Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

2020 Том 13 No. 71

Иванина Е.О., Грачева А.С., Марков Ю.А., Горбунова Е.С. Зрительный поиск знакомых и опасных стимулов: «гопник» в толпе

English version: Ivanina E.O., Gracheva A.S., Markov Y.A., Gorbunova E.S. Search for familiar and dangerous: not seeing a gopnik in the crowd

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

 

Субкультурным группам зачастую присущ особенный стиль одежды, который позволяет им отделить себя от остального общества и в итоге становится отличительной чертой группы и частью общего культурного бэкграунда страны. Но насколько сильно представления о тех или иных субкультурах могут быть укоренены в культуре страны? В данной работе был исследован феномен асимметрии зрительного поиска при поиске антропоморфных стимулов, имеющих характеристики, присущие внешнему виду представителей субкультуры «гопников». Были проведены две серии экспериментов, в ходе которых было проверено влияние ознакомленности испытуемых со стимулом, а также то, что стимул мог быть воспринят испытуемыми как потенциально несущий опасность. В целом в представленных результатах было продемонстрировано проявление феномена асимметрии зрительного поиска для антропоморфных объектов и объектов, имеющих стилистические особенности субкультуры «гопников», которое было несводимо к базовым свойствам стимулов. Согласно нашим результатам, субкультура «гопников» в современной России воспринимается скорее как имеющая определенные привычные стереотипные особенности, чем как представляющая угрозу. 

Ключевые слова: зрительный поиск, асимметрия зрительного поиска, фактор знакомости стимула, гопники

Полный англоязычный текст статьи PDF >>

Финансирование

Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2020 году (ТЗ-111)

Благодарности

Авторы выражают благодарность Анне Ниделько и Дарье Карпухиной за помощь в сборе данных.

Литература

Bar M., Neta M. (2006). Humans prefer curved visual objects. Psychological Science, 17(8), 645–648. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2006.01759.x

Becker L., Smith D.T., Schenk T. (2017). Investigating the familiarity effect in texture segmentation by means of event-related brain potentials. Vision Research, 140, 120–132. https://doi.org/10.1016/j.visres.2017.08.002

Bridges D., Pitiot A., MacAskill M.R., Peirce J. (2020). The timing mega-study: comparing a range of experiment generators, both lab-based and online. PsyArXiv. https://doi.org/10.31234/OSF.IO/D6NU5

Bruce N.D.B., Tsotsos J.K., Leibold C., Maximilians L. (2011). Visual representation determines search difficulty : explaining visual search asymmetries, 5(July), 1–10. https://doi.org/10.3389/fncom.2011.00033

Coelho C.M., Cloete S., Wallis G. (2011). The face-in-the-crowd effect: When angry faces are just cross(es). Journal of Vision, 10(1), 7–7. https://doi.org/10.1167/10.1.7

Crump M.J.C., McDonnell J.V., Gureckis T.M. (2013). Evaluating Amazon’s Mechanical Turk as a Tool for Experimental Behavioral Research. PLoS ONE, 8(3), e57410. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0057410

de Leeuw J.R., Motz B.A. (2016). Psychophysics in a Web browser? Comparing response times collected with JavaScript and Psychophysics Toolbox in a visual search task. Behavior Research Methods, 48(1), 1–12. https://doi.org/10.3758/s13428-015-0567-2

Flykt A. (2005). Visual Search With Biological Threat Stimuli: Accuracy, Reaction Times, and Heart Rate Changes, 5(3), 349–353. https://doi.org/10.1037/1528-3542.5.3.349

Foster D.H., Ward P.A. (1991). Asymmetries in oriented-line detection indicate two orthogonal filters in early vision. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 243(1306), 75–81. https://doi.org/10.1098/rspb.1991.0013

Fox E., Russo R., Dutton K. (2002). Attentional bias for threat: Evidence for delayed disengagement from emotional faces. Cognition and Emotion, 16(3), 355–379. https://doi.org/10.1080/02699930143000527

Gavriliuk V.V. (2011). The Gopniks as a Phenomenon in the Youth Community. Russian Education and Society, 53(1), 28–37. https://doi.org/10.2753/RES1060-9393530103

Gilford R.M., Juola J.F. (1976). Familiarity effects on memory search and visual search, 7(2), 142–144.

Gray K.L.H., Adams W.J., Hedger N., Newton K.E., Garner M. (2013). Faces and awareness: Low-level, not emotional factors determine perceptual dominance. Emotion, 13(3), 537–544. https://doi.org/10.1037/a0031403

Greene H.H., Rayner K. (2001). Eye movements and familiarity effects in visual search, 41, 3763–3773.

Hansen C.H., Hansen R.D. (1988). Finding the Face in the Crowd: An Anger Superiority Effect, 54(6), 917–924.

Hedger N., Adams W.J., Garner M. (2015). Fearful faces have a sensory advantage in the competition for awareness. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 41(6), 1748–1757. https://doi.org/10.1037/xhp0000127

Horstmann G. (2007). Preattentive face processing: What do visual search experiments with schematic faces tell us? Visual Cognition, 15(7), 799–833. https://doi.org/10.1080/13506280600892798

JASP Team (2020). JASP(Version 0.12) [Computer software]

Jeffreys H. (1998). The theory of probability. OUP Oxford.

Kristjánsson A., Tse P.U. (2001). Curvature discontinuities are cues for rapid shape analysis. Perception & Psychophysics, 63(3), 390–403.

LoBue V. (2010). What’s so scary about needles and knives? Examining the role of experience in threat detection. Cognition and Emotion, 24(1), 180–187. https://doi.org/10.1080/02699930802542308

Lyadova A.S. (2018). Противодействие распространению криминальной субкультуры в молодежной среде как составляющая профилактики экстремизма. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №3. Гуманитарные и общественные науки, 43–48.

Malinowski P., Hübner R. (2001). Asymmetries for Familiar Stimuli and Learned Features The effect of familiarity on visual-search performance: Evidence for learned basic features, 63(3), 458–463.

Meinecke C., Meisel C. (2014). Top-down influence on bottom-up process: The familiarity effect modulates texture segmentation. Vision Research, 95(December), 23–35. https://doi.org/10.1016/j.visres.2013.12.008

Mruczek R.E.B., Sheinberg D.L. (2005). Distractor familiarity leads to more efficient visual search for complex stimuli, (6), 1016–1031.

Öhman A. (2005). The role of the amygdala in human fear: Automatic detection of threat. Psychoneuroendocrinology, 30(10), 953–958. https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2005.03.019

Ohman A., Flykt A., Esteves F. (2001). Emotion Drives Attention : Detecting the Snake in the Grass, 130(3), 466–478. https://doi.org/10.1037/AXJ96-3445.130.3.466

Öhman A., Soares S.C., Juth P., Lindstrm B., Esteves F. (2012). Evolutionary derived modulations of attention to two common fear stimuli: Serpents and hostile humans. Journal of Cognitive Psychology, 24(1), 17–32. https://doi.org/10.1080/20445911.2011.629603

Peirce J., Gray J.R., Simpson S., MacAskill M., Höchenberger R., Sogo H., … Lindeløv J.K. (2019). PsychoPy2: Experiments in behavior made easy. Behavior Research Methods, 51(1), 195–203. https://doi.org/10.3758/s13428-018-01193-y

Royden C.S., Wolfe J.M., Klempen N. (2001). Visual search asymmetries in motion and optic flow fields. Perception and Psychophysics, 63(3), 436–444. https://doi.org/10.3758/BF03194410

Schubö A., Gendolla G.H.E., Meinecke C., Abele A.E. (2006). Detecting emotional faces and features in a visual search paradigm: Are faces special? Emotion, 6(2), 246–256. https://doi.org/10.1037/1528-3542.6.2.246

Shen J., Reingold E.M. (2001). Visual search asymmetry : The influence of stimulus familiarity and low-level features, 63(3), 464–475.

Stein T., Sterzer P. (2012). Not just another face in the crowd: Detecting emotional schematic faces during continuous flash suppression. Emotion, 12(5), 988–996. https://doi.org/10.1037/a0026944

Sulikowski D., Burke D. (2014). Threat is in the sex of the beholder: Men find weapons faster than do women. Evolutionary Psychology, 12(5), 913–931. https://doi.org/10.1177/147470491401200505

Tikhomirov S. (2011). «Креатив» в молодежной культуре: особенности конструирования образа гопника. Международный журнал исследований культуры, 1(2), 155–161.

Treisman A. (1985). Preattentive processing in vision. Computer Vision, Graphics and Image Processing, 31(2), 156–177. https://doi.org/10.1016/S0734-189X(85)80004-9

Treisman A., Gormican S. (1988). Feature Analysis in Early Vision: Evidence From Search Asymmetries. Psychological Review, 95(1), 15–48. https://doi.org/10.1037/0033-295X.95.1.15

Treisman A., Souther J. (1985). Search Asymmetry. A Diagnostic for Preattentive Processing of Separable Features. Journal of Experimental Psychology: General, 114(3), 285–310. https://doi.org/10.1037/0096-3445.114.3.285

Wagenmakers E.-J., Love J., Marsman M., Jamil T., Ly A., Verhagen J., … Morey R.D. (2017). Bayesian inference for psychology. Part II: Example applications with JASP. Psychonomic Bulletin & Review, 1–19. https://doi.org/10.3758/s13423-017-1323-7

Wang Q., Cavanagh P., Green M. (1994). Familiarity and pop-outin visual search. Percept. Psychophys., 56(5), 495–500.

Wolfe J.M., Cave K.R., Franzel S.L. (1989). Guided search: an alternative to the feature integration model for visual search. J.Exp.Psychol.Hum.Percept.Perform., 15(0096-1523 SB-M), 419–433. https://doi.org/2527952

Wolfe J.M. (1994). Guided Search 2.0 A revised model of visual search. Psychonomic Bulletin & Review, 1(2), 202–238. https://doi.org/10.3758/BF03200774

Wolfe J.M. (2001). Asymmetries in visual search : An introduction. Perception & Psychophysics, 63(3), 381–389. https://doi.org/10.3758/BF03194406

Wolfe J.M., Horowitz T.S. (2017). Five factors that guide attention in visual search. Nature Human Behaviour, 1(3), 1–8. https://doi.org/10.1038/s41562-017-0058

Wolfe J.M. (2010). Visual search. Current Biology, 20(8), R346–R349. https://doi.org/10.1016/j.cub.2010.02.016

Yakovleva M.V. (2013). Динамика образов мужественности в моде начала ХХI века: гендерный аспект. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 26–32.Поступила в редакцию 03 марта 2020 г. Дата публикации: 30 июня 2020 г.

Поступила в редакцию 03 марта 2020 г. Дата публикации: 30 июня 2020 г.

Сведения об авторах

Иванина Екатерина Олеговна, стажер-исследователь Института когнитивных нейронаук Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 18, 101000 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Грачева Анна Сергеевна, студент департамента психологии факультета социальных наук Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Марков Юрий Алексеевич, младший научный сотрудник НУЛ когнитивных исследований Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Горбунова Елена Сергеевна, канд. психол. наук, зав. лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Иванина Е.О., Грачева А.С., Марков Ю.А., Горбунова Е.С. Зрительный поиск знакомых и опасных стимулов: «гопник» в толпе. Психологические исследования, 2020, 13(71), 1. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Иванина Е.О., Грачева А.С., Марков Ю.А., Горбунова Е.С. Зрительный поиск знакомых и опасных стимулов: «гопник» в толпе // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 71. С. 1. URL: http://psystudy.ru

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n71/1776-ivanina71.html

К началу страницы >>

Related Articles