Постановка проблем и формулировка гипотез в психологическом исследовании

Авторы

  • Виктор Аллахвердов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v13i70.202

Ключевые слова:

психологическое исследование, сознание, формулировка гипотез, проблемы-парадоксы, проблемы поиска, проблемы-загадки, проблемы проверки

Аннотация

Предполагается, что кризис воспроизводимости в психологии во многом связан с неудачными формулировками проблем и гипотез исследования. Рассматриваются варианты постановки проблем и, как следствие, специфический для каждого варианта тип гипотез, призванных эти проблемы решать. 1. Проблема-парадокс: не вызывающие сомнения опытные данные противоречат другому не менее надежному знанию (логике, законам и т.п.). Основной способ решения – придумывание гипотетической причины, действие которой приводит к указанному противоречию. Если действие придуманной причины подтверждается в опыте, то это может привести к пересмотру существующей научной картины мира. Рассматриваются примеры до сих пор не разрешенных парадоксов в психологии. 2. Проблемы поиска, когда заведомо известно, что нечто существует, но неизвестно, как это нечто измерить и определить его свойства. Главной творческой находкой является придумывание метода, позволяющего решить эту задачу. Рассматриваются направленный и ненаправленный поиск неизвестного. 3. Проблемы-загадки: как случайно обнаруженное никем не предсказуемое удивительное явление может быть вписано в уже существующее знание? Обычно решение проблем-загадок приводит к расширению наличного знания. 4. Проблемы проверки: действительно ли существует обнаруженный феномен или это артефакт? Верна ли гипотеза о причинах тех или иных явлений? При подготовке к публикации статей желательно ясно указывать поставленную проблему и выдвигать гипотезы, дающие надежду на ее решение.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Виктор Аллахвердов

Аллахвердов Виктор Михайлович. Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: vimiall@gmail.com

Литература

Avgustin. Ispoved'. M.: Renessans, 1991. (in Russian)

Agassi Dzh. Nauka v dvizhenii // Struktura i razvitie nauki: iz Bostonskih issledovanij po filosofii nauki. M.: Progress, 1978. (in Russian)

Adamar ZH. Issledovanie psihologii izobreteniya v matematike. M.: Sov. radio, 1970. (in Russian)

Allahverdov V.M. Soznanie kak paradoks. SPb.: DNK, 2000. (in Russian)

Allahverdov V.M. Soznanie i svoboda voli // ZHurnal VND. 2017, 67, 6, 734–738. (in Russian)

Allahverdov V.M. Soznanie. Poisk putej resheniya vechnyh problem // Vesci BDPU. Seryya 1. 2019. 3. 66–71, 4. 56–60. (in Russian)

Gal'perin P.YA. Vvedenie v psihologiyu. M.: MGU, 1976. (in Russian)

Gerbart I. Psihologiya. M.: Territoriya budushchego, 2007. (in Russian)

Gyote I.V. Izbr. soch. po estestvoznaniyu. M.: AN SSSR, 1957. (in Russian)

Velichkovskij B.B. Rabochaya pamyat' cheloveka. Struktura i mekhanimzmy. M.: Kogito-centr, 2015. (in Russian)

Darvin CH. Izbrannye pis'ma. M.: Inostrannaya literatura, 1950. (in Russian)

Dyubua-Rejmon E. O predelah poznaniya prirody. Mogilev na Dnepre: izd. perevodchikov, 1873. (in Russian)

Zinchenko V.P., Vergiles N.YU. Formirovanie zritel'nogo obraza. M.: MGU, 1969. (in Russian)

Zinchenko V.P., Morgunov E.B. CHelovek razvivayushchijsya. M.: Trivola. 1994. (in Russian)

Il'enkov E.V. Dialekticheskaya logika. M., 1984. (in Russian)

Kant I. Traktaty i pis'ma. M.: Nauka, 1980. (in Russian)

Lakatos I. Metodologiya issledovatel'skih programm. M.: AST, 2003. (in Russian)

Moroshkina N.V., Gershkovich V.A. Tipologiya empiricheskih issledovanij v psihologii // Vestnik SPbGU, seriya 16, 2016, vyp. 1, 80–99. (in Russian)

Pavlov I.P. Refleks svobody. SPb.: Piter, 2001. (in Russian)

Polani M. Lichnostnoe znanie. M.: Progress, 1985. (in Russian)

Rassel B. Iskusstvo myslit'. M.: Gnozis, 1999. (in Russian)

Revonsuo A. Psihologiya soznaniya. SPb.: Piter, 2013. (in Russian)

Horgan Dzh. Konec nauki: vzglyad na ogranichennost' znaniya na zakate Veka Nauki. SPb.: Amfora, 2001. (in Russian)

Frankl V. CHelovek v poiskah smysla. M.: Progress. 1990. (in Russian)

Flores C. Pamyat' // Eksperimental'naya psihologiya (Fress P., Piazhe ZH. – red.). M.: Progress, 1973, vyp. IV, 209–312. (in Russian)

Yulina N.S. Tajna soznaniya: al'ternativnye strategii issledovaniya. CH.1 // Voprosy filosofii, 2004, 10, 125–135. (in Russian)

Abdel Rahman R., Melinger A. Semantic context effects in language production: A swinging lexical network proposal and a review. Language and Cognitive Processes, 2009, vol. 24, pp. 713–734.

Allakhverdov V. et al. Consciousness, Learning, and Control. On the path to a theory // Implicit Learning. 50 Years On (ed. A. Cleervans, V. Allakhverdov, M.L. Kuvaldina). N.Y.: Routledge, 2019, 71–107.

Block N., Stalnaker R. Conceptual analysis, dualism and the explanatory gap // Philosophical Review. 1000, 108: 1–46.

Boring E. Intelligence as the Tests Test It. New Republic, 1923, 36, pp. 35–37.

Hui-Qi Qu, Tien M., Polychronakos С. Statistical significance in genetic association studies // Clinical & Investigative Medicine. 2010, 33(5), 266–270.

Haig B., Borsboom D. Truth, science, and psychology // Theory and Psychology, 2012, 22(3), 272–289.

Huxley T. Lessons on Elementary Physiology, 8. London, 1866.

Levelt W.J.M., Roelofs A., Meyer A.S. A theory of lexical access in speech production. Behavioral and Brain Sciences, 1999, vol. 22, pp. 1–38.

Levine J. Materialism and qualia: the explanatory gap // Pacific Philosophical Quarterly, 1983, 64, р. 354–361.

Oberauer K. Access in information in Working Memory // Journal of Experimental Psychology Leaning. Memory and Cognition, 2002, 28, 2, 411–421.

Sachs-Hombach K., Philosophische Psychologie im 19. Jahrhundert: Einstehung und Problemgeschichte. Freiburg/München: Alber, 1993.

Soon C., Brass M., Heinze H.-J., Haynes J.-D. Unconscious determinants of free decisions in the human brain // Nature Neuroscience. 2008. 11(5). 543–545.

Stanley T.D., Carter E.C., Doucouliagos H. What meta-analyses reveal about the replicability of psychological research // Psychological Bulletin, 2018, 144(12), 1325–1346.

Van Helden A. On Motion. The Galileo Project. 1995. http://galileo.rice.edu/sci/theories/on_motion.html

Число просмотров

Просмотров: 726

Опубликован

14.05.2020

Как цитировать

Аллахвердов, В. (2020). Постановка проблем и формулировка гипотез в психологическом исследовании. Психологические исследования, 13(70). https://doi.org/10.54359/ps.v13i70.202

Выпуск

Раздел

Статьи