой стал обыденностью … эволюция ведет к понятию личности, которое будет характеризоваться свободой каждого, способностью каждого стать выдающимся изобретателем, человеком оригинальным, со своим особым характером и личной ответственностью» [Жане, 2010, c. 382]. Сегодня формируется особый тип нарратива – история спортивного героя, преодолевшего социальные и телесные ограничения. Многочисленные истории «простых героев», обретающих свою историю в спорте, переживающих трансформацию, преодолевающих социальные проблемы (гендерные, расовые, социально-экономические) (то есть феномены, свойственные уровням телесной и социальной личности), активно транслируются по всему миру (см., например, фильмы последних лет «Пеле: рождение легенды» (2016), «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» (2016), «Я – Болт» (2016), «Фехтовальщик» (2015), «Сила воли» (2016) и др.).

Обилие возможностей создания автобиографического нарратива способствует значительному расширению и индивидуализации рассказа и выходу за пределы молодежной и профессиональной когорты (видео 91-летней гимнастки https://www.facebook.com/InTheKnowByAOL/videos/vb.648801795275605/1353828538029093/?type=2&theater ; 105-летняя женщина, рассказывающая о своих занятиях йогой https://www.facebook.com/search/str/100+years+old+yoga/keywords_search и многочисленные другие свидетельства, расширяющие пределы спорта как смыслообразующей биографической категории далеко за молодежный возраст). Так, отметка о посещении фитнес-клуба или фотографии в социальных сетях вписывают спортивную вовлеченность в социальную историю жизни человека, подчеркивают характеристику «человека спортивного» в идентичности человека как личности, заботящейся о себе, контролирующей свое тело, а с ним и держащей свою жизнь под контролем.

И в то же время не менее очевиден и другой полюс, связанный с ценностью молодости, неизменности, индивидуализма, личности вне времени. О.Старн в своих лекциях «Спорт и общество» рассматривает образ Лары Крофт, неоднократно признанной самой успешной человеческой героиней видеоигры. Это образ сильной, владеющей своим телом, сексуальной женщины, у которой нет постоянного партнера и детей, женщины, которая всегда остается молодой (по данным игры, она родилась в 1967 (или 1968) году, что никак не сказывается на ее внешности). «Быть во времени», создавать внутреннюю историческую целостность, по Жане, значит стягивать в точку настоящего все нарративы о прошлом и будущем, значит совершить акт презентификации, который подготавливается работой переживания. Так, Ларе Крофт 53 года. Создатели игры написали ей биографию, повинуясь социальному требованию, но сохраняя ориентацию на молодую аудиторию, этот персонаж остается молодой женщиной. Цветаевское «скоро уж из ласточек в колдуньи» – не про нее. Она – героиня вне времени. В фантазии, грезе мгновение остановлено. И, как в сцене «Кабинет Фауста», фраза «Остановись, мгновенье!» становится ключевой в договоре с Мефистофелем, так и в истории личности во времени греза о вечной молодости снижает уровень личностного синтеза от индивидуальности к персонажу [Жане, 2010].

Заключение

Спортивные практики стали привычной частью повседневной жизни человека. Они реализуются в различных форматах и отражают множество процессов, связанных с потребностью в воссоединении с телом, перевода из потенциального в действительное, обретением энергии и др. Спорт вовлечен во все три уровня организации личности, становясь реакцией на изменения в обществе (технологизацию, виртуализацию, инклюзию и др.), а порой и запуская трансформации (например, как в случае с любительским бегом). На уровне телесной целостности спорт становится способом воссоединения с телом, оживления, обретения контроля и своего физического места в этом мире, своей формы, которая может содержать материю, ответом на виртуализацию, восстановлением полноты и контакта с материальным началом, средством от расщепления. Спортивные практики активно участвуют в формировании нового тела, новых форм телесности. На социальном уровне спорт задает один из основных привлекательных Персонажей, становится областью развития социальных инициатив, связанных с ценностями поддержки и социального использования возможностей тела на благо Другого. На уровне индивидуальности, личности во времени нарративы, связанные со спортом, включаются как смыслообразующие в биографию современного человека.


Литература

Бибихин В.В. Энергия. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010.

Дубин Б.В. Спорт, культ и культура тела в современном обществе. Заметки к исследованию. В кн.: Интеллектуальные группы и символические формы: очерки социологии современной культуры. М.: Новое издательство, 2004. С. 38–46.

Жане П. [Janet P.] Психологическая эволюция личности. М.: Академический проект, 2010.

Кыласов А.В. Спорт как социокультурный феномен эпохи глобализации: автореф. дис. ... канд. культурол. наук. Государственная академия славянской культуры, Москва, 2010. http://cheloveknauka.com/sport-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-epohi-globalizatsii#ixzz4xjEsX2si

Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингво-когнитивное исследование. М.: Флинта, 2017.

Михайлов В.В. Физическая культура в тоталитарной системе: ценности и цели. В кн.: В.В. Михайлов, В.М. Тумаларьян (Ред.), Материалы конференции молодых ученых и студентов РГАФК. М.: РГАФК, 1999. С. 55–58.

Страхов М.Ю. Спорт как иллюзия гармонии. Goethe-Institut Russland Online-Magazin «Deutschland und Russland», 2013, декабрь. https://www.goethe.de/ins/ru/ru/kul/mag/20667937.html

Хегай Л.А. Психоанализ и мистика в 21-м веке. Доклад представлен на III Международной конференции МААП «Расширение сознания: новые горизонты трансперсональной и юнгианской психологии», Москва, 2009. http://maap.ru/library/book/182/

Janet P. Les Médications Psychologiques. Paris: Alcan, 1919.

Hlabane B. Sociology of sports mega events: A tourism perspective. The International Journal of Sport and Society. 2010, 1(4), 74–100.

Meyer A.R., Meyer M.R. Umstattd Doing Good with My Body: Physical Philanthropy through Physically Active Participation in Charity. Sport Events, 2017, 8(1), 51–67.

Middleton C. Mental Toughness: Conceptualisation and Measurement. A thesis submitted to the School of Psychology, University of Western Sydney, Sydney, 2007.

Starn O. Sports and society, 2017. https://www.coursera.org/learn/sports-society/home/welcome

Wolbring G., Legg D., Stahnisch F. Meaning of Inclusion throughout the History of the Paralympic Games and Movement. The International Journal of Sport and Society, 2010, 1(3), 81–94. doi:10.18848/2152-7857/CGP/v01i03/54023.

Taylor M.J., Shoemaker T.L., Welch D.Z., Endsley M.Jr. Sports Participation and Delinquent Peer Associations: Implications for Individual Behavior among Minority Girls. The International Journal of Sport and Society, 2010, 1(3), 147–160.


Примечания

[1] Из частной беседы автора с Е.В.Никишиной.

Поступила в редакцию 15 октября 2017 г. Дата публикации: 15 декабря 2017 г.

Сведения об авторе

Федунина Наталья Юрьевна. Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр экстренной психологической помощи, Московский городской психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, д. 29, 127051 Москва, Россия; ГКУ «Центр спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд Москомспорта», Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Федунина Н.Ю. Спорт в психологии повседневности. Психологические исследования, 2017, 10(56), 4. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Федунина Н.Ю. Спорт в психологии повседневности // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 56. С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n56/1504-fedunina56.html

К началу страницы >>