Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

2020 Том 13 No. 72

Обухова Ю.В., Токмакова Д.С. Систематический обзор исследований взаимосвязи социального интеллекта и личностных черт в зарубежных публикациях

English version:Obukhova Y.V., Tokmakova D.S. Systematic review of research on the relationships between social intelligence and the personality traits

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

 

В статье изложены результаты проведенного авторами систематического обзора зарубежных научных публикаций, посвященных взаимосвязи социального интеллекта и личностных черт. На основе анализа 66 научных статей и диссертаций (шесть теоретических, две методологические, пятьдесят восемь эмпирических работ), опубликованных на английском языке в зарубежных журналах, индексируемых в базах Academic Search Complete, PsycINFO+PsycARTICLES, ProQuest Dissertations & Theses, Web of Science, Scopus, обобщены типы, выраженность и контекстуальные характеристики связей между показателями социального интеллекта и личностными характеристиками. Основными анализируемыми переменными выступили тип публикации, методический подход и конкретные методики исследования, тип исследуемой группы, прикладной аспект изучаемых феноменов, страна проведения исследования. Авторы проанализированных публикаций рассматривали измерения социального интеллекта и личностных качеств педагогов; влияние социального интеллекта, внутриличностных и межличностных интеллектуальных компетенций на успешность образовательного процесса; роль социального интеллекта и личностных черт в эффективности управленческой деятельности и их важность для лидера и руководителя; значимость социального интеллекта и личностных характеристик для феномена жизнестойкости; гендерные различия в параметрах социального интеллекта и определенных качеств личности. В качестве объекта эмпирических исследований выступал преимущественно образовательный (дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский возраст) и профессиональный (педагоги, военные, медицинский персонал, менеджеры и управленцы) типы малых групп. Не было обнаружено исследований, объектом которых выступали бы лица в период поздней взрослости или пожилого возраста. Для эмпирического сбора данных чаще всего использовались комплексные психодиагностические методики, содержащие тест-опросники, экспертные оценки и самоотчеты. Обработка результатов проводилась преимущественно методом корреляционного анализа. Содержанием многих проанализированных работ были также разработанные их авторами рекомендации по развитию социального интеллекта и эффективному использованию личностных качеств для психологов-консультантов, педагогов, директоров школ и других групп профессионалов психолого-педагогического профиля.

Ключевые слова: социальный интеллект, личностные черты, систематический обзор, зарубежные исследования, Academic Search Complete, PsycINFO + PsycARTICLES, ProQuest Dissertations & Theses, Web of Science, Scopus

Полный текст статьи PDF >>

Поступила в редакцию 21 апреля 2020 г. Дата публикации: 28 августа 2020 г.
 

Благодарности

Авторы благодарны Дэвиду Пикапу, специалисту по работе с информацией научно-исследовательского центра изучения эффективности обучения и когнитивных процессов (CSLP: Centre for the Study of Learning and Performance) университета Конкордия (Монреаль, Канада), за помощь в формировании стратегии поиска литературы и доступ к части использованных библиографических баз данных.

Стиль psystudy.ru
Обухова Ю.В., Токмакова Д.С. Систематический обзор исследований взаимосвязи социального интеллекта и личностных черт в зарубежных публикациях. Психологические исследования, 2020, 13(72), 2. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Обухова Ю.В., Токмакова Д.С. Систематический обзор исследований взаимосвязи социального интеллекта и личностных черт в зарубежных публикациях// Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 72, C. 2. URL: http://psystudy.ru

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n72/1785-obuhova72.html

К началу страницы >>

Related Articles