Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

2019 Том 12 No. 63

Леонтьев Д.А., Моспан А.Н., Митина О.В. Разработка и валидизация шкалы чувствительности к обратной связи

ЛЕОНТЬЕВ Д.А., МОСПАН А.Н., МИТИНА О.В. РАЗРАБОТКА И ВАЛИДИЗАЦИЯ ШКАЛЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
English version: Leontiev D.A., Mospan A.N., Mitina O.V. Elaboration and validation of the feedback sensitivity scale

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия

Сведения об авторах
Литература
Ссылка для цитирования


Чувствительность к обратной связи (ЧОС) представляет индивидуально-психологическую переменную, которая играет важную роль в процессе саморегуляции. ЧОС выражает способность человека реагировать на успешность собственных действий и корректировать активность в соответствии с оценкой этой успешности. Цель данной работы – обоснование конструкта чувствительности к обратной связи, в частности разработка и валидизация одномерной психометрической шкалы диагностики ЧОС. В работе представлены результаты двух исследований, в которых эта шкала получила психометрическую апробацию. Выборку первого исследования составили студенты 1-го курса московских университетов (N = 199). Для конструктной валидизации шкалы были рассмотрены связи ЧОС со следующими параметрами психологического благополучия и мотивации: типы мотивационной регуляции (автономный и контролируемый), показатель потока в учебной / профессиональной деятельности, стиль объяснения успехов и неудач, субъективная удовлетворенность жизнью, позитивные и негативные аффекты. Для того чтобы рассмотреть более специфические связи ЧОС с параметрами саморегуляции, было проведено второе исследование, выборку которого составили студенты 2–3-го курса филиала Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в г.Ташкенте (N = 104). В корреляционном анализе второго исследования использовались следующие параметры: контроль за действием в ситуациях неудачи, планирования и реализации; показатели опросника «Большая пятерка»; отношение личности к своему опыту. Незначительная коррекция первой рабочей версии шкалы (исключение одного пункта) свидетельствует о том, что шкала консистентна, ее баллы имеют нормальное распределение. Согласно полученным результатам шкала ЧОС имеет значимую связь с несколькими мерами психологического благополучия, а также рядом параметров саморегуляции. Представленные результаты позволяют использовать шкалу ЧОС как полезный инструмент для решения задач научных исследований и прикладной диагностики.

Ключевые слова: саморегуляция, обратная связь, чувствительность к обратной связи, мотивация, субъективное благополучие

 

Чувствительность к обратной связи как психологическая переменная

Понятие саморегуляции все больше выдвигается на передний план в психологической и не только психологической науке, причем не как предмет конкретного изучения, а как общий объяснительный принцип, парадигма, объясняющая системно-динамические механизмы детерминации разворачивающегося во времени действия живого существа или технического устройства, отчасти моделирующего такое действие. Согласно этой парадигме, наиболее подробно разработанной во второй четверти 20-го столетия в физиологии активности Н.А.Бернштейна, теории функциональной системы П.К.Анохина и кибернетике Н.Винера, активность живого существа носит гибко изменяющийся характер и ее изменения управляются стремлением уменьшить рассогласование между желаемым (целевым критерием) и фактическим положением вещей [Леонтьев, 2006; Леонтьев, 2011]. Ключевым понятием этой парадигмы служит кольцо или контур обратной связи, включающее в себя заданный критерий желаемого, механизм активности в соответствующем направлении, блок восприятия достигнутых результатов (собственно обратной связи), их сличения с желаемым и оценки и механизм коррекции активности по результатам этой оценки.

Механизм саморегуляции деятельности (жизнедеятельности) не у всех функционирует одинаково эффективно. Введенное первым автором понятие личностного потенциала [Леонтьев, 2006] выражает как раз индивидуальные различия в успешности функционирования механизма саморегуляции. Этот механизм включает в себя целый ряд отдельных отчасти связанных между собой, отчасти независимых функциональных способностей, связанных с планированием, контролем, локусом каузальности и др.; одной из наиболее существенных представляется чувствительность к обратной связи (ЧОС), которую можно определить как индивидуально-психологическую переменную, выражающую степень развития способности дифференцированного реагирования на степень успешности собственных действий и достижений и коррекции своей активности в зависимости от оценки этой успешности. Индивиды с низкой ЧОС склонны сохранять направление и интенсивность своих усилий во многом независимо от того, насколько они приближают к желаемым результатам; напротив, они склонны обосновывать правильность своих действий, какими бы они ни были, используя механизмы психологической защиты.

Для диагностики этой индивидуально-психологической характеристики первым автором была разработана одномерная шкала. Первоначальный ее вариант включал 10 пунктов, в том числе 6 прямых и 4 обратных, ответы на которые градуировались по 5-балльной шкале (см. табл. 1).

Таблица 1
Пункты, входящие в состав опросника, и их психометрические показатели

  Среднее Стандартная ошибка среднего Стандартное отклонение Асимметрия Эксцесс Корреляция пункта со шкалой Надежность шкалы при удалении пункта
1. Я прислушиваюсь к тому, что мне говорят однокурсники о моей работе 3,482 0,073 1,024 –0,337 –0,462 0,377 0,674
2. Я готов попробовать что-то изменить, чтобы улучшить мои достижения 4,040 0,064 0,909 –0,894 0,181 0,431 0,666
3. По окончании работы, не принесшей успеха, я стараюсь поскорее забыть про нее* 2,960 0,082 1,154 0,398 –1,024 0,248 0,698
4. Я стараюсь внимательно относиться к тем замечаниям, которые мне делают более опытные психологи 3,915 0,063 0,886 –0,755 0,454 0,443 0,665
5. В разгар работы я настолько сосредоточен на себе, что обращаю мало внимания на окружающее* 2,919 0,076 1,068 0,188 –0,908 0,010 0,735
6. Я обсуждаю с моим руководителем (преподавателем) причины успехов и неудач в моей деятельности 3,050 0,086 1,213 –0,080 –1,045 0,418 0,666
7. Если даже результаты меня разочаровывают, я все же не спешу что-то менять* 2,266 0,067 0,951 0,620 –0,184 0,375 0,675
8. Я регулярно думаю о том, что поможет мне улучшить мои достижения 3,729 0,066 0,930 –0,574 –0,134 0,505 0,654
9. Когда я добиваюсь успеха, я не очень задумываюсь о его причинах* 2,442 0,083 1,174 0,518 –0,734 0,362 0,677
10. После неудачи мне важно проделать «работу над ошибками» 3,382 0,085 1,195 –0,201 –1,101 0,502 0,648
Стандартная ошибка       0,172 0,343    

Примечания. * Отмечены обратные пункты.


Коэффициент согласованности альфа Кронбаха для 10 вопросов имел удовлетворительное значение 0,7. Из данных, представленных в таблице 1, видно, что лишь один пункт «плохо» работает на шкалу, то есть при его удалении из общего пула вопросов надежность шкалы повышается. Это вопрос No. 5 («В разгар работы я настолько сосредоточен на себе, что обращаю мало внимания на окружающее»), и было принято решение о его исключении из шкалы. Коэффициент альфа Кронбаха для 9 вопросов составил 0,733, что свидетельствует о его высокой надежности. Для объединенной выборки обоих исследований (см. ниже) N = 297 альфа Кронбаха сохраняется высокой (0,718).

Психометрические характеристики шкалы чувствительности к обратной связи

Первоначальная апробация шкалы проводилась на выборке студентов 1-го курса двух московских университетов (N = 199). Возраст респондентов 17–27 лет (средний возраст 18,78, стандартное отклонение 1,3). Большая часть выборки (87%) включала женщин (n = 174), количество мужчин (n = 25) составило 13%.

Для количественной обработки первичных данных использовалась статистическая программа IBM SPSS Statistics, версия 20. Шкальный показатель брался как среднее арифметическое оценок по оставшимся 9 вопросам. Описательная статистика шкалы чувствительности к обратной связи представлена в табл. 2.

Таблица 2
Описательная статистика шкалы чувствительности к обратной связи

Минимальное значение 1,667
Максимальное значение 4,889
Среднее 3,548
Стандартная ошибка среднего 0,042
Станд. отклонение 0,597
Асимметрия –0,354
Эксцесс 0,329
Значимость по критерию Колмогорова–Смирнова (нормальная распределенность) 0,219


Как видно из таблицы 2, шкала демонстрирует близкое к нормальному распределение – значения эксцесса и асимметрии не превышают 2 стандартных ошибок этих показателей по модулю. Значимость нулевой гипотезы по критерию Колмогорова–Смирнова также больше критического значения, а это свидетельствует о нормальном распределении показателя.

Исследование 1. ЧОС, психологическое благополучие и мотивация

Инструменты

Для конструктной валидизации шкалы ЧОС был использован корреляционный анализ данных одноразового среза на выборке студентов 1-го курса двух московских университетов, проходивших курс общей психологии (N = 199). Для сравнения использовались следующие методики.

1. Универсальный опросник воспринимаемого локуса каузальности [Sheldon et al., 2017] измеряет выраженность 6 типов мотивационной регуляции, описанных в теории самодетерминации: внутренней, идентифицированной, позитивной интроецированной, негативной интроецированной, экстернальной и амотивации. В качестве ситуации в настоящем исследовании использовалась инструкция: «В настоящее время я хожу на занятия в университете, потому что…»

2. Методика диагностики потока в профессиональной деятельности ППД-2 [Леонтьев, 2015] оценивает характерность аутотелических переживаний (переживаний потока) в профессиональной или учебной деятельности. Включает 14 пунктов, ответы оцениваются по 4-балльной шкале частотности.

3. Опросник «Стиль объяснения успехов и неудач (СТОУН)» [Гордеева и др., 2009]. Использован краткий вариант опросника, в котором респонденту предлагается представить себя в 5 ситуациях успеха и 7 ситуациях неудачи, сформулировать и оценить наиболее вероятную причину каждого события по 3 параметрам атрибутивного стиля: стабильность, глобальность и контролируемость.

4. Для того чтобы определить уровень субъективного благополучия, использовалась экспресс-методика шкала удовлетворенности жизнью Э.Динера в адаптации Е.Н.Осина и Д.А.Леонтьева [Осин, Леонтьев, 2008].

5. Шкала позитивного и негативного аффекта (ШПАНА) [Осин, 2012] включает 20 прилагательных, описывающих различные эмоциональные состояния и сгруппированных в 2 шкалы, позитивного аффекта и негативного аффекта. Респондентам предлагалось оценить выраженность эмоций у себя за последние две недели.

Далее были рассмотрены возможные взаимосвязи шкалы чувствительности к обратной связи с другими параметрами. Так как шкалы имеют нормальное распределение, применялся коэффициент корреляции Пирсона.

Шесть типов мотивационной регуляции, описанных в теории самодетерминации, были для простоты обработки и анализа сведены к двум: автономной (внутренней, идентифицированной или позитивной интроецированной) и контролируемой (негативной интроецированной, экстернальной или амотивации).

Результаты

Таблица 3
Показатели коэффициента корреляции Пирсона между шкалой чувствительности к обратной связи и параметрами психологического благополучия и мотивации

Универсальный опросник воспринимаемого локуса каузальности
  Автономная мотивация 0,299**
  Контролируемая мотивация –0,355**
Методика диагностики потока в профессиональной деятельности (для N = 153) 0,470**
Шкала удовлетворенности жизнью 0,295**
Шкала позитивного и негативного аффекта
  Позитивный аффект 0,444**
  Негативный аффект –0,265**
Опросник стиля объяснения успехов и неудач (для N = 153)
Ситуация успеха Общий показатель оптимизма 0,356**
Стабильность 0,355**
Глобальность 0,308**
Контроль 0,264**
Ситуация неудачи Общий показатель оптимизма 0,129
Стабильность 0,083
Глобальность –0,041
Контроль 0,250**

Примечания. Уровень значимость различий: *p < 0,05; ** p < 0,01; оценка по критерию t-Стьюдента. В тех случаях, когда коэффициент корреляции считался на сокращенной выборке (т.е. меньшей 199 человек), это число указывается в скобках.

Результаты в целом соответствуют ожидаемым и говорят о хорошей конвергентной валидности шкалы ЧОС по отношению к показателям психологического благополучия в широком смысле слова. Как видно из таблицы 3, обнаружены значимые и достаточно высокие показатели положительных корреляций ЧОС с удовлетворенностью жизнью, переживанием потока, положительными эмоциями и автономной мотивацией и отрицательных – с негативными эмоциями и контролируемой мотивацией. Эти данные говорят о том, что ЧОС относится к числу характеристик, благоприятных для личности; вместе с тем они почти ничего не говорят о специфичности измеряемой переменной и об инкрементальной валидности шкалы, то есть о том, дает ли шкала что-то новое помимо общего показателя благополучия, или же она лишь дублирует имеющиеся методы. Единственное, что говорит в пользу такой специфичности, относится к паттерну корреляций ЧОС с параметрами атрибутивного стиля. В ситуации успеха ЧОС обнаруживает значимые положительные корреляции со всеми тремя параметрами оптимистического атрибутивного стиля и с общим показателем оптимизма. Однако в случае неудачи эти корреляции становятся незначимыми, за исключением параметра контролируемости. Иными словами, чем чувствительнее индивид к обратной связи, тем он оптимистичнее в ситуации успеха, однако в ситуации неудачи его оптимизм уходит, хотя выраженным пессимистом он все же не становится. Этот паттерн вполне согласуется с конструктом чувствительности к обратной связи, хоть и недостаточен для его конструктной валидизации.

Для выявления более специфических связей ЧОС с параметрами саморегуляции мы провели еще одно исследование, в котором для сопоставления были использованы шкалы, более целенаправленно измеряющие конкретные аспекты личностной саморегуляции.

Исследование 2. Чувствительность к обратной связи и характеристики саморегуляции

Выборку эмпирического исследования составили студенты факультета психологии филиала Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в г.Ташкенте 2-го и 3-го курсов (N = 104), в возрасте 18–26 лет (средний возраст 21,45, стандартное отклонение 1,3). Количество женщин (n = 95) составило 91,3% выборки, количество мужчин (n = 9) составило 8,7%.

Инструменты

Для решений исследовательских задач использовалась следующая батарея методик.

1. Опросник «Контроль за действием» – авторская тестовая методика, разработанная в соответствии с оригинальными представлениями о природе воли. Разработан Ю.Кулем (Kuhl) в 1991 году, адаптирован на русском языке С.А.Шапкиным в 1997 году [Васильев и др., 2011]. В структуре опросника выделяются два типа ориентации: на действие и на состояние, которые могут проявиться в трех ситуациях: неудача, планирование, реализация. О.В.Митина и Е.И.Рассказова [Митина, Рассказова, 2014] видоизменили опросник, добавив в него еще один тип ориентации: рефлексию. Таким образом, в используемом нами опроснике три типа ориентации в трех типах ситуации образуют девять возможных шкал.

2. Личностный опросник «Большая пятерка» (BFQ-2) в адаптации Е.Н.Осина и др. [Осин и др., 2015] включает шесть шкал: «Энергичность», «Дружелюбие», «Добросовестность», «Эмоциональная стабильность», «Открытость» и шкала лжи «Желательные ответы». В каждой шкале по две субшкалы.

3. Опросник когнитивного инсайта А.Бека переведен и адаптирован на русский язык Е.И.Рассказовой и И.В.Плужниковым [Рассказова, Плужников, 2013]. Методика измеряет отношение человека к своему опыту через сопоставление своего мнения и ситуации. Опросник состоит из 15 пунктов и включает в себя три шкалы: «Саморефлексивность», «Самоуверенность», «Когнитивный инсайт».

Результаты

Были рассмотрены возможные взаимосвязи шкалы чувствительности к обратной связи с параметрами саморегуляции. Так как шкалы имеют нормальное распределение, применялся коэффициент корреляции Пирсона.

Таблица 4
Показатели коэффициента корреляции Пирсона между шкалой чувствительности к обратной связи и параметрами саморегуляции

Контроль действия
Ориентация при неудаче Действие 0,262**
Состояние –0,147
Рефлексия 0,401**
Ориентация при принятии решения Действие 0,189
Состояние –0,216*
Рефлексия 0,073
Ориентация при реализации Действие –0,199*
Состояние –0,061
Рефлексия 0,249*
Личностный опросник «Большая пятерка»
  Динамизм 0,079
  Доминантность 0,148
  Эмпатия 0,405**
  Любезность 0,212*
  Педантичность 0,467**
  Упорство 0,417**
  Лабильность 0,087
  Импульсивность –0,119
  Открытость культуре 0,307**
  Открытость опыту 0,157
  Эгоистическая желательность 0,086
  Моралистическая желательность 0,350**
Опросник когнитивного инсайта А.Бека
  Саморефлексивность 0,008
  Самоуверенность 0,111
  Когнитивный инсайт –0,032

Примечания. Уровень значимость различий: *p < 0,05; ** p < 0,01; оценка по критерию t-Стьюдента.


Данные, приведенные в таблице 4, позволяют в полной мере раскрыть специфику конструкта чувствительности к обратной связи.

Начнем с анализа корреляций со шкалами «Большой пятерки». Наиболее высокие значимые корреляции предсказуемо обнаруживаются с педантичностью и упорством – обеими субшкалами фактора С (добросовестность). Именно этот фактор традиционно соотносится с эффективностью деятельности и саморегуляцией. Почти такие же высокие значения связей ЧОС с эмпатией и любезностью – двумя субшкалами фактора А (дружелюбие). Эти два фактора «Большой пятерки» отвечают соответственно за саморегуляцию и чувствительность, с одной стороны, в предметной деятельности и с другой – в общении. Закономерна и значимая связь ЧОС с одной из субшкал фактора социальной желательности, а также с открытостью культуре, хотя мы ожидали, что связь с открытостью опыту также будет значимой. Ни с экстраверсией, ни с нейротизмом ЧОС не связана.

Столь же интересны данные по соотнесению ЧОС со шкалами модифицированной методики контроля за действием. В ситуации принятия решения ЧОС почти никак не влияет на параметры контроля, разве что низкая ЧОС умеренно положительно связана с ориентацией на собственное состояние. В ситуации неудачи ориентации на рефлексию и на действие значимо связаны с высокой ЧОС, а также между собой, что полностью соответствует смыслу конструкта. Наконец, в ситуации реализации ЧОС положительно связана с рефлексией и значимо отрицательно – с ориентацией на действие, что также предсказуемо.

Наконец, все шкалы опросника когнитивного инсайта Бека обнаружили незначимые связи с ЧОС, что говорит о том, что ЧОС, по-видимому, не является феноменом чисто когнитивной природы; эта переменная, выступающая, насколько мы можем судить, важной характеристикой личностного потенциала [Леонтьев, 2006], имеет, как и другие регуляторные конструкты, специфическую природу, обсуждение которой выходит за рамки данной статьи.

Заключение

Данная статья представляет собой первую попытку описать новый психодиагностический инструмент – шкалу чувствительности к обратной связи. Представленные здесь результаты двух исследований, в которых шкала проходила апробацию, позволяют считать эту апробацию успешной. По ее результатам потребовалась лишь незначительная коррекция первой рабочей версии шкалы – исключение одного пункта. Окончательный вариант шкалы ЧОС приведен в приложении.

Приведенные данные говорят о том, что шкала консистентна, ее баллы распределены нормально. Показатель шкалы значимо связан с несколькими мерами психологического благополучия, с автономной мотивацией в противоположность контрольной, с оптимизмом в ситуации успеха, но не в ситуации неудачи, с добросовестностью, а также чувствительностью и компетентностью в межличностных отношениях, с готовностью задуматься над правильностью своих действий, особенно в ситуации неудачи. Все это позволяет говорить о конструктной валидности шкалы ЧОС и рекомендовать ее как полезный психодиагностический инструмент.


Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект 16-18-10439 «Системно-динамический анализ регуляции деятельности».


Приложение

Шкала чувствительности к обратной связи

Инструкция. Для каждого из приведенных ниже утверждений поставьте, пожалуйста, одну из пяти цифр, наиболее точно отражающую Ваши особенности.

1 2 3 4 5
(Почти) никогда Иногда Регулярно Часто (Почти) всегда

 

1. Я прислушиваюсь к тому, что мне говорят коллеги о моей работе ___
2. Я готов попробовать что-то изменить, чтобы улучшить мои достижения  
3. По окончании работы, не принесшей успеха, я стараюсь поскорее забыть про нее  
4. Я стараюсь внимательно относиться к тем замечаниям, которые мне делают более опытные товарищи  
5. Я обсуждаю с моим руководителем (преподавателем) причины успехов и неудач в моей деятельности  
6. Если даже результаты меня разочаровывают, я все же не спешу что-то менять  
7. Я регулярно думаю о том, что поможет мне улучшить мои достижения  
8. Когда я добиваюсь успеха, я не очень задумываюсь о его причинах  
9. После неудачи мне важно проделать «работу над ошибками»  


Литература

Васильев И.А., Митина О.В., Шапкин С.А. Контроль за действием как составляющая личностного потенциала. В кн.: Д.А. Леонтьев (Ред.), Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 330–359.

Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009.

Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции. В кн.: Б.С. Братусь, Е.Е. Соколова (Ред.), Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: Смысл, 2006. Вып. 2, с. 85–105.

Леонтьев Д.А. Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип. В кн.: В.И. Моросанова (Ред.), Психология саморегуляции в XXI в. М.: Нестор-История, 2011. С. 74–89.

Леонтьев Д.А. Поток в профессиональной деятельности и его диагностика. В кн.: Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике, Челябинск, 9–11 сентября 2015. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т. 1, с. 180–185.

Митина О.В., Рассказова Е.И. Рефлексивная ориентация и ее диагностика в структуре контроля за действием. Психологический журнал, 2014, 35(2), 118–128.

Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2012, 9(4), 91–110.

Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия. В кн.: III Всероссийский социологический конгресс: материалы. М.: Институт социологии РАН, 2008. https://publications.hse.ru/chapters/78753840

Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Неяскина Ю.Ю., Дорфман Л.Я., Александрова Л.А. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке. Психологическая диагностика, 2015, No. 3, 80–104.

Рассказова Е.И., Плужников И.В. Психодиагностика уровня когнитивного инсайта: результаты апробации русскоязычной версии шкалы когнитивного инсайта А.Бека. Психологические исследования, 2013, 6(28), 6.

Sheldon K.M., Osin E.N., Gordeeva T.O., Suchkov D.D., Sychev O.A. Evaluating the dimensionality of Self-determination theory’s relative autonomy continuum. Personality and Social Psychology Bulletin, 2017, 43(9), 1215–1238. doi:10.1177/0146167217711915

Поступила в редакцию 3 декабря 2018 г.  Дата публикации: 14 февраля 2019 г.

Сведения об авторах

Леонтьев Дмитрий Алексеевич. Доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Славянская площадь, д. 4, стр. 2, 109240 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Моспан Анастасия Никитична. Аспирант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Славянская площадь, д. 4, стр. 2, 109240 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Митина Ольга Валентиновна. Кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Леонтьев Д.А., Моспан А.Н., Митина О.В. Разработка и валидизация шкалы чувствительности к обратной связи. Психологические исследования, 2019, 12(63), 12. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Леонтьев Д.А., Моспан А.Н., Митина О.В. Разработка и валидизация шкалы чувствительности к обратной связи // Психологические исследования. 2019. Т. 12, № 63. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи:

К началу страницы >>